Научная статья на тему 'Нерелевантные антонимические пары в художественном произведении (на примере романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»)'

Нерелевантные антонимические пары в художественном произведении (на примере романа Б. Пастернака «Доктор Живаго») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ / АНТИТЕЗА / AUTHOR / ANTONYMOUS PAIRS / THE ANTITHESIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ашимова А. Ф., Рагимова А. Х.

В статье анализируются индивидуальные антонимические пары, которые в обычном прочтении антонимами вовсе не являются. Пастернак использует такой прием подачи информации с целью экспрессивно-эмоционального воздействия на читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the individual antonymous pair that would normally read are not antonyms. Pasternak uses this technique supplying information to the expressive and emotional impact on the reader.

Текст научной работы на тему «Нерелевантные антонимические пары в художественном произведении (на примере романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»)»

НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»)

АшимоваА.Ф., к. филол. н.

Социально-педагогический институт (г.Дербент)

Рагимова А.Х., к. филол. н.

ФГБОУ ВПО Ив ГУ в г.Дербенте

Аннотация: в статье анализируются индивидуальные антонимические пары, которые в обычном прочтении антонимами вовсе не являются. Пастернак использует такой прием подачи информации с целью экспрессивноэмоционального воздействия на читателя.

Ключевые слова: автор, антонимические пары, антитеза.

Abstract: The article analyzes the individual antonymous pair that would normally read are not antonyms. Pasternak uses this technique supplying information to the expressive and emotional impact on the reader.

Keywords: author, antonymous pairs, the antithesis.

Помимо контекстуальных окказиональных антонимических пар, художественному стилю Б.Пастернака свойственны индивидуально-авторские противопоставления не эквивалентных слов, вне контекста не представляющих антонимические пары: «жизнь ^ театральная постановка», «жизнь ^ кукольная комедия» [1: 435].

Слова, не являющиеся противоположными по смыслу, могут приобретать антонимичные значения в индивидуальном употреблении:

* ...Лев Николаевич говорит, что чем больше человек отдается красоте, тем больше отдаляется от добра [1: 49].

Вне приведенного контекста языковая пара «красота - добро» антонимами не являются, даже более того, их можно рассматривать как равноуровневые понятия эстетики и этики, и лишь авторское ассоциативное переосмысление позволяет выделить противоположные видовые понятия, наиболее точно передающие авторскую эстетическую позицию.

* Человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера [1: 49].

Антонимы «палка - музыка» эквивалентны парам языковых сочетаний:

«гнет, власть, рабство, телесное наказание - искусство, духовная культура» [2, том Ш:13; 3: 361].

Значительная роль отводилась музыке, как средству воспитания, на протяжении всей истории начиная с глубокой древности. Музыка, а не насилие

обладает свойством совершенствовать и возвышать душу человека, формируя в ней основы прогрессивного и гуманного отношения к миру и к другим людям. [4:218].

С помощью противопоставительных конструкций автор передает индивидуальное восприятие окружающего мира. Стилистическое содержание антонимов многообразно, но всех отличает прагматический посыл автора на читателя, его стремление активизировать эмоциональное воздействие художественного слова на читателя.

* Их добродетель мертва и малоценна. Красота жизни не открывалась им [1: 401],

Добродетель, которая мертва у Б.Пастернака составляет яркую антонимическую парадоксальную пару со словосочетанием красота жизни. Индивидуально-авторская акирологичность способствует изменению угла восприятия адресатом, казалось бы, давно усвоенных истин: добродетель денотативно представляет положительное явление, но в данном авторском предъявлении она противопоставлена красоте жизни.

Наиболее неожиданными, на первый взгляд, нерелевантными антонимическими парами наполнена внутренняя речь доктора Живаго. Его размышления и рассуждения, поиск смысла происходящего, бесконечные и многочисленные сопоставления образуют диктемы, построенные на неожиданной, индивидуально-авторской антитезе.

* Сопричисленные к божественному разряду, к ногам которого революция положила все дары свои и жертвы, они ^Антипов, Тиверзин-А.А.^ сидели молчаливыми, строгими истуканами, из которых политическая спесь вытравила все живое, человеческое. [1: 320].

Революция, которая противопоставила себя церкви, и церковь, отделенная от государства, в изложении автора представляются понятиями-синонимами. Они -большевики, беспощадные и твердые борцы за народное счастье, обозначены как строгие истуканы. И в данном случае нет противопоставления. Акирологичность не в парности, а в распространении определения: они (какие?) - сопричисленные к божественному разряду. (Большевики - боги или, иначе говоря, большевики = богам?) Далее придаточное предложение продолжает определительный ряд - к ногам своего божества революция положила все дары свои и жертвы. Дары и жертвы выступают одновременно во взаимоисключающих отношениях: с одной стороны, это - синонимы, а с другой стороны, - это откровение автора, это лексемы, несущие эксплицитную противопоставительную коннотацию. Одно понятие - «дары», то есть, что-то, доброе, желаемое, позитивное, а другое понятие - «жертвы», имплицитно содержащие в себе семантику боли, страданий и т.д.

И эти революционные боги (истуканы) противопоставлены самой жизни (из них вытравлено все живое, человеческое). Таким образом, автор дважды в течение одной синтаксической единицы лексические антонимы преобразует в синонимы и наоборот.

Говоря о внутреннем монологе доктора Живаго, мы говорим о самом авторе, вместе с тем, автор не полностью идентичен своему герою. Давая характеристику Живаго, автор отмечает:

* В нем нет никакого принуждения и есть не «заслон воли», а «открытость безволия» [1: 402].

Авторская антитеза категорична: его герой характеризуется открытостью безволия. Понятие «открытость» несет в себе положительную семантику: то, что открыто, доброжелательно, неопасно, неагрессивно и т.д. В словосочетании открытость безволия главным членом является понятие открытость, а зависимым - безволие, отчего отрицательное понятие безволие под воздействием главного преобразуется и имплицитно несет в себе положительную характеристику. Выразительно и словосочетание заслон воли. Воля как проявление стойкости, силы духа, твердости характера определяется как положительное понятие, но оно зависит от лексемы заслон. Заслон - это преграда, препятствие, это то, что мешает, разделяет и т.д.

Создав эту выразительную индивидуально-авторскую антонимическую пару (заслон воли - открытость безволия), Б.Пастернак сумел не только лаконично определить жизненную позицию (безволие) своего героя, но и объяснить истоки этого состояния (беззащитность).

Таким образом, акирологичность индивидуально-авторских антонимических пар заключается в том, что является результатом авторского эмоционально-психологического видения картины мира, которое он предъявляет читателю в качестве экспрессивной альтернативы общепринятому представлению о ходе истории в России. Посредством индивидуально-авторской антонимической соотнесенности, читатель воспринимает не только информацию как таковую, но и информацию о самом авторе, как действующем лице повествования.

Информационные источники:

1. Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго».- Баку, МААРИФ, 1990. С.560

2. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. проф. Н.Ю.Шведовой, -М., 1972.

3. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах. М.-Л.,-Т. 17. -1965.

4. Эстетика: словарь./Под общ. ред. А.А.Беляева. М.,1989

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.