Научная статья на тему 'Непрерывное инженерное образование в исследованиях последних пяти лет'

Непрерывное инженерное образование в исследованиях последних пяти лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНЖЕНЕРОВ / CONTINUING ENGINEERING EDUCATION / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH / ADDITIONAL PROFESSIONAL AND PRE-PROFESSIONAL EDUCATION OF ENGINEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашов Дмитрий Игоревич

В статье представлен обзор научных статей в области непрерывного инженерного образования на основе анализа материалов 2012-2017 гг., размещенных в открытом доступе на портале Elibrary. Автор выделяет основные направления исследований и обозначает исследовательские ниши, которые требуют изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балашов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an overview of scientific articles in the field of continuing engineering education on the basis of 2012-2017 materials analysis, placed in the public domain on the Elibrary portal. The author highlights the main areas of research and identifies potential niches that require study.

Текст научной работы на тему «Непрерывное инженерное образование в исследованиях последних пяти лет»

ART 186004 УДК 372.862

Балашов Дмитрий Игоревич,

кандидат физико-математических наук, директор физико-технического института ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск fti@petrsu.ru

Непрерывное инженерное образование в исследованиях последних пяти лет

Аннотация. В статье представлен обзор научных статей в области непрерывного инженерного образования на основе анализа материалов 2012-2017 гг., размещенных в открытом доступе на портале ЕНЬгагу. Автор выделяет основные направления исследований и обозначает исследовательские ниши, которые требуют изучения.

Ключевые слова: непрерывное инженерное образование, научно-педагогические исследования, дополнительное профессиональное и предпрофессиональное образование инженеров.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Развитие инженерного образования сегодня происходит под знаком «непрерывного образования». Этому способствует как социально-экономическая и технологическая ситуация, связанная с интенсивным развитием технологий, рынка труда и профессиональной деятельности, так и изменения внутри самой системы образования, в том числе переход на уровневую систему высшего образования в рамках Болонского процесса (1999), к которому Россия присоединились в 2003 г., введение профессиональных стандартов, федеральных образовательных стандартов нового поколения.

В рамках данной статьи под непрерывным образованием мы будем понимать: «1) потенциальные образовательные возможности личностного и профессионального развития в течение всей жизни (личностный аспект); 2) систему условий, создаваемых на базе образовательных организаций и организаций, выполняющих образовательные функции, для обучения человека в течение всей жизни (организационный аспект)» [1].

Непрерывное образование охватывает «все формы образования, к которым человек может иметь доступ в течение жизни. Это как институализированные формы, такие как дошкольные образовательные учреждения, школа, вуз, система повышения квалификации, дополнительное образование детей и взрослых, так и неформальное и инфор-мальное образование» [2]. Таким образом, непрерывное инженерное университетское образование включает в себя довузовские формы инженерного образования, бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, повышение квалификации, профессиональную переподготовку, другие формы профессионального развития и саморазвития инженеров.

Непрерывное образование инженерных кадров представляется нам одним из перспективных направлений педагогических, андрагогических, социально-экономических исследований. Его актуальность обусловлена прежде всего тем, что от качества подготовки современных инженерно-технических кадров, их способности быстро осваивать новые компетенции во многом зависит развитие отечественного производства и сектора инновационных прорывных технологий.

Несмотря на активное развитие практик в области непрерывного образования инженерных кадров, количество исследований в этом секторе достаточно ограниченно. Вместе с тем обобщение опыта, поиск эффективных моделей, методов, форм непрерывного инженерного образования необходимы для развития отрасли. Этой статьей нам бы хотелось

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

открыть серию публикаций, посвященных исследованиям в области непрерывного инженерного образования. Её цель - проанализировать, какие исследования представлены в публикационном поле последних пяти лет. Базу исследования составили статьи, размещенные в Российском индексе научного цитирования (http://elibrary.ru).

Запрос по ключевым словосочетаниям «инженерные кадры», «образование инженерных кадров», «профессиональное развитие инженерных кадров» на портале E-НЬ^гу на 10 ноября 2017 г. в каждом случае выдал более 40 000 ссылок. Анализ аннотаций первых ста статей показал, что одна из основных тем публикаций - необходимость подготовки и профессионального развития отечественных инженерно-технических кадров, инновационные кадры как будущее инновационной экономики России [см., например, 3-5]. Таким образом, наблюдается интерес теоретиков и практиков к проблемам подготовки инженеров.

Аналогичный запрос по словосочетанию «непрерывное образование инженерных кадров» на эту же дату выдал 14 138 статей. Эта цифра представляется значимой в общем объеме публикаций, посвященных инженерным кадрам. Непрерывное образование инженерных кадров является стабильно развивающейся темой - из попавших в выборку первых ста статей 31 опубликована в период с 2012 по 2017 г., 49 - в период с 2000 по 2007 г. Статьи последних пяти лет, посвященные непрерывному инженерному образованию, достаточно разнородны по содержанию и охватывают широкое поле проблем.

Исследуются новые социально-экономические условия и их влияние на подготовку инженерных кадров [6-8]; взаимосвязь между подготовкой инженерных кадров и развитием региональных экономик, обеспечением экономической безопасности регионов [9, 10]. Так, в работе М. В. Ширяева, С. Н. Митякова, Е. С. Митякова, П. А. Потанина рассмотрены концептуальные основы построения системы мониторинга экономической безопасности профессионального образования. Авторы предлагают в дополнение к существующей системе мониторинга использовать коэффициент, рассчитываемый посредством деления приведенного контингента учащихся на технических специальностях промышленной направленности на объем промышленного производства в регионе [11]. В статье обосновывается использование коэффициента как показателя обеспеченности региона инженерными кадрами и их востребованности [12].

В ряде статей уделяется внимание решению проблем в сфере занятости инженерных кадров, распределения трудовых ресурсов [13], диспропорций в сфере занятости и обеспечения рынка труда инженерными кадрами [14]. Е. Е. Горина, А. В. Морозова, Е. А. Шикина отмечают, что российский рынок труда испытывает потребность в инженерных кадрах, которая остается без удовлетворения, и рассматривают профессиональную ориентацию как «один из самых мощных инструментов воздействия на профессиональный выбор будущего специалиста» [15]. Авторы приводят результаты серии исследований, которые показывают, что «в существующей социально-экономической ситуации пока не осуществляется эффективное взаимодействие рынка труда и образовательной системы, отсутствуют четкие ориентиры на подготовку кадров для тех отраслей, которые испытывают дефицит работников со средним профессиональным образованием, высококвалифицированных рабочих, текущие запросы рынка труда зачастую не связаны с рынком образовательных услуг и не оказывают на него должного влияния» [16], «у значительного числа молодежи не сформированы положительные мотивы и ориентация на обучение по инженерно-техническому профилю вследствие непопулярности таких профессий и ошибочных представлений о содержании труда» [17].

Значительный процент статей поднимает проблему развития форм партнерства в области обеспечения конкретных сфер инженерными кадрами, оптимизации

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

образовательных программ. Речь идет как о традиционных, так и инновационных формах взаимодействия предприятий, университетов, учреждений дополнительного профессионального образования, федеральных и региональных органов власти [18-23]. Особый акцент сегодня сделан на развитии практических форм обучения в моделях «предприятие - вуз». Так, в статье Т. Ю. Пашеевой, Т. И. Радионовской приведен обзор практик взаимодействия государства и частного бизнеса, описан опыт ряда вузов, включая Казанский национальный исследовательский технологический университет как центр республиканского образовательного кластера «Нефтехимия и нефтепереработка», вузов Удмуртской Республики, реализующих инновационную региональную модель непрерывного профессионального образования в условиях государственно-частного партнерства для нефтяной и газовой промышленности, Мурманского государственного технического университета по взаимодействию с судоремонтными производственными организациями [24]. Авторы отмечают, что в последние годы развиваются новые модели, например «интегрированные научно-образовательные подразделения, выполняющие функции центров коллективного использования приобретенного современного оборудования: Объединенный научно-технологический институт (Санкт-Петербургский государственный политехнический университет), Проектно-конструктор-ский институт и Институт социально-гуманитарных технологий, Центр порошкового материаловедения, Центр опытно-конструкторских разработок и межкафедральные лаборатории (Южно-Уральский государственный университет) и др.» [25].

В новых социально-экономических условиях изменяются профессиональные и этические требования к инженерным кадрам [26]; растет необходимость их учета при разработке программ непрерывного образования [27, 28]; возрастает потребность в интеграции науки, производства и образования в развитии и обеспечении непрерывного образования инженеров [29]. Так, в статье М. С. Балабанова, М. Д. Ростова сделан сравнительный анализ существующих систем сертификации и регистрации профессиональных инженеров в России и Европе: описаны профессиональные и этические требования, предъявляемые к современному инженеру при прохождении им сертификации. Авторы актуализируют проблему образовательных программ по подготовке профессионального инженера в ходе послевузовского образования [30]. Анализируя условия перехода на двухуровневую систему подготовки инженерных кадров в области защиты окружающей среды, В. А. Девисилов отмечает необходимость учета как потребностей рынка труда, так и интересов самого будущего инженера, считает оптимальным создание параллельных одно- и двухуровневой моделей подготовки [31 ]. Анализируя перечень компетенций, личностных качеств и умений, мировоззренческих особенностей, которыми должен обладать инженер в XXI в., К. Л. Гончарова указывает на необходимость интеграции науки, производства и образования в форме научно-инновационно-образовательного производственного комплекса [32].

Непрерывное инженерное образование развивается в условиях постоянного совершенствования федеральных образовательных стандартов, разработки и введения профессиональных стандартов [33]. С другой стороны, предприятия находятся в поиске новых производственных ниш, в процессе совершенствования технологических процессов, что предъявляет совершенно иные требования к системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, чем в предыдущие десятилетия. В новых условиях возникают новые технологии формирования целей и ожидаемых образовательных результатов, например матрица компетенций [34], которая может одинаково эффективно использоваться как при проектировании дополнительных [35], так и основных образовательных программ [36].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Особого внимания заслуживают статьи, описывающие состояние и перспективы развития дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), программ дополнительного профессионального образования как важной составляющей части в обеспечении непрерывности. В последние годы в этом секторе произошли серьезные изменения, включающие отказ от обязательных 72-часовых программ, государственной аккредитации программ и документов государственного образца, введение новых регулирующих механизмов [37-39], включение новых стейкхолдеров [40, 41], перераспределение ролей между основными акторами - государством, работодателями, обучающимися и образовательными организациями [42, 43], что не могло не отразиться на развитии кластера непрерывного инженерного образования [см., например, 44, 45]. В ряде статей приводятся примеры успешно складывающихся инновационных моделей государственно-частного партнерства в разработке и реализации программ ДПО, включении в них новых целевых аудиторий, например студентов [см., напр., 46]. Вместе с тем авторы выделяют ряд проблем: отсутствие прозрачных механизмов обмена новыми технологиями, разработками, недоступность отдельных инновационных технологий, особенно ноу-хау, для университетов, разрыв между современной производственной и образовательной средой, быстрая обновляемость прикладного инженерного знания [47-49].

Одно из центральных мест в дискуссии о непрерывном инженерном образовании должны занимать исследования обеспечения и контроля качества. Научно-философские основания оценки качества программ ДПО рассмотрены в статье Н. Ю. Ершовой, Т. А. Екимовой, Е. В. Игнатович [50]. Этот же коллектив авторов разработал методику оценки качества дополнительных профессиональных программ в период их апробации [51]. Появились исследования, вскрывающие проблему организации независимой оценки профессиональных квалификаций инженеров [52], но они пока единичны.

Отдельного внимания заслуживает вопрос развития инфраструктуры непрерывного образования инженеров, совершенствования материально-технической базы, создания партнерских связей с зарубежными образовательными организациями и производством. В последние пять лет появились публикации, обобщающие опыт сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики в рамках «Президентской программы повышения квалификации управленческих и инженерных кадров на 2012-2014 годы», ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы», а также совместной деятельности с ФИОП «РОС-НАНО» по разработке и реализации программ ДПО в области наноиндустрии [см., напр., 53-55]. Авторы статей отмечают, что участие в проектах позволяет наращивать научно-производственную базу, приобретать дорогостоящее программное обеспечение и оборудование, получать консультации по их использованию у непосредственных разработчиков или предприятий, имеющих успешный опыт их применения. Федеральные, ведомственные программы, предусматривающие зарубежные стажировки, позволяют создавать и развивать связи с ведущими мировыми производителями и лидерами в подготовке инженерных кадров, обучать кадры университетов.

Непрерывность как принцип развития профессионального образования инженерных кадров ведет к применению системного подхода к проектированию соответствующих программ [56, 57]. В России складывается интересный опыт развития сектора ДПО для студентов [58, 59], и эта ниша обладает серьезным образовательным потенциалом. Вместе с тем нам встретились лишь единичные статьи, в которых описывался опыт реализации конкретных программ. Так, в статье Н. Ю. Ершовой, Е. В. Игнатович рассмотрен опыт включения студентов в непрерывное инженерное образование в области микроэлектроники через образовательные проекты РОС-НАНО. Авторы выделяют две плоскости рассмотрения вопроса: 1) формирование и

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

развитие студента как субъекта непрерывного образования, его готовности и желания учиться на всех этапах профессиональной деятельности; 2) формирование и развитие соответствующих условий в вузе [60]. В статье проанализирован трехгодичный опыт участия студентов в программах дополнительного профессионального образования. Авторы приходят к выводу, что «программы ДПО обладают серьезным потенциалом, так как не только формируют дополнительные знания и умения, развивают комплекс учебных компетенций, но и позволяют приобретать некоторый опыт практической деятельности, повышая конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Поскольку часто вузы имеют слабое представление о том, чему можно учить современного студента за рамками основной программы, количество курсов ДПО, представленных в системе непрерывного образования вузов, ограничено. Опыт разработки и апробации программ ДПО показывает, что студенты достаточно активно и с интересом участвуют в таких программах в случае, если ДПО реализуется по запросу крупного предприятия, с которым вуз связывают договорные отношения в плане трудоустройства выпускников» [61].

Реализация программ дополнительного профессионального образования также влияет на обновление основных образовательных программ. Реализованные программы ДПО становятся курсами магистерских, а иногда и бакалаврских программ. Контакты с предприятиями перерастают в полноценные производственные практики, актуальные темы выпускных квалификационных работ [62].

Непрерывное образование инженерных кадров охватывает не только высшее и дополнительное профессиональное образование, но и дополнительное образование детей и взрослых. К сожалению, нам не встретилось ни одной статьи, посвященной дополнительному образованию взрослых. Вместе с тем авторы отдельных статей актуализируют опыт предпрофессионального инженерного образования школьников [63-65].

Проблема повышения квалификации научно-педагогических кадров вузов также входит в число вопросов, связанных с развитием непрерывного образования. С одной стороны, речь идет о профессиональном совершенствовании профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) в области инженерных наук, с другой стороны, о профессионально-педагогическом совершенствовании инженерно-педагогических кадров в области педагогики, психологии и методики.

Повышение квалификации ППС в области инженерных наук редко становится предметом научного исследования. Вместе с тем нельзя не отметить, что в этом сегменте существует ряд проблем, которые необходимо решать. К сожалению, количество курсов повышения квалификации в предметной области, адресованных ППС, ограниченно. Наблюдается оторванность академического знания от производственной практики.

С введением бакалавриата и магистратуры, образовательных программ подготовки высококвалифицированных кадров, появлением необходимости в профориентации школьников, разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования необходимость курсов повышения квалификации в области педагогики, психологии, методик осмысляется на новом уровне. Круг компетенций, которыми должен владеть современный преподаватель вуза, расширяется.

Несмотря на наличие публикаций, посвященных различным направлениям непрерывного образования инженеров, на наш взгляд, в последние годы недостаточно внимания уделено разработке общих подходов к развитию инженерно-технического мышления в течение всей жизни, «от колыбели до могилы», описанию и анализу опыта реализации конкретных программ, методик, форм, средств. Несмотря на то что в России складывается интересный опыт взаимодействия вузов, предприятий и госу-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

дарства внутри инженерного кластера непрерывного образования, единичны оригинальные статьи, описывающие устойчивые модели партнерства «предприятие - вуз», «вуз - региональные проекты», «вуз - образовательные организации».

Ссылки на источники

1. Игнатович Е. В. Развитие форм непрерывного образования в вузе на примере Петрозаводского государственного университета // Непрерывное образование: опыт ПетрГУ. Исследования преподавателей и студентов: электронный сборник научных статей / науч. ред. Т. А. Бабакова. - Петрозаводск, 2016. - С. 9.

2. Игнатович Е. В., Лопуха А. О. Управление развитием непрерывного образования в вузе: опыт ПетрГУ // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 5(99). - С. 83.

3. Игнатович Е. В. Развитие форм непрерывного образования ...

4. Голубева Н. В. Математическое моделирование - базовый инструмент исследования технических наук: инженерные кадры для инновационной экономики // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. - 2016. - № 1(69). - С. 91-93.

5. Пашеева Т. Ю., Радионовская Т. И. Инженерные кадры - ресурс инновационного развития региона // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 390-393.

6. Игнатович Е. В. Развитие форм непрерывного образования ...

7. Балабанов М. С., Ростов Н. Д. Профессиональные и этические требования к инженерным кадрам в период технологической сингулярности // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4(42). -С. 104-112.

8. Ширяев М. В., Митяков С. Н., Митяков Е. С. Показатель обеспеченности инженерными кадрами как фактор экономической безопасности промышленного региона // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций: материалы Междунар. науч.-практ. конф. ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. - Воронеж, 2014. - С. 54-63.

9. Игнатович Е. В. Развитие форм непрерывного образования ...

10. Ширяев М. В., Митяков С. Н., Митяков Е. - С. Указ. соч.

11. Там же.

12. Там же.

13. Ерохин М. Н., Ананьин А. Д. Обеспечение животноводства инженерными кадрами и требования к повышению качества их подготовки // Вестник Всероссийского научно-исследовательского института механизации животноводства. - 2014. - № 3(15). - С. 29-33.

14. Горина Е. Е., Морозова А. В., Шикина Е. А. Профориентация в решении проблем диспропорций в сфере занятости и обеспечения рынка труда инженерными кадрами // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2013. - № 6-1(51). - С. 121-125.

15. Там же. - С. 121.

16. Там же. - С. 122-123.

17. Там же. - С. 123.

18. Игнатович Е. В. Развитие форм непрерывного образования ...

19. Пашеева Т. Ю., Радионовская Т. И. Указ. соч.

20. Ерохин М. Н., Ананьин А. Д. Указ. соч.

21. Горина Е. Е., Морозова А. В., Шикина Е. А. Указ. соч.

22. Владимиров А. И. Высшая школа без участия отрасли и бизнеса не сможет подготовить инженерные кадры необходимого уровня // Нефтяное хозяйство. - 2014. - № 6. - С. 79-81.

23. Девисилов В. А. Современная система подготовки инженерных кадров в области защиты окружающей среды // Экология и промышленность России. - 2012. - № 1. - С. 38-41.

24. Пашеева Т. Ю., Радионовская Т. И. Указ. соч.

25. Там же.

26. Балабанов М. С., Ростов Н. Д. Указ. соч.

27. Девисилов В. А. Указ. соч.

28. Екимова Т. А., Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В. Матрица компетенций как инструмент проектирования магистерских программ // Физика в системе современного образования: материалы XIII Междунар. конф. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2015. - С. 368-370.

29. Гончарова К. Л. К вопросу об интеграции образования, науки и производства в системе непрерывной подготовки инженерных кадров // Современные проблемы высшего образования материалы VII Междунар. науч.-метод. конф. / отв. ред. С. Г. Емельянов. - Курск, 2015. - С. 111-115.

30. Балабанов М. С., Ростов Н. Д. Указ. соч.

31. Девисилов В. А. Указ. соч.

32. Гончарова К. Л. Указ. соч.

33. Вербицкая Н. О. Проблема непрерывного образования инженерных кадров в пространстве независимой оценки профессиональных квалификации // Университет XXI века в системе непрерывного образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2016. - С. 62-66.

34. Екимова Т. А., Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В. Указ. соч.

35. Ершова Н. Ю. Актуальные вопросы использования профессиональных стандартов при разработке дополнительных профессиональных программ // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - 2016. - № 29. - С. 89-103.

36. Екимова Т. А., Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В. Указ. соч.

37. Игнатович Е. В. Тенденции и перспективы развития российского кластера дополнительного профессионального образования // Учёные записки Петрозаводского государственного университета.

- 2012. - № 7(128). - Т. 2, ноябрь. Общественные и гуманитарные науки. - С. 41-45.

38. Игнатович Е. В. Государственная политика в области дополнительного профессионального образования // Сборник трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции «Обучение в течение всей жизни - "Lifelong learning" в контексте стратегии профессионального образования». 16-17 мая 2012 г. - Екатеринбург, 2012.

39. Игнатович Е. В. Становление и развитие российской системы дополнительного профессионального образования // Материалы II Международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы и перспективы развития науки в начале третьего тысячелетия в странах СНГ». - Пе-реяслав-Хмельницкий, 2012. - С. 103-105.

40. Игнатович Е. В., Лопуха А. О. Указ. соч.

41. Игнатович Е. В. Тенденции и перспективы развития ...

42. Игнатович Е. В., Лопуха А. О. Указ. соч.

43. Игнатович Е. В. Тенденции и перспективы развития .

44. Вербицкая Н. О. Указ. соч.

45. Ершова Н. Ю. Указ. соч.

46. Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В. Включение студентов в непрерывное инженерное образование в области микроэлектроники через образовательные проекты РОСНАНО // Непрерывное образование: опыт ПетрГУ. Исследования преподавателей и студентов. - С. 66-76.

47. Игнатович Е. В. Развитие форм непрерывного образования .

48. Игнатович Е. В. Тенденции и перспективы развития .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В. Указ. соч.

50. Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Научно-концептуальные основания оценки качества программ ДПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 11 (ноябрь).

- С. 80-88. - URL: https://e-koncept.ru/2016/16240.htm.

51. Игнатович Е. В., Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Методика оценки качества программы дополнительного профессионального образования в ходе её апробации // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - Вып. 29. - М., 2016. - С. 61-76.

52. Игнатович Е. В. Государственная политика ...

53. Ершова Н. Ю., Екимова Т. А. Методика проектирования инновационной программы дополнительного профессионального образования для наноиндустрии // Непрерывное образование: XXI век. -2014. - № 3(7). - С. 89-107.

54. Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В., Кипрушкин С. А. Вузовские программы повышения квалификации IT-специалистов для наноиндустрии: опыт ПетрГУ // Научно-образовательная информационная среда XXI века: материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2016. - С. 67-70.

55. Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В., Кипрушкин С. А. Роль дополнительного профессионального образования в подготовке IT-специалистов // Научно-образовательная информационная среда XXI века: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2015. - С. 81-85.

56. Мойсеенко С. С., Мейлер Л. Е. Формирование личностно-ориентированной педагогической системы непрерывного саморазвития профессионализма морских инженеров // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2015. -№ 1(31). - С. 171-177.

57. Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В. Указ. соч.

58. Игнатович Е. В., Лопуха А. О. Указ. соч.

59. Мойсеенко С. С., Мейлер Л. Е. Указ. соч.

60. Ершова Н. Ю., Игнатович Е. В. Указ. соч.

61. Там же.

ISSN 2304-120Х

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

62. Там же.

63. Игнатович Е. В., Лопуха А. О. Указ. соч.

64. Горина Е. Е., Морозова А. В., Шикина Е. А. Указ. соч.

65. Пантелеева О. О. Проектирование целей обучения слушателей довузовского образования (на примере инженерно-архитектурного вуза) // Педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 137-146.

Dmitriy Balashov,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Director of Physicotechnical Institute, Petrozavodsk State

University, Petrozavodsk

fti@petrsu.ru

Continuing engineering education in the last five years researches

Abstract. The article presents an overview of scientific articles in the field of continuing engineering education

on the basis of 2012-2017 materials analysis, placed in the public domain on the Elibrary portal. The author

highlights the main areas of research and identifies potential niches that require study.

Key words: continuing engineering education, scientific and pedagogical research, additional professional

and pre-professional education of engineers.

References

1. Ignatovich, E. V. (2016). "Razvitie form nepreryvnogo obrazovanija v vuze na primere Petrozavodskogo gosu-darstvennogo universiteta", in Babakova, T. A. (ed.). Nepreryvnoe obrazovanie: opyt PetrGU. Issledovanija prepodavatelej i studentov: jelektronnyj sbornik nauchnyh statej, Petrozavodsk, p. 9 (in Russian).

2. Ignatovich, E. V. & Lopuha, A. O. (2015). "Upravlenie razvitiem nepreryvnogo obrazovanija v vuze: opyt PetrGU", Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, № 5(99), p. 83 (in Russian).

3. Ignatovich, E. V. (2016). Op. cit.

4. Golubeva, N. V. (2016). "Matematicheskoe modelirovanie - bazovyj instrument issledovanija tehnicheskih nauk: inzhenernye kadry dlja innovacionnoj jekonomiki", VestnikIzhGTUim. M. T. Kalashnikova, № 1(69), pp. 91-93 (in Russian).

5. Pasheeva, T. Ju. & Radionovskaja, T. I. (2016). "Inzhenernye kadry - resurs innovacionnogo razvitija regiona", Sovremennye naukoemkie tehnologii, № 5-2, pp. 390-393 (in Russian).

6. Ignatovich, E. V. (2016). Op. cit.

7. Balabanov, M. S. & Rostov, N. D. (2014). "Professional'nye i jeticheskie trebovanija k inzhenernym kadram v period tehnologicheskoj singuljarnosti", Obrazovanie i samorazvitie, № 4(42), pp. 104-112 (in Russian).

8. Shirjaev, M. V., Mitjakov, S. N. & Mitjakov, E. S. (2014). "Pokazatel' obespechennosti inzhenernymi ka-drami kak faktor jekonomicheskoj bezopasnosti promyshlennogo regiona", Aktual'nye voprosy jekonomiki, menedzhmenta i innovacij: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. uchenyh, specialistov, prepodavatelej vuzov, aspirantov, studentov, Voronezh, pp. 54-63 (in Russian).

9. Ignatovich, E. V. (2016). Op. cit.

10. Shirjaev, M. V., Mitjakov, S. N. & Mitjakov, E. S. (2014). Op. cit.

11. Ibid.

12. Ibid.

13. Erohin, M. N. & Anan'in, A. D. (2014). "Obespechenie zhivotnovodstva inzhenernymi kadrami i trebovanija k povysheniju kachestva ih podgotovki", Vestnik Vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta me-hanizacii zhivotnovodstva, № 3(15), pp. 29-33 (in Russian).

14. Gorina, E. E., Morozova, A. V. & Shikina, E. A. (2013). "Proforientacija v reshenii problem disproporcij v sfere zanjatosti i obespechenija rynka truda inzhenernymi kadrami", Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudar-stvennogo universiteta, № 6-1(51), pp. 121-125 (in Russian).

15. Ibid., p. 121.

16. Ibid., pp. 122-123.

17. Ibid., p. 123.

18. Ignatovich, E. V. (2016). Op. cit.

19. Pasheeva, T. Ju. & Radionovskaja, T. I. (2016). Op. cit.

20. Erohin, M. N. & Anan'in, A. D. (2014). Op. cit.

21. Gorina, E. E., Morozova, A. V. & Shikina, E. A. (2013). Op. cit.

22. Vladimirov, A. I. (2014). "Vysshaja shkola bez uchastija otrasli i biznesa ne smozhet podgotovit' inzhenernye kadry neobhodimogo urovnja", Neftjanoe hozjajstvo, № 6, pp. 79-81 (in Russian).

23. Devisilov, V. A. (2012). "Sovremennaja sistema podgotovki inzhenernyh kadrov v oblasti zashhity okru-zhajushhej sredy", Jekologija i promyshlennost' Rossii, № 1, pp. 38-41 (in Russian).

24. Pasheeva, T. Ju. & Radionovskaja, T. I. (2016). Op. cit.

25. Ibid.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

26. Balabanov, M. S. & Rostov, N. D. (2014). Op. cit.

27. Devisilov, V. A. (2012). Op. cit.

28. Ekimova, T. A., Ershova, N. Ju. & Ignatovich, E. V. (2015). "Matrica kompetencij kak instrument proek-tirovanija magisterskih programm", Fizika v sisteme sovremennogo obrazovanija: materialy XIII Mezhdu-nar. konf., Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena, St. Petersburg, pp. 368-370 (in Russian).

29. Goncharova, K. L. (2015). "K voprosu ob integracii obrazovanija, nauki i proizvodstva v sisteme nepre-ryvnoj podgotovki inzhenernyh kadrov", in Emel'janov, S. G. (ed.). Sovremennye problemy vysshego obrazovanija materialy VII Mezhdunar. nauch.-metod. konf., Kursk, pp. 111-115 (in Russian).

30. Balabanov, M. S. & Rostov, N. D. (2014). Op. cit.

31. Devisilov, V. A. (2012). Op. cit.

32. Goncharova, K. L. (2015). Op. cit.

33. Verbickaja, N. O. (2016). "Problema nepreryvnogo obrazovanija inzhenernyh kadrov v prostranstve neza-visimoj ocenki professional'nyh kvalifikacii", Universitet XXI veka v sisteme nepreryvnogo obrazovanija: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Cheljabinsk, pp. 62-66 (in Russian).

34. Ekimova, T. A., Ershova, N. Ju. & Ignatovich, E. V. (2015). Op. cit.

35. Ershova, N. Ju. (2016). "Aktual'nye voprosy ispol'zovanija professional'nyh standartov pri razrabotke dopolnitel'nyh professional'nyh programm", Sbornik trudov po problemam dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovanija, № 29, pp. 89-103 (in Russian).

36. Ekimova, T. A., Ershova, N. Ju. & Ignatovich, E. V. (2015). Op. cit.

37. Ignatovich, E. V. (2012). "Tendencii i perspektivy razvitija rossijskogo klastera dopolnitel'nogo pro-fes-sional'nogo obrazovanija", Uchjonye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, № 7(128), T. 2, nojabr'. Obshhestvennye i gumanitarnye nauki, pp. 41-45 (in Russian).

38. Ignatovich, E. V. (2012). "Gosudarstvennaja politika v oblasti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija", Sbornik trudov po materialam vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Obuchenie v techenie vsej zhizni - "Lifelong learning" v kontekste strategii professional'nogo obrazovanija". 16-17 maja 2012 g, Ekaterinburg (in Russian).

39. Ignatovich, E. V. (2012). "Stanovlenie i razvitie rossijskoj sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija", Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii "Problemy i perspektivy razvitija nauki v nachale tret'ego tysjacheletija v stranah SNG", Perejaslav-Hmel'nickij, pp. 103-105 (in Russian).

40. Ignatovich, E. V. & Lopuha, A. O. (2015). Op. cit.

41. Ignatovich, E. V. (2012). "Tendencii i perspektivy razvitija rossijskogo klastera dopolnitel'nogo pro-fes-sional'nogo obrazovanija".

42. Ignatovich, E. V. & Lopuha, A. O. (2015). Op. cit.

43. Ignatovich, E. V. (2012). "Tendencii i perspektivy razvitija rossijskogo klastera dopolnitel'nogo pro-fes-sional'nogo obrazovanija".

44. Verbickaja, N. O. (2016). Op. cit.

45. Ershova, N. Ju. (2016). Op. cit.

46. Ershova, N. Ju. & Ignatovich, E. V. (2016). "Vkljuchenie studentov v nepreryvnoe inzhenernoe obra-zovanie v oblasti mikrojelektroniki cherez obrazovatel'nye proekty ROSNANO", Nepreryvnoe obra-zovanie: opyt PetrGU. Issledovanija prepodavatelej i studentov, pp. 66-76 (in Russian).

47. Ignatovich, E. V. (2016). Op. cit.

48. Ignatovich, E. V. (2012). "Tendencii i perspektivy razvitija rossijskogo klastera dopolnitel'nogo pro-fes-sional'nogo obrazovanija".

49. Ershova, N. Ju. & Ignatovich, E. V. (2016). Op. cit.

50. Ignatovich, E. V., Ershova, N. Ju. & Ekimova, T. A. (2016). "Nauchno-konceptual'nye osnovanija ocenki kachestva programm DPO", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 11 (nojabr'), pp. 80-88. Available at: https://e-koncept.ru/2016/16240.htm (in Russian).

51. Ignatovich, E. V., Ershova, N. Ju. & Ekimova, T. A. (2016). "Metodika ocenki kachestva programmy dopolnitel'-nogo professional'nogo obrazovanija v hode ejo aprobacii", Sbornik trudov po problemam dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija, vyp. 29, Moscow, pp. 61-76 (in Russian).

52. Ignatovich, E. V. (2012). "Gosudarstvennaja politika v oblasti dopolnitel'nogo professional'nogo ob-razovanija".

53. Ershova, N. Ju. & Ekimova, T. A. (2014). "Metodika proektirovanija innovacionnoj programmy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija dlja nanoindustrii", Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, № 3(7), pp. 89-107 (in Russian).

54. Ershova, N. Ju., Ignatovich, E. V. & Kiprushkin, S. A. (2016). "Vuzovskie programmy povyshenija kvalifikacii IT-specialistov dlja nanoindustrii: opyt PetrGU", Nauchno-obrazovatel'naja informacionnaja sreda XXI veka: materialy X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Petrozavodsk, pp. 67-70 (in Russian).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

55.

56.

57.

58.

59.

60. 61. 62.

63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

64.

65.

ниеггг

научно-методический электронный журнал

Ershova, N. Ju., Ignatovich, E. V. & Kiprushkin, S. A. (2015). "Rol' dopolnitel'nogo professional'nogo ob-razovanija v podgotovke IT-specialistov", Nauchno-obrazovatel'naja informacionnaja sreda XXI veka: Ma-terialy IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Petrozavodsk, pp. 81-85 (in Russian). Mojseenko, S. S. & Mejler, L. E. (2015). "Formirovanie lichnostno-orientirovannoj pedagogicheskoj si-stemy nepreryvnogo samorazvitija professionalizma morskih inzhenerov", Izvestija Baltijskoj gosudar-stvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki, № 1(31), pp. 171-177 (in Russian).

Ershova, N. Ju. & Ignatovich, E. V. (2016). Op. cit. Ignatovich, E. V. & Lopuha, A. O. (2015). Op. cit. Mojseenko, S. S. & Mejler, L. E. (2015). Op. cit. Ershova, N. Ju. & Ignatovich, E. V. (2016). Op. cit. Ibid. Ibid.

Ignatovich, E. V. & Lopuha, A. O. (2015). Op. cit.

Gorina, E. E., Morozova, A. V. & Shikina, E. A. (2013). Op. cit.

Panteleeva, O. O. (2016). "Proektirovanie celej obuchenija slushatelej dovuzovskogo obrazovanija (na primere inzhenerno-arhitekturnogo vuza)", Pedagogicheskij zhurnal, № 3, pp. 137-146 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 12.12.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.12.17

Принята к публикации Accepted for publication 25.12.17 Опубликована Published 29.01.18

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Балашов Д. И., 2018

977230412018001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.