Научная статья на тему 'Непрерывное юридическое образование: к проблеме формирования юрислингвистической компетенции'

Непрерывное юридическое образование: к проблеме формирования юрислингвистической компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫК ПРАВОВЫХ АКТОВ / ЮРИСЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / LIFELONG LEGAL EDUCATION / LEGALESE / FORENSIC LINGUISTIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабаш Ольга Владимировна, Логинова Ольга Александровна

В настоящей статье раскрывается проблема формирования юрислингвистической компетенции в системе непрерывного юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное юридическое образование: к проблеме формирования юрислингвистической компетенции»

УДК 378.046.4

О. В. Барабаш, О. А. Логинова

НЕПРЕРЫВНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЮРИСЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ1

Аннотация. В настоящей статье раскрывается проблема формирования юри-слингвистической компетенции в системе непрерывного юридического образования.

Ключевые слова: непрерывное юридическое образование, язык правовых актов, юрислингвистическая компетенция.

Abstract. The article is devoted to the formation of forensic linguistic competence in the system of lifelong legal education.

Key words: lifelong legal education, legalese, forensic linguistic competence.

Основы непрерывного образования как педагогического явления были заложены не столько в форме «понятия», сколько в форме идеи еще в Библии, Коране, Талмуде. Мысль о непрерывности образования встречается и в трудах Платона, Аристотеля, Вольтера, Гете, Коменского, Руссо и др. [1]. В России подобная идея прослеживается в педагогических сочинениях Д. И. Писарева, в частности в работе «Реалисты», где автор указывает на необходимость непрерывного обучения и после выхода из образовательного учреждения: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого» [2].

По утверждению Г. П. Зинченко [3], термин «непрерывное образование» впервые употреблен в 1968 г. в материалах Генеральной конференции ЮНЕСКО. В 1972 г. был опубликован «Доклад Фора», в котором вносилось предложение принять «непрерывное образование» как руководящую концепцию для будущих инновационных преобразований в ведущих странах мира. Завершающий этап формирования концепции непрерывного образования на мировом уровне, как указывает В. В. Каштанов, происходит во Франции в 1973 г. [4].

Началом разработок концепции непрерывного образования в нашей стране принято считать открывшийся в 1979 г. в Москве симпозиум «Психо-лого-педагогические проблемы непрерывного образования». Итогом многолетних научных дискуссий стало признание единой цели непрерывного образования, которая заключается в «становлении и развитии личности как в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в период старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей» [5].

В 1970-е гг. непрерывное образование провозглашалось как общий подход к развитию системы образования в стране. В 1986 г. была поставлена задача создания «единой системы непрерывного образования» [6].

1 Данное исследование проводится в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, контракт № 16.740.11.0708.

Разработка проблематики непрерывного образования в России отличается «остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производственной деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образовательной сфере» [7].

В связи с этим интерес представляет проблемный подход П. Аренца, выдвигающего на первое место в системе целей непрерывного образования распространение культуры, а также подготовку гражданина к имеющимся условиям развития общества. Таким образом, очевидно, что культурологический и социальный аспекты непрерывного образования представляются П. Аренцу приоритетными.

Подобную точку зрения высказывает и автор монографии «Социология образования» Ф. Р. Филиппов. Ученый рассматривает непрерывное образование в контексте развития потребности личности в образовании. В частности, он указывает, что проблема непрерывного образования «не сводится только к повышению уровня общеобразовательных и профессиональных знаний, а охватывает также вопросы повышения культуры трудящихся в самом широком смысле, расширения их политического кругозора, экономического образования и воспитания личности» [8].

В исторически сложившихся подходах к проблеме сущности непрерывного образования В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская, В. М. Корнилов выделяют три аспекта.

Во-первых, непрерывное образование рассматривается как «профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологический прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности (компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т.е. «образования на всю жизнь»)» [9].

Во-вторых, непрерывное образование рассматривается как «пожизненный процесс» («учиться всю жизнь»), в том числе осуществляемый в педагогически организованных формальных структурах (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.).

И, наконец, непрерывное образование рассматривается как «идея пожизненного образования, опирающаяся на потребности личности, стремление к постоянному познанию себя и окружающего мира («образование через всю жизнь»). В этом случае целью непрерывного образования становится всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его «окультуривание», как необходимое условие сохранения и развития культуры общества» [1].

В последние годы особое внимание уделяется деятельностному подходу, при котором непрерывное образование рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, опирающихся на социальные и культурно-исторические основы.

Педагогический энциклопедический словарь под термином «непрерывное образование» понимает «процесс роста образовательного (общественного

и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества» [6].

Ученые сходятся во мнении, что образование на современном этапе превращается в одну из ведущих сил, побуждающих общественное развитие. При этом ведущей общемировой тенденцией развития образования выступает гуманизация образования, «направленная, в конечном счете, на решение проблемы оптимизации взаимодействия личности и социума» [9].

Действительно, под влиянием современных социокультурных процессов происходит расширение сферы образования, формируется открытая образовательная система. Такая система призвана обеспечить широкую доступность образовательных ресурсов, «высокий уровень развития информационных технологий, преемственную систему различных уровней образования, интенсивное развитие новых информационных технологий и превращение их в мощный фактор развития образования» [10]. При этом ученые отмечают, что современные системы (в частности, система образования), направленные на адаптацию человека к социокультурным условиям, «не успевают приспосабливаться к росту объемов информации, к изменению ее структуры и функций» [11]. Следовательно, возрастает и сама потребность в образовании, осуществляется поиск новых способов эффективной интеграции личности в информационное пространство. В связи с этим непрерывное образование становится одним из ключевых элементов информационного общества.

Отметим, что на современном этапе, как справедливо утверждает Д. Л. Константиновский, непрерывное образование решает задачи, обусловленные, прежде всего, профессиональными запросами человека, а лишь затем - его общекультурным развитием, формированием его личностных качеств. Следовательно, на первый план выступает именно непрерывное профессиональное образование.

Согласно определению В. Н. Белкиной, непрерывное профессиональное образование - это «системно организованный процесс образования людей на протяжении всей их жизни, дающий возможность каждому человеку получать, обновлять и расширять знания, необходимые для успешного исполнения различных социально-экономических ролей в системе социальных контактов, выбрав для этого ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует и отражает потребности личности и образовательной потребности общества» [12].

Тот факт, что наибольшую востребованность приобретает именно непрерывное профессиональное образование, свидетельствует, с одной стороны, о состоянии кризиса образовательной системы в целом, а с другой - о ее движении к новым перспективам развития. В этом, на наш взгляд, заключается особенность развития современной концепции непрерывного образования в России.

Действительно, проблема восполнения и обогащения багажа профессиональных знаний сейчас становится одной из наиболее актуальных для представителей различных отраслей. Особенно острой проблема непрерывного профессионального образования является для специалистов юридической сферы. Совершенствование профессиональных навыков, своевременное ознакомление с обновлениями в текущем законодательстве, умение ориентироваться в массиве правоприменительной практики и грамотно использовать

выработанные в ее ходе решения - все это является залогом конкурентоспособности юриста и в то же время требует от него вовлечения в процесс постоянного повышения своей компетентности. В связи с этим непрерывное профессиональное, в частности юридическое, образование можно рассматривать как механизм приобретения компетенций, востребованных в современном обществе и необходимых для успешного решения профессиональных задач.

Стандарты профессионального образования нового поколения уже формулируются на языке компетенций. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Разнообразие определений понятия «компетенция» в современной науке подводит нас к мысли о том, что данная лексема, наряду с устоявшимися значениями «круг полномочий» и «опыт, осведомленность», приобретает еще одно, связанное с функционированием в сфере образования, значение. Общую суть его можно свести к следующему: компетенция - это совокупность нормативно установленных требований к образовательной подготовке специалиста той или иной сферы деятельности. В таком случае компетентность следует рассматривать как актуальное проявление компетенции, как уже состоявшееся качество личности, позволяющее продуктивно действовать в соответствующей сфере.

На наш взгляд, степень профессионализма современного юриста во многом определяется уровнем сформированности у него юрислингвистиче-ской компетенции. Под юрислингвистической компетенцией мы понимаем способность эффективно применять языковые средства в правовой деятельности. В условиях унификации мировых правовых систем, расширения терминологического аппарата права, увеличения объема правового регулирования и нормативно-правового массива особенно актуальной становится проблема толкования юридических текстов, возрастает значимость юридической техники. «Потребность в унифицирующих нормах, в процедурах техникоюридического плана, в специальном лингвистико-юридическом анализе законопроектов становится все более насущной» [13]. Таким образом, русский язык, обслуживая юридическую сферу, является основным инструментом как нормотворческой, так и правоприменительной деятельности, в связи с чем к речевой компетенции юриста предъявляются повышенные требования.

К сожалению, юрислингвистическая компетенция не прописана в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, однако ее введение представляется целесообразным по ряду причин.

Профессиональные задачи, которые согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования должен уметь решать бакалавр по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», определяются различными видами профессиональной деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертноконсультационной, педагогической. Значительная часть профессиональных компетенций, соответствующих этим видам деятельности и обозначенных в образовательном стандарте, подразумевает владение навыками устной и письменной речи на таком уровне, который позволил бы разрабатывать нормативно-правовые акты, создавать различные виды юридической документа-

ции, толковать правовые акты. Однако в стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» отсутствует учебная дисциплина, которая в полной мере позволила бы сформировать указанные профессиональные компетенции. В связи с этим представляется необходимым и своевременным внедрение в образовательную программу подготовки юристов дисциплины «Юрислингвистика».

Предметной базой юрислингвистики как науки выступает филология, ведущей отраслью - прикладная лингвистика. Объектом юрислингвистики является сфера пересечения языка и права, имеющая две составляющие: юридический аспект русского языка и лингвистические аспекты права. Предпосылкой для формирования юрислингвистической компетенции у студентов должны выступать так называемые «входные» знания и умения, полученные учащимися в общеобразовательной школе в результате освоения таких дисциплин, как правоведение и русский язык. Существенную роль сыграло бы введение факультатива «Основы деловой речи», цель которого заключается в освоении школьниками норм делового письма на ознакомительном уровне. В целом формирование юрислингвистической компетенции должно основываться на знании норм современного русского литературного языка, его функциональных стилей и осуществляться в вузе путем изучения специфики взаимодействия языка и права.

Проведенный нами анализ судебных документов, размещенных на официальных сайтах, текстов действующих законодательных актов, иных юридических документов свидетельствует о том, что квалифицированные работники юридической системы также нуждаются в повышении речевой компетенции, в расширении знаний в области пересечения языка и права. Наличие в текстах судебных документов, экспертных заключений, уставов различных организаций таких речевых ошибок, как нарушение лексической сочетаемости, употребление слов в несвойственном значении, а также некоторых грамматических ошибок, связанных с незнанием специфики употребления языковых средств в юридическом подстиле, свидетельствует о несовершенстве лингвистической подготовки специалистов. Очевидно, что обозначенные проблемы указывают на необходимость профессиональной переподготовки юридических кадров путем проведения курсов повышения квалификации по дисциплине «Юрислингвистика».

Таким образом, оптимальной образовательной моделью, направленной на формирование юрислингвистической компетенции, является, на наш взгляд, многоуровневая система непрерывного образования, включающая три основные ступени: школа - вуз (бакалавриат, магистратура) - послевузовское образование. При этом важнейшим условием эффективного построения системы непрерывного юридического образования является обеспечение преемственности ее ступеней.

Отметим, что «концепция непрерывного образования, в отличие от традиционной образовательной парадигмы, не признает какой-либо окончательности и завершенности в развитии личностного, в том числе профессионального, потенциала человека» [14], а принцип непрерывности профессионального образования вполне соответствует характеру юридической профессии. Более того, создание непрерывной системы юридического образования, отвечающей современным требованиям, является, на наш взгляд, одним из условий повышения правовой культуры в российском обществе.

Список литературы

1. Маслов, В. И. Непрерывное образование: подходы к сущности / В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская, В. М. Корнилов // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет : ежегодник. - М., 1993. - С. 102-117.

2. Писарев, Д. И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев -М., 1984.

3. Зинченко, Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования / Г. П. Зинченко // Советская педагогика. - 1991. - № 1. - С. 18-24.

4. Каштанов, В. В. Непрерывное образование во Франции. Перспективы развития системы непрерывного образования / В. В. Каштанов. - М. : Изд-во АПН СССР, 1987.

5. Концепция непрерывного образования // Бюллетень Госкомобразования СССР. -1989. - № 7. - C. 10.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

7. Педагогический словарь. - URL: http://mirslovarei.com/content_pedslov/nepreryvnoe-obrazovanie-43104.html

8. Филиппов, Ф. Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. - М., 1980.

9. Константиновский, Д. Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, О. Я. Дымарская, Г. А. Чередниченко. - М. : ЦСП, 2006. - 264 с.

10. Меньшиков, И. В. Проектирование развития образовательных систем. Синергетический подход : учеб. пособие / И. В. Меньшиков, В. А. Харитонова. -Ижевск : Ин-т развития образования Удмурт. гос. ун-та, 2003.

11. Хуторской, А. В. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект). - URL: http://www.eidos.ru/journal/2009/ 1021-1.htm.

12. Белкина, В. Н. Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов / В. Н. Белкина, Г. В. Сергеева // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. - Т. II. Психолого-педагогические науки. -С. 160.

13. Чевычелов, В. В. Юридическая конструкция (проблемы теории и практики) : дис. ... канд. юрид. наук / Чевычелов В. В. - Нижний Новгород, 2005. - 180 с.

14. Огарев, Е. И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (Тезаурус) / Е. И. Огарев. - СПб. : ГНУ ИОВ РАО, 2005. - 148 с.

Барабаш Ольга Владимировна

кандидат филологических наук, доцент, кафедра профессиональной педагогики и психологии, Пензенский государственный университет

E-mail: olphil@mail.ru

Логинова Ольга Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессиональной педагогики и психологии, Пензенский государственный университет

E-mail: loa19@yandex.ru

Barabash Olga Vladimirovna Candidate of philological sciences, associate professor, sub-department of professional pedagogy and psychology, Penza State University

Loginova Olga Alexandrovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of professional pedagogy and psychology, Penza State University

УДК 378.046.4 Барабаш, О. В.

Непрерывное юридическое образование: к проблеме формирования юрислингвистической компетенции / О. В. Барабаш, О. А. Логинова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (21). - С. 158-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.