Научная статья на тему '«Несуществующая традиция»: роспись по дереву удорских коми старообрядцев'

«Несуществующая традиция»: роспись по дереву удорских коми старообрядцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
759
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОРСКИЕ КОМИ-ЗЫРЯНЕ / СТАРООБРЯДЦЫ / РЕКА ВАШКА / КРЕСТЬЯНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ / СТИЛЬ И КОМПОЗИЦИЯ РОСПИСИ / THE UDORA KOMI-ZYRYANS / OLD BELIEVERS / RIVER VASHKA / PEASANT WOOD PAINTING / THE STYLE AND COMPOSITION OF PAINTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарапов В.Э., Земцова И.В.

В статье представлен опыт описания декоративного канона удорской росписи. Выдвигается гипотеза о происхождении этого этнокультурного феномена в зоне совместного, либо пограничного проживания коми и русского населения, в том числе и старообрядческого. По технике письма, орнаментации и колориту роспись удорских мастеров существенно отличается от крестьянских росписей, характерных для русского населения Мезенского уезда Архангельской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE “NONEXISTING TRADITION”: WOOD PAINTING OF THE KOMI OLD BELIEVERS LIVING IN THE UDORA REGION

Based on collections of the National Museum of the Komi Republic, as well as published materials and results of field studies of 2015-2016 in the basin of Vashka, Udora region of the Komi Republic, the local ethnic traditions of peasant wood painting among the Udora Komi-Zyryans are discussed. These traditions were in practice in the XIX-first quarter of the XX century in villages of Yarensk District of the Vologda Province (the territory of the present Udora region of the Komi Republic). The experience of the description of the Canon of the Udora decorative painting is given. The hypothesis about the origin of this ethno-cultural phenomenon in the area of the joint or neighbouring habitation of the Komi and Russian population, including the Old-Believers, is put forward. On painting technique, ornamentation and coloring the painting of the Udora masters significantly differs from the peasant paintings characteristic for the Russian population of the Mezen District of the Arkhangelsk Province.

Текст научной работы на тему ««Несуществующая традиция»: роспись по дереву удорских коми старообрядцев»

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 745/749:39 (470.67)

«НЕСУЩЕСТВУЮЩАЯ ТРАДИЦИЯ»: РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ УДОР-СКИХ КОМИ СТАРООБРЯДЦЕВ

В.Э. ШАРАПОВ*, И.В. ЗЕМЦОВА**

*Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

**Сыктывкарский государственный университет имени ПА. Сорокина sharapov.valery@smail.com: zemtsova56@mail.ru

В статье представлен опыт описания декоративного канона удорской росписи. Выдвигается гипотеза о происхождении этого этнокультурного феномена в зоне совместного, либо пограничного проживания коми и русского населения, в том числе и старообрядческого. По технике письма, орнаментации и колориту роспись удорских мастеров существенно отличается от крестьянских росписей, характерных для русского населения Мезенского уезда Архангельской губернии.

Ключевые слова: удорские коми-зыряне, старообрядцы, река Вашка, крестьянская роспись по дереву, стиль и композиция росписи

V.E. SHARAPOV, I.V. ZEMTSOVA. THE "NONEXISTING TRADITION": WOOD PAINTING OF THE KOMI OLD BELIEVERS LIVING IN THE UDORA REGION

Based on collections of the National Museum of the Komi Republic, as well as published materials and results of field studies of 2015-2016 in the basin of Vashka, Udora region of the Komi Republic, the local ethnic traditions of peasant wood painting among the Udora Komi-Zyryans are discussed. These traditions were in practice in the XIX-first quarter of the XX century in villages of Yarensk District of the Vologda Province (the territory of the present Udora region of the Komi Republic). The experience of the description of the Canon of the Udora decorative painting is given. The hypothesis about the origin of this ethno-cultural phenomenon in the area of the joint or neighbouring habitation of the Komi and Russian population, including the Old-Believers, is put forward. On painting technique, ornamentation and coloring the painting of the Udora masters significantly differs from the peasant paintings characteristic for the Russian population of the Mezen District of the Arkhangelsk Province.

Keywords: the Udora Komi-Zyryans, Old Believers, river Vashka, peasant wood painting, the style and composition of painting

Введение

В российской искусствоведческой и этнографической историографии XX в. сложилось устойчивое мнение о том, что для традиционной культуры коми исторически не характерна самобытная художественная роспись. Образцы росписи по дереву, зафиксированные в течение XX в. на территории Коми края, большинство исследователей однозначно относили к разряду «иноэтничных» заимствований: считалось, что расписные изделия приобретались на ярмарках, либо их декорирование выполнялось местными мастерами в «подражательной» технике [1-3]. Примечательно, что даже в современных изданиях по народному изобразительному искусству коми практически не упоминается самобытная традиция росписи по дереву, характерная

для удорских коми, либо описывается исключительно как подражательная мезенскому стилю росписи [4, 5]. Вместе с тем, результаты полевых исследований 2015-2016 гг. в сёлах и деревнях на р.Вашка позволяют предположить, что самобытная роспись удорских коми существовала ранее распространения в этом регионе мезенской росписи, либо одновременно с ремесленными центрами северно-русской крестьянской росписи в бассейне Северной Двины.

Из истории изучения удорской росписи по дереву

Впервые самобытная художественная традиция удорских коми на территории Яренского уезда Вологодской губернии была зафиксирована ещё в начале XX в. Речь идёт о результатах полевых сбо-

ров известного венгерского этнографа Бенедикта Баратоши-Балога, который в 1911 г. посетил Удору по дороге в Большеземельскую тундру [6]. Как профессиональный этнограф Баратоши-Балог не только провёл фотографическую съемку на Удоре, но и привёз из экспедиции некоторые образцы расписных изделий, приобретённых в коми сёлах на р.Вашка [7]. К сожалению, материалы полевых сборов венгерского исследователя по росписи удорских коми, хранящиеся в фондах Этнографического музея г.Будапешт, до настоящего времени практически не опубликованы и остаются малоизвестными широкой аудитории. Лишь единичные образцы уникальной росписи по бересте, зафиксированные в 1911 г. на р.Вашка, были опубликованы в 1977 г. [8].

Систематическое изучение традиционной росписи по дереву, бытовавшей в коми сёлах со второй половины XIX в. начинается только в 40-50-х гг. XX в. и связано с именами известных советских этнографов и искусствоведов - В.Н. Белицер (Институт этнографии АН СССР, г.Москва) и М.А. Браун (Музей народов СССР, г. Ленинград). Они впервые выполнили детальное этнографическое описание комплекса расписной утвари, а также собрали уникальную коллекцию расписных орудий ткачества, характерных для различных этнографических групп коми. В 60-70-е гг. ХХ в. Н.С.Королёвой (НИИ художественной промышленности, г. Москва) и Л.С.Грибовой (Коми филиал АН СССР, г. Сыктывкар) были описаны некоторые стилистические и композиционные особенности росписи по дереву у коми [9]. В этом плане наименее изученной до настоящего времени остаётся традиция художественной росписи по дереву, зафиксированная в коми сёлах на р.Вашка.

О бытовании самобытной зырянской росписи на Удоре в отечественной этнографической литературе до конца 80-х гг. XX в. встречаются лишь краткие упоминания [10-12]. Уникальные образцы удорской росписи по дереву до 90-х гг. XX в. можно было увидеть лишь в школьных музеях в сёлах на р.Вашка. В начале 1990-х гг. уникальные образцы расписных изделий удорских коми были представлены на экспозиции Национального музея Республики Коми, а также опубликованы в альбоме по декоративно-прикладному искусству коми [13]. В это же время появляются первые публикации, в которых был дан опыт описания некоторых стилистических и композиционных особенностей техники росписи по дереву удорских коми старообрядцев в сравнении с художественной традицией, характерной для Русского Севера [14].

Удорские коми старообрядцы -живописных дел мастера

По мнению современных информантов, местными "центрами" по производству расписной деревянной утвари на Удоре вплоть до начала XX в. были с.Чупрово и деревни Острово, Верхозерье, Тойма. Известно, что до начала 30-х гг. XX в. во многих селениях на р.Вашка работали коми мастера старообрядцы-беспоповцы и скрытники. В домах зажиточных крестьян и купцов размещались тайные

кельи скрытников, которые не имели собственности и жили тем, что занимались на заказ различными ремеслами: ткали, вязали, вышивали бисером, переписывали книги и писали иконы. По свидетельствам старожилов из сел Муфтюга, Чупрово и Пучко-ма, в д. Верхозерье до 20-х гг. ХХ в. располагалась наиболее крупная мастерская скрытников-иконописцев. Согласно местным преданиям, живописному мастерству скрытники учились в скитах Каргополь-ского уезда Олонецкой губернии. Здесь они приобщались к карельским и русским поморским традициям, на основе которых происходило складывание самобытной традиции в народном изобразительном искусстве удорских коми. Живописные работы коми мастеров скрытников до настоящего времени бережно сохраняются во многих селениях на Ваш-ке. Скрытники, наряду с писанием икон и переписыванием старообрядческих книг, занимались и росписью деревянной утвари [15, 16].

Материалы полевых исследований свидетельствуют о том, что ещё в первой четверти XX в. в бассейне р. Вашка домовой росписью и декорированием деревянной утвари занимались коми мастера из старообрядческих родов Рахмановых-Матевых, Палевых и Коровиных. В с. Чупрово расписывал деревянную утварь плотник А.П. Давыдов (1890-1953); в Тойме - В.П. Палев (умер в 1940-х гг.); в Острово - Ф.Р. Коротаев (умер в 1950-х гг.).

Стилистические особенности удорской росписи по дереву

В ныне заброшенной д. Верхозерье (Тыйв), в деревнях Острово (ДО и Выльгорт на р.Вашка до конца XX в. сохранилось несколько домов с фронтонами, украшенными геометрической и сюжетной росписью [17]. Расписные композиции фронтонов домов состояли из стилизованных изображений животных (лев и львица / или единорог), деревьев, цветов и розеток (концентрических цветных кругов). Карниз декорировался орнаментальной композицией из ромбов красно-сине-желто-белого цветов. Навесы балкона также расписывались геометризи-рованным растительным орнаментом [18]. Один из таких уникальных расписных фронтонов был демонтирован в 2010 г. и в настоящее время хранится в музее с.Важгорт.

Обширные коллекции расписной деревянной утвари удорских коми (прялки, детали ткацких станов, ковши, братины, тарелки, сундуки), собранные в 1960-1970 гг. под руководством преподавателя истории Б.А.Петрова из с.Важгорт, представлены в фондах Важгортского историко-краеведческого музея и в Национальном музее Удорского района с.Кослан. В частности, в коллекции музея с.Кослан имеется уникальный расписной берестяной туес, датируемый первой половиной XIX в. (рис.1).

Внешняя поверхность берестяного туеса декорирована росписью, нанесенной по предварительно выполненному фигурному тиснению и окрашенному фону. Роспись выполнялась, по всей вероятности, масляными красками без дополнительного закрепления олифой.

Рис.1. Расписной берестяной туес. XIX в. Из фондов Национального музея Удорского района с.Кос-лан. Фото В.В.Власовой, 2015 г.

Pic.1. Painted birch-bark container. XIX century. From the collections of the National Museum of the Udora District, Koslan village. Photo by V.V.Vlasova, 2015.

В несколько иной технике выполнена роспись на удорских туесах XIX в., представленных в коллекции Этнографического музея г.Будапешт. Верхний широкий берестяной пояс заполнен рядом узких орнаментальных каемок. Верхняя кайма представляет собой «цепочку» из коротких линий, изогнутых в виде латинской буквы S. Нижний ряд составлен из вертикально расположенных мазков, чередующихся по цвету. Среднюю часть опоясывает полоса растительного орнамента, состоящего из чередующихся крупных усов-завитков, дополненных короткими прямыми штрихами (рис.2).

По технике исполнения расписные удорские туеса близки уральской традиции бурачного промысла Верхотурского уезда Пермской губернии. Однако известные образцы расписных туесов, зафиксированных на р. Вашка, существенно отличаются от уральских по стилю росписи и орнаментальным композициям, предварительно наносимым металлическим или костяным штампом на поверхность бересты [19].

Отметим, что роспись по бересте не характерна для других этнографических коми.

При рассмотрении стиля удорской росписи по дереву особый интерес представляют расписные орудия ткачества: детали ткацких станов - набилки (к.-з. 'набелка') и прялки (к.-з. 'ладдья/пирога ко-зяль') (рис.3-6).

Композиция декора на удорских набилках, как правило, состоит из шестилепестковых и вихревых розеток, выполненных в технике геометричес-

Рис.2. Роспись на берестяных туесах. Конец XIX в. Река Вашка, Удорский район Республики Коми. Из фондов Этнографического музея г.Будапешт (Racz Istvan, 1977, s. 65).

Pic.2. The painting on birch-bark containers. End of XIX century. The Vashka river, Udora District of the Komi Republic. From the collections of the Museum of Ethnography, Budapest (Racz Istvan, 1977, p. 65).

1

Рис. 3. Прорисовка декора детали ткацкого стана. Конец XIX в. Река Вашка, Удорский район Республики Коми. Акварель И.В.Земцовой, 2015 г. Pic.3. Sketch of decorations on the weaving loom. End of XIX century. The Vashka river, Udora District of the Komi Republic. Watercolor sketches by V.I.Zemtsova, 2015.

кой резьбы, окантованной точками-тычками белого, оранжевого и зеленого цветов. Конские полуфигурки также окантованы точками контрастных оттенков. Вся поверхность изделия плотно декорировалась геометрическими композициями из прерывистых линий, выполненных в технике точек-тычков оранжевого и черного цветов. Аналогичным образом

Рис. 4. Живописная декоративная композиция на детали ткацкого стана. Набилка нач. XX в. из д. Верх-озерье. Из фондов Национального музея Удорского района с.Кослан. Фото В.Э.Шарапова, 2015 г. Pic.4. Decorative composition on the detail of the weaving loom. Beginning of XX century. The village of Verkhozerye. From the collections of the National Museum of the Udora District, Komi Republic, Koslan village. Photo by V.E.Sharapov, 2015.

декорировались и другие детали ткацкого стана, в частности, телеги (к.-з. 'чачэй').

Местные жители до настоящего времени различают два типа прялок, бытовавших на р.Вашка:

1. "Пирога козяль" или "Ладдья козяль" -веслообразная прялка, близкая по форме и стилю росписи карельским и поморским прялкам (рис. 5, 6).

Рис.5. «Архитектура» традиционных расписных удорских прялок. Конец XIX в. Река Вашка, Удор-ский район Республики Коми. Компьютерная графика П.Г.Микушева, 2015 г.

Pic.5. Construction of traditional wooden distaffs from Udora. End of XIX century. Vashka river, Udo-ra District, Komi Republic. (Computer model by P.Mikushev, 2015).

Рис. 6. Вашкаса пирога (ладдья) козяль. Прялка нач. XX в. из д.Верхозерье. Прорисовка оригинала декоративной композиции. Акварель И.В.Земцовой. Фонды Важгортского историко-краеведческого музея, Удорский район Республики Коми. Pic. 6. Sketches of the ornamentation of the Udora wooden distaff ("Piroga Kozal" or "Ladia Kozal"). Beginning of XX century. Verkhozerye village. From the collection of the Museum of the Vazhgort village. Udora District of the Komi Republic. Water-color sketches by I.V.Zemtsova, 2015.

Лопасть такой прялки чуть расширена в центре и симметрично заужена к низу и к вершине, заканчивающейся продолговатой главкой. В месте перехода плоскости лопасти в стройную четырехгранную ножку вырезано округлое утолщение, симметричное главке на вершине лопасти. Веслообразные прялки расписывались в свободнокистевой технике геометрическим орнаментом, который наносился земляными и масляными красками двух-трех цветов.

Внутренняя сторона лопасти имела трехча-стную композицию, нередко обозначавшуюся поперечными линиями. Наверху и внизу лопасть украшалась сильно вытянутыми сердцевидными завитками, на главке и округлом утолщении ножки - разноцветными восьмилучевыми розетками. На внешней стороне лопасти наносился сложный по композиции геометрический узор из восьми-шестилуче-вых розеток. Ножка прялки расписывалась "елочным" двухцветным орнаментом. Нередко "ладдья козяль" декорировалась орнаментальными композициями, выполненными посредством рукописного текста в технике т.н. «эпиграфического орнамента» (рис.7).

а

б

Рис. 7. Вашкаса пирога (ладдья) козяль. Прялка нач. XX в. из д.Верхозерье. Из фондов Национального музея Удорского района с.Кослан. Фото В.Э. Шарапова, 2015 г. а - лопасть прялки; б - фрагмент основания прялки.

Pic. 7. Sketches of the ornamentation of the Udora wooden distaff ("Piroga Kozal" or "Ladia Kozal"). Verkho-zerye village. Beginning of XX century. From the collection of the National Museum of the Udora District of the Komi Republic. Koslan village. Photo by V.Sharapov, 2015.

В селах на Вашке старожилы определяют этот тип прялок как "коренной козяль" (в значении "местная" или "здешняя" прялка).

2. "Пиня козяль" - лопатообразная прялка, обрамленная на вершине лопасти 3-7 фигурными главками. Расписывались эти прялки в беглой штриховой манере по типу мезенских, однако, по мнению коми информантов из сел, расположенных по р. Вашка, существенно отличаются от последних по ряду признаков. Считается, что у мезенских прялок более широкая лопасть и их поверхность плотнее покрыта графическим орнаментом: на удорских прялках отсутствуют стёсы на гранях основания лопасти, а на лицевой стороне лопасти в росписи нарушен "мезенский канон" - в трехъярусной композиции отсутствует верхний зооморфный ряд (как отмечают информанты - "нет ряда оленей наверху"). В сюжетной росписи на удорских прялках этого типа встречаются композиции и образы, не характерные для традиции мезенской росписи Русского Севера.

По-мнению старожилов, "пиня козяль" появились на Удоре значительно позже "пирога ко-зяль", которые считаются наиболее архаичными по форме и орнаментации. По сведениям этнографа

В.В. Власовой, на Вашке "пиня козяль" традиционно называют "русской" прялкой, а "пирога козяль" в начале 2000-х гг. местное сельское население начало называть по-русски - "коми" прялкой. Любопытно, что прялки, орнаментированные в стиле мезенской росписи, у печорских коми нередко называют "удорскими прялками".

Выводы

Бассейн р. Вашка является пограничным с территориями Архангельской губернии, где ко второй половине XIX в. сформировались такие известные центры северо-русской росписи, как: с. Пало-щелье на р. Мезень, села Нижняя Тойма, Пучуга, Ракулка и Верхняя Уфтюга на Северной Двине, села Согра и Нюхча на р. Пинега. В исследованиях Л.Н. Жеребцова приводятся многочисленные свидетельства о тесных контактах (в частности, о родственных связях) вашкинских коми с русскими соседями на Северной Двине, Мезени и Пинеге [20]. В связи с этим, заслуживает внимания и дальнейшего изучения предположение, высказанное в работах В.Н.Тарановской и В.А.Шелега о том, что мезенская роспись могла оформиться в самостоятельное направление к середине XIX в. на основе взаимовлия-

ния коми и северо-русских традиций в народном изобразительном искусстве [21, 22].

Традиция художественного декорирования деревянных орудий ткачества и домовая роспись, предположительно бытовавшие у коми старообрядцев в бассейне р.Вашка с середины XIX до начала XX вв., входят в зону крестьянских северных росписей, которая протянулась от Карелии до Прикамья. Вместе с тем, рассматриваемая художественная традиция существенно отличается от росписей Русского Севера и Урала - образцы удорской росписи во многом уникальны по технике исполнения, орнаментальному канону и художественно-стилистическим особенностям.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке гранта ERA.Net RUS Plus project nr 189 "Symbolic Cultural Landscapes: Development and Protection of Local Communities in the Russian North".

Литература

1. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми // Труды Института этнографии. Новая серия. Т.45. М., 1958. С.343.

2. Шелег ВА Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. Л., 1992. С.140.

3. Бернштам ТА Старообрядцы и крестьянская бытовая роспись на Севере и в Поволжье: XVIII-XX вв. // Коллекции отдела Европы: Выставочные проекты. Каталоги. Исследования: [сборник статей / сост. и отв. ред. Т.А. Бернштам, А.И. Терюков]. (Сборник Музея антропологии и этнографии / РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); т. 54). СПб.: Изд-во «Наука», 2008. C.152.

4. Прялки коми-зырян: из собрания Национального музея Республики Коми: [кн.-альбом/ сост.: И.М. Уткина]. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2009. С. 4-10.

5. Некрасов Р.В. Особенности конструкции и декоративного убранства прялок коми-зырян конца XIX - начала XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 138-144.

6. Forshungriesen // Finnisch-Ugrische Forschungen. 1911. Bd.11. S.30.

7. Barátosi-Balogh Benedek - Kisebb finn-ugor vereink. Budapest: Baráthosi Turáni könyvei, 1931. S.43-57.

8. Racz Istvan. Suomalais - ugrilaista kansantai-

detta [valokuvat: Istvan Racz; teksti: Niilo Valonen]. Otava, 1977. S. 65.

9. Шарапов В.Э., Земцова И.В. Традиция росписи по дереву верхневычегодских коми в конце XIX - первой четверти XX в. // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2014. 2 (58). С.119-125.

10. Тарановская Н.В. Росписи на Мезени и Пе-чоре//Русское народное искусство. Л., 1968. С. 54.

11. Жеребцов Л.Н. Этнокультурные связи ваш-кинских коми с русскими соседями на Пи-неге (до начала XX в.)//Этнография и фольклор народа коми. Сыктывкар, 1972. С.111-112. (Труды ИЯЛИ Коми филиала АН СССР; Вып. 13).

12. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искус-

ство народов коми. М., 1980. C.59.

13. Народное искусство коми / Л.С.Грибова, Э.А.Савельева, И.О.Васкул, В.П.Зеновская, И.М.Уткина. М., 1993. 190 с.

14. Шарапов В.Э. Графическая и свободнокисте-вая роспись по дереву на территории Коми края в XIX - нач. XX вв. // Музеи и краеведение / Труды национального музея Республики Коми. Сыктывкар, 1997. С.104-116.

15. Власова В.В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные особенности социальной и обрядовой жизни. Сыктывкар, 2010. С. 39-41.

16. Плаксина Н.Е. Иконописное искусство кар-гопольских странников//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2013. №3. С. 4-20.

17. Сивкова А. Остров с золотыми львами // Дым

отечества. 2008 г. Сыктывкар, 2012. С. 4546.

18. Чудова Т.И. Архитектурно-декоративные украшения в домостроительстве вашкинских коми // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2012. Вып. 3(11). С. 102-107.

19. Барадулин ВА Уральское бересто (по материалам Пермской и Свердловской областей -вторая половина XIX - начало XX вв.) // Сборник трудов НИИ художественной промышленности. М., 1967. Вып.4. С. 213-236.

20. Жеребцов Л.Н. Указ. соч. С. 111-112.

21. Тарановская Н.В. Указ. соч. С.50.

22. Шелег ВА Новые данные о мезенской роспи-

си // Культура европейского Севера России. Вологда, 1989. С. 65.

References

1. Belitser V.N. Ocherki po etnografii narodov komi [Essays on the ethnography of the Komi people]// Proc. of Inst. of Ethnography. New series. Moscow. Vol. 45. 1958. P.343.

2. Sheleg VA. Krestyanskiye rospisi Severa. In Russkii Sever: Arealy i kulturnye traditsii [Peasant painting of the North // Russian North: Habitats and cultural traditions]. Leningrad, 1992. P. 140.

3. Bernstam TA Staroobryadtsy i krestyanskaya bytovaya rospis na Severe i v Povolzhie: XVIII-XX vv. In Kollektsii otdela Evropy: Vystavochnye proekty. Katalogi. Issledovaniya [Old Believers and peasant household painting in the North and the Volga region: XVIII-XX century // Collection of Dept. of Europe. Exhibition projects. Directories. Research: [Col-

lected papers / Compilers T.A. Bernstam, A.I. Teryukov (eds.). (Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography / Russian Ac. Sci, Museum of Anthropology and Ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera); Vol. 54). St. Petersburg: Nauka, 2008. P.152.

4. Pryalki komi-zyryan: Iz sobraniya Natsionalno-go muzeya Respubliki Komi [Spinning wheels of the Komi-Zyryans: from collection of the National Museum of the Komi Republic]. Compiled by I.M. Utkina. Syktyvkar: Komi Republican Printing House. 2009. P.4-10.

5. Nekrasov R.V. Osobennosti konstrukcii i deko-rativnogo ubranstva prjalok komi-zyrjan kon-ca XIX - nachala XX v. [Design features and decoration of the spinning wheels of the Ko-mi-Zyryans of the late XIX-early XX century // Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. The theory and practice]. Tambov: Gramota, 2013. № 1 (27): in 2 parts. Part II. P. 138-144.

6. Forshungriesen// Finnisch-Ugrische Forschun-

gen. 1911. Bd.11. S.30.

7. Baratosi-Balogh Benedek - Kisebb finn-ugor ve-reink. Budapest: Barathosi Turani konyvei, 1931 S.43-57.

8. Racz Istvan. Suomalais - ugrilaista kansantai-detta [valokuvat: Istvan Racz; teksti: Niilo Valonen]. Otava, 1977. S. 65.

9. Sharapov V.E., Zemtsova I.V. Tradicija rospisi po derevu verhnevychegodskih komi v konce XIX-pervoj chetverti XX veka // Arheologija, jet-nografija i antropologija Evrazii [The tradition of painting on wood of the Upper-Vychegda Komi in the late XIX-first half of the XX century // Archaeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia]. Novosibirsk, 2014. 2 (58). P.119-125.

10. Taranovskaya N.V. Rospisi na Mezeni i Pe-chore. In Russkoye narodnoye iskusstvo [Painting on the Mezen and Pechora // Russian folk art]. Leningrad, 1968. P. 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zherebtsov L.N. Jetnokul'turnye svjazi vash-kinskih komi s russkimi sosedjami na Pinege (do nachala XX veka) [Ethnocultural relations of Vashka Komi with Russian neighbours on Pinega (before beginning of XX century}]// Ethnography and folklore of Komi people. Syktyvkar, 1972. P. 111-112. (Proc. of Inst. of Language, Liter. and History, Komi Branch, USSR Ac. Sci. Issue 13).

12. Gribova L.S. Dekorativno-prikladnoe iskusst-vo narodov komi [Decorative-applied art of the Komi people]. Moscow, 1980. P.59.

13. Gribova L.S., Savelyeva EA., Vaskul I.O., Ze-novskaya V.P., Utkina I.M. Narodnoe iskusst-vo komi [Komi folk art]. Moscow, 1993. 190 p.

14. Sharapov V.E. Graficheskaya i svobodnokiste-vaya rospis po derevu na territorii Komi kraya v XIX - nachale XX vekov // Muzei i kraevedeniye [Graphic and free-hand paintings on wood in the territory of the Komi region in XIX - early XX century // Museums and study of local lore]. Proc. of National Museum of the Komi Republic. Syktyvkar, 1997. P. 104-116.

15. Vlasova V.V. Staroobryadcheskiye gruppy komi: Konfessionalnye osobennosti sotsialnoi i ob-ryadovoi zhizni [Komi Old Believers groups: confessional features of social and domestic life]. Syktyvkar. 2010. P.39-41.

16. Plaksina N.E. Ikonopisnoe iskusstvo kargo-pol'skih strannikov // Antikvariat: Predmety iskusstva i kollekcionirovanija [The icono-graphic art of the Kargopol' Wanderers // Antiques: art and collectibles]. Moscow, 2013. №3. P.4-20.

17. Sivkova A. Ostrov s zolotymi l'vami // Dym otechestva [The island of the Golden lions // The smoke of the Fatherland]. 2008. Syktyvkar, 2012. P. 45-46.

18. Chudova T.I. Arhitekturno-dekorativnye ukra-shenija v domostroitel'stve vashkinskih komi [Architectural decorations in housebuilding of the Vashka Komi] // Proc. of Komi Sci. Centre, Ural Branch, RAS. 2012. Issue 3(11). P. 102-107.

19. Baradulin VA. Ural'skoe beresto (po materia-lam Permskoj i Sverdlovskoj oblastej - vtoraja polovina XIX - nachalo XX vv.) // Sbornik trudov NII hudozhestvennoj promyshlennosti [Ural birch bark (on materials of the Perm and Sverdlovsk regions, second half of XIX -early XX century) // Collection of works of research inst. of art industry]. Moscow, 1967. Issue 4. P.213-236.

20. Zherebtsov L.N. Ukaz. Soch. [Essay index]. P.111-112.

21. Taranovskaya N.V. Ukaz. Soch. [Essay index]. P. 50.

22. Sheleg V.A. Novye dannye o mezenskoj rospisi// Kul'tura Evropejskogo Severa Rossii [New data on the Mezen painting // Culture of the European North of Russia]. Vologda, 1989. P.65.

Статья поступила в редакцию 06.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.