Научная статья на тему 'Неравномерность территориального развития: пути решения проблем'

Неравномерность территориального развития: пути решения проблем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ ВЫРАВНИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Л. О.

В статье исследуется проблема неравномерности социально-эконо­мического развития административно-территориальных образований. Ввиду сложившейся практики функционирования муниципалитетов и нормативной базы их функционирования самостоятельный выход без государственного вмешательства невозможен. Одним из путей выравнивания экономического развития является активизация предпринимательского потенциала местного населения с одновременной реализацией государственной социальной политики выравнивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неравномерность территориального развития: пути решения проблем»

- субъектами предпринимательства в туризме являются туристские организации и субъекты, осуществляющие «иную деятельность по организации путешествий»;

- в международной теории и практике туризм, в основном, базируется на концепции спроса и подразумевает деятельность путешествующих лиц, то есть осуществление ими туристских расходов [2];

- единообразного подхода к понятию туристская деятельность в Российской Федерации в настоящее время не сформировано ни на научно-теоретическом, ни на нормативно-правовом уровнях и «отсутствие стабильности определений в области туризма является препятствием для согласованного и комплексного сбора данных» [4].

Вышеизложенные обстоятельства позволяют согласиться с мнением, что туристская деятельность в настоящее время не в полной мере идентифицирована и не определена как системная категория, связывающая субъекты предпринимательства со средой [3], что актуализирует проблему уточнения идентификации этой сферы предпринимательства.

Список литературы:

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 7-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2007.

2. Концепции, определения и классификации для статистики туризма. Техническое пособие № 1. Рекомендации по статистике туризма ВТО / Организация Объединённых Наций. Серия М № 83-1994. Издание ВТО, Мадрид (Испания), 1995.

3. Манильская декларация по мировому туризму. П. 6 / В.Д. Уваров, К.Г. Борисов // Международные туристские организации: справочник. - М.: Международные отношения, 1990.

4. Рекомендации по статистике туризма. Организация Объединённых Наций / Всемирная туристская организация. Издание ООН под № R94.ХП.6. -Нью-Йорк, 1994.

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

© Григорьева Л.О.*

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

В статье исследуется проблема неравномерности социально-экономического развития административно-территориальных образований.

* Доцент кафедры Финансов и кредита, кандидат экономических наук.

Ввиду сложившейся практики функционирования муниципалитетов и нормативной базы их функционирования самостоятельный выход без государственного вмешательства невозможен. Одним из путей выравнивания экономического развития является активизация предпринимательского потенциала местного населения с одновременной реализацией государственной социальной политики выравнивания.

Ключевые слова: региональные диспропорции, социально-экономическое развитие, стратегия выравнивания.

В современной экономической действительности существование и постоянное возникновение региональных диспропорций - явление обыденное. Результатом высокой региональной асимметрии становится образование кризисных территорий и населенных пунктов с устойчивой отрицательной динамикой социально-экономических показателей. В таких районах кризисные явления обладают мультипликативным эффектом и блокируют возможности регионального воспроизводственного механизма в целом и отдельных его элементов: происходит деградация ресурсного, хозяйственного социального и экологического потенциалов территории.

Все это делает необходимой разработку новых, теоретических подходов к исследованию проблем неравномерного территориального развития. Свидетельством быстрого оформления этого направления в самостоятельную область экономической науки служат появившиеся в первой половине 90-х годов работы В. Лексина, А. Швецова, Р. Шнипера, О. Дмитриевой, Т. Нефедовой [1, 2].

Прежде всего, особого внимания требует определение термин «территориальное образование», как чрезвычайно сложный, многосоставный объект исследования. Вопросы территориальных основ местного самоуправления по-разному решались на разных этапах становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. Принято выделять несколько этапов реформирования нормативной базы функционирования органов местного самоуправления.

В советский период административно-территориальными единицами являлись: края, области, районы, города, городские районы, поселки, территории сельских Советов. В границах административно-территориальных единиц создавались и функционировали соответствующие местные органы государственной власти и управления. Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов Федерации, которые самостоятельно определяют свое административно-территориальное деление. Края и области в России получили статус субъектов Федерации в 1992 г. после подписания Федеративного договора.

Первый этап реформирования системы местного самоуправления в современной России - с 1990-1991 гг. по октябрь - декабрь 1993 г. Закон РСФСР о местном самоуправлении в РСФСР, как и Закон СССР об общих началах местного самоуправления, определяя территориальные основы местного само-

управления, исходил из существовавшего административно-территориального деления. При этом союзный закон выделял первичный территориальный уровень местного самоуправления: сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Понятие первичного, базового территориального уровня местного самоуправления в российском Законе о местном самоуправлении отсутствовало. В соответствии со ст. 2 указанного Закона местное самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.

Второй этап начался в октябре 1993 г., и совпал с периодом реформирования местного самоуправления, осуществляемого на основе указов Президента РФ. В Указе Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 нашел отражение так называемый поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления, согласно которому, территориальной основой местного самоуправления выступают отдельные населенные пункты: городские и сельские поселения.

Третий этап развития территориальных основ местного самоуправления связан с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот Закон вслед за Гражданским кодексом РФ (часть первая) ввел новое понятие, которое не использует Конституция РФ, - «муниципальное образование», имеющее важное значение для решения вопроса о территориальной организации местного самоуправления.

Осуществление местного самоуправления, его территориальную организацию указанный Федеральный закон в отличие от прежнего связывал не с административно-территориальными единицами (это, как уже отмечалось, не исключает того, что в их границах и будет осуществляться местное самоуправление), а с муниципальными образованиями, на территории которых и осуществляется местное самоуправление.

В результате эволюции нормотворчества территория РФ оказалась разделенной на 12,6 тыс. муниципальных образований нескольких типов. Это были: 1) города (областные центры), районы в городе; 2) районы; 3) города (районные центры); 4) поселки; 5) сельские округа; другие поселения. В 2000 г. в структуре муниципальных образований 76 % составляли сельские администрации, административные районы - 12 %, далее следовали города -5 %, поселки городского типа - 4 %, сельские населенные пункты (около 2 %) и городские районы - 1 % [5].

Проблемы территориальной организации местного самоуправления тесно связаны с вопросом о предметах ведения местного самоуправления. ФЗ №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил основные направления реформирования местного самоуправления, включая его территориальные основы: начался новый этап их развития, предполагающий унификацию тер-

риториальной организации местного самоуправления и одновременно дифференциацию предметов ведения, объектов муниципальной собственности в зависимости от вида муниципальных образований.

Согласно данным ответственного работника Минрегиона России, в 2007 г., законами субъектов РФ вместо ранее существовавших 11733 муниципальных образований были утверждены границы 24154 муниципальных образований. Появились 12,5 тыс. новых муниципалитетов (около половины их общего числа), из которых 11992 - вновь образованные поселения. Сформировалась система невиданных ранее территориальных структур в формате городских или сельских поселений, муниципальных районов и городских округов [6].

Очевидно, при выявленной структуре территориального деления государства, проблемы неравномерного развития по ряду особо важных показателей, таких как уровень, качество жизни, уровень экономического развития становятся особо значимыми, ибо затрагивают жизни миллионов граждан нашей страны.

При этом, крайне важно различать неравенство экономическое и социальное, хотя они тесно связаны между собой. В первом случае фундаментальной причиной является давно изученный в региональной экономике процесс концентрации экономической деятельности в тех местах, которые обладают преимуществами, позволяющими снижать издержки бизнеса. Среди таких преимуществ теоретик «новой экономической географии» П. Кругман выделил факторы «первой природы» (богатство природными ресурсами, выгодное географическое положение) и факторы «второй природы» (агломерационный эффект, высокий человеческий капитал, лучшая институциональная среда), которые более связаны с деятельностью общества [3].

Исследования Всемирного банка, посвященные пространственному развитию, тенденции территориальной концентрации экономики характерны для всех стран мира независимо от уровня их развития. Разница только в том, что в развитых странах, уже ориентированных на факторы «второй природы», темпы роста региональных экономических различий невелики, их пик пришелся на начало ХХ в. Но Россия пока к таким странам не относится, а в группе стран догоняющего развития экономическое неравенство регионов быстро растет, повторяя тренд Западной Европы столетней давности [4].

Возникает вопрос: если во всем мире не удается сглаживать пространственное экономическое и социальное неравенство, формирующееся под воздействием объективных причин, насколько это возможно в России?

Бюджетный механизм выравнивания применяется наиболее широко, и не только в России, но его выравнивающие возможности различны для каждого из направлений финансирования. Государственные инвестиции в реальный сектор экономики почти всегда неэффективны, чиновник не способен оценивать риски, так, как собственник. При этом инвестиции в инфраструктуру очевидно, необходимы для развития регионов, но они не всегда дают выравнивающий эффект. Финансовая помощь, обеспечивающая реа-

лизацию социальных обязательств государства (выплаты заработной платы бюджетникам, оказание нерыночных услуг, социальные трансферты населению) зачастую формирует зависимую бюджетную экономику [5].

Развитие малого предпринимательства на местном уровне является важнейшим показателем степени успешности использования факторов «второй природы». На наш взгляд, одним из главных факторов решения проблем неравномерного территориального развития является активизация предпринимательства на местном уровне.

Таким образом, важнейшим ресурсом муниципалитетов являются не активы крупных, зачастую градообразующих предприятий, а население. В настоящее время в Российской Федерации нет четко отработанных методик активизации этого ресурса, раскрытия его потенциала. Однако, если программы реформирования муниципалитетов будут запущены без учета необходимости такой активизации людских ресурсов, то с большой степенью вероятности можно прогнозировать распыление ресурсов.

Сегодня действует разветвленная система общественной и государственной поддержки малого предпринимательства. На протяжении более 20 лет создается и совершенствуется институциональная инфраструктура обеспечения более благоприятных условий для его развития. Начиная примерно с 1993 г., а на региональном уровне (Москва и некоторые др. регионы) в ряде случаев и ранее, в России стала формироваться институциональная инфраструктура, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития малых частных фирм, а также оказывать им те услуги, которые они - в силу принципиальных особенностей малых предприятий, усиливаемых начальным этапом развития данного сектора в трансформационной экономике - не могут покупать на рынке, либо рынок их не предлагает.

Тем не менее, уровень и масштабы развития предпринимательства в России остаются невысокими. В частности, количество малых предприятий -юридических лиц (МП) на протяжении последних 10 лет оставалось на одном уровне (около 900 тыс.). Кризисные же явления 2008 г. и последовавшие за этим ужесточения налогового законодательства привели к существенному сокращению их численности.

Совершенно очевидно, что активизация предпринимательских слоев населения России (его численность, образовательный уровень и другие факторы) могла бы привести к подлинно необратимым последствиям в создании стабильно развивающейся конкурентной рыночной экономики и социального государства. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Список литературы:

1. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика: в 5 т. 12 кн. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 648 с.

2. Махрова А.Г., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Московская область сегодня и завтра: тенденции и перспективы пространственного развития. - И.: Новый хронограф, 2008. - 344 с.

3. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. - 5-е изд. -СПб.: Питер, 2003.

4. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. - М.: ТЕИС, 2011. - 347 с. + 7 с.; Региональное развитие: опыт России и европейского союза. - М.: Экономика, 2000.

5. Зубаревич Н.В. Социально-экономическое развитие регионов: мифы и реалии выравнивания // Журнал SPERO. - 2008. - № 9. - С. 18-21.

6. Лексин В. Кризис системы расселения в контексте кардинальной трансформации территориальной организации российского общества / В. Лексин // Российский экономический журнал. - 2012. - № 1. - С. 39-44.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПОДХОДЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

© Корнеева М.В.*

Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс,

г. Орел

Статья посвящена основам формирования благоприятного инвестиционного климата на региональном уровне. Актуальность исследования связана с необходимостью решения таких важных задач, как научное обоснование совершенствования механизма формирования инвестиционного климата в регионе. В статье рассмотрены подходы к оценке инвестиционной привлекательности, факторы и методология оценки инвестиционного климата, предложения по совершенствованию региональной политики и меры стимулирования инвестиционной деятельности в регионе.

Ключевые слова: инвестиционный климат, конкурентоспособность региона, инвестиционная привлекательность, инвестиционные риски, инвестиционный потенциал, методы оценки инвестиционного климата.

* Магистрант кафедры «Экономика и менеджмент». Научный руководитель: Шевцова Е.А., доцент кафедры «Экономика и менеджмент», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.