Научная статья на тему 'Непрерывное образование: миф или реальность наших дней?'

Непрерывное образование: миф или реальность наших дней? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильинская Яна Анатольевна

Статья представляет описание проблемы, которая в последнее время затрагивает умы многих ученых, а также становится актуальным аспектом жизни любого человека это проблема становления и развития непрерывного образования. В работе отмечены современные тенденции реформирования и модернизации системы Российского образования, отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны данных перемен. Описана модель системы дополнительного непрерывного образования, которая служит инновационным механизмом системы непрерывного образования, успешно функционирующая на базе классического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование: миф или реальность наших дней?»

УДК 371 «731»

Ильинская Яна Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета непрерывного образования КамГУ им.Витуса Беринга yanai@inbox.ru Yana A. Ilyinskaya

Candidate of Philology, Associate Professor, Dean of the Faculty of Continuing Education KamGU im.Vitusa Bering yanai@inbox.ru

Непрерывное образование: миф или реальность наших дней?

Continuing education: myth or reality of our days?

Аннотация. Статья представляет описание проблемы, которая в последнее время затрагивает умы многих ученых, а также становится актуальным аспектом жизни любого человека - это проблема становления и развития непрерывного образования. В работе отмечены современные тенденции реформирования и модернизации системы Российского образования, отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны данных перемен. Описана модель системы дополнительного непрерывного образования, которая служит инновационным механизмом системы непрерывного образования, успешно функционирующая на базе классического университета.

Ключевые слова: гуманизация, мотивация, формальное и неформальное обучение, дистанционные технологии, непрерывное образование, дополнительное непрерывное образование.

Abstract. This paper presents a description of the problem, which has recently affected the minds of many scientists, and also becomes relevant aspect of everyone's life - it is a problem of formation and development of continuing education. The paper noted the current trends of reform and modernization of Russian education system, observed both positive and negative aspects of these changes. The model of the system of additional continuing education, which serves as an innovative mechanism for continuing education system, successfully functioning on the basis of a classical university.

Keywords: humanization, motivation, formal and informal learning, distance technologies, continuing education, additional continuing education.

Введение: В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [1] уделяется особое внимание вопросу конкурентоспособности нашей экономики и главным флагманом ее укрепления

должны быть качественно подготовленные кадры, которые способы создавать инновационные продукты и внедрять их в жизнь. Именно поэтому требуется особое внимание к подготовке и переподготовке научно-педагогических кадров, так как именно они будут готовить специалистов для экономической сферы. В тенденции новых изменений как никогда становится актуальным вопрос развития и становления системы непрерывного образования. Впервые термин «непрерывное образование» появился в США в 1950-х годах, ввел его в научный обиход П. Аренц. Именно он первым определил четыре основные цели этого процесса: распространение культуры, подготовка граждан к изменяющимся условием общественного развития, дополнительное общее образование для всех, профессиональная подготовка и повышение квалификации на всех ступенях системы образования [2, с. 161].

Остановимся более подробно на трактовке термина «непрерывное образование». В США под непрерывным образованием понимали, главным образом, самообразование (self-enhancement), стремление человека к совершенствованию своих знаний, умений и навыков. Данный термин применялся по отношению к обучению взрослых людей. Слово «непрерывность» является системообразующим ключевым словом в клишированном терминологическом сочетании «непрерывное образование». Понятие «непрерывность» по сложности своей семантики значительного превосходит понятие «образование», поскольку несет в себе и философскую, и общесоциальную, и биологическую, и экономическую, и правовую, и религиозно-философскую, и космологическую сущности. Понятие «образование» и понятие «непрерывность» - это сочетание образует иной уровень семантической сложности, открывая новый пласт в системе научного знания. «Непрерывность образования, - пишет Э. Д. Днепров, - это и линейное, последовательное восхождение по ступеням образования. Каждая из которых решает свой относительно самостоятельный комплекс задач. Это - и освоение образовательных ступеней с разрывом во времени. Это - и возможность не только продолжения, но и смены типа образования, которая позволяет человеку переключаться из одной сферы деятельности в другую, т.е. возможность образовательного маневра личности на разных жизненных этапах, исходя из ее потребностей и интересов» [3, с.52]. В этом определении акцент сделан на непрерывность как на системообразующий признак, вобравший в себя интересы личности и общества, соотнесенные с этапами активной, трудовой жизни человека. Такое понимание свидетельствует о формировании новой парадигмы образования, в которой философские и педагогические аспекты образовательного процесса рассматриваются в контексте жизненных целей личности.

Согласно исследованию Г.Д. Сорокоумовой, существует разнообразие терминов, относящихся к непрерывному образованию, которые, так или иначе, отражают различные аспекты профессионального образования. Наиболее часто, по мнению Г.Д. Сорокоумовой, употребляются в мировой практике такие термины, как продолжающееся образование (continuing education), пожизненное

образование (lifelong education), перманентное образование (permanent education), возобновляющееся образование (recurrent education), образование взрослых (adult education), дальнейшее (продвинутое) образование (further education), последипломное образование (postgraduate education), компенсаторное обучение (remedial education) и др. [4].

В разных странах предпочитают пользоваться разными терминами: в США употребляют в основном термин «пожизненное обучение», в Англии -«продолжающееся обучение», в Швеции - «возобновляющееся образование».

Основная часть: В последние несколько лет в российском образовании происходят кардинальные изменения, и связаны они не только с переустройством структуры нашей образовательной системы в связи с вхождением в Болонский процесс, но и с подходом в целом к системе образования, к ее содержанию. После принятия Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [5], все высшие образовательные учреждения нашей страны стали ориентироваться преимущественно на интеграцию учебной, производственной, научно -инновационной, поисковой деятельности. От фундаментального образования, которым мы всегда гордились, обозначен переход к прикладному бакалавриату, который, по своей сути, можно приравнять к направлениям подготовки рабочих кадров, то есть к получению среднего профессионального образования. Сейчас идет четкое деление на выпускников, которые будут создавать инновации и работать в сфере фундаментальной науки (академический бакалавриат) и тех, кто эти инновации будет запускать в жизнь, внедрять их (прикладной бакалавриат). Наша страна пережила в последние годы резкие изменения во всех сферах жизни, и нельзя сказать, что все они прошли гладко: значительная часть преобразований до настоящего времени находится в стадии внедрения и реализации. С тем, что изменения в системе образования были стремительны, трудно не согласиться: до сих пор многие родители с трудом воспринимают новые правила игры на образовательном поле: ЕГЭ, ГИА и т.д. Инновации всегда ведут к изменениям. Мы меняем активно стандарты, издаем множество учебников, быстро и стремительно переподготавливаем учителей, что сделать очень трудно, так как нужно менять сознание людей, являющихся педагогами. Новые методы и технологии обучения напрямую зависят от личностных и профессиональных характеристик самого учителя. Можно много рассуждать о том, хорошо или плохо отражаются на нас новые подходы в сфере образования, но уже сейчас можно однозначно констатировать, что система трансформировалась, и ее результаты, как положительные, так и отрицательные, мы уже начинаем ощущать. Новое поколение выпускников -более коммуникабельные, открытые для общения, социально ориентированные, однако нехватка знаний у них присутствует, и это можно отследить по результатам ЕГЭ. В период вступительных экзаменов в вузы в 2014 году принимается решение о значительном снижении порогового показателя по русскому языку, так как большинство школьников не прошли его. Больше всего удивляет, что русский язык - основной, государственный язык нашей страны,

гордость нации - вызывает такие проблемы у выпускников школ. Нужно ли было предпринимать столь кардинальные меры в сложившейся ситуации? Возможно, это обусловлено желанием дать шанс выпускникам учиться в вузах. Но если у выпускника школы крайне низкая база подготовки, нужно ли тратить деньги государства на обучение такого студента? И каким студентом он станет? Еле-еле сдающим сессии? Получившим диплом и ушедшим торговать на рынок? Радует, что значительная часть учебных заведений высшего образования осознают свою ответственность за качество подготовки, и именно поэтому поставили в период вступительной кампании 2014 года достаточно высокие пороговые показатели по ЕГЭ по предметам, для того чтобы взять лучших и учить хорошо подготовленных и мотивированных на обучение ребят.

Самым главным принципом во всех этих переменах остается ориентация на гуманизацию, то есть на личность, на её потребности, которые должны пересекаться с интересами общества и государства, так как человек - существо социальное. Даже к принципу гуманизации выстраивается свой управленческий подход: все должно быть нацелено на воспитание личности конкурентоспособной, информационно и лингвистически подкованной, гибкой и мотивированной на обучение.

Современный молодой человек при выборе профессии ориентируется не только на свои интересы и баллы при сдаче ЕГЭ, в большей степени его выбор определяется теми направлениями экономики, которые являются на момент его поступления в вуз самыми перспективными. Мы все переживаем за то, что в большей своей массе выпускники школ выбирают направления подготовки, связанные со сферами юриспруденции, менеджмента и экономики. Однако можно отметить, что время красиво «звучащих» специальностей уходит. Несмотря на то, что на педагогическое направление и сегодня идёт небольшое число выпускников, несмотря на очевидную потребность в новых педагогических кадрах, в последнее время наметилась положительная тенденция: абитуриенты выбирают специальности, которые востребованы обществом и имеют прикладной характер: биологию, геологию, геофизику и т.д. При выборе профессии обязательно не только вуз, но и школа должны принимать активное участие в разъяснении особенности нашей системы образования и объяснять выпускнику, что получение высшего образования -это не панацея от всех бед, что нужен опыт, нужны дополнительные знания, умения и навыки, компетенции, которые он может приобрести не только в период обучения в вузе, но также после его окончания путём профессиональной переподготовки или получения дополнительного образования.

Мотивация на обучение должна закладываться в самом раннем возрасте и поддерживаться на протяжении всего периода обучения в школе. Одна из самых важных задач университета - это донести информацию до каждого студента о системе и возможностях непрерывного образования в нашей стране, о перспективах его трудоустройства, о том, как он может выстраивать свою образовательную траекторию. Необходимо объяснить, что учиться и

самосовершенствоваться нужно будет всю жизнь, если студент хочет иметь в будущем хорошую работу и быть востребованным высококвалифицированным специалистом.

Принцип непрерывности образования и обучения на протяжении всей жизни - это то понимание непрерывности образования, которое пришло в нашу страну недавно. В основном мы всегда воспринимали систему непрерывного образования как обучение взрослых: это были курсы повышения квалификации или курсы профессиональной переподготовки. Его предназначение виделось в компенсации недостатков, упущений предшествующей подготовки или в пополнении знаний в связи с новыми требованиями. На сегодняшний момент система непрерывного образования в нашей стране включает все уровни - от дошкольного до дополнительного профессионального образования, и это закреплено на законодательном уровне.

Принцип непрерывности образования вышел на первый план из-за стремительных изменений в области технологий. Система непрерывного образования не может полностью реализовывать весь свой потенциал без современных информационных технологий, которые в последнее время активно развиваются и упрощают процесс передачи информации, например, через дистанционное обучение. Одной из новаций в непрерывном образовании является именно оно, являясь одним из масштабных нововведений в отечественной и мировой системе образования. В связи с интенсивным развитием информационных технологий возникают основания для разговора о необходимости пересмотра существующих подходов к образованию детей, подростков, которые будут жить в системе знаний и деятельности, существенно отличающихся от тех, которые имеются сегодня. По мнению известного ученого А.В. Хуторского [6], по мере развития информационных технологий на дистанционные формы образования человек будет отводить до 40 % своего общего учебного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий (40 %) и самообразованием (20 %). Из этого соотношения следует необходимость значительного усиления внимания к научно-педагогическим разработкам в области дистанционного обучения и образования.

Однако, также очевидно, что дистанционные технологии помогают развиваться неформальному обучению, т.е. «учебной деятельности, которая может происходить как внутри учебного заведения, так и вне его стен для лиц вне зависимости от их возраста. Неформальное образование не ставит целью аттестацию учащегося. Оно может иметь как профессиональную направленность, так и общекультурное значение. Содержание и методы занятий четко не фиксируются и могут быть максимально адаптированы под нужды учащихся» [7, с.13].

Очевидным становится, что в переходе к постиндустриальному обществу знаний, самым важным является переход в сознании людей от материального к интеллектуальному, и любые образовательные эксперименты и практики, которые регулируются как рыночными отношениями, так и государством, максимально диверсифицированы и пользуются успехом у населения.

Система дополнительного непрерывного образования, созданная на базе классического университета (Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга) и включающая все этапы становления и развития личности от 3 лет до 65 и старше, полностью подпадает по своим характеристикам под неформальную систему обучения. Эта важная особенность образования, свойственная именно переходным экономикам (а экономика России находится в стадии развития), получила выражение в принципе непрерывного образования. Во многих странах апробация новых технологий привела к успешному реформированию национальных образовательных систем в соответствии с запросами именно развивающейся, переходной экономики. Можно констатировать следующий факт: когда знания становятся всеобщим, конвертируемым товаром, непрерывное образование получает статус социальной технологии, обеспечивающей распространение и существование этих знаний в том качестве и состоянии, которые необходимы для развития общества и экономики на данном этапе. Концептуальные основы непрерывного образования связаны напрямую с теорией человеческого капитала.

Хотелось бы подчеркнуть, что в современной системе российского образования идет переориентация ценностей, и образование, являясь социальной сферой, как лакмусовая бумага проецирует все проблемы и перспективы развития общества. Развитие любого государства обеспечивается развитием человеческого ресурса, основу которого определяет образование человека. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, и определяющим элементом той или иной страны является система непрерывного образования.

Многие ученые констатируют тот факт, что система непрерывного образования не представлена ни в одной стране мира. Мы понимаем: идеальной системы образования нет. Существует официальное (формальное) образование, которое обеспечивается системой дошкольных учреждений, школ, колледжей, институтов и университетов, обеспечивающих преемственные образовательные программы. Хотелось бы подчеркнуть, что обычно вхождение в систему официального образования начинается в возрасте от 5 до 22 лет, что, конечно, не затрагивает все этапы развития личности. Именно поэтому многие ученые склонны делать выводы о невозможности реализации системы непрерывного образования в идеальном ее воплощении и вообще о несостоятельности данной идеи. В нашей стране существуют другие альтернативные механизмы непрерывного образования, которые развиваются параллельно основной системе. Например, один из вариантов - это система дополнительного непрерывного образования, которая существует параллельно основной системе непрерывного образования и предлагает образовательные услуги всем слоям населения без исключения [8, 9]. Данная система позволяет не только развить способности ребенка, но и найти новые грани его таланта. Вхождение в систему может происходить на любом этапе в зависимости от потребностей, которые возникают на протяжении всей жизни человека. Гибкость,

прозрачность и веерный принцип, помноженный на высококвалифицированные кадры, разумную систему оплаты, индивидуальный подход, позволяет системе развивать не только инновационные образовательные программы, но и выполнять компенсирующие функции, например, для коррекции своих знаний по определенному предмету или теме.

Система дополнительного непрерывного образования полностью реализует основную идею непрерывного образования: «каждый человек в любой период своей жизни должен иметь возможность участия в учебном процессе. На основе непрерывности удалось построить единую модель накопления и обработки человеческого капитала, которая включает в себя профессиональную подготовку (learning to know, learning to do), общекультурное развитие (learning to be) и гражданское воспитание (learning to live together)» [10], [11],[12],[13],[14]. Можно отметить, что выстроенная и внедренная модель дополнительного непрерывного образования - это инновационное воплощение идеи непрерывного образования с учетом региональной специфики.

Вывод: Официально принятые приоритеты модернизации российского профессионального образования определены как качество, доступность и эффективность. Это означает, в первую очередь, развитие современной системы непрерывного образования и значительное увеличение внебюджетной составляющей ее уровней. В последние годы свобода, которая предоставлена на законодательном уровне дополнительному образованию, во многом способствует возникновению новых, альтернативных моделей и систем обучения - это, в свою очередь, ведет к переизбытку образовательных услуг. Однако мы отмечаем тенденцию: качественные образовательные услуги имеют больший вес и признаются обществом как самые востребованные. Именно это можно сказать и о системе дополнительного непрерывного образования, которая имеет не только образовательный и инновационный характер, но и является социально значимым аспектом развития образования.

Литература:

1. Концепция социально-экономического развития России до 2020 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

2. Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. - М: Молодая гвардия, 1978. 175 с.

3. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. - М: Наука, 1998. 464 с.

4. Сорокоумова Г.Д. Развитие системы непрерывного образования в США: Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. 230 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.

7. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУЦСИ, 2011. 232 с.

8. Ilinskaya Yana Anatolievna Experience of introduction of the system of additional continuous education (Vitus Bering Kamchatka State University) // European Applied Sciences, Germany, November-December, 2013, 1 (2) Р. 45-50.

9. Ilinskaya Yana Anatolievna The main formation tendencies of the distance learning on the basis of Vitus Bering Kamchatka State University. // Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings. Stuttgart, 2013, Р. 45-50.

10. Lifted by the Heart. Spicer, C., Folk Education Association of America,

2009;

11. Field, J. Lifelong Learning: education across lifespan. London: Routledge, 2007;

12. Ferrero, M. Lifelong Learning in Australia. Canberra: NCVER, 2007;

13. Kearns, P. A Report on Future Directions for Lifelong Learning. Canberra: NCVER, 2005;

14. Foley, G. Learning in Social Action. Bonn, IIZ/DVV, 1999. References:

1. The concept of socio-economic development of Russia until 2020. The Government of the Russian Federation. Order of November 17, 2008 № 1662-r.

2. Vladislavlev A.P. Continuing education: problems and prospects. - M: Young Guard, 1978. 175 p.

3. Dneprov E.D. The modern school reform in Russia. - Moscow: Nauka, 1998.

464 p.

4. Sorokoumova G.D. Development of the system of continuous education in the United States: the Dissertation of the candidate of pedagogical scienc. M., 1993. 230 p.

5. Federal Law "On Education in the Russian Federation» № 273 from 29.12.2012

6. Hutorskoy A.V. Pedagogical Innovation. - M.: Publishing Center "Academy", 2008. 256 p.

7. GorshkovM.K., Klyucharev G.A. Continuing education in the context of modernization. M.: IP RAN, FGNUSRC, 2011. 232p.

8. Ilinskaya Yana Anatolievna Experience of introduction of the system of additional continuous education (Vitus Bering Kamchatka State University) // European Applied Sciences, Germany, November-December, 2013, 1 (2) Р. 45-50.

9. Ilinskaya Yana Anatolievna The main formation tendencies of the distance learning on the basis of Vitus Bering Kamchatka State University. // Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings. Stuttgart, 2013, Р. 45-50.

10. Lifted by the Heart. Spicer, C., Folk Education Association of America,

2009;

11. Field, J. Lifelong Learning: education across lifespan. London: Routledge,

2007;

12. Ferrero, M. Lifelong Learning in Australia. Canberra: NCVER, 2007;

13. Kearns, P. A Report on Future Directions for Lifelong Learning. Canberra: NCVER, 2005;

14. Foley, G. Learning in Social Action. Bonn, IIZ/ DVV, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.