Научная статья на тему '"нет - культуре смерти!": католическая церковь в Италии о воспитании юношества'

"нет - культуре смерти!": католическая церковь в Италии о воспитании юношества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ИТАЛИЯ / ВОСПИТАНИЕ ЮНОШЕСТВА / ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД / ЭФФЕКТ ВЕРТЕРА / ПАСТЫРСКИЙ ПРОЕКТ "ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Язькова Вероника Евгеньевна

Статья посвящена теме подросткового и юношеского суицида и тем мерам, которые предпринимает католическая церковь в Италии, чтобы предотвратить это явление. Проведённый анализ показывает, что важнейшей причиной самоубийств католиче-ские авторы считают десакрализацию человеческой жизни, смерти, религиозного чувства типичные проявления так называемой культуры смерти. Важную роль в противодействии этому злу церковь отводит пастырскому проекту в области воспитания юношества, разработанному под эгидой Итальянской епископской конференции (CEI) на 2010-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"нет - культуре смерти!": католическая церковь в Италии о воспитании юношества»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2Q18, №4

УДК 322

Вероника ЯЗЬКОВА

«НЕТ - КУЛЬТУРЕ СМЕРТИ!»: КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИТАЛИИ О ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена теме подросткового и юношеского суицида и тем мерам, которые предпринимает католическая церковь в Италии, чтобы предотвратить это явление. Проведённый анализ показывает, что важнейшей причиной самоубийств католические авторы считают десакрализацию человеческой жизни, смерти, религиозного чувства -типичные проявления так называемой культуры смерти. Важную роль в противодействии этому злу церковь отводит пастырскому проекту в области воспитания юношества, разработанному под эгидой Итальянской епископской конференции (CEI) на 2010-2020 гг.

Ключевые слова: католическая церковь, Италия, воспитание юношества, подростковый суицид, эффект Вертера, пастырский проект «Воспитательный вызов».

Католическая церковь традиционно придаёт большое значение воспитанию молодёжи, полагая, что именно она оказывается самым уязвимым звеном общества в эпоху глобализации, интернета, цифровых технологий. Институты, которые исторически влияли на социализацию человека (семья, школа, церковь), уже не служат той отправной точкой, какой они были прежде. Молодёжная культура позиционирует себя как культура самодостаточная, автономная, обращённая в будущее: не важно, что будет когда-нибудь, важно то, что происходит здесь и сейчас. Само понятие «молодости» уже не трактуется как момент перехода к зрелости, это некое идеальное состояние, предмет инвестирования, самоощущение, а не биологический возраст1. В своей брошюре «Молодому итальянцу» Карло Адзелио Чампи, президент Итальянской республики с 1999 по 2006 гг., представил современную ему молодёжь «поколением, обокраденным будущим». Если раньше, - писал Чампи, - подросток искал общества взрослого или старшего товарища для того, чтобы тот скорее ввёл его в желанный мир взрослых, то теперь такая помощь не востребована и пугает, отныне сами взрослые имитируют подростков2, соперничают с ними, не вызывая прежнего доверия. «Современное общество любит молодость как миф, но не любит молодых»3, - отмечается в редакционной статье ведущего католического журнала «Ла Чивилкга Каттолика».

Культурные модели, пропитанные духом ненасытного гедонизма и нарциссизма, имеют оборотной стороной потерю связи с реальностью, изоляцию от общества, другие трагические

© Язькова Вероника Евгеньевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: yazkova@yandex.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42018212217

1 Cozza R. Nella societá dell'informazione. Come parlare ai giovani di Vita Consacrata. URL: http://www.vocazioni. net/index.php?option=com_content&id=1501:come-parlare-di-vita-consacrata-ai-giovani-di-oggi&Itemid=128.

2 Цит. Ciampi C.K. по: L'Italia: un paese per giovani? La Civilta Cattolica, Roma, vol.I, quaderno 3902, 19 gennaio 2013. P.108.

3 Che cosa tiene accese le stelle? La Civiltá Cattolica, Roma, vol. IV, quaderno 3875, 3 dicembre 2011. P. 428.

последствия вплоть до самоубийства детей и подростков. Страшная статистика жертв «Синего кита» в России в 2017 г. всколыхнула Европу, активизировала работу правоохранительных органов, психологов, церкви. Вскоре начали поступать известия о подобных эпизодах в Испании, Португалии, Латинской Америке1. Не обошла трагедия стороной и Италию, которая до недавнего времени занимала одно из последних мест в Европе по числу самоубийств2.

С 2016 г. статистика перестала радовать итальянцев. Выяснилось, что 12 суицидов из 100 (при общем количестве 4 тыс. ежегодно) совершают совсем юные; более того, самоубийство стало второй по частоте причиной смерти молодых людей в возрасте до 20 лет . Помимо единичных суицидов и суицидальных попыток, приписываемых «Синему киту» и зарегистрированных в различных провинциях страны, стали поступать известия о новых «играх»: селфи на рельсах перед подъезжающим поездом, перебегание через дорогу в потоке машин, выкладывание фотографий экстрима в соцсетях и т.д. и т.п.4 Преступные «забавы», их чудовищные последствия поставили вопрос ребром: каковы меры профилактики подросткового и юношеского суицида? Католическая церковь предлагает свой воспитательный проект, основанный на глубоком анализе эффекта, или синдрома юного Вертера.

Оставив в стороне гипотезы о биологической, биохимической и генетической предрасположенности к самоубийству (пусть и вполне справедливые), итальянский исследователь Дж. Гуччи SJ. возлагает долю ответственности на СМИ5: предавая публичной огласке случаи суицида, журналисты «рекламируют» их, вызывая у некоторых людей желание сымитировать этот опыт6. Не следует игнорировать и социокультурные факторы: не контактируя с реальной смертью, не видя её вживую, подросток поэтизирует её, воспринимает как нечто нереальное, как «электронную игру», не имеющую отношения лично к нему. Акт самоубийства мыслится как послание миру и окружающим, как протест, театрализованный жест, который - парадоксальным образом - ещё можно переиграть7. Как отмечают специалисты, извращённое представление о смерти волне укладывается в рамки культурной модели, для которой понятие «навечно», «навсегда», «окончательно и бесповоротно» отсутствует в принципе8, торжествует мимолётность, изменчивость, иллюзорность моды.

Нарциссическая культура постмодернизма, не терпящая поражений, несовершенства,

1 Aliarme «Balena blu»: dilaga il folle gioco dei suicidi tra giovani. Il Mattino, 29 aprile 2017. URL: https://www.ilmat tino. it/primopiam/cronaca/balena_gioco_suicidi-2409737. html.

2 Vichi M. Conti S. Il fenomeno suicidario in Italia. 18 settemre 2014. URL: http://www.epicentro.iss.it/temi/mentale/ SuicidiItalia2014.asp.

3 Malpelo A. Allarme suicidio tra gli adolescenti. «Seconda causa di morte in Italia», 10 settembre 2016. URL: https:// www.quotidiano.net/cromca/suitidio-adolescenti-L249791L

4 Appignanesi A. Cinquanta prove fino al suicidio. Ecco Balena blu, 24 maggio 2017. URL: http://www.centropagina. it/attalita/cinquanta-prove-al-suicidio-balena-blu/

5 Gucci G. S.J. Il suicidio giovanile. Una drammatica realtá del nostro tempo. La Civiltá Cattolica, Roma, vol.II, qua-derno 3860, 16 aprile 2011. P. 123.

6 На эту же тему см.: Stevani J. Il ruolo dei mass media e l'«effetto Werther». Ferraris A.O., Rusticelli A., Stefani J. Chiamarsi fuori. Ragazzi che non vogliono piü vivere. Firenze, 2009. Р. 90; Феномен Вертера или СМИ убивают. Закон времени, 09.08.2010. URL: http://zakonvremeni.ru/analytics/7-3-/2456-fenomen-vertera-ili-smi-ubivayut.html.

7 Pietropolli Charmet G. Piotti A. Uccidersi. Il tentativo di suicidio in adolescenza. Milano, 2009. P. 57, 110; Crepet P. Le dimensioni del vuoto. I giovani e il suicidio. Milano, 1993. P. 21.

8 Gucci G. S.J. Il suicidio giovanile. P. 126-127.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

упрёки родителей, неудачи в школе, непонимание или насмешки сверстников, разочарования в любви - всё это может стать достаточным основанием для покушения на собственную жизнь. Смерть, таким образом, предстаёт как способ избежать страданий, разочарований, потерь, конфликта между грандиозным воображаемым «Я» и «я» посредственным, реальным. Гламурная ориентация на успех, красоту, псевдосвобода и в то же время замалчивание таких тем, как болезнь или смерть, как если бы их не было, - типичные проявления так называемой культуры смерти. Очевидно, что действенным «противоядием» в этой связи может стать (помимо контроля за этикой подачи информации СМИ) публичное обсуждение этих тем в школах. Не следует опасаться, полагает П. Крепе, что разговор с подростками о самоубийстве побудит их тут же опробовать это на собственном опыте, покончить с собой, наоборот, он поможет разорвать «молчаливый пакт со смертью... нарушить табу»1.

В современном обществе, - считает Гуччи, - утрачены обряды инициации подростка во взрослую жизнь, так как с кризисом семьи сама фигура взрослого, отца или наставника, лишена былого авторитета. Католическая церковь усматривает в этом непоправимую потерю, поскольку в идеале именно отец свидетельствует своим опытом, что жизнь - не только радость и удовлетворение от успехов, но и «потери, утраты, труд... Поэтому отец наносит ребёнку первую эмоциональную и психологическую рану, разрушая его симбиоз с матерью и предлагая двигаться вперёд самостоятельно»2. Когда же историческая связь поколений прерывается, самоутверждение подростка во взрослом мире может сопровождаться агрессией, жестокостью, употреблением наркотиков и алкоголя, стремлением испытать судьбу, рискнуть жизнью - то есть всем тем, что нередко приводит к суициду.

Однако важнейшей его причиной католические авторы считают десакрализацию человеческой жизни, смерти, религиозного чувства. Религиозное измерение бытия, помимо приобщения к сакральному, даёт человеку возможность ощутить свою принадлежность к группе (на уровне семьи, школы, социума), которая может помочь подростку в трудную минуту. В этом смысле религиозная практика выступает антитезой суицида: исследователи отмечают, что молодые люди, которые регулярно посещают мессу, принимают таинства, слушают лекции по катехизации, участвуют в жизни церковной общины, менее склонны к самоубийству, чем их невоцерковлённые сверстники3.

В создавшейся ситуации первостепенное значение имеет воспитательная работа. Католическая церковь стремится противостоять «культуре смерти» на микро- и макроуровнях. Этому посвящена деятельность католических школ, приходов, ораториев, движений мирян «Католическое действие», Братство дона Джуссани, Община Св. Эгидия и др., собственно молодёжных организаций «Францисканская молодёжь Италии» (ФМИ), «Аджеши», проведение ежегодных Всемирных Дней Молодёжи (ВДМ). 13 августа 2018 г. на встрече в Риме с молодыми паломниками, представляющими 195 из 226 итальянских епархий, папа Франциск заявил: «Отречься от зла значит сказать "нет"... культуре смерти!»4.

1 Crepet P. Le dimensioni. P. 104.

2 Gucci G. S.J. Il suicidio giovanile. P. 133.

3 Ibid. P. 132.

4 Il Papa ai giovani: «No a cultura della morte», l'Arena, 13.08.2018. URL: http://www.larena.it/home/mondo/il-papa-

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

Первостепенная роль в решении этой задачи возложена на воспитателей - представителей старшего поколения, родителей, бабушек и дедушек1, педагогов, священников. Ещё предыдущий понтифик, папа на покое Бенедикт XVI, утверждал, что воспитательная работа имеет сегодня «чрезвычайный спасательный» характер. Разрыв связи поколений, «диктатура» этического релятивизма, поставившего под сомнение существование истины, развитие биотехнологий, а также, как утверждает итальянский философ У. Галимберти, столь свойственный молодёжной культуре нигилизм естественным образом исказили критерии оценки ключевых понятий: что есть человек, имеет ли его жизнь смысл, благо ли она и т.д.? Современная культура стремится передать молодёжи массу «технической» информации и практических знаний, отказывая в главном - в базовых христианских установках2.

Ещё в 2009 г. под эгидой Итальянской епископской конференции (CEI) был разработан пастырский проект в области воспитания юношества на 2010-2020 гг. В документе, носящем название «Воспитательный вызов», рассматриваются христианские и нехристианские модели воспитания, роль семьи, типы школ (элитарная, массовая, государственная и негосударственная, школа как супермаркет, школа «интеркультурная»), соревновательная и инклюзивная модели поведения человека, роль СМИ, кино, телевидения, спорта. В проекте особо подчёркивается значение любви, свободы, ответственности, дисциплины, человеческой солидарности, физического и морального страдания. Пытаясь оградить подростков от трудностей и болезненного опыта, - указывается в документе, - мы рискуем вырастить беспомощных эгоцентри-ков, далёких от реальности: «способность любить напрямую связана со способностью страдать и сострадать. Адекватное, полное, истинно гуманное воспитание не должно оставлять без ответа вопросы, которые возникают в душе при виде страдания, особенно безвинного, и, наконец, самой смерти»3.

Признавая важную роль дисциплины, церковь утверждает, что воспитание юношества не должно быть авторитарным, патерналистским или, напротив, попустительствовать слабостям, оно должно быть авторитетным, последовательным, ориентированным на классическую программу Дона Боско, основателя салезианской конгрегации. Именно в этом - не диктовать модели поведения, не запугивать и наказывать, а упреждать, сохраняя веру и надежду, - видят основную цель воспитания католические культурные центры.

Список литературы

Архиепископ Челестино Мильоре, Апостольский нунций в РФ, отвечает на вопросы журнала «Вестник Европы». Вестник Европы. Том L. Италия & Ватикан. Специальный номер, М., 2018.

Феномен Вертера или СМИ убивают. Закон времени, 09.08.2010 [Online]. URL: http://za

ai-giovani-no-a-cultura-della-morte-1.6691152.

1 Архиепископ Челестино Мильоре, Апостольский нунций в РФ, отвечает на вопросы журнала «Вестник Европы». Вестник Европы. Том L. Италия & Ватикан. Специальный номер, М., 2018. С. 419.

2 Riuni C. La sfida educativa. Riflessioni, 15 maggio 2010. URL: https://francescomacri.wordpress.com/2010/05/15/la-sfida-educativa-2/

3 Ibid.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

konvremeni.ru/analytics/7-3-/2456-fenomen-vertera-ili-smi-ubivayut.html (дата обращения: 07.09. 2018).

References

Arkyepiskop Celestino Migliore, Apostolsky nuntij v RF, otvechayet na voprosy zhurnala «Vestnik Evropy». Vestnik Evropy. Tom L. Italy & Vatican. Spezialny nomer, Moscow, Russia.

Fenomen Vertera ili SMI ubivayiut. Zakon vremeny, 09.08.2010 [Online]. URL: http://zakonvre meni.ru/analytics/7-3-/2456-fenomen-vertera-ili-smi-ubivayut.html (дата обращения: 07.09.2018).

Allarme «Balena blu»: dilaga il folle gioco dei suicidi tra giovani. Il Mattino, 29 aprile 2017 [Online]. URL: https://www.ilmattino.it/primopiano/cronaca/balena_gioco_suicidi-2409737.html (дата обращения: 08.09.2018).

Appignanesi A. Cinquanta prove fino al suicidio. Ecco Balena blu, 24 maggio 2017 [Online]. URL: http://www.centropagina.it/attualita/cinquanta-prove-al-suicidio-balena-blu/ (дата обращения: 06.09.2018).

Che cosa tiene accese le stelle? La Civiltá Cattolica, vol. IV, quaderno 3875, 3 dicembre 2011, Roma, Italy.

Cozza R. Nella societá dell'informazione. Come parlare ai giovani di Vita Consacrata. 2010. [Online]. URL: http://www.vocazioni.net/index.php?option=com_content&id=1501:come-parlare-di-vita-consacrata-ai-giovani-di-oggi&Itemid=128 (дата обращения: 29.01.2018).

Crepet P. Le dimensioni del vuoto. I giovani e il suicidio. 1993, Milano, Italia.

Gucci G. S.J. Il suicidio giovanile. Una drammatica realtá del nostro tempo. La Civiltá Cattolica, vol. II, quaderno 3860, 16 aprile 2011, Roma, Italia.

Il Papa ai giovani: «No a cultura della morte». L'Arena, 13.08.2018 [Online]. URL: http://www. larena.it/home/mondo/il-papa-ai-giovani-no-a-cultura-della-morte-1.6691152 (дата обращения: 29.08.2018).

L'Italia: un paese per giovani? La Civiltá Cattolica, vol. I, quaderno 3902, 19 gennaio 2013, Roma, Italia.

Malpelo A. Allarme suicidio tra gli adolescenti. «Seconda causa di morte in Italia», 10 settembre 2016 [Online]. URL: https://www.quotidiano.net/cronaca/suicidio-adolescenti-1.2497911 (дата обращения: 30.08.2018).

Pietropolli Charmet G. Piotti A. «Uccidersi. Il tentativo di suicidio in adolescenza». 2009, Milano, Italia.

Riuni C. La sfida educativa. Riflessioni, 15 maggio 2010 [Online]. URL: https://francescomacri. wordpress.com/2010/05/15/la-sfida-educativa-2/ (дата обращения: 29.08.2018).

Stevani J. Il ruolo dei mass media e l'«effetto Werther», Ferraris A.O., Rusticelli A., Stefani J. Chiamarsi fuori. Ragazzi che non vogliono piu vivere, 2009, Firenze, Italia.

Vichi M. Conti S. Il fenomeno suicidario in Italia. 18 settemre 2014 [Online]. URL: http:// www.epicentro.iss.it/temi/mentale/SuicidiItalia2014.asp (дата обращения: 20.08.2018).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

To to the «Culture of Death!»: the Catholic Church in Italy on the Education of young People

Author. Yazkova Veronica. PhD (History), Leading Researcher, Center of religion and society problems, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russi, 125009. E-mail: yazkova@yandex.ru.

Abstract. The article deals with the problems of adolescent and juvenile suicide and the measures taken by the Catholic Church in Italy to prevent this phenomenon. The analysis shows that the most important cause of the suicide Catholic authors believe desacralization of human life, death, religious feelings - typical manifestations of the so-called culture of death. An important role in combating this evil is assigned by the Church to the pastoral project in the field of youth education, developed under the auspices of The Italian Episcopal conference (CEI) for 2010-2020.

Key words: Catholic Church, Italy, youth education, teenage suicide, Werther effect, pastoral project «Educational challenge».

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran42018212217

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.