Научная статья на тему 'Несоответствие структуры дошкольного образовательного учреждения типичного района массовой застройки 60-80-х годов 20 века современным требованиям'

Несоответствие структуры дошкольного образовательного учреждения типичного района массовой застройки 60-80-х годов 20 века современным требованиям Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OBJECT OF PRESCHOOL INSTITUTION / KINDERGARTEN / PRE-SCHOOL EDUCATION / MODEL PROJECT / A TYPICAL QUARTER / STRUCTURE / ARCHITECTURAL SPACE / INSPECTION / CONVERSION / ST. PETERSBURG / ОБЪЕКТ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕТСКИЙ САД / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТИПОВОЙ ПРОЕКТ / ТИПИЧНЫЙ КВАРТАЛ / СТРУКТУРА / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Золотник С.В.

Настоящая статья посвящена проблеме зданий дошкольных образовательных учреждений, используемых по их целевому назначению. Для примера проведено обследование типичных кварталов массовой застройки (9-12 этажей) со ступенчатой системой обслуживания. Сложившаяся структура дошкольных учреждений была апробирована временем и отвечала основной группе потребностей в 60-80-е года, но сегодня она не соответствует новым видам деятельности общества. Назрела необходимость в модернизации существующего фонда зданий дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discrepancy of preschool educational institutions structure in typical areas of mass building in 60-80-ies of the 20 century to modern requirements

This article is dedicated to the problem of preschool educational buildings, that used for their intended purpose. For example was made a research of typical blocks of mass building (9-12 floors) with a stepped service system. The problem of transformation of the structure of kindergartens buildings, that were built in the Soviet period on standard projects, has become important in the modern world. Because of the conditions of modern lifestyle, requirements to kindergarten architectural space changed. The existing structure of the pre-school institutions has been tested in time and met the basic needs in 60-80 years, but today it does not correspond to new society activities. Now there is a need to upgrade the standard projects of preschools buildings. From a practical solution of the problems depends on the further development of the architectural environment of preschool education, that meets modern requirements in the urban structure.

Текст научной работы на тему «Несоответствие структуры дошкольного образовательного учреждения типичного района массовой застройки 60-80-х годов 20 века современным требованиям»

Несоответствие структуры дошкольного образовательного учреждения типичного района массовой застройки 60-80-х годов 20 века

Аннотация: Настоящая статья посвящена проблеме зданий дошкольных образовательных учреждений, используемых по их целевому назначению. Для примера проведено обследование типичных кварталов массовой застройки (9-12 этажей) со ступенчатой системой обслуживания. Сложившаяся структура дошкольных учреждений была апробирована временем и отвечала основной группе потребностей в 60-80-е года, но сегодня она не соответствует новым видам деятельности общества. Назрела необходимость в модернизации существующего фонда зданий дошкольных учреждений. Ключевые слова: объект дошкольного учреждения, детский сад, дошкольное образование, типовой проект, типичный квартал, структура, архитектурное пространство, обследование, преобразование, Санкт-Петербург.

В настоящее время возникла необходимость в преобразовании основных типовых проектов детских садов советского периода. Большинство из них были запроектированы в 1960-1980-е года. В советское время дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) делились на: детский сад общего типа, коррекционного и комбинированного вида (МГСН 4.07-05) [1]. Все типы детских садов имели одинаковую функционально-типологическую структуру (Рис. №1а).

современным требованиям

С.В. Золотник

СПб ГАСУ Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

2

а)

б)

Методический Библиотека,

кабинет Планетарий

Зал для муз., Кабинет ин. яз.

гимн. Изостудия

занятий Кабинет для

Хореографи- организации

ческий зал кружковой

Физиокабинет работы

Зал ЛФК, Каб. массажа и

Бассеин гидромассажа

Комп. класс Классы М.

Театральная Монтессори,

студия Ф. Фребеля

Столярная

мастерская

Г л

Кабинет

психолога,

логопеда,

стоматолога,

дефектолога

Процедурный

кабинет

Изолятор

Рис. 1 - Схема функциональных блоков ДОУ

Основные функциональные блоки дошкольных учреждений сохранили свою актуальность. Но появились требования расширить основную структуру ДОУ (Рис. №1б) (РМД 31-07-2009) [2].

Как следствие сложившейся ситуации - появление развитой многоуровневой системы дошкольных учреждений [3]. Сейчас функционирует более 19 видов ДОУ (государственных, частных, а так же вариативных форм дошкольного образования).

В исследовании ДОУ 1960-1980-х годов был использован ряд методов:

- натурное обследование 30 типичных кварталов массовой застройки (9-12 этажей) со ступенчатой системой обслуживания в Выборгском и Приморском районах (как примеры нецентральных районов Санкт-Петербурга) (Рис. №3а);

- анализ планировочных решений (обобщена типологическая характеристика зданий детских садов) [4].

а) Градостроительная структура района. 1-жилая застройка 2000-х гг.; 2- б) Схема основных пешеходных потоков к детским садам. 1-потокиз новой

жилая застройка 80-х гг. и новые жатые комплексы; 3-засгройка 80-х (экспе- жилой застройки; 2,4-лотоки из прилегающих микрорайонов; 3-дети из

риментальные дома); 4-дачная застройка; 5-жилой комплекс «Город солнца»; загородных домов; 5-дсти из «Города солнца»,у них ист своего детского сада. 6,7-жнлыс кварталы 70-80-х гг. А-д.с. №20; Б-д.с. №103; В,Г,Д-чаетные д.с.

в) Детский сад №20; детский сад№103

Рис. 2 - Исследование квартала в Выборгском районе Санкт-

Петербурга

Образовательная система Выборгского района насчитывает 139 учреждений, из которых 71 ДОУ. Соотношение числа мест в ДОУ различных видов в пределах жилого района: общеразвивающих - 40%; оздоровительных - 30%; компенсирующих - 30% [5]. Площадь микрорайона 4,6 га, площадь застройки 1,5 га, кол-во межмагистральных улиц - 1 (Рис. №3а).

В микрорайоне находится два муниципальных ДОУ: №103 (общеразвивающего вида) и №20 (компенсирующего вида), вневедомственный детский сад семейного типа и два частных центра развития детей. По характеру взаимодействия между отдельными группами помещений детский сад №20 построен по центральной объемно -пространственной композиционной схеме, детский сад №103 по схеме галерейного типа (Рис. №3а).

Несоответствие изучаемых зданий ДОУ современным требованиям важно рассмотреть по основным планировочным, функциональным и социально-демографическим критериям.

1. По размещению:

- здания детских садов располагаются в центральной части микрорайона в пешеходной доступности от окружающей жилой застройки. Расстояние от станции метро 700м (ДОУ №20) и 950м (ДОУ №103);

- ДОУ отвечают санитарно-гигиеническим требованиям инсоляции согласно СНиП 2.07.01. Но из-за близости автомагистралей возникают проблемы с аэрацией территории и акустическим режимом;

- внутриквартальные проезды организованы в соответствии с современными нормативными требованиями. Непосредственно прилегают к территориям ДОУ, что является неблагоприятным фактором для детей;

- основные потоки в здания детских садов осуществляются из ближайших домов (300-700м) и от остановок наземного транспорта. Из-за нехватки мест в ДОУ наблюдается миграция детей из одного микрорайона в другой. (Рис. №3б);

2. По организации территории и благоустройству:

- во дворах увеличено количество парковочных машиномест в ущерб рекреационным зонам. Это обстоятельство усиливает значение территории ДОУ - единственных озелененных зон внутри квартала;

3. По социальным требованиям:

- номенклатура типов семей: 60% - это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми; 25% - расширенные (многопоколенные) семьи; 15% - неполные семьи. В нуклеарных семьях 1 -2 ребенка, во многопоколенных чаще 2-3. Это обстоятельство говорит о том, что детские сады не справляются с демографическим ростом в микрорайоне;

4. По внутренней структуре:

2

- было определено 4 психологических типа детей: экстраверты, интроверты, дети интуитивного типа и дети сенсорного типа [6][7][8]. Микрорайон насыщен детьми различных поведенческих характеристик, что формирует разнообразную номенклатуру состава помещений.

5. По организации воспитательного процесса:

-основная структурная единица ДОУ - групповая ячейка. Является универсальным повторяющимся модулем для младших и старших групп. В сложившейся унифицированной структуре невозможно разместить современные прогрессивные воспитательные методики японских, французских и итальянских педагогов-психологов, требующие вариативную гибкую среду для разных возрастных групп.

6. По оздоровительной и развивающей доступности:

- основой здоровья и развития детей является двигательная активность. Согласно СанПин 2.4.1.3049-13 в сложившейся структуре ДОУ на одного ребенка выделено 2 м2 без учета мебели. В этих условиях единственный потенциал реализации двигательной активности - уличные рекреационные зоны.

Проведя исследование типичного микрорайона можно сделать следующие выводы:

• ДОУ размещаются на лучших участках жилых образований -удалены от шума магистралей. Но уличные рекреационные пространства ДОУ не защищены от близко расположенных дворовых транзитов, источников загрязнения. Расположение детских садов характеризуется отсутствием организованных «путей доставки».

• Анализ позволил выделить наличие устоичивых функционально -технических блоков: административный, обслуживающий, медицинский, общепедагогический, групповой блоки. Несмотря на то, что функциональные

блоки ДОУ решены хорошо и апробированы временем, коммуникационная связь между ними организована недостаточно удобно.

• Требуется расширение площадей и дополнительные помещения в ДОУ. Необходимо пересмотреть функционально-планировочную организацию среды, в соответствии с развитием разных видов проведения учебно-воспитательного процесса.

• Модернизация ДОУ должна осуществляться с реконструкцией рекреационных зон и благоустройством территории. Участки должны включать групповые площадки, физкультурную площадку, хозяйственную площадку и зеленые насаждения [9] [10].

Литература

1. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учеб. пособ. / А.Л. Гельфонд. М.: Архитектура, 2006. 280с.

2. Красикова Я.Б., Петров К.С. Основные проблемы при реконструкции дошкольных образовательных учреждений г. Ростова-на-Дону // Инженерный вестник Дона, 2016, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3651.

3. Единая межведомственная информационно-статистическая система. Численность постоянного населения. URL: fedstat.ru/indicator/data.do (дата обращения: 20.01.16).

4. Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры / А.Э.Коротковский. М.: МАРХИ, 1987. 103с.

5. Портал системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга URL: sisobraz.shko.la (дата обращения: 15.03.16).

6. Синицын Е., Синицына О. Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей. М.: НГАХА, 2006. 156 с.

7. Dudek M. Children's spaces // M. Dudek. London: Architectural Press, 2005.-281p.

8. Daniel J. Siegel, Tina Payne Bryson The Whole-Brain Child: 12 Revolutionary Strategies to Nurture Your Child's Developing Mind . New York: Bantam Books, 2012. 176 p.

9. Сотникова В.О. Проектирование элементов благоустройства. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 113 с.

10. Горгорова Ю.В. Харченко Л.Н. Особенности проектирования детских садов // Инженерный Вестник Дона. 2013. №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2149

References

1. Gel'fond A .L. Arhitekturnoe proektirovanie obshhestvennyh zdanii i sooruzhenii [The architectural design of public buildings and facilities]: ucheb. posob. A.L. Gel'fond. M.: Arhitektura, 2006. 280p.

2. Krasikova Ja.B., Petrov K.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3651.

3. Edinaja mezhvedomstvennaja informacionno-statisticheskaja sistema. Chislennost' postojannogo naselenija [Unified interdepartmental information and statistical system. Resident population]. URL: fedstat.ru/indicator/data.do (accessed 20 January 2016).

4. Korotkovskij A.Je. Metodologicheskie osnovy sistemnoj teorii arhitektury [Methodological bases of system architecture theory]. M.: MARHI, 1987.

5. Portal sistemy obrazovanija Vyborgskogo rajona Sankt-Peterburga [The portal of the education system of the Vyborgsky district of St. Petersburg] URL: sisobraz.shko.la (accessed 15 March 2016).

6. Sinicyn E., Sinicyna O. Harakteristiki psihologicheskih tipov. Sistema razvitija odarennyh detej [Characteristics of psychological types. Gifted child development system]. M.: NGAHA, 2006. 156p.

7. Dudek M. Children's spaces. M. Dudek. London: Architectural Press, 2005. 281p.

8. Daniel J. Siegel, Tina Payne Bryson The Whole-Brain Child: 12 Revolutionary Strategies to Nurture Your Child's Developing Mind. New York: Bantam Books, 2012. 176p.

9. Sotnikova V.O. Proektirovanie jelementov blagoustrojstva [Design elements of improvement]. Ul'janovsk: UlGTU, 2008. 113p.

10. Ju.V. Gorgorova L.N. Inzhenernyj Vestnik Dona (Rus), 2013. №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.