Научная статья на тему 'Непрерывное образование в системе профессиональной подготовки подразделений специального назначения внутренних войск МВД России'

Непрерывное образование в системе профессиональной подготовки подразделений специального назначения внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юматов Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в системе профессиональной подготовки подразделений специального назначения внутренних войск МВД России»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В. А. Юматов

Замысел строительства внутренних войск МВД России предусматривает создание высокоэффективных, мобильных, профессионально обученных и оснащенных войск, способных эффективно участвовать в обеспечении внутренней безопасности и обороны Российской Федерации [2]. Это достигается за счет профессионально подготовленных кадров, повышение квалификации которых, происходит не только на протяжении всей службы, но и не прекращается после её окончания. Положение о постоянном совершенствовании образовательного уровня и непрерывности образования офицеров можно проследить на примере профессиональной деятельности военнослужащих подразделений специального назначения внутренних войск МВД России.

Подразделения специального назначения внутренних войск МВД России - структурно обособленные подразделения, являющиеся составной частью внутренних войск и предназначенные для выполнения наиболее сложных служебно-боевых задачи в различных условиях деятельности и специальных административно-правовых режимах [3, с. 32]. Естественно, что существует государственный заказ на подготовку специалистов для подразделений, это происходит в том числе и из-за боевых потерь, как это было, например, в период вооруженного конфликта в Чеченской Республике. В настоящее время сложилась устойчивая система профессиональной подготовки, которая постоянно совершенствуется и осуществляется на основании разработанных программ в зависимости от образовательного уровня. Кроме того, сама система подготовки позволяет непрерывно повышать образовательной уровень военнослужащих.

Исходя из специфики службы и задач, возлагаемых на подразделения специального назначения, сложилась система отбора кандидатов для замещения должностей рядового и сержантского состава - это преимущественно образованные (имеющие полное среднее образование), физически развитые (имеющие спортивный разряд по военно-прикладным видам спорта), морально устойчивые молодые люди. Подобные требования предъявляются и к кандидатам для поступления в военно-учебные заведения внутренних войск, но проводится более углубленное их изучение. Для прошедших отбор кандидатов и после заключения с ними контракта начинается профессиональная служебная деятельность, в том числе и образование. После подписания контракта о прохождении военной службы военнослужащий не теряет права, гарантированного ему Конституцией РФ и законодательством, на получение образования. Наоборот, открываются новые возможности для самореализации и личного совершенствования. Так, после обучения на курсах в учебных подразделениях рядовой может получить сержантскую должность и звание. Затем, после успешного обучения в учебном центре, получить должность инструктора и звание прапорщика.

71

Для получения высшего образования в системе профессиональной подготовки существуют военно-учебные заведения внутренних войск (военные институты). Туда принимаются лица, как из числа гражданской молодежи, так и из числа военнослужащих. С сентября 2011 г. военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее -ВОУВПО) осуществили переход от ранее существующей парадигмы образования («образование на всю жизнь»), на новую - «образование через всю жизнь». «Различные уровни профессиональной компетентности характеризуют отдельные точки профессиональной траектории специалиста, успешное выстраивание которой возможно лишь при условии следования новой парадигме - образование через всю жизнь» [4, с. 3]. С 2011 г. введены новые федеральные образовательные стандарты на основе компетентностного подхода.

В системе профессиональной подготовки офицерских кадров переход на новый образовательный стандарт связан со значительными преобразованиями и в организационно-штатной системе военных высших учебных заведений, и в направлениях подготовки. На основе нового компетентностного подхода планируется подготовка в ВОУВПО по следующим гражданским специальностям: «Психология служебной деятельности» и «Правовое обеспечение национальной безопасности». Предоставляется право выбора той или иной образовательной программы. Но при всем при этом в основу положено требование Главнокомандующего внутренними войсками МВД России, практики служебно-боевой деятельности офицеров в войсках о необходимости обеспечения приоритетности военного образования по сравнению с гражданским [1, с. 20]. Новая парадигма («образование через всю жизнь») приводит к изменению целевой функции высшего образования: в качестве основного результата деятельности вуза выступает профессиональная компетентность выпускника. Срок обучения в военном институте - 5 лет. За эти годы выпускник получает два образования: среднее военное с военно-учетной специальностью и высшее гражданское (специалитет) в соответствии с выбранной специальностью при поступлении.

Прохождение службы после получения высшего образования на офицерских должностях предусматривает повышение образовательного уровня военнослужащих. Так, для замещения должностей старших офицеров необходимо прохождение курсов повышения квалификации и академических курсов в военных и ведомственных академиях. Подготовка и повышение квалификации кадров внутренних войск осуществляются ВОУВПО внутренних войск. В дальнейшем высшее профессиональное (военное) образование военнослужащие внутренних войск, имеющие офицерское воинское звание, могут получать в Академии Министерства внутренних дел РФ. Подготовка специалистов для внутренних войск в ВОУВПО осуществляется за счет средств внутренних войск [5]. Получение послевузовского образования возможно в адъюнктурах и докторантурах министерств и ведомств, где они предусмотрены, за счет внутренних войск МВД России. Кроме этого, законом не запрещается получение дополнительного профессионального образования на заочной и вечерней форме обучения в гражданских вузах, а также продолжение образования в аспирантуре и докторантуре. Но такое образование,

72

не входящее в систему профессиональной подготовки военнослужащих внутренних войск, оплачивается за счет личных средств военнослужащего.

Декларативно государством гарантируется дополнительная социальная гарантия повышения уровня образования и трудоустройства военнослужащего. Так, для рядового, сержантского состава и прапорщиков, не имеющих высшего образования, предоставляется возможность внеконкурсного поступления в гражданские вузы. На участников боевых действий также распространяется такая гарантия. Офицерам и лицам, имеющим военное образование, по достижении предельного возраста нахождения на военной службе, а также при общей выслуге более 20 лет государством гарантируется право на переобучение на гражданскую специальность за счет внутренних войск МВД России. Дальнейшее личное и профессиональное развитие, повышение квалификации происходит в системе непрерывного образования, не связанного с военной службой.

Таким образом, вопреки стереотипам о низком образовательном уровне военнослужащих, система профессиональной подготовки кадров для подразделений специального назначения, позволяет получать соответствующее образование и непрерывно повышать свой образовательный уровень в интересах профессиональной служебной деятельности, на благо общества и России.

Список литературы

1. Бунин С.А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - С. 20.

2. Внутренние войска МВД России. URL: http://www.vvmvd.ru/menu2/structure/

reforms/ (Дата обращения: 26.01.2012).

3. Дорохин Е.В. Правовые и организационные основы деятельности подразделений специального назначения внутренних войск МВД России // Автореф. канд. юрид. наук. -М., 2001.

4. Матвеева Т.А Формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Нижний Новгород: РГППУ, 2008.

5. О внутренних войсках МВД Российской Федерации: федер. закон. - № 27. - Ст. 16.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.