Научная статья на тему 'Непрерывное образование обучение в течение жизни: опыт зарубежных стран'

Непрерывное образование обучение в течение жизни: опыт зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1486
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ангеловский А. А.

В статье содержится материал, характеризующий состояние системы дополнительного профессионального образования в европейских государствах, рассматриваются основные приоритеты современной политики в сфере непрерывного образования, причины нового понимания повышения квалификации в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование обучение в течение жизни: опыт зарубежных стран»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

А.А. Ангеловский ЮУрГУ, г. Челябинск

В статье содержится материал, характеризующий состояние системы дополнительного профессионального образования в европейских государствах, рассматриваются основные приоритеты современной политики в сфере непрерывного образования, причины нового понимания повышения квалификации в зарубежных странах.

В настоящий момент в нашей стране отмечается интенсивный процесс реформирования образования, создания новых образовательных моделей, конструкций, методологических технологий и методических комплексов, позволяющих обеспечить образованию целостность, системность и эффективность, отвечающие наиболее высокому мировому уровню, что особенно актуально в свете последних событий связанных с вхождением России в Болонский процесс. На наш взгляд следует отметить, что особое значение приобретает развитие системы дополнительного профессионального образования, нацеленной на развитие профессиональной специализации человека в рамках социальной системы, способствующей социальной востребованности всего спектра способностей и знаний каждого человека.

Разработка и реализация новых концепций модернизации образования (до 2010 года), которые выдвигаются в обществе и академической среде, предполагают смену образовательных моделей и - более широко - изменения познавательной и образовательной парадигматики [2, с. 171-198].

В стабильных, устойчиво развивающихся обществах роль системы дополнительного профессионального образования чрезвычайно велика, поскольку стремительно меняющиеся технологии требуют постоянной профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников.

Сегодня, на наших глазах кардинально меняется парадигма европейского высшего образования, в том числе и дополнительного профессионального образования. Теперь уже не человека учат, а человек учится. В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь, а мы ему помогаем. Думается, в целом именно за этим подходом к образованию будущее.

Именно данный факт заставил обратиться к состоянию дел в системе непрерывного образования за рубежом. Рассмотреть, как давно начала формироваться и функционировать данная система? Каковы ее приоритеты и механизмы реализации обучения в течение жизни?

Обучение в течение жизни как стратегическое направление образовательной политики западных стран зародилось около 30 лет назад. Тогда впервые ряд крупнейших международных организа-

ций: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО и Совет Европы выразили озабоченность в связи с формальными возрастными ограничениями, препятствующими продолжению образования. Проявилась потребность предоставить «второй шанс» тем, кто не воспользовался возможностями для получения образования в детстве или молодости или просто оказался неудовлетворенным своим образованием.

В 1996 году министры образования ОЭСР расширили представление об обучении в течение жизни, поставив целью образовательной политики «обучение в течение жизни для всех», кто проявит инициативу участвовать в тех или иных формах повышения уровня знаний и квалификации.

В 2003 году на Берлинской конференции министров образования стран участниц Болонского процесса содействие развитию непрерывного образования было включено в число основных целей создания общеевропейского образовательного пространства.

Обучение в течение жизни, непрерывное образование, равнозначны ли эти понятия? В докладе Европейской Комиссии о показателях качества обучения в течение жизни это понятие было определено как «осуществление всех целенаправленных действий по обучению, как формальных, так и неформальных, предпринимаемых непрерывно с целью совершенствования своих знаний, навыков и компетенции» [1]. Такое определение дает нам полное право рассматривать западное понятие «обучение в течение жизни» и часто употребляемый у нас в стране термин «непрерывное образование» как эквивалентные.

Каковы причины столь пристального внимания к проблемам непрерывного, дополнительного профессионального образования за рубежом? Причин несколько.

С одной стороны, современная экономика, основанная на знаниях, требует от человека, по мере карьерного роста, регулярно пополнять свой багаж знаний и навыков. Сегодня в странах Европы 30-40% занятых имеют высшее образование, при этом работающие граждане с высшим образованием имеют уровень доходов в 1,5-2 раза выше среднего. Современному поколению для достижения социального успеха на протяжении жизни приходится, в среднем, 4 раза менять сферу профессиональной деятельно-

Ангеловский А.А.

Непрерывное образование - обучение в течение жизни: _________________________ опыт зарубежных стран

ста, а тем специалистам, которые остаются занятыми в одной области длительное время, обновлять свою квалификацию не реже, чем раз в 3 года.

С другой стороны, в настоящее время во многих развитых странах складывается ситуация, когда вузы более чем когда-либо оказались заинтересованными в развитии непрерывного образования. Дело в том, что, начиная с 80-х годов прошлого века, в развитых странах происходил одновременно образовательный бум и демографический подъем. Все больше молодых людей стремились к получению высшего образования, что привело к экстенсивному росту секторов высшего образования и его финансированию, как из государственных, так и из частных источников. При этом стоит отметить, что в большинстве стран ОЭСР (прежде всего, в Европе) высшее образование финансируется за счет государства на основе подушевой оплаты обучения. В настоящее время начавшийся демографический спад и удорожание стоимости образования приводят к избытку предложений на рынке образовательных услуг и к дефициту государственных ресурсов на образование, когда вузы вынуждены бороться за привлечение студентов. В новых условиях участие в развитии непрерывного образования, привлечение в ряды студентов людей старшего возраста открывает возможность для вузов сохранить финансовую стабильность.

В Германии законодательство большинства земель во многих случаях гарантирует тем, кто посещает курсы дополнительно образования в рабочее время, полное сохранение их заработка, а в университетах разработано более 1000 программ дополнительного образования, при этом активно используются возможности дистанционного обучения и модульные принципы построения курсов. Ежегодно каждый третий датчанин посещает курсы повышения квалификации или дополнительного профессионального обучения. Участие немецких и австрийских университетов в программах образования для взрослых поощряется специальными правительственными грантами. В этих странах разработаны и апробируются специальные программы обучения и переподготовки для пожилых людей. Аналогичные проекты действуют в Испании. Во Франции действует государственная система подтверждения повышения квалификации в связи с приобретением опыта работы и получением новых навыков на рабочем месте. В Швейцарии повышение квалификации организуют в большинстве случаев частные учебные заведения. Головной организацией является Швейцарский союз повышения квалификации, основанный в 1951 году и включающий сегодня 420 членов. Кроме того, повышением квалификации занимаются также самостоятельно организованные группы, особенно в сферах здоровья и культуры.

Таким образом, и в государстве, и в обществе, и в системе образования складывается консенсус в отношении необходимости создания и продвижения на рынок дополнительных образовательных услуг, которые востребованы людьми более стар-

шего, чем традиционный студенческий возраст. При этом, чем глубже развивается система дополнительного профессионального образования в развитых странах, тем в большей степени формы и методы ее развития основываются на концепциях совместного участия или совместной ответственности в образовании.

Каковы основные приоритеты современной политики в сфере непрерывного образования за рубежом?

1. Системный подход: предусматривает всесторонний учет специфических целей и задач, спроса и предложения, возможностей и потенциала личности, формальных и неформальных методов на каждой стадии обучения в течение всех периодов жизни, от «колыбели до могилы».

2. Сконцентрированность на слушателе: перенос акцента с предложения на спрос, с формальных институциональных сторон обучения на реальные потребности слушателя.

3. Развитие мотивации к обучению, которая представляет собой фундаментальную основу для получения образования в течение жизни. Особое внимание уделяется способности «учиться учиться»: самонаправленности и целеустремленности.

4. Признание многообразия целей получения образования - таких как: персональное развитие, приобретение новых знаний, экономические, социальные и культурные цели. При этом признается, что приоритетность целей меняется на протяжении жизни.

Повышение квалификации - это ключ к XXI столетию. Ввиду все более быстрых изменений в обществе и экономике дополнительное профессиональное образование становится более важным как для каждого в отдельности, если он хочет сохранять и развивать свои личные и профессиональные возможности, так и для государства в целом как общества, которое живет за счет разнообразно квалифицированных людей всех возрастных групп. В то же время повышение квалификации не может служить инструментом для немедленного решения важных общественных проблем, например, устранение безработицы и пр. Тем не менее, повышение квалификации открывает новые перспективы и для индивидов, и для общества в целом.

В корне новое понимание повышения квалификации, дополнительного профессионального образования зарубежных стран на наш взгляд необходимо по следующим причинам.

1. Обостренная конкуренция. Ярко выраженная глобализация экономических рынков и ускоренный технический прогресс в течение последних лет привели во всем мире к невероятно обостренному соревнованию. Укороченные циклы производства, быстрое приспособление метода изготовления к новым требованиям и бремени издержек принуждают ко все более скорому текущему обновлению, приспособлению и расширению производственных знаний и умений. Повышение квалификации становится, наряду с финансами, техни-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

41

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

кой, организацией, логистикой, коммуникацией и маркетингом, важным фактором сохранения конкурентоспособности.

2. Миграция и сдвиг требований квалификации. Среди иностранного населения зарубежных государств в среднем высок процент неквалифицированной рабочей силы. В Швейцарии, например, почти половину (около 750 ООО) неквалифицированных рабочих в стране составляют оседлые иностранцы. Из-за обостренной конкуренции, тенденции к росту сферы услуг, особенностей производства товаров и услуг на основе человеческого капитала постоянно уменьшается потребность в малоквалифицированной рабочей силе. Растущее расхождение между ассортиментом квалификации и запросами приводит среди неквалифицированной или иностранной рабочей силы к возрастающей структурной безработице с чрезмерными издержками впоследствии.

3.Демографическая ситуация. В 2010 году каждый второй трудоспособный житель Европы достигнет 40 лет. Одновременно продолжает понижаться число молодых людей, т.е. резерв работоспособных. Приток на предприятия работников, обладающих новыми и актуальными знаниями и умениями, прямо пропорционален набору молодых специалистов. Поэтому инновации больше не смогут обеспечиваться за счет смены поколений, а должны достигаться в первую очередь путем повторного повышения квалификации сотрудников всех уровней.

4. Социальные перемены. Ускорение технологических и экономических изменений приводит к быстрым общественным переменам. Личные представления о ценностях, политические причины и культурные ориентации, складывавшиеся в течение жизни поколений, сегодня и завтра все более обновляются и коренным образом приспосабливаются к измененным обстоятельствам. Рациональная переориентация частично возможна ввиду комплексности современного мира только с поддержкой предложений о дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации.

Таким образом, учение в течение всей жизни концентрируется на личности, поэтому требует интеграции, слияния и развития. Человек понимается как целое, выдвигая на первый план содействие компетенции и квалификациям, которые приобретаются как на рабочем месте, так и в других сферах жизни.

В обзоре ОЭСР по образовательной политике за 2003 год проблема получения непрерывного образования рассматривается в связи с получением во время обучения в школе навыков к самообучению, мотивации к приобретению новых знаний, планированию индивидуальной образовательной траектории. Основные и весьма неутешительные выводы доклада заключаются в следующем: хотя ключевая роль школьного периода для обучения в течение жизни и получила признание, на практике эта взаимосвязь до сих пор никак не отобразилась.

В обзоре основное внимание уделяется четырем основным инструментам политики в сфере непрерывного образования:

- созданию структурных условий для эффективного обучения взрослых;

-внедрению четких механизмов софинанси-рования;

- расширению образовательных возможностей и контролю качества;

- выработке рекомендаций по улучшению согласованности и последовательности проведения политики.

Общественная потребность в развитии системы непрерывного образования бросает новый вызов системам образования стран, претендующих на создание экономики знаний.

Необходимо увеличить инвестиции в человеческие ресурсы. Нынешний уровень капиталовложений в человеческие ресурсы крайне низок. Необходимо разрабатывать и внедрять инновационные методики преподавания и обучения. По мере продвижения к информационному обществу - обществу, основанному на знании, - меняется и наше понимание того, что такое образование и обучение. Процесс преподавания и обучения, несмотря на все перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. Между тем, образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям.

Система оценки качества образования должна учитывать дополнительное, непрерывное образование. В обществе и экономике, основанной на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Соответственно, как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Необходимо коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере «неформального» (неинституционального) образования. Необходимо разработать новую систему оценки и аккредитации результатов всех форм дополнительного профессионального образования, способную отражать все знания, умения, навыки и опыт человека, которая была бы признана работодателями.

И конечно, д ля развития массового непрерывного, дополнительного профессионального образования, эффективного для экономического и социального развития страны, потребуется гибкий административно-финансовый механизм, основанный на взаимной ответственности всех участников процесса.

Литература

1. Доклад Европейской Комиссии о показателях качества образования в течение жизни. -2002. - 212 с.

2. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. - М.: Весь мир, 2000. - 306 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.