Научная статья на тему 'Непрерывное профильное художественно-эстетическое образование в школе с углубленным изучением предметов искусства'

Непрерывное профильное художественно-эстетическое образование в школе с углубленным изучением предметов искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / профессиональное обучение / образовательная область «Искусство» / система / базовые принципы / программно-методическое обеспечение / педагогические кадры / educational field “Art” / school / profile education / system / basic principles / programmethodical provision / pedagogical staff

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудзик Е. Е.

Статья посвящена актуальной проблеме становления и развития профильного обучения в общеобразовательных учреждениях. Автор раскрывает теоретические аспекты организации многопрофильного образовательно-воспитательного процесса по направлениям искусства, а также представляет результаты многолетнего опыта работы общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNBROKEN PROFILE ARTISTIC-AESTHETIC EDUCATION AT SCHOOLS WITH ADVANCED STUDY OF ART SUBJECTS

The given article is devoted to the vital problem of profile education formation and development at schools of general education. The author reveals the theoretical aspects of the multi-profile educational-pedagogical process organization of art trends, and also she represents the results of the long-term experience of a school of general education with advanced study of subjects of artisticaesthetic cycle in the given direction.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профильное художественно-эстетическое образование в школе с углубленным изучением предметов искусства»

УДК 78

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

© 2008 Е. Е. Рудзик

заместитель директора по УВР, учитель музыки средней школы № 46 г. Курска

Статья посвящена актуальной проблеме становления и развития профильного обучения в общеобразовательных учреждениях. Автор раскрывает теоретические аспекты организации многопрофильного образовательно-воспитательного процесса по направлениям искусства, а также представляет результаты многолетнего опыта работы общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в данном направлении.

Ключевые слова: школа, профессиональное обучение, образовательная область «Искусство», система, базовые принципы, программно-методическое обеспечение, педагогические кадры.

В условиях постоянного обновления научных знаний, революционных темпов развития техники и технологий, форм организации труда закономерно встает вопрос о необходимости создания системы непрерывного образования.

Для общества непрерывное образование - это средство расширенного воспроизводства его интеллектуального и культурного потенциала, для государства - фактор ускорения социального и научно-технического прогресса, обеспечения стабильного развития производства, для каждого человека - условие готовности к профессиональной деятельности при постоянном изменении технологий. Характеризуя непрерывное образование, К. Я. Вазина отмечает: «Непрерывное образование как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетенции, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности»1.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года нацелена на создание механизма устойчивого развития системы образования, на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Данный процесс связан с развитием человека и общества, что определяет его непрерывность. Непрерывное образование обусловлено решением трех ключевых проблем:

• пересмотра содержания образования;

• потребности в согласовании знаний;

• существенным изменением качества образования.

1 Вазина К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа / Автореф. дис. д. пед. наук. - Екатеринбург, 1998.

Базовым звеном в образовании названа общеобразовательная школа, которая призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, воспитывать гражданскую ответственность школьников, их правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В данном контексте разработан ряд мер по созданию условий повышения качества общего образования, среди которых - введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе, ориентированной на развитие индивидуальности и социализацию обучающихся. Речь идет о создании разных вариантов организации профильного обучения.

Как данный подход может быть выражен в образовательной области «Искусство»? По справедливому утверждению Б. М. Неменского, процесс освоения предшествующего опыта последующими поколениями осуществляется в науке и искусстве разными путями. В научных дисциплинах его содержание изучается, а в художественных - проживается. В результате благодаря научным дисциплинам формируется научно-теоретическое мышление человека, а предметы искусства способствуют развитию его эмоционально-образного мышления. Поэтому принципиальным отличием художественного образования является опора на чувства и интеллект при тесном взаимодействии этих начал.

Как известно, специальное художественное образование имеет развивающий характер и требует ранней профессиональной ориентации. Это возможно при наличии в учебном заведении определенных условий, которыми обладают учреждения дополнительного образования детей и молодежи, а также общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

По сути дела, такие учебные заведения осуществляют начальную профессиональную подготовку учащихся, которая представляет собой первую ступень в овладении будущей художественной профессией (второй ступенью является базовое образование, третьей - повышение профессиональной квалификации специалистов). Данные учреждения имеют соответствующий кадровый состав преподавателей и обладают необходимой материально-технической базой. У них есть богатый опыт многоуровневого профильного обучения учащихся от дошкольного возраста до выпускников. Примером того служит МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 46» г. Курска (см. схему 1).

Схема 1

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В МОУ «ШКОЛА № 46»

Пропедевтика Урочная деятельность Внеурочная деятель-

ность

Подготовительная (дошкольная) студия «Калейдоскоп»: развивающие игры (музыкальноигровой фольклор), «Музыкальная азбука» (муз. занятия), декоративноприкладное творчество, музыкальнохореографическая композиция

Общеэстетические

классы

Специализированные классы с дополнительным образованием по искусству

Социальногуманитарные и гуманитарноэстетические классы

Музыка, ИЗО и худож. труд, декоративноприкладное творчество, ритмика и танец, театр, мировая художественная культура, основы православной культуры

Музыкальное

отделение

Хореографическое отделение

Театральное

отделение

Художественное

отделение

Основы эстетической культуры, мировая художественная культура, спецкурсы практической деятельности по предметам искусства, элективные курсы

Детские объединения, клубы по интересам, студии

Творческое сотрудничество с учреждениями образования, культуры и искусства, социальной сферы

Традиционные праздники

Смотры,

конкурсы,

фестивали,

концерты,

мастер-

классы

Экспедиции по изучению фольклора

Организация школьного музея народного творчества

Профессиональное обучение по художественно-эстетическому направлению в названном общеобразовательном учреждении имеет ряд существенных особенностей:

Во-первых, оно связано с многопрофильностью данного направления, а, следовательно, предполагает значительное расширение штата специалистов образовательной области «Искусство». В их числе педагоги предметов искусства (учитель музыки, учитель изобразительного искусства, учитель МХК, педагоги дополнительного образования), а также специалисты, чья профессиональная деятельность обладает непосредственной художественной спецификой (пианист, хормейстер, хореограф, художник, дизайнер, фольклорист, режиссер-постановщик и т. д.). Ими обеспечивается качественное основное и дополнительное профильное художественноэстетическое образование учащихся на всех ступенях обучения.

Необходимо отметить как следствие, что выпускники МОУ «Школа № 46» ежегодно поступают и успешно обучаются в учреждениях среднего и высшего профессионального образования города Курска, таких как Курский колледж культуры, Курский музыкальный колледж им. Г. В. Свиридова, Курский педагогический колледж (музыкальное отделение), Курский государственный университет (факультет искусств, художественнографический факультет, факультет философии и культурологии, факультет журналистики и др.), а также в профессиональных учебных заведениях других городов России (Москва, Орел, Воронеж и др.), готовящих специалистов в области художественной педагогики, культуры и искусства.

Во-вторых, профильное обучение по художественно-эстетическому направлению требует создания оптимальных условий, обладающих широкими ресурсами (специальный аудиторный фонд, материальнотехническое оснащение, качественный инструментарий, обширный библиотечный фонд, аудио- и видеотека, высококвалифицированные специалисты и пр.), что вызывает необходимость кооперации с различными учреждениями образования, культуры и искусства. МОУ «Школа № 46» г. Курска имеет давние многолетние традиции сотрудничества с учреждениями образования, социальной сферы, культуры и искусства города и области (см. схему 2).

В-третьих, характерной чертой, отражающей объективную необходимость процесса художественного образования, является его непрерывность. Реализация процесса непрерывности обеспечивается с опорой на следующие принципы:

• целостности (в искусстве целостность связана с самим художественным произведением, которое представляет собой органичное единство образов, частей, средств художественной выразительности, художественного «Я» автора, исполнителя и человека, воспринимающего произведение; применительно к профильному обучению принцип целостности выступает как сочетание организационно-педагогических условий, необхо-

димых для формирования и накопления художественно-профессиональной культуры обучающегося);

Схема 2

• преемственности (проявляется в согласовании образовательных программ «по вертикали», обеспечивает свободное продвижение обучающегося в образовательном пространстве; преемственность в непрерывном художественном образовании предполагает максимальную опору каждой новой ступени образования на то содержание, которое было освоено прежде; в итоге преемственность проявляется в накоплении обучающимися опыта общения с произведениями искусства, расширении художественного сознания, развитии художественных способностей, совершенствовании художественного вкуса);

• комплексности (реализация данного принципа помогает конкретизировать целостность и преемственность профильного обучения; в профильном художественном образовании принцип комплексности рассматривается с точки зрения единого подхода к содержанию, организации и методике

занятий по художественным дисциплинам, основанного на целостности и образности восприятия искусства);

• персонализации (данный принцип связан с индивидуальными особенностями характера, психического склада, художественными способностями и темпом художественного развития, духовными потребностями учащихся, а также с системой индивидуальной работы в учебном заведении);

• единства теории и практики (реализация данного принципа подтверждает положение о том, что раннее включение в образовательный процесс педагогической практики органично и логично; с одной стороны, это средство закрепления и углубления знаний и профессиональных умений, а с другой - показатель степени готовности обучающегося к будущей работе).

Реализация вышеуказанных принципов должна проходить в их тесном взаимодействии, что является важным условием для создания педагогической системы, направленной на профессиональное развитие обучающихся.

В-четвертых, существенное значение для реализации профильной художественно-эстетической подготовки имеет программно-методическое и дидактическое обеспечение данного процесса.

Педагогами школы разработаны и в настоящее время успешно реализуются специальные программы углубленного образования по предметам искусства, адаптированные к условиям общеобразовательного учреждения. В их числе: «Музыкальное народное творчество», авт.

Т. Г. Скрипкина; «Народный театр», авт. И. Г. Ворожцова; «Основы православной культуры», авт. Л. И. Ермолаева; «Постановка голоса», авт. Е. Е. Рудзик; программы детских хоровых объединений младших и старших классов, авт. В. С. Качалова, Е. Е. Рудзик; «Бальные танцы», авт.

О. В. Дагадаева; «Оркестр детских инструментов», авт. Н. Н. Бугорская и др.

В-пятых, реализация профильного обучения по художественноэстетическому направлению выдвигает объективную потребность в соответствующей подготовке к данному процессу художественнопедагогических кадров.

В настоящее время в МОУ «Школа № 46» число специалистов, художественно-эстетического цикла, осуществляющих углубленную профильную подготовку обучающихся по предметам искусства, составляет 22 человека - это 34 % от общего количества педагогов (65 человек) общеобразовательного учреждения. Из них 10 человек (45,4 % от общего числа педагогов ХЭЦ) имеют высшую квалификационную категорию, 6 человек (27,3 %) - первую квалификационную категорию, 4 человека (18,2 %) -вторую квалификационную категорию. Данные показатели подтверждают высокий уровень профессионализма учителей, ведущих предметы образовательной области «Искусство», что позволяет обеспечивать в рамках общеобразовательного учреждения качественное, непрерывное углубленное

художественно-эстетическое образование, способствует комфортной адаптации школьников к жизни в обществе, обеспечивает им конкурентоспособность на рынке труда.

Известно, что процесс становления профессиональных качеств человека находится под влиянием его таланта и одаренности как своеобразных свойств личности. Этим объясняется повышенное внимание к развитию одаренных детей со стороны ученых и педагогов-практиков. Особое значение это имеет для художественного образования, так как оно связано с системным накоплением тех специфических качеств, которые делают непрерывным процесс развития художественных способностей личности.

Системное накопление таких специфических качеств требует длительного времени, а результат его во многом зависит от наиболее раннего по возрасту начала занятий искусством. Именно поэтому принято считать, что специалист в области искусства начинает формироваться в детстве. В связи с этим отметим, что развитие профильного художественноэстетического образования возможно, прежде всего, в тех школах, которые занимаются с детьми предметами образовательной области «Искусство» по углубленным программам с раннего возраста, где профильное обучение становится важным звеном непрерывного профессионального художественного образования в целом.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

2. Кузнецов, А. А. Новая структура и содержание образования на старшей ступени школы / А. А. Кузнецов, Л. О. Филатова. - М. : Новая школа, 2005.

3. Челышева, Т. В. Профильное обучение в школе: художественноэстетический профиль : учеб.-метод. пособ. / Т. В. Челышева, Л. В. Ламы-кина ; сост. и науч. ред. Т. В. Челышева. - М. : АПК и ПРО, 2004.

4. Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство» : учеб.-метод. пособ. / Т. В. Челышева. - М. : АПК и ПРО, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.