Научная статья на тему 'Непрерывное профессиональное образование глазами библиотечно-информационных специалистов (по результатам опроса)'

Непрерывное профессиональное образование глазами библиотечно-информационных специалистов (по результатам опроса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION THROUGH LIFE / EDUCATION OF ADULTS / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL RETRAINING / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайтанова Наталья Александровна

В условиях инновационной экономики возрастает значение непрерывного профессионального образования, так как быстрое устаревание знаний требует от каждого человека постоянного повышения образовательного уровня, расширения профессиональной компетентности. В статье по результатам опроса библиотечно-информационных специалистов охарактеризованы понимание ими непрерывного образования, потребности в модернизации существующей системы непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайтанова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING BY EYES OF BIBLIOTECHNO-INFORMATION EXPERTS (BY RESULTS OF POLL)

In the conditions of innovative economy value of continuous vocational training as fast obsolescence of knowledge demands from each person increase of educational level, expansion of professional competence increases. In article by results of poll of bibliotechno-information experts are characterized understanding by them of continuous formation, requirement for modernization of existing system of continuous vocational training.

Текст научной работы на тему «Непрерывное профессиональное образование глазами библиотечно-информационных специалистов (по результатам опроса)»

Н.А. Шайтанова

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА)

Аннотация: В условиях инновационной экономики возрастает значение непрерывного профессионального образования, так как быстрое устаревание знаний требует от каждого человека постоянного повышения образовательного уровня, расширения профессиональной компетентности. В статье по результатам опроса библиотечно-информационных специалистов охарактеризованы понимание ими непрерывного образования, потребности в модернизации существующей системы непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: образование через всю жизнь, непрерывное профессиональное образование,

профессиональная переподготовка, повышение квалификации, профессиональное самообразование.

N.A. Shaitanova CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING BY EYES OF BIBLIOTECHNO-INFORMATION EXPERTS (BY RESULTS OF POLL)

The summary: In the conditions of innovative economy value of continuous vocational training as fast obsolescence of knowledge demands from each person increase of educational level, expansion of professional competence increases. In article by results of poll of bibliotechno-information experts are characterized understanding by them of continuous formation, requirement for modernization of existing system of continuous vocational training.

Key words: Education through life, education of adults, continuous professional education, professional retraining, improvement of professional skill, professional self-education.

Задача повышения

конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики требует решения вопроса о конкурентоспособности специалистов, а значит - об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования. Непрерывное образование (НО), в том числе профессиональное, становится ведущей сферой социальной политики государства, механизмом воспроизводства

профессионального и культурного потенциала, условием развития

общественного производства. Целью НО является обеспечение благоприятных условий общего и профессионального развития человека. В качестве одной из актуальных проблем в образовании, требующих решения, видится необходимость совершенствования процесса

преемственности в обновляющейся системе непрерывного профессионального

образования (НПО), которая будет способствовать успешности в

профессиональном развитии человека на всех ступенях этой системы.

Своеобразным толчком для серьезных изменений в сфере библиотечно-информационного образования послужили объективные закономерности развития современного образовательного процесса: информатизация,

гуманизация и интеграция всей системы знаний, а также изменения в содержании, формах, технологиях и условиях труда.

Эффективность работы современной библиотеки во многом определяется ее кадровым составом, в связи с чем модернизация системы НПО рассматривается как ведущий фактор развития библиотек, условие адаптации библиотечно-

информационных специалистов к постоянно меняющимся запросам современного общества.

Долгое время руководство библиотек решало проблему НО специалистов, предлагая краткосрочные курсы повышения квалификации или семинары, а также путем самообразования сотрудников.

В настоящее время библиотеки сами заинтересованы в непрерывной

профессиональной подготовке своих сотрудников, так как высшее библиотечное образование дает лишь основы подготовки, а для успешной работы, постоянного повышения своего квалификационного уровня специалист должен непрерывно учиться, расширяя и углубляя уже имеющиеся знания.

Соответственно, важнейшим условием адаптации библиотечно-информационных специалистов к решению новых профессионально-производственных задач является непрерывное профессиональное

библиотечно-информационное образование. На него ложится основная нагрузка по регулярному обновлению знаний кадрового потенциала библиотек, компенсации

недостающих профессиональных умений и навыков.

В России практически сложилась система НПО библиотечно-информационных

специалистов, но она требует постоянной модернизации. С целью изучения понимания, содержания и форм отраслевого НПО, видения перс-пектив его развития автором был

проведен опрос среди библиотечноинформационных специалистов Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федера-льного университета, Централизованной библиотечной системы г. Казани, Научной библиотеки Казанского государственного медици-нского университета, Научной библиотеки Казанской

государственной медицинской академии, Республиканского медицинского библиотечноинформационного центра.

Всего был опрошен 141 человек, среди которых 98% считают непрерывное

совершенствование в профессиональной сфере необходимым для современного

специалиста.

В анкете, в частности, было предложено оценить корректность нескольких часто используемых определений НО. Оценки

распределились следующим образом:

продолжающееся образование (58%); дальнейшее образование (20%); пожизненное образование (11%). Также его понимают как перманентное образование (6%);

возобновляющееся образование (4%);

образование взрослых (1%).

Среди основных функций

непрерывного профессионального обучения сотрудники библиотек наиболее значимой видят:

- познавательную, подразумевающую

удовлетворение интеллектуальных

информационных потребностей личности (32%);

- компенсаторную, заключающуюся в ликвидации пробелов в имеющимся образовании (27%);

- адаптационную, развивающую

информационную культуру, основы

профессионального становления (12%);

- прогностическую, выявляющую возможности и готовность обучающихся к профессиональной деятельности (7%);

- диагностическую, состоящую в определении склонностей и способностей обучающихся, в выявлении уровня подготовленности, направлений личностного развития (5%).

Сочетают познавательную,

прогностическую и компенсаторную функции - 15%, затруднились ответить - 2%.

На вопрос о том, ощущаете ли Вы потребность в постоянном обновлении и пополнении профессиональных знаний, были получены следующие ответы:

- ощущаю отставание от требований, предъявляемым временем (53%);

- своевременно обновляю их, когда это бывает необходимо (42%);

- практически не ощущаю (3%);

- ощущаю отставание от требований, предъявляемых временем, своевременно обновляю их, когда это бывает необходимо (2%).

Регулярно посещают мероприятия, повышающие уровень профессиональной квалификации, 51%; 28% повышают

квалификацию, когда этого требует руководство; 15% считают, что достаточно самообразования и регулярно работают самостоятельно над повышением уровня квалификации; не считают необходимым повышать квалификацию - 6%.

НО понимается ими как:

- дополнительное образование (повышение

квалификации, профессиональная

переподготовка) - 19%;

- профессиональное самообразование - 19%;

- дополнительное образование + профессиональное самообразование - 61%.

Среди основных направлений

непрерывного профессионального обучения специалисты выбирают следующие:

- повышение общей квалификации (32%);

- обучение для работы по новым направлениям развития организации (31%);

- помощь в освоении новых программ и методов выполнения профессиональных задач (18%);

- первичное обучение в соответствии с задачами учреждения и спецификой работы (2%);

- ликвидация разрыва между требованиями к занимаемой должности и личными качествами (2%).

Сочетают повышение общей квалификации, обучение для работы по новым направлениям развития организации и помощь в освоении новых программ и методов выполнения профессиональных задач - 15%.

В качестве форм НПО выбирают:

- повышение квалификации (от 72 часов обучения) - 53%;

-профессиональное самообразование - 12%;

- профессиональную переподготовку с

присвоением дополнительной

квалификации (от 1000 часов обучения) -11%;

- стажировку - 10%;

- профессиональную переподготовку (от 500 часов обучения) - 1%.

Сочетают повышение квалификации и профессиональное самообразование - 7%, повышение квалификации и стажировку -2%, стажировку и профессиональное самообразование - 2%, повышение

квалификации и профессиональную переподготовку с присвоением

дополнительной квалификации (от 1000 часов обучения) - 1%, профессиональную переподготовку с присвоением

дополнительной квалификации (от 1000 часов обучения) и стажировку - 1%.

Наиболее приемлемыми и

результативными из видов повышения квалификации считаются следующие:

- краткосрочное (18 - 72 часа) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата - 57%;

- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения

- 26%;

- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного

изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально -экономических и других проблем по

профилю профессиональной деятельности -15%.

Считают необходимым для

информационно-библиотечного специалиста обучение в течение всей жизни 96%

опрошенных, но только 14% готовы

самостоятельно вкладывать денежные

средства в различные виды обучения для повышения уровня своей профессиональной квалификации; 54% считают, что это забота руководства организации, в которой они работают; 22% не готовы тратить на это собственные денежные средства; 9% затрудняются ответить.

Выявлено, что по полученной

библиотечной специальности в результате основного обучения работают 42%

опрошенных, остальные не имеют библиотечного образования (педагоги/учителя -14%, филологи - 10%, историки - 6%, экономисты - 1%, инженеры - 1%, математики

- 1%, журналисты - 1%). Из них пришли работать в библиотеку по причине любви к книгам и продвижению чтения - 12%, по различным жизненным обстоятельствам - 11%, случайно - 2%, библиотечная профессия более соответствует их психологическим

особенностям - 2%, некуда было пойти - 2%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из тех, кто получил библиотечно-информационное образование, считают

достаточным уровень своей

профессиональной подготовки для выполняемой работы - 25%, частично достаточным - 28%, недостаточным - 5%, затруднились ответить - 42%.

Удовлетворены качеством полученного образования - 61%, не удовлетворены - 35%, затруднились ответить - 4%.

Для выполняемой работы специалисты считают наиболее необходимыми наличие профессиональных умений (50%), сочетание профессиональных умений и теоретических знаний (41%), теоретических знаний (7%).

Наиболее недостаточно в

профессиональной деятельности знаний в области иностранных языков (30%), социологии и психологии (22%), математики и информатики (21%).

Среди опрошенных специалистов имеют стаж работы в библиотеке свыше 30 лет - 18%, от 25 до 30 лет - 10%, от 20 до 25 лет - 13%, от 15 до 20 лет - 7%, от 10 до 15 лет - 7%, от 5 до 10 лет - 14%, от 1 до 5 лет -2%.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что библиотечно-информационные специалисты сегодня считают необходимым непрерывно обучаться с целью совершенствования профессиональной компетентности, достижения вершин результативности и готовности к преобразованиям в профессиональной деятельности.

Модернизация существующей системы НПО библиотечно-информационных

специалистов начинается с осознания руководителями и коллективом общей цели ее функционирования, а заканчивается построением модели, основой которой послужат результаты данного опроса.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень готовности и результативность модернизации

существующей системы НПО библиотечноинформационных специалистов могут быть существенно повышены на этапе совершенствования непрерывного

образовательного процесса, если в системе НПО будут созданы условия, соответствующие профессиональной среде специалистов и обеспечивающие его направленность на совершенствование профессиональной

деятельности.

Результаты исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблем системы НПО библиотечно-информационных специалистов, что дает возможность создания нового пространства научно-практической деятельности, обеспечивающего взаимосвязь и преемственность различных образовательных учреждений в области библиотечно-информационного образования и способствующего удовлетворению потребностей как общества в целом, так и отдельной личности.

Таким образом, поставленные в исследовании вопросы системы НПО библиотечно-информационных специалистов подчеркивают необходимость ее изучения и модернизации с целью выявления возможностей и путей реформирования

непрерывного профессионального

библиотечно-информационного образования в соответствии с потребностями в компетентных специалистах, отвечающим требованиям современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.