МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
А.Ю. Абрамов1, Д.И. Кича1, А.В. Фомина1, О.Е. Коновалов1, О.В. Рукодайный1, А.С. Макарян1, И.В. Пачгин2, А.В. Иваненко1
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Территориальный фонд ОМС, Кемерово, Россия
В статье обсуждаются вопросы и предлагаются механизмы непрерывного медицинского образования и аккредитации специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья. Анализируются трудности подготовки и опыт авторов по разработкам учебно-методических материалов, введения дистанционных технологий образования, симуляционных задач, готовности персонала к аккредитационным алгоритмам работы на портале Минздрава России.
Ключевые слова: организация здравоохранения и общественное здоровье, непрерывная подготовка и аккредитация
Непрерывное медицинское образование и аккредитация кадров здравоохранения стали актуальной темой дискуссий, занявшей пространство здравоохранения, образования и медицинской деятельности в России. Обсуждение этих вопросов основано на нескольких основополагающих отраслевых законах в виде приказов Минздрава России, которыми определены ключевые положения, обсуждение которых сводится к вопросам правоприменения. Предмет дискуссий отражен в приказах Минздрава России, в которых утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование [5], а также само положение об аккредитации специалистов в России [6].
В данной статье мы остановимся на базовых положениях и принципах, содержащихся в законах положений, в качестве комментариев для врачебной аудитории и административно-управленческих категорий специалистов (далее — работники). Система подготовки медицинских кадров с советских времен в нашей стране принципиально не менялась: шестилетнее базовое обучение, затем постдипломное — клиническая ординатура, интернатура и многолетние стажировки, которые постепенно делают из студента врача-практика.
Цель: предложить обоснованные подходы по применению технологии непрерывного медицинского образования и аккредитации специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья.
Материалы и методы. Анализу и оценкам подвергнуты федеральные и ведомственные отраслевые законы по введению непрерывного медицинского образования и аккредитации, собственный опыт авторов по реализации программ первичной переподготовки и сертификации специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья в разных отраслях здравоохранения, статьи и книги отечественных и зарубежных авторов в рассматриваемой области.
Обсуждение результатов, формулировка закономерностей. Изначально, вопросы непрерывного образования и аккредитации были поставлены в федеральном законе об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (2011) [11] и Федеральном законе об образовании в Российской Федерации (2012) [12].
Порядки и сроки совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками, включая специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья, профессиональных знаний и навыков определены путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, включая продолжительность данного обучения.
Следует подчеркнуть несколько важных учебно-методических образовательных положений и принципов, которые вводят понятие непрерывного медицинского образования, ставят новые задачи перед участниками этого процесса и обеспечивают его сопровождение. Новым является то, что современные технологии образовательной деятельности позволяют реализацию повышения квалификации, профессиональной переподготовки, как и стажировки работников в виде системы обучения на основе дистанционных образовательных технологий (далее — «ДОТ»). Методики применения ДОТ (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации регламентированы приказом Минобразования России от 18.12.2002 № 4452 и зарегистрированы Минюстом России 24.12.2002 № 4071).
Для преподавательского корпуса требуется приобретение определенных навыков по составлению электронных образовательных ресурсов, наличия приборно-компьютерных систем, интернет-ресурсов, телемедицинских технологий. Для обучающихся потребуется наличие и умение работать и использовать приборно-ком-пьютерные системы, наличие коммуникаций и возможности работать с интернет-ресурсами, свободного от работы времени на образовательные виды деятельности.
Слушатель должен быть способным самостоятельно изучить и выполнить последовательно от модуля к модулю все процедуры самообучения, освоить учебные материалы, практические задания, выполнить промежуточные тесты. Завершается обучение обязательной итоговой аттестацией (итоговым тестированием). В случае аккредитации, после тестирования, необходимо выполнить ряд образовательных действий: симуляционных заданий, на которых необходимо остановиться специально.
Ввиду этого должное внимание привлечено к задаче повышения роли руководителей медицинских организаций в обеспечении качества медицинской помощи, т.е., профессиональных компетенций врачей и медсестер [8]. Государственная
стратегия признания значимости роли кадров в развитии отрасли здравоохранения и медицинской помощи отражена в приказе, разработанном Минздравом России во исполнение подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и в целях реализации подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р.
Для реализации этих положений требуется развитие системы непрерывного профессионального образования персонала здравоохранения. Исполнение положений этого документа позволит повысить кадровую обеспеченность медицинских организаций врачами, медицинскими и фармацевтическими работниками со средним профессиональным образованием, включая организаторов здравоохранения. Эти меры должны повысить качество и доступность медицинской помощи населению, управление медицинскими организациями, повысить эффективность охраны здоровья в целом.
Развитие системы непрерывного профессионального образования должно обеспечивать процесс формирования модели подготовки управленческих кадров по вопросам организации и управления здравоохранением, основанной на оптимальном балансе компетенций и учитывающей потребности российского здравоохранения [3]. Следует заметить, что специалисты организации здравоохранения и общественного здоровья высшего и среднего звена составляют неотъемлемую часть лиц, обозначенных в приказе, как «осуществляющих медицинскую деятельность».
Документами законодательного характера также установлена процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской либо фармацевтической деятельности, т.е. аккредитации. Аккредитация проводится аккредита-ционной комиссией по окончании освоения лицом профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Программы первичной переподготовки (свыше 500 ак. час.) и сертификации (144 ак. час.), ординатуры по общественному здоровью и здравоохранению (два учебных года) являются базовыми профессиональными образовательными программами отрасли здравоохранения. Следовательно, должны быть созданы профессиональные аккредитационные комиссии с обязательным привлечением к их работе работодателей.
При подготовке или при организации процедуры аккредитации следует руководствоваться положением названного Приказа Минздрава России, в котором отмечается, что реаккредитация специалиста проводится в отношении следующих лиц:
— завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.
Требования этого положения Приказа Минздрава России об аккредитации выполняются на основе принципов непрерывного медицинского образования, которые являются предметом обсуждения в данной статье.
В профессиональной образовательной среде все более усиливается мнение и убеждение, что ключевое значение для улучшения показателей здоровья населения и деятельности здравоохранения принадлежит решению проблемы совершенствования подготовки управленческих административных кадров на разных уровнях здравоохранения [9; 12; 13]. В современных условиях на первый план выходят вопросы формирования инновационной системы непрерывного медицинского образования специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья [2].
Если для отработки практических навыков и их оценок в ходе аккредитации клиницистов разработаны технологичное симуляционное оборудование, созданы и приобретены приборы, протоколы, соответствующие новым требованиям аккредитации и оценкам практических навыков, то для специальности организации здравоохранения и общественного здоровья это неприменимо. Нужны разработки симуляционных, на основе компьютерных прикладных программ, ситуаций, кейсов, стандартных алгоритмов управленческих решений, электронных автоматизированных моделей управленческих и организационных действий менеджера. Примеры для симуляционных разработок в сфере общественного здоровья и здравоохранения имеются в структуре медицинских информационных систем (МИС).
МИС включают все блоки деятельности медицинской организации: «поликлиника» и «стационар», «кадры», «бухгалтерия», «ресурсы» и др. Как следует из официальных документов Минздрава России, непрерывное медицинское образование, — новая форма повышения квалификации медицинских работников, организаторов здравоохранения. Непрерывное медицинское образование — новая форма повышения квалификации медицинских работников, ее отличает непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения (модульный тип).
Наш опыт создания симуляционных заданий впервые представлен в практикуме общественного здоровья и здравоохранения, рекомендованном для медицинских вузов России [1].
Суть ее в том, чтобы на уровне последипломной подготовки необходимо в течение 5 лет набирать по 50 баллов (кредитов) в год, до достижения 250 баллов. После оценки профессионального портфолио обучающегося, с учетом набранных баллов, он получает реаккредитацию на следующие 5 лет. Эта процедура вступит в практику с 2021 г. Если сертификат специалиста действителен после 2021 г., то работник спокойно работает до его окончания, самостоятельно набирая баллы для аккредитации.
Итак, аккредитация — это «экзамен» работника на соответствие профессиональным стандартам в сфере деятельности. По дефиниции ст. 69.1, ФЗ № 323 с 2012 г. право на осуществление медицинской деятельности дает медицинское образование и свидетельство об аккредитации. Аккредитация («экзамен») — про-
цедура определения соответствия готовности лица к осуществлению медицинской деятельности, осуществляемая один раз в 5 лет.
Необходимо знать, что для прохождения периодической специализированной аккредитации (реаккредитации) представляются документы, подтверждающие профессиональные рост и статус аккредитуемого:
— отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио);
— копия сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии);
— копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
— копия трудовой книжки (при наличии).
В наших разработках в рамках Университетской клиники РУДН-НИАРМЕДИК, специфике ДОТ применительно к деятельности в области подготовки кадров Территориального фонда ОМС, Роспотребнадзора отрабатываются практические прикладные аспекты подготовки кадров корпоративного характера для организаций разных форм собственности.
Содержание учебно-методического комплекса НМО в ДОТ соответствует государственным образовательным стандартам или соответствующим требованиям к минимуму содержания дополнительного образования (утверждается на Ученом совете медицинского института, ФПК медицинских работников РУДН).
Таким образом, процедура вторичной аккредитации (реаккредитации) вытекает из алгоритма первичной аккредитации и для специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья в соответствии с требованиями Минздрава России и ФГОС включает три этапа оценки квалификационных компетенций работника:
♦ Тестирование — для оценки сформированности знаний и умений, необходимых для выполнения трудовых функций (ТФ) (профессиональных стандартов (ПС), и освоения профессиональных компетенций (ПК) (тесты).
♦ Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях — для определения владения выпускниками практическими навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта (симуляционные задания).
♦ Решение ситуационных задач — для оценки освоения выпускниками трудовых функций профессионального стандарта на бумажных и электронных носителях (ситуационные задачи-кейсы).
♦ Оценка портфолио аккредитуемого.
Работающий специалист, использующий технологию НМО, должен пройти оценивание, которое может иметь форму процедуры первичной аккредитации 1 раз в 5 лет: (портфолио-250 ЗЕТ). Примечание: 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу.
По методике профильной кафедры ФПК МР РУДН в настоящее время по программам «организации здравоохранения и общественного здоровья» подготовительный этап аккредитации включает:
♦ результаты тестового контроля знаний,
♦ оценку дипломной работы,
♦ оценку дневника производственной практики,
♦ письменный экзамен (собеседование),
♦ решение симуляционных задач-кейсов.
Организационно-методическое сопровождение НМО и аккредитации следующее: зарегистрировать себя в личном кабинете на портале НМО, на специальном сайте «Методический центр аккредитации» на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова и пройти тестирование http://fmza.ru.
Методический центр аккредитации использует специально созданный интернет-ресурс, материалы которого находятся в свободном доступе и могут быть открыты по ссылкам, размещенным на сайтах Минздрава РФ (http://www.rosminzdrav.ru/ akkreditatsiya-spetsialista) и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (http://www.mma.ru/ education/aakr/). Здесь можно получить Индивидуальный код подтверждения (ИКП) в личном кабинете на портале НМО http://edu.rosminzdrav.ru.
Это позволяет каждому специалисту оценить уровень своей подготовки путем прохождения репетиционного экзамена. Количество репетиционных попыток не ограничено, аналогичные тесты смотрите в приложении на портале РУДН и НИАРМЕДИК.
Методические и объемные основы трудоемкости программы в последующие три года следующие.
Новая программа НМО из 144 ак. ч. на 108 ак. ч. реализуется образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), 36 часов — за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальности.
Из указанных 36 ак. часов 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях, а 20 часов — при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.
В итоге с 2021 г. общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности будет составлять не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных 36 ак. ч./ЗЕТ за счет программ непрерывного образования и 14 ак. ч./ЗЕТ — за счет освоения образовательных мероприятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Денисов И.Н., Кича Д.И., Фомина А.В., Саурина О.С. и др. Практикум общественного
здоровья и здравоохранения: учебное пособие. М.: МИА, 1916.
[2] Кича Д.И., Фомина А.В., Макарян А.С., Пачгин И.В., Иваненко А.В., Луговой В.Е.
Формирование компетенций организаторов здравоохранения в ходе дополнительной
профессиональной подготовки // Электронный журнал «Социальные аспекты здоровья
населения». 2013. № 6 (34). С. 141—142.
[3] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2015 г. № 328 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций». М., 2015.
[4] Приказ Минздрава России 03.08.2012 № 66-н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». М., 2012.
[5] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 февраля 2016 г. № 127-н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов». М., 2016.
[6] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334-н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». М., 2016.
[7] Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2013 г. № 614-р «Об утверждении комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года». М., 2013.
[8] Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2013 г. № 614-р «Об утверждении комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года». М., 2013.
[9] Стародубов В.И. Управление персоналом организации: учебник для вузов. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006.
[10] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (подпункт «г» пункта 2). М., 2012.
[11] Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». М., 2011.
[12] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012.
[13] Quest C., Riciardi W., Kawachi I., Lang I. Oxford handbook of Public Health practice. Oxford. UK.
[14] Sim F., Lock K., McKee M. Maximizing the contribution of the public health workforce: the English experience. Bulleting of the World Health Organization. 85(12). December 2007. P. 901—980.
CONTINUING EDUCATION AND ACCREDITATION OF SPECIALISTS ORGANIZATION OF HEALTHCARE AND PUBLIC HEALTH
A.Yu. Abramov1, D.I. Kicha1, A.V. Fomina1, O.E. Konovalov1, O.V. Rukodaynyy1, A.S. Makaryan1, I.V. Pachgin2, A.V. Ivanenko1
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia 2Obligatory health insurance territorial fund of the Kemerovo region, Kemerovo, Russia
In the article discusses the issues and proposes mechanisms for continuous medical education and accreditation of specialists of the health care organization and public health/ Analyzes the difficulties of training and experience of the authors on the development of teaching materials, the introduction of dis-
tance education technologies, simulation tasks, the readiness of personnel to the accreditation function on the portal of Ministry of health of Russia.
Key words: health organization and public health, continuous training and accreditation of specialists
REFERENCES
[1] Denisov I.N., Kicha D.I., Fomin A.V., Saurina O.S., etc. Practicum of public health and health care: education guidance. M.: MIA, 2016.
[2] Kicha D.I., Fomina A.V., Makaryan A.S., Pachgin I.V., Ivanenko A.V., Lugovoy V.E. Forming of competences of organizers of health care during additional professional training // "Sotsialnye Aspekty Zdorovya Naseleniya". Online magazine. 2013. No. 6 (34). P. 141—142.
[3] The order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 9, 2015 N 328 "About the adoption of the Provision on model of working off of the basic principles of continuous medical education for therapists of district, pediatricians of district, general practitioners (family doctors) with participation of the public professional organizations". M., 2015.
[4] The order of the Russian Ministry of Health 03.08.2012 No. 66n "About the statement of an order and terms of improvement by health workers and pharmaceutical workers of professional knowledge and skills by training in additional professional educational programs in the educational and scientific organizations". M., 2012.
[5] The order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 25, 2016 N 127-n "About approval of terms and stages of accreditation of specialists, and also categories of the persons having medical, pharmaceutical or other education and which are subject to accreditation of specialists". M., 2016.
[6] The order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 2, 2016 N 334-n "About approval of the Regulations on accreditation of specialists". M., 2016.
[7] The order of the Government of the Russian Federation of April 15, 2013 No. 614-p "About approval of a package of measures for providing a health care system of the Russian Federation with a medical personnel till 2018". M., 2013.
[8] The order of the Government of the Russian Federation of April 15, 2013 No. 614-p "About approval of a package of measures for providing a health care system of the Russian Federation with a medical personnel till 2018". M., 2013.
[9] Starodubov V.I. Personnel management of the organization: the textbook for higher education institutions. M.: GEOTAR-media, 2006.
[10] The presidential decree of the Russian Federation of May 7, 2012 No. 598 "About enhancement of state policy in health sector" (the subpoint "g" of point 2). M., 2012.
[11] The federal law of November 21, 2011 No. 323-FZ "About bases of protection of public health in the Russian Federation". M., 2011.
[12] The federal law of 29.12.2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation". M., 2012.
[13] Quest C., Riciardi W., Kawachi I., Lang I. Oxford handbook of Public Health practice. Oxford. UK.
[14] Sim F., Lock K., McKee M. Maximizing the contribution of the public health workforce: English experience. Bulleting of the World Health Organization. 85(12). December 2007. P. 901—980.
© Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Фомина А.В., Коновалов О.Е.,
Рукодайный О.В., Макарян А.С., Пачгин И.В., Иваненко А.В., 2016