Научная статья на тему 'Нестандартные технологии контроля в процессе обучения информатике'

Нестандартные технологии контроля в процессе обучения информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордина С. В.

В статье рассматриваются возможности применения нестандартных технологий контроля в процессе обучения информатике. Как одна из форм контроля и одновременно один из способов развития логического мышления студентов предлагается использование обучающих кроссвордов, что способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у обучаемых системы изученных понятий, а в конечном счете повышает эффективность труда преподавателя и позволяет быстро и эффективно проверить знания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Control Procedures in Teaching Information Technologies

The article analyses possibilities of implementation of innovative control procedures in teaching Information Technologies. Educational cross-word puzzles are suggested as a way for development of logical thinking and a better understanding of material. This also helps formation of systematic knowledge, and increases efficiency of teaching and knowledge control.

Текст научной работы на тему «Нестандартные технологии контроля в процессе обучения информатике»

Виртуальные и сетевые технологии также способны производить полноценные профессиональную подготовку и образование. Таковыми являются технологии виртуального дистанционного образования.

В рамках социальных мер реабилитации в плане общения несомненный интерес представляют такие технологии, как чаты, «аськи» и т. п. Глобальная сеть и ее способность к обезличиванию (авторизация) психологически более приемлемы для некоторых групп инвалидов, нежели физические контакты с окружающими.

На наш взгляд, современная государственная политика реабилитации людей с ограниченными возможностями (прежде всего инвалидов) должна учитывать последние достижения в области компьютерных, сетевых и виртуальных технологий, что позволит более эффективно и экономически выгодно использовать имеющиеся у общества интеллектуальные, социальные, экономические, политические и другие ресурсы в области социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Иванов Д. И. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д. И. Иванов. СПб., 2002.

®См.: Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000 ; Титов В. И. Игра в

жизнь. Размышления о виртуальной реальности /

B. И. Титов. М., 1998.

3 См.: Гусева Н. К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации : рук. для проф. образования / Н. К. Гусева. Н. Новгород, 1999. С. 147.

4 Там же. С. 148.

*См.: Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Рос. газ. 1995. 2 дек.

6 См., например: Мухаметзянова А. Р. Служба реабилитации инвалидов в регионе / А. Р. Мухаметзянова // Фундаментальные и прикладные проблемы регионологии. Саранск, 2003.

C. 322—327.

7 http ://: www.lib.ru/PRAVO/INVALID/ zashita.txt.

8 Шестаков В. П. Актуальные вопросы организации медико-социальной реабилитации: /

B. П. Шестаков # Сборник трудов ежегодного Санкт-Петербургского семинара по проблемам реабилитации. СПб., 1997. С. 3.

^Социальная поддержка инвалидов на 2000— 2005 гг, : Федеральная целевая программа // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2000. № 4. Ст. 393.

!® См.: Дацюк С. Ноу-хау виртуальных технологий. 2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.uis.kiev.ua/russian/wiii/'-xyz;/

virtreal .rus. html.

11 С-ш.', Миронов С. В. Компьютерные технологии виртуальной реальности / С. В. Миронов // Мир ПК. 1996. № 4. С. 45—48.

12 См.: Захрятш А. В. Среда Интернет как средство социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями / А. В. Захряпин // Волжские земли в истории и культуре России : материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 10-летию Рос. гума-нит. науч. фонда, Саранск, 2004. Ч. 2.

C. 187—188.

Поступила 24.01.05.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

С. В. Гордина, доцент кафедры информационных систем в экономике и управлении Мордовского государственного университета им. Н. 77. Огарева

В статье рассматриваются возможности применения нестандартных технологий контроля в процессе обучения информатике. Как одна ИЗ форм контроля и одновременно один из способов развития логического мышления студентов предлагается использование обучающих кроссвордов, что способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у обучаемых системы изученных понятий, а в конечном счете повышает эффективность труда преподавателя и позволяет быстро и эффективно проверить знания студентов.

Информатика — сравнительно моло- вание находится в стадии становления,

дая, динамически развивающаяся науч- постоянного изменения, накопления опы-

ная и учебная дисциплина. Ее препода- та в различных образовательных учреж-

© С. В. Гордина, 2005

дениях с разными системами образования и программами. Цель курса информатики — обеспечить прочное и сознательное усвоение учащимися основ знаний о процессах получения,преобразования, хранения и использования информации. При этом от преподавателя требуется не только обращение к уже сложившейся системе знаний и методик преподавания, но и постоянный научный поиск, методическое творчество, овладение новейшими знаниями и современными информационными технологиями.

Для адаптации студентов к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать у них логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу и синтезу. Умение выделить систему понятий в любой предметной области, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о развитом логическом мышлении.

Как известно, эффективность обучения в значительной степени определяется уровнем взаимодействия преподавателя и студента, качеством учебно-методических материалов, способом их доведения до обучаемого, наличием постоянной обратной связи, а также использованием соответствующих педагогических технологий. Процесс обучения состоит из двух основных взаимосвязанных этапов: обучения и контроля. Последний предполагает использование различных форм и методов проверки и оценки. Считаем, что преподавателю информатики целесообразно отдавать предпочтение таким формам работы, использование которых позволяет оценить знания, умения и навыки каждого студента. К таким формам относятся самостоятельное составление алгоритма решения задач, написание и отладка программы, использование тренажеров, тестирование по отдельным темам на компьютере и т. д. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания студентов.

выявлять имеющиеся пробелы и определять способы их ликвидации, — одно из условий совершенствования процесса обучения.

Особую значимость имеет развитие у студентов навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Как показывает практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных преподавателямг многие из них испытывают трудности в организации контроля усвоения знаний студентов. Нередкими являются формальное применение средств и методов проверки, субъективизм в оценке знаний, преуменьшение обучающей роли проверки. Студенты привлекаются к оценочной деятельности явно не достаточно, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля и взаимоконтроля. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки.

Проверочно-оценочная деятельность преподавателя — неотъемлемая часть всей его педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Она должна проводиться корректно, своевременно. Применение разнообразных методов нестандартных форм контроля позволяет более точно и качественно оценивать знания студентов. В соответствии с требованиями программы контроль и оценка знаний должны ориентировать их на достижение высоких конечных результатов во всех видах учебной деятельности. Большое значение следует придавать освоению специальных умений, отражающих особенности учебного предмета, развитию умственных способностей студентов, формированию навыка самостоятельно учиться, работать с различными источниками информации.

Применение нестандартных форм контроля при изучении информатики позволяет студентам:

— осознать понятия система, информация, модель, алгоритм и их роль в современной картине мира;

— раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе, обществе, технических системах;

— развивать алгоритмический и логический стили мышления;

— сформировать умения по организации поиска информации, необходимой для решения поставленной задачи;

— приобрести навыки поиска, обработки, хранения информации посредством компьютерных технологий для решения учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности;

— выработать потребность обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующейся на осознанном владении информационными технологиями и навыках взаимодействия с компьютером;

— сформировать умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств.

Одним из способов развития логического мышления у студентов и одновременно формой контроля может служить использование кроссвордов в процессе обучения. Выполнение заданий с кроссвордами (их решение и составление) по пройденной теме способствует более полному, осознанному усвоению материала, создает условия для формирования у обучаемых системы изученных понятий, логически связанных друг с другом. В конечном счете это повышает эффективность труда преподавателя и позволяет ему быстро и эффективно проверить знания студентов.

Исходя из обучающих целей можно предложить следующую тематику кроссвордов:

1) история информатики;

2) информационные величины, единицы их измерения;

3) основные темы курса информатики;

4) прикладные вопросы информатики;

5) общие вопросы.

Кроссворды всех тем, кроме 3-й,

можно отнести к обобщающим, итоговым: их вопросы охватывают разные разделы курса информатики.

Довольно трудной задачей представляется определение сложности кроссворда. Одному студенту тот или иной кроссворд кажется простым, другому — сложным. Одним нравятся задания с неизвестными, новыми для них словами; они считают, что кроссворд должен быть прежде всего познавательным и готовы обратиться к десяткам книг, справочников, энциклопедических словарей, чтобы найти ответы. Для этих студентов кроссворд тем интереснее, чем больше нового они узнают, решая его. Другие (их гораздо больше, чем первых) любят задания, которые можно выполнить по памяти; они считают, что в силу своей специфики кроссворд не предназначен для получения новых системных знаний (это делается с помощью учебной и научно-популярной литературы). По мнению таких студентов, главная функция кроссворда — дать возможность вспомнить знакомые термины, закрепить их в памяти, развить интеллект. Такой подход правомерен именно по отношению к учебным кроссвордам. Нами применяется следующая процедура оценки сложности кроссворда. Группа из нескольких студентов-эрудитов выполняет задание, причем исключительно по памяти, без помощи справочной литературы; затем подсчитывается среднее для группы число отгаданных слов. Отношение этого числа к общему числу слов кроссворда принимается за коэффициент сложности. Он позволяет сравнивать трудность кроссвордов, служит инструментом для более обоснованного и объективного их отбора.

Обращаясь в процессе обучения к работе с кроссвордами, нужно иметь в виду следующее. Преподаватель достигнет поставленной учебной цели (формирование, уточнение и систематизация определенного круга понятий и знаний, развитие интеллекта и мышления студентов, воспитание у них определенных качеств личности) и наиболее достоверно определит (проверит) уровень усвоения учебного материала, в том случае если будет соблюден ряд условий:

1) заранее проверена доступность кроссворда, т. е. учтены уровень подго-

товки студентов по информатике, требования программы;

2) наличествуют объективные стимулы (мотивы), побуждающие работать на наилучший конечный результат (полное отгадывание кроссворда);

3) создана обстановка естественной игровой ситуации;

4) обеспечены положительные эмоции;

5) в ход решения внесен элемент состязания (это существенно активизирует познавательную деятельность);

6) предусмотрены обсуждение ответов на вопросы кроссворда, их уточнение, а в случае расхождения мнений — проведение дискуссий.

При составлении кроссвордов преподавателю нужно обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, задания должны соответствовать содержанию базовой программы. Во-вторых, обязательными требованиями являются простота, краткость формулировки вопросов, наличие одноуровневых по сложности заданий, одинаковое количество заданий при нескольких вариантах кроссвордов по одному и тому же материалу.

Чтобы у студентов не пропадал интерес к решению кроссвордов, можно разнообразить их содержание и форму предъявления: часть из них давать индивидуально (в этом случае оценке подлежат успехи каждого отдельно), а часть — коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов, т. е. у кого коэффициент усвоения максимальный).

Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела, обычно состоят из 25—35 слов, а итоговые — из 35—50.

Если снабдить кроссворд количественными показателями для оценки уровня эрудиции, то получится принципиально новый тип игры — тест-кроссворд, позволяющий оценить общую подготовку студента, широту его кругозора.

Весьма полезный вид самостоятельной работы студентов — составление кроссвордов. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует

хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.

Составляют кроссворды студенты или индивидуально, или в группе по 5—6 человек так, что постепенно сложность заданий возрастает.

Нами апробированы несколько видов заданий на составление тематических кроссвордов:

— дается набор терминов и слов по конкретной теме курса. Его нужно пронумеровать, отобрать подходящие по горизонтали и вертикали слова, составить вопросы к ним (чаще всего это индивидуальное задание);

— сообщается перечень терминов и слов по теме. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы;

— называется только тема курса, все остальное студенты делают сами.

Первостепенное внимание уделяется формулировке вопросов. Проблема постановки вопроса — это проблема развития логического мышления. Ее решение мы видим в точности любых вопросов, задаваемых преподавателем, и в его умении вызвать у учащихся в процессе обучения потребность четко формулировать то, что они хотели бы узнать. Прежде всего вспоминаем те вопросы, которые задавались при изучении материала темы и его обобщении. Хороший вопрос помогает совершенно по-новому видеть суть изученного и искать ответ путями, о которых раньше никто и не думал. А главное, он свидетельствует о понимании учебного материала: если учащийся смутно представляет себе то или иное явление, закономерность, то он не в состоянии правильно поставить вопрос о нем. (Не менее типичен случай, когда студент, формально правильно описывающий явление, не может верно ответить на вопрос кроссворда, требующий всестороннего и глубокого осмысления этого явления.) Анализ составленных учащимися кроссвордов мы проводим по таким критериям: а) количество вопросов;

б) их качество. Количество вопросов оценивается не по абсолютному их числу, а по числу смысловых элементов, с

которыми они связаны. Качество определяется характером мыслительных операций, которые необходимы для конструирования ответа.

С учетом сказанного можно выделить такие типы вопросов:

1) указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления. Такие вопросы активизируют работу памяти, стимулируют к повторению того, что усвоено при изучении конкретной темы;

2) содержащие указания на причины явления. Подобного рода вопросы предполагают установление связей между явлениями, понятиями, величинами, выделение в изучаемой теме узловых моментов, определенной систематизации знаний, т. е. переосмысления полученной информации;

3) акцентирующие внимание на причинно-следственных связях между явлениями, изучаемыми в разных темах (разделах) курса информатики. Эти вопросы требуют обобщения, проведения аналогий, выдвижения гипотез ит. п.; они побуждают к установлению многогранных связей всего изученного материала, к анализу усвоенных знаний под новым углом зрения;

4) выражающие межпредметные связи;

5) выявляющие умение учащихся применять изученные закономерности и теории в нестандартных ситуациях.

Составленные студентами кроссворды должны «работать»; их можно предлагать для решения другим студентам, а их авторов надо извещать об общественной пользе их труда (это приносит им удовлетворение и служит дополнительным моральным стимулом). Небольшие по объему кроссворды можно использовать на семинарских занятиях как элемент проверки усвоения понятий. Составители «правильных» — симметричных — кроссвордов заслуживают высокой оценки.

Создать кроссворд студенту поможет следующая памятка.

1. Составьте список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд. Для этого найдите в своем конспекте специальные понятия и подчеркните их.

2. Выпишите понятия на отдельный лист.

3. Выделите в них повторяющиеся буквы.

4. Расположите слова так, чтобы повторяющиеся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.

5. Пронумеруйте слова.

6. В соответствии с номерами выпишите определения используемых понятий.

7. Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове).

8. Разметьте сетку кроссворда цифрами.

9. Оформите кроссворд. Подпишите его.

Интересной задачей для студентов

являются создание и оформление кроссворда в текстовом редакторе Word. В процессе работы студенты получают навыки работы с макросами, так как некоторые действия можно автоматизировать.

Алгоритм составления кроссворда может быть таким.

1. До начала создания кроссворда на компьютере необходимо представить его на бумаге, чтобы можно было посчитать количество клеток.

2. Вставить в документ Word таблицу, в которой количество строк и столбцов соответствует максимальному количеству клеток подготовленного на бумаге кроссворда по горизонтали и по вертикали.

3. Выделить эту таблицу, установить ширину столбцов и высоту строк таким образом, чтобы ячейки получились квадратными, с помощью пункта меню Таблица, Свойства таблицы, Строка и Столбец.

4. Выбрать пункт меню Таблица, установить флажок Отображать сетку. Убрать оформление ячеек таблицы командой Формат, Границы и заливка, Нет.

5. Выделить блок ячеек под первое слово по горизонтали. Оформить ячейки с помощью команд Формат, Границы и заливка, Все.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Повторить эти же действия для всех остальных слов по горизонтали и для всех слов по вертикали.

7. Выделить полученную сетку кроссворда, установить тип шрифта и расположение символов в ячейках. Поставить цифры в нужных ячейках.

8. Выбрать пункт меню Таблица, установить флажок Скрыть сетку,

9. Записать вопросы кроссворда.

При оформлении кроссворда можно

использовать действия вставки рисунков, символов, автофигур. При этом несколько свободных смежных ячеек надо объединить в одну, а затем вставить в нее рисунок или символ.

Оформление блока ячеек (по горизонтали и по вертикали) можно записать в виде макроса: 1) выделить блок ячеек под первое слово, 2) выполнить команду Сервис, Макрос, Начать запись, указать имя макроса, назначить комбинацию клавиш для его запуска, 3) выполнить действия Формат, Границы и заливка, установить оформление для всех границ ячеек, указать цвет заливки. Для оформления кроссворда нужно выделять блоки ячеек и нажимать назначенные для макроса комбинации клавиш.

Основная задача, которая решается в процессе самостоятельного составления кроссворда, заключается в формировании

умений осознавать толкование термина, осмысливать его и адекватно применять в учебной деятельности.

При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные студентами в процессе работы над кроссвордом, и включает понятия, требующие дополнительного внимания, в следующие варианты кроссворда для решения.

Работа по составлению кроссворда завершается конкурсом кроссвордов. Лучший из них должен отличаться не только точностью формулировок понятий, но и изящным, красивым построением сетки, эстетикой оформления.

Значение использования кроссвордов в обучении обусловлено прежде всего тем, что в процессе работы у студентов складывается представление о предмете науки как цельной и стройной системе. Кроссворд — это прием проблемного обучения, направленный на длительное, эмоционально осознанное запоминание.

Ниже приведен пример кроссворда, составленного студентом.

1 2

3 4

ь 6

7 8 У 10 11 12 13 14

ь 16

17

19 20 21

22 24

24 Ъ 2б 27 28

29 30

Вопросы

По горизонтали: 5. Разъем, с помощью которого к системному блоку подключаются периферийные устройства.

6. Системная плата, обеспечивающая ввод/вывод информации. 7. Способ упорядочения файлов. 9. Наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. 13. Группа компьютеров, образующих часть сети и использующих общую базу данных каталога. 17. Команда алгоритма, записанная на языке программирования. 18. Способ решения задачи, записанной по определенным правилам. 19. Информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем. 20. Информация о цвете пикселя в видеоадаптере. 21. Унифицированный разъем на материнской плате. 24. Минимальная единица объема памяти. 25. Результат работы плоттера.

26. Устройство для ввода в компьютер текстовой и графической информации.

27. Организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения. 29. Манипулятор. 30. Система компьютеров, связанных каналами передачи информации.

По вертикали: 1. Устройство, управляющее работой графического дисплея.

2. Количество выполняемых процессором операций в секунду. 3. Устройство для вывода текстовой и графической информации на бумагу. 4. Гибкий диск.

8. Средства взаимодействия пользователя с системой. 10. Количество информации. 11. Устройство для вывода информации на экран. 12. Символьная информация. 14. Системное устройство передачи данных, через которое все контроллеры взаимодействуют с процессором и оперативной памятью. 15. Элемент файловой структуры. 16. Составляющая часть процессора, размер которой равен размеру машинного слова. 22. Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем. 23. Устройство для запоминания и хранения информации. 24. Единица измерения информации.

28. Язык программирования.

Ответы

По горизонтали: 5. Порт. 6. Шина. 7. Стиль.

9. Информатика. 13. Домен. 17. Оператор. 18. Алгоритм. 19. Файл. 20. Код. 21. Слот. 24. Байт. 25. График. 26, Сканер. 27. База. 29. Мышь. 30. Сеть.

По вертикали: 1. Адаптер. 2. Частота. 3. Принтер. 4. Дискета. 8. Интерфейс. 10. Объем. 11. Монитор. 12. Текст. 14, Магистраль. 15. Каталог. 16. Регистр, 22. Данные. 23. Память, 24. Бит. 28. Ада.

Поступила 15.02.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.