Научная статья на тему 'Нетарифные методы регулирования во внешнеэкономических отношениях'

Нетарифные методы регулирования во внешнеэкономических отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2906
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА НЕТАРИФНЫХ СРЕДСТВ / NON-TARIFF REGULATION / FOREIGN TRADE ACTIVITIES / THE SYSTEM OF NON-TARIFF MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шульга М. Г.

Статья посвящена проблемам классификации нетарифных мер регулирования, которые применяются во внешнеэкономических отношениях и влияют на общую ситуацию в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TARIFFS METHODS OF REGULATION IN NON-ECONOMIC RELATIONS

Article deals with problems of classification of non-tariff regulatory measures that are applied to external economic relation and influence the overall situation in the economy.

Текст научной работы на тему «Нетарифные методы регулирования во внешнеэкономических отношениях»

УДК 342.95

М. Г. Шульга,

канд. юрид. наук, доцент, Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Государственная политика в сфере регулирования внешнеторговых сделок направлена, прежде всего, на реализацию собственных интересов страны. Акценты, как правило, смещены в сторону национального товаропроизводителя и потребителя. Это в определенной мере касается и нашего государства. Рыночная трансформация экономики Украины предусматривает развитие таких элементов экономической системы, которые, с одной стороны, способны обеспечивать равные условия для осуществления хозяйственной деятельности для всех субъектов хозяйствования, а с другой - служат инструментом государственного влияния на общую ситуацию в экономике.

Как известно, основным инструментам таможенной политики, внешнеэкономической деятельности является использование мер тарифного, т.е. экономического, и нетарифного - административного регулирования. В процессе таможенно-тарифного регулирования государство воздействует на цену товара, отражающейся на объемах ввоза или вывоза товаров, формировании внутреннего рынка товаров. То есть, осуществляется регулирование внешнеторгового оборота с иностранными государствами, защищается национальный товаропроизводитель, государственный бюджет пополняется поступлениями от внешнеэкономических операций. Пошлина отражается на темпах развития, уровне накопления капитала, нормах прибыли в отдельных сферах экономики, влияет на внутреннюю занятость, защищает национальных товаропроизводителей от демпинга, создает условия доступа национальных товаров на иностранные рынки. Несмотря на свой экономический характер, таможенно-тарифное регулирование может иметь черты и политического влияния. Введение пошлины или ее отмена может стать средством воздействия по политическим мотивам.

Тем не менее, использование экономических мер регулирования во внешнеэкономических отношениях в чистом виде не всегда достигает определенной цели. Поэтому наряду с тарифными применяются и нетарифные меры регулирования. С их помощью также осуществляется регулирование внешней торговлей, защищается национальный рынок и товаропроизводитель, выполняются международные обязательства Украины. Внедрение государственных правил, нормативов, запретов, к которым прибегает государство в случае необходимости, создает особый режим регулирования торгового обращения того или иного товара, неэкономические, административные и технические условия способны ограничить или усложнить свободную торговлю между государствами [12, с. 140-141].

С. Терещенко отмечает, что меры нетарифного регулирования не имеют такого существенного воздействия на внешнюю торговлю как таможенно-тарифные, но в связи со своей национальной принадлежностью и особенностями применения становятся регулирующим фактором при экспорте и импорте. Нетарифные ограничения являются комплексом национальных административных мер, выполняющих регуляторные функции [13, с. 63].

По мнению А. И. Шишаева, нетарифные методы применяются в основном с целью защиты национальной экономики, соблюдения международной безопасности, охраны жизни и здоровья людей, выполнения международных обязательств, поддержки стабильности международной торговой системы [14, с. 72].

В Украине действует порядок установления и использования технических, фармакологических, санитарных, фитосанитарных, ветеринарных и экологических стандартов и требований, согласно с которыми разрешается перемещение товаров, которые по своим характеристикам не превышают минимальных условий соответствующих стандартов и требований. Такие стандарты и требования, а также процедуры их применения не могут использоваться с целью создания нетарифных барьеров для осуществления внешнеэкономической деятельности. В случае внедрения таких стандартов и требований органы государственного управления, уполномоченные их разрабатывать и вводить, должны официально об этом сообщать [10, с. 61].

Б. И. Кабаци считает, что нетарифные методы регулирования являются менее открытыми, чем таможенные налоги, а потому предоставляют государственным органам больше власти при осуществлении экономической политики. Их применение отображает возможность прямого влияния государства на деятельность предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и корректирование экспорта и импорта товаров и услуг [5, с. 176].

В комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации отмечается, что установление запретов и ограничений неэкономического характера может быть обусловлено соображениями общественной морали, обеспечением общественного порядка, безопасности и обороноспособности

государства, охраны жизни и здоровья людей, животных и растений, охраны национального достояния, имеющего художественную, историческую или археологическую ценность. Соблюдение таких запретов и ограничений не зависит от таможенного режима, заявленного относительно товаров, указание на применение всех ограничений как условия таможенного режима выпуска для внутреннего потребления (имеются в виду требования ст. 158 ТК РФ. - М. Ш.) дополнительно подчеркивает их обязательность [6, с. 407].

Такой подход относительно свойств нетарифных мер присущ и авторам учебного пособия «Таможенное право Украины». Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности рассматривается как комплекс мер запретного и ограничительного характера, которые не допускают проникновения таких иностранных товаров на внутренний рынок, которые могут нанести вред национальной экономике, национальному производству, охране жизни и здоровья населения страны, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности [7, с. 222].

Можно сделать вывод, что такое явление, как «нетарифные мероприятия регулирования» во внешнеэкономической деятельности, является предметом постоянного внимания исследователей в сфере таможенного права. Тем не менее, этого не достаточно. Распространение нетарифных мер воздействия государства на сферу внешнеэкономических отношений является нормальным явлением в процессе региональной экономической интеграции. Со временем этот вопрос будет приобретать все большую актуальность и нуждаться в дальнейшем исследовании и законодательном регулировании.

К сожалению, в современном украинском законодательстве нет определения понятия «нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности», также отсутствует перечень установленных мер нетарифного регулирования. Например, ст. 7 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 г. определяет, что регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется: с помощью законов Украины; предусмотренных в законах Украины актов тарифного и нетарифного регулирования, которые выдаются государственными органами Украины в пределах их компетенции; экономических мер оперативного регулирования (валютно-финансового, кредитного и другого) в пределах законов Украины; соглашений, которые заключаются между субъектами внешнеэкономической деятельности и не противоречат законам Украины [1; 1991. - № 29. - Ст. 377]. Ст. 18 ч. 1 этого же Закона устанавливает, что на территорию Украины разрешается импорт лишь тех товаров, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам не превышают минимальных условий соответствующих стандартов и требований, действующих на территории Украины.

Даже Таможенный кодекс Украины не содержит четкой дефиниции мер нетарифного регулирования внешней торговли. Этот термин применяется, например, при определении таможенной политики (ст. 2), условий применения режима импорта (ст. 189), реэкспорта (ст. 199), таможенного склада (ст. 212), специальной таможенной зоны (ст. 217), магазина беспошлинной торговли (ст. 225), переработки на таможенной территории Украины (ст. 229) и за ее пределами (ст. 237), уничтожения или разрушения (ст. 243), отказа в пользу государства (ст. 246) [1; 2002. - № 38-39. - Ст. 288].

Ст. 4 Закона Украины «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции» также содержит требования относительно сертификации и контроля, технических условий относительно тары, сведений относительно предельного срока использования, места изготовления, наименования и адреса производителя таких продуктов, ссылку на владельца торговой марки при его наличии, а в случаях, определенных Кабинетом Министров Украины, и других сведений [1; 1997. - № 44. -Ст. 281].

Применение антидемпинговых мер предусмотрено в Законе Украины «О защите национального производителя от демпингового импорта» от 22 декабря 1998 г. [1; 1999. - № 9-10. - Ст. 65]. Правовой основой применения сертификации являются законы Украины «О стандартизации» [1; 2001. - № 31. - Ст. 145], «О безопасности и качестве пищевых продуктов» [1; 1998. - № 19. - Ст. 98], «О подтверждении соответствия» [1; 2001. - № 32. - Ст. 169], «О стандартизации и сертификации» [1; 1993. - № 27. - Ст. 289]. Постановлениями Кабинета Министров Украины ежегодно утверждается перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и объем квот, осуществление экспортного контроля над международными передачами товаров военного назначения и двойного использования, проведение экспертизы, осуществление предыдущего документального контроля на пунктах пропуска через государственную границу и др. [2].

Как видим, правовая регламентация мер нетарифного регулирования регламентируется обширным, не систематизированным количеством правовых актов разного уровня. Это является следствием того, что вообще вся совокупность таких мер до сих пор не получила общепринятой классификации. Каждый, кто затрагивает эту тему, для упрощения рассмотрения предлагает свое видение: выделяя тарифные меры, все другое называют нетарифными мерами, даже прямое вмешательство во внешнюю торговлю. Например, в комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации нетарифные меры предлагается распределить на две группы: экономического и неэкономического характера. При этом установление запретов и ограничений неэкономического характера обусловлено соображениями общественной морали, обеспечением общественного порядка, безопасности и обороноспособности государства, охраны жизни и здоровья людей, животных или растений, охраны национального достояния, имеющего художественную,

историческую или археологическую ценность. К ограничениям неэкономического характера относятся также обязательное подтверждение их соответствия установленным техническим (в том числе сертификация), фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, апробирование и клеймение.

К ограничениям экономического характера отнесено лицензирование и квотирование, антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, валютный контроль [6, с. 407- 411].

Наиболее полную классификацию приводит В. Г. Драганов, предлагая нетарифные меры сначала разделить на две большие группы: экономические и административные. К экономическим относятся: особые виды пошлины, разнообразные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования. К административным - эмбарго, лицензирование, квотирование, «добровольные» ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур. Кроме того, предлагается разделить нетарифные ограничения на такие группы: паратарифные меры (платежи и сборы, взимающиеся с товара, пересекающего таможенную границу); меры контроля над ценами (административное фиксирование цен, антидемпинговые меры и др.); финансовые меры (предварительная уплата импортных налогов, отсрочка платежей и т.п.); меры автоматического лицензирования (автоматически предоставляемые разрешения на импорт); меры количественного контроля (лицензии, квоты, соглашения об ограничении экспорта и др.); технические меры (санитарное, фитосанитарное регулирование, требования к маркировке и информации для потребителя, специальные таможенные формальности та др.) [11, с. З82-395].

Аналогичный подход нашел отражение и в учебных пособиях «Таможенное право Украины», где, кстати, есть ссылки на учебник В. Г. Драганова [7, с. 222-227], и «Таможенное дело» [4, с. 6З-72].

Понятно, что единодушия в классификации мер нетарифного регулирования во внешнеэкономических отношениях нет, тем не менее, и отличия недостаточно существенные. Иногда одно и то же название имеет разное содержание. В большинстве случаев это касается административных мер [8, с. 64]. Остается непонятным, почему нетарифное регулирование авторы относят к разрешительной системе. Н. Дмитриева к административным мерам относит также и дополнительные таможенные документы и процедуры [З, с. 75]. Н. Науменко среди экономических мер выделяет главные и больше внимания уделяет административным. Именно к ним он предлагает относить правовые режимы, торговые соглашения, разнообразные виды контроля [9, с. 80-82].

Новый Налоговый кодекс Украины в п. 61 ч. 1 ст. 14 к мерам нетарифного регулирования относит: лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций; применение специальных мер по импорту товаров в Украину; процедуру регистрации внешнеэкономических контрактов; процедуру выдачи лицензий на право импорта, экспорта спирта, алкогольных напитков и табачных изделий; разрешительную систему службы экспортного контроля; сертификацию товаров, которые ввозятся в Украину; разрешительную систему органов государственной власти, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, фитосанитарный, экологический и другие виды контроля; регистрацию лечебных средств, изделий медицинского назначения, иммунобиологических препаратов, пищевых добавок; применение государственного пробирного контроля [1; 2011. - № 15-16, № 17. - Ст. 112].

Таким образом, система управления нетарифным регулированием в Украине является достаточно сложной, а ее нормативно-правовая база нуждается в унификации. Начинать работу необходимо с определения нетарифных мер и их классификации, подходить к этому комплексно, с учетом опыта и требований действующего международного и отечественного законодательства. При этом следует использовать классификацию нетарифных ограничений по GATT/WTO, которая широко применяется во время международных торговых переговоров и служит базой для формирования классификационных схем неторговых ограничений другими международными организациями. Вместе с тем можно предложить такое обобщенное разделение мер нетарифного регулирования: экономические и административные. Необходимо также официально высказать и отношение к использованию нетарифных ограничений, исключить устаревшие формы нетарифного регулирования, максимально использовать признанные международной торговой системой и направленные на предупреждения или смягчение ущерба, который наноситься национальной экономике режимом роста импорта иностранных товаров или нечестной конкуренцией. Определение и перечень нетарифных мер регулирования внешнеэкономических отношений должны иметь свое системное отображение на уровне закона. Целесообразно это сделать в Законе Украины «О внешнеэкономической деятельности» и продублировать в Таможенном кодексе Украины.

Список литературы: І. Відомості Верховної Ради України. 2. Див., наприклад, постанови КМУ від 20.11.200З р. № 1807 «Про затвердження порядку здійснення державного контролю за міжнародними передачами товарів військового призначення» // Офіц. вісн. України. - 2003. - № 48. - Ст. 2506; від 15.07.1997 р. № 767 «Про затвердження Положення про порядок проведення експертизи в галузі державного експортного контролю» // Там же. - 1997. - № 29. - С. 70; від 1З.04.2005 р. № 269 «Про здійснення попереднього документального контролю товарів у пунктах пропуску через державний кордон України» // Там же. - 2005. - № 15. - Ст. 760. 3. Дмітрієва Н. Адміністративні заходи нетарифного регулювання, що застосовуються до товарів в режимі імпорту на митну кордону України / Н. Дмітрієва // Економіка і право. - 2007. - № З. - С. 75-78. 4. Дудчак В. І. Митна справа : навч. посіб. / В. І. Дудчак, О. В. Мартинюк. - К. : КНЕУ, 2002. - З10 с. 5. Кабаці Б. І. Механизм державного регуляторного впливу на динаміку економічного зростання / Б. І. Кабаці // Науковий вісник. - 2007. - Вип. 17.2. - С. 165-177. б. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / [О. В. Голландцева, JI. M. Грызунова, И. В. Гущина и др.] ; под ред. А. Н. Козырина. - М. : ТК Велби, Проспект, 2004. - 1056 с. 7. Митне право України : навч. посіб. / за заг. ред. В. В. Ченцова та Д. В. Приймаченка. - Вид. 2-ге. - К. : Істина, 2008. - З28 с. S. Науменко В. П.

Митні правила в блок-схемах з коментарями : довідковий посіб. / В. П. Науменко, Д. О. Бакуменко. - Одеса : ЗАТ «ПЛАСКЕ», 2008. -144 с. 9. Науменко Н. Нетарифні методи регулювання зовнішньоекономічної діяльності / Н. Науменко // Економіка України. - 2002. -№ 2 (483). - С. 80-82. 10. Основи митної справи : навч. посіб. / [П. В. Пашко, В. А. Аргунов, В. П. Батіг та іп.] ; за ред. П. В. Пашка. - 2-ге вид., перероб. і доп. - К. : Т-во «Зпаппя», КОО, 2002. - 318 с. 11. Основы таможенного дела : учебник / под общ. ред. В. Г. Драгапова ; Рос. тамож. акад. ГТК РФ. - М. : ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. - 687 с. 12. Свинухов В. Г. Таможенное дело : [учебник] / В. Г. Свинухов. - М. : Экономисть, 2005. - 298 с. 13. Терещенко С. Основи митного законодавства України: питаппя теорії та практики зовнішньоекономічної діяльності : навч. посіб. [для студ. вищ. та серед. спец. павч. закл.] / С. Терещепко. - К. : АТ «Август», 2001. -422 с. 14. Шишаев А. И. Международная торговля : монография / А. И. Шишаев. - М. : Центр экономики и маркетинга, 1998. - 176 с.

НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Шульга М. Г.

Статья посвящена проблемам классификации нетарифных мер регулирования, которые применяются во внешнеэкономических отношениях и влияют на общую ситуацию в экономике.

Ключевые слова: нетарифное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, система нетарифных

средств.

NON-TARIFFS METHODS OF REGULATION IN NON-ECONOMIC RELATIONS Shulga M. G.

Article deals with problems of classification of non-tariff regulatory measures that are applied to external economic relation and influence the overall situation in the economy.

Key words: non-tariff regulation, foreign trade activities, the system of non-tariff means.

Поступила вредакцию15.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.