НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ АНТОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»)
АшимоваА.Ф., к. филол. н.
Социально-педагогический институт (г.Дербент)
Рагимова А.Х., к. филол. н.
ФГБОУ ВПО Ив ГУ в г.Дербенте
Аннотация: в статье анализируются индивидуальные антонимические пары, которые в обычном прочтении антонимами вовсе не являются. Пастернак использует такой прием подачи информации с целью экспрессивноэмоционального воздействия на читателя.
Ключевые слова: автор, антонимические пары, антитеза.
Abstract: The article analyzes the individual antonymous pair that would normally read are not antonyms. Pasternak uses this technique supplying information to the expressive and emotional impact on the reader.
Keywords: author, antonymous pairs, the antithesis.
Помимо контекстуальных окказиональных антонимических пар, художественному стилю Б.Пастернака свойственны индивидуально-авторские противопоставления не эквивалентных слов, вне контекста не представляющих антонимические пары: «жизнь ^ театральная постановка», «жизнь ^ кукольная комедия» [1: 435].
Слова, не являющиеся противоположными по смыслу, могут приобретать антонимичные значения в индивидуальном употреблении:
* ...Лев Николаевич говорит, что чем больше человек отдается красоте, тем больше отдаляется от добра [1: 49].
Вне приведенного контекста языковая пара «красота - добро» антонимами не являются, даже более того, их можно рассматривать как равноуровневые понятия эстетики и этики, и лишь авторское ассоциативное переосмысление позволяет выделить противоположные видовые понятия, наиболее точно передающие авторскую эстетическую позицию.
* Человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера [1: 49].
Антонимы «палка - музыка» эквивалентны парам языковых сочетаний:
«гнет, власть, рабство, телесное наказание - искусство, духовная культура» [2, том Ш:13; 3: 361].
Значительная роль отводилась музыке, как средству воспитания, на протяжении всей истории начиная с глубокой древности. Музыка, а не насилие
обладает свойством совершенствовать и возвышать душу человека, формируя в ней основы прогрессивного и гуманного отношения к миру и к другим людям. [4:218].
С помощью противопоставительных конструкций автор передает индивидуальное восприятие окружающего мира. Стилистическое содержание антонимов многообразно, но всех отличает прагматический посыл автора на читателя, его стремление активизировать эмоциональное воздействие художественного слова на читателя.
* Их добродетель мертва и малоценна. Красота жизни не открывалась им [1: 401],
Добродетель, которая мертва у Б.Пастернака составляет яркую антонимическую парадоксальную пару со словосочетанием красота жизни. Индивидуально-авторская акирологичность способствует изменению угла восприятия адресатом, казалось бы, давно усвоенных истин: добродетель денотативно представляет положительное явление, но в данном авторском предъявлении она противопоставлена красоте жизни.
Наиболее неожиданными, на первый взгляд, нерелевантными антонимическими парами наполнена внутренняя речь доктора Живаго. Его размышления и рассуждения, поиск смысла происходящего, бесконечные и многочисленные сопоставления образуют диктемы, построенные на неожиданной, индивидуально-авторской антитезе.
* Сопричисленные к божественному разряду, к ногам которого революция положила все дары свои и жертвы, они ^Антипов, Тиверзин-А.А.^ сидели молчаливыми, строгими истуканами, из которых политическая спесь вытравила все живое, человеческое. [1: 320].
Революция, которая противопоставила себя церкви, и церковь, отделенная от государства, в изложении автора представляются понятиями-синонимами. Они -большевики, беспощадные и твердые борцы за народное счастье, обозначены как строгие истуканы. И в данном случае нет противопоставления. Акирологичность не в парности, а в распространении определения: они (какие?) - сопричисленные к божественному разряду. (Большевики - боги или, иначе говоря, большевики = богам?) Далее придаточное предложение продолжает определительный ряд - к ногам своего божества революция положила все дары свои и жертвы. Дары и жертвы выступают одновременно во взаимоисключающих отношениях: с одной стороны, это - синонимы, а с другой стороны, - это откровение автора, это лексемы, несущие эксплицитную противопоставительную коннотацию. Одно понятие - «дары», то есть, что-то, доброе, желаемое, позитивное, а другое понятие - «жертвы», имплицитно содержащие в себе семантику боли, страданий и т.д.
И эти революционные боги (истуканы) противопоставлены самой жизни (из них вытравлено все живое, человеческое). Таким образом, автор дважды в течение одной синтаксической единицы лексические антонимы преобразует в синонимы и наоборот.
Говоря о внутреннем монологе доктора Живаго, мы говорим о самом авторе, вместе с тем, автор не полностью идентичен своему герою. Давая характеристику Живаго, автор отмечает:
* В нем нет никакого принуждения и есть не «заслон воли», а «открытость безволия» [1: 402].
Авторская антитеза категорична: его герой характеризуется открытостью безволия. Понятие «открытость» несет в себе положительную семантику: то, что открыто, доброжелательно, неопасно, неагрессивно и т.д. В словосочетании открытость безволия главным членом является понятие открытость, а зависимым - безволие, отчего отрицательное понятие безволие под воздействием главного преобразуется и имплицитно несет в себе положительную характеристику. Выразительно и словосочетание заслон воли. Воля как проявление стойкости, силы духа, твердости характера определяется как положительное понятие, но оно зависит от лексемы заслон. Заслон - это преграда, препятствие, это то, что мешает, разделяет и т.д.
Создав эту выразительную индивидуально-авторскую антонимическую пару (заслон воли - открытость безволия), Б.Пастернак сумел не только лаконично определить жизненную позицию (безволие) своего героя, но и объяснить истоки этого состояния (беззащитность).
Таким образом, акирологичность индивидуально-авторских антонимических пар заключается в том, что является результатом авторского эмоционально-психологического видения картины мира, которое он предъявляет читателю в качестве экспрессивной альтернативы общепринятому представлению о ходе истории в России. Посредством индивидуально-авторской антонимической соотнесенности, читатель воспринимает не только информацию как таковую, но и информацию о самом авторе, как действующем лице повествования.
Информационные источники:
1. Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго».- Баку, МААРИФ, 1990. С.560
2. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. проф. Н.Ю.Шведовой, -М., 1972.
3. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах. М.-Л.,-Т. 17. -1965.
4. Эстетика: словарь./Под общ. ред. А.А.Беляева. М.,1989