Научная статья на тему 'Неоценимая заслуга в развитии современного медицинского образования в Монголии педагогов бурятского происхождения'

Неоценимая заслуга в развитии современного медицинского образования в Монголии педагогов бурятского происхождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / МОНГОЛИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕ-ДАГОГИ / БУРЯТЫ / MONGOLIAN PEOPLE'S REPUBLIC / MONGOLIA / EDUCATION / MEDICAL EDUCATION / TEACHERS / BURYATS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амар Доржийн

Образование Монголии исходит с древних времён. В формировании образования большую роль сыграли учителя, ученые и исследователи. История должна быть подлинной. В настоящее время наш народ стал высокообразованным и гордится своими знаниями во всем мире. И кто на самом деле оказал в этом помощь? Какие трудности были преодолены? Так именно наши педагоги внесли неоценимый вклад в дело обучения и воспитания детей народа, не щадя свою жизнь. В последнее время стали писать и понимать, будто бы с недавних времён наше образование стало улучшаться и продвигаться вперёд, забывая при этом ту огромную роль, сыгравшую в преодолении трудностей тех времён педагогов-ветеранов. Наша цель напомнить всё это.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амар Доржийн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Invaluable accomplishment of the teachers of buryat origin in the development of modern medical education in Mongolia

Education of Mongolia comes from ancient times. In the formation of education teachers, scientists and researchers played an important role. The story must be true. At present our people are highly educated and proud of their knowledge worldwide. And who actually gave this help? What difficulties have been overcome? So that our teachers have made an invaluable contribution to the training and education of the children of the people, not sparing their lives. In recent years one began to write and understand that since recent times our education began to improve and move forward, forgetting the vital role of teachers veterans in overcoming the difficulties of those times. Our goal is to remind all this.

Текст научной работы на тему «Неоценимая заслуга в развитии современного медицинского образования в Монголии педагогов бурятского происхождения»

школы № 321, и по приказу министра просвещения был назначен директором подготовительной средней школы Цэцэрлэг мандал сомона аймака Архангай. В его школе работали 2 учителя и учились 50 учеников из 16 хошунов. Существуют факты о том, что во время его работы в Архангае, он широко проводил, особенно среди молодёжи, просветительскую работу по обучению письменности, грамотности.

После успешного завершения работы подготовительной средней школы аймака Архангай в начале 1931 года по решению Министерства Народного просвещения был назначен заведующим отделом аймака Убурхангай с целью усиления просветительской деятельности, улучшения и укрепления педагогических работ в школах. В данный период его просветительской работы встречались множество преград, таких как: бойкот школы, нанесение материального ущерба, запрещение ученикам (детям) ходить в школу и так далее.

В июле 1933 года по приказу Министерства народного просвещения и здравоохранения он был назначен инспектором просветительских работ среди населения. Он был ответственным за распространение письменности, передвижного кино, за работу красного уголка, также он работал учителем в образцовой школе. До октября 1938 года он также работал в Военном училище, преподавал воинам. И после этого он опять вернулся работать в образцовую школу.

Л. Балжир впервые в Монголии перевёл с русского языка учебники по арифметике 5-7-х классов, сборники упражнений, учебные пособия и учебники по геометрии. Его деятельность по переводу учебников русского языка началась с 1935 года. В июле 1941 года по приказу министра просвещения был командирован директором школы аймака Завхан. В феврале 1942 года стал работать инспектором средних школ, заведующим отделом и специалистом-экспертом методики школьного образования, заведующим секцией повышения квалификации учителей, заведующим редакцией журнала «Учитель», директором вечерней школы учителей и членом коллегии Министерства просвещения. Также он лично принимал участие в создании педагогического училища в Архангайском и Восточном аймаках и работал учителем и директором. И с 1959 года более 30 лет преподавал в Улаанбаатарском педагогическом училище. Так он успешно проработал в местах, где была необходимость педагогической деятельности. Л. Балжир выпустил 20 педагогических трудов с более 200 печатных листов. За время своей педагогической деятельности он подготовил более 600 специалистов. Правительство Монголии высоко оценило его труд и он был удостоен высокого звания «Заслуженный учитель МНР», награжден орденом «Трудового Красного Знамени», дважды орденом «Полярная Звезда» , также медалями и почётными грамотами.

Цэрэнпилийн Шаравнямбуу родился 15 марта 1909 года в селе Хайцага Бурятии. В 1920 году Ц. Шаравнямбуу со своим другом Баваасан самостоятельно научился Монгольскому письму, далее в 1922 году учился в русской школе в Алтанбулаге, в 1924 году в студенческом училище и с 29 марта 1929 года принимал участие в создании образцовой школы в аймаках Убурхангай, Баянхонгор и далее в Улаан-Баторе. В 1942 году, когда было учреждено звание «Заслуженного учителя Монголии», данного звания были удостоены 4 учителя, из них два учителя - Дондогийн Цэвэгмэд и Цэрэнпилийн Шаравнямбуу были бурятского происхождения.

Отец Цэрэнпила Шаравнямбуу, заметив своего у сына склонность к учебе грамоте, просил учить сына арифметике и русскому языку. Осенью 1920 года Цэрэнпил попросил своего друга Баламсоо отправить своего сына с его сыном Баваасан в Кяхту учиться русскому языку к русской учительнице, в 1922 году сыновья решили продолжить дальнейшую учебу в русской школе в Алтанбулаге рядом с заводом Бренова. В это время дети жили в чужой семье, где выполняли домашнее задание. К большому сожалению, в 1923 году эта школа была снесена и перестала существовать. В тот же год они стали учениками Амаржаргала, где изучали монгольскую письменность. В начале сентября 1924 года, приехав в столицу, они продолжили свою учёбу в средней школе. Когда они учились в 4-ом классе средней школы, было вынесено решение в центрах пяти аймаков создать новую подготовительную школу, и с целью подготовки учительских кадров они были переведены в педагогическое училище. До 29 марта 1929 года в педагогическом училище Ц. Шаравнямбуу из-

учал арифметику, грамматику, географию, природоведение и так далее, получил удостоверение на право преподавания арифметики в средних классах. Он был направлен учителем начальной школы Эрдэнэцогт сомона аймака Баянхонгор, с 1929 по 1937 гг. он работал директором в подготовительной средней школе аймака Цэцэрлэг и средней школе аймака Убурхангай, а также учителем в образцовой школе города Улаанбаатара.

С 1937 по 1942 гг. работал учителем и заведующим учебной частью педагогического училища, заведующим курсом подготовки учителей.

В тридцатые годы Ц. Шаравсамбуу был автором и переводчиком многих учебников по алгебре, геометрии, арифметике.

Ц. Шаравнямбуу является первым учеником и учителем столичной средней школы, студентом-учителем, первым учителем студентов средних классов и первым "Заслуженным учителем Монголии" 1942 года.

Ц. Шаравнямбуу с 1942 по 1946 гг. учился в Монгольском Государственном Университете (МонГУ) и после завершения университета с 1946 по 1952 гг. был заместителем министра просвещения, работал директором института повышения квалификации учителей и в последние годы работал преподавателем физики и математики в Государственном Педагогическом Институте.

Высокооценив творческуюдеятельность Ц. Шаравнямбуу, Правительство Монголии наградило его орденами Сухэ-Батора, Трижды орденом Трудового Красного Знамени, Полярной Звезды, званием «Заслуженный учитель МНР" и многими другими почётными медалями.

Учёный, писатель Дондогийн Цэвэгмид родился в 1915 году в Баяндун сомоне Восточного аймака Монголии. Он был академиком и действительным членом Академии Наук Монголии, доктором биологических наук, профессором. Заслуга этого истинно выдающегося человека в том, что он проявил замечательные успехи во вступлении Монголии в ООН, став её действительным и равноправным членом, подняв имя Монголии во всем мире.

Мне приходилось лично принимать участие в организации 90-летнего юбилея со дня рождения Д. Цэвэгмида в 2005 году, 100-летия Ц. Шаравнямбуу и Л. Балжира в 2010 году, выступить с научными докладами на научных конференциях этих талантливых и выдающихся людей, выступить по телевидению и в печати. В 2011 году мне приходилось выступать с докладом о заслуженном учителе Л. Балжире на международной научной конференции.

Важное место в развитии современного образования в Монголии занимает Цэвээн Жамсранов, Ж. Цэвээн родился в 1881 году в Агинской Бурятии Читинской области Российской Империи. В 1892 году поступил в начальную школу, в дальнейшем в гимназию Санкт-Петербурга. После окончания преподавательских курсов города Иркутска в 1901 году занимался исследовательской работой. В 1909-1910 гг. переведенная им книга "География Азии" на монгольский язык стала широким объектом развития культуры и образования в Монголии. В 1911 году, приехав в Монголию по приглашению, стал помощником-чиновником культуры в Министерстве иностранных дел.

Ж. Цэвээн в 1912 году разработал школьную программу и правила первому заместителю Министра иностранных дел Монголии Ханддоржу. В 1913 по 1915 гг. работал переводчиком во время визита в Россию Сайн ноён хан Намнасурэна, Чин ван Ханддоржа и принимал участие в Кяхтинском трехстороннем переговоре трех держав.

Выдающийся ученый, дважды лауреат государственной премии Монголии, академик, доктор наук, профессор Бямбын Ренчин, внёс неоценимый вклад в дело развития Монгольской филологии и культурного наследия монголов, был ученым-педагогом с бурятским корнем. Его многочисленные ученики и последователи, как и своего великого наставника, внесли огромный вклад в дело развития культуры и образования в Монголии. Его сын академик Р. Барсболд, являясь «Заслуженным деятелем науки», также внёс огромный вклад в развитие науки в Монголии. Его дочь - доктор наук, профессор, «Заслуженный учитель Монголии» Р. Индра занимает почётное место в сельскохозяйственной науке Монголии. Также его старшая дочь - доктор медицинских наук, профессор, народный врач Монголии Р. Нямаа была

известным в Монголии врачом-окулистом и замечательным педагогом нашей страны.

В создание Педагогического Института города Улаанбаатара огромную заслугу внесли педагоги, учителя из Бурятии, также и в укрепление учебной базы Монгольского Государственного Университета и Государственного Педагогического Института, распространению знаний в Монголии.

Особо уместно отметить детей старика Додь, которые внесли огромный вклад в распространение знаний в развитии образования в Монголии. Дервийн Додь родился в местечке Зутгэл Агинского аймака Бурятии. С детских и малых лет Додь вместе со своими родителями занимался животноводством и в 1918 году жил вдоль реки Улзын Баяндун сомо-на Восточного аймака. После победы народной революции он стал гражданином Монгольской Народной Республики. Когда в 1922 году был создан Хошун реки Улз, Додь начал работать разносчиком, потом писарем, чиновником далее и председателем хошуна. А после того, как его дети приехали учиться в Улаан-Батор, он переехал к ним и стал работать учителем письменности в торговом училище, учителем на водительских курсах, потом был арестован и внезапно исчез под предлогом контрреволюционера. В 1997 году был реабилитирован.

Его сын Додийн Базар родился в 1912 году в местности Зутгэл Агинского округа Бурятии. После учебы в начальной школе Хошуна реки Улз, с 15 лет, 3 года учился в Улаанбаатарском педагогическом училище и стал учителем. Д. Базар 11 лет проработал в местных школах аймаков Гоби-Алтай, Завхан, Хубсугул и Булган. 15 лет он проработал в Министерстве народного просвещения, 23 года - в институте педагогики, итого более 50 лет добросовестно проработал в системе народного просвещения страны.

За заслуги перед отечеством и проявленный труд в системе народного просвещения был удостоен высшей государственной награды «Заслуженный учитель Монголии», дважды удостоен орденов «Сухбаатара» и «Трудового красного знамени» и ордена «Полярной звезды».

За проявленный успех в области народного просвещения

ЛИТЕРАТУРА

1. История Монголии. - Улан-Батор, 2001.

2. Возникновение и развитие образования Монголии за 80 лет / Под ред. И. Гэлэгжамц. - Улан-Батор, 2001.

3. Шагдар Ш. История образования Монголии. - Т. 1-3. -Улан-Батор, 2009.

4. Амар Д. Создание народно-просветительского министерства - главный ключ развития образования и просветительской работы: Доклад научной концеренции. - Улан-Батор, 2014.

5. Исторические воспоминание педагогического училища. - Улан-Батор, 2012.

6. Цэдэвсурэн Ц. Историческое источники права образовательной области. - Улан-Батор, 2012.

7. Цанжид А. Традиции и реформа руководства образования Монголии. - Улан-Батор, 2011.

страны в 1975 году впервые в области образования ему было присвоено звания «Героя Труда» Монгольской Народной Республики.

Супруга и его дети тоже овладели профессией педагога. Младший брат Д. Базара Додийн Чойдог вместе со своим братом учился в начальной школе хошуна реки Улз, и впоследствии в 1933 году продолжил учебу в педагогическом училище. После окончания педагогического училища он работал в аймаках Булган и Сэлэнгэ, руководил кружком рисования. Впоследствии много видных художников стали его учениками. В 1944 году он удостоен награды «Заслуженного деятеля искусства», в 1946 году - «Государственной премии» и в 1951 году ордена «Трудового Красного Знамени».

Во время работы Д. Чойдога в педагогическом училище одновременно он учился и окончил Высшее училище изобразительного искусства имени Сурикова в Москве, что еще более побудило его талант к изобразительному искусству. Он подготовил очень много славных учеников.

В своем научном докладе, посвященном 90-летию образования Министерства просвещения в Монголии, мною отмечено, что история Монголии свидетельствует о том, что в развитие образования в нашей стране неоценимый вклад внесли педагоги бурятского происхождения России. Главным фактором достижения нынешнего развития народного образования в Монголии, уровня образования и культуры народа является именно неоценимый труд педагогов бурятского происхождения.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователь несет полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Автор разработал концепцию и дизайн исследования и написал рукопись. Окончательная версия рукописи была им одобрена. Автор не получал гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 12.01.2016 г.

REFERENCES

1. History of Mongolia. - Ulaanbaatar, 2001. (in Mongolian)

2. The emergence and development of education in Mongolia for 80 years / Ed. I. Gelegzhamts. - Ulaanbaatar, 2001. (in Mongolian)

3. Shagdar S. History of Education of Mongolia. - Vol. 1-3. -Ulaanbaatar, 2009. (in Mongolian)

4. AmarD. Establishment ofthe people's educational ministries - the main key of education and education: report of the Scientific kontserentsii. - Ulaanbaatar, 2014. (in Mongolian)

5. The historical memory ofpedagogical school. - Ulaanbaatar, 2012. (in Mongolian)

6. Tsedevsuren Ts. Historical sources of law the educational field. - Ulaanbaatar, 2012. (in Mongolian)

7. Tsanzhid A. Traditions and the reform of management education in Mongolia. - Ulaanbaatar, 2011. (in Mongolian)

Информация об авторе:

Доржийн Амар - председатель Союза учителей-ветеранов Монголии, Заслуженный учитель Монголии, профессор

Information About the Author:

Dorzhiyn Amar - Chairman of the Union of Mongolian veteran teachers, Distinguished Teacher of Mongolia, professor

© ГЕЛЛЕР Л.Н., ГОРЯЧКИНА Е.Г., СКРИПКО A.A. - 2016 УДК: 617.091

фармацевтическое образование восточно-сибирского региона (к 75-летию фармацевтического факультета иркутского государственного медицинского университета)

Лев Николаевич Геллер, Елена Геннадьевна Горячкина, Анна Анатольевна Скрипко (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра управления и экономики фармации, зав. - к.ф.н., доц. А.А. Скрипко, кафедра фармакогнозии и ботаники,

зав. - д.ф.н., доц. В.М. Мирович)

Резюме. В статье представлен ретроспективный взгляд на процесс становления и развития фармацевтического образования Восточно-Сибирского региона. Показана роль Иркутского государственного медицинского университета и сотрудников фармацевтического факультета в подготовке фармацевтических кадров Восточной Сибири.

Ключевые слова: Иркутский государственный медицинский университет, фармацевтическое образование, фармацевтический факультет, кадры.

pharmaceutical education in east-siberian region (the 75th anniversary of pharmaceutical faculty of irkutsk state medical university)

L.N. Geller, E.G. Goryachkina, A.A. Skripko (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. The article presents retrospective view of the process of formation and development of pharmaceutical education in East-Siberian region. The role of the Irkutsk State Medical University, Faculty of Pharmacy and the staff in training the pharmaceutical specialists for East-Siberian region is shown.

Key words: Irkutsk State Medical University, pharmaceutical education, Faculty of Pharmacy, staff.

Подготовка фармацевтических кадров в Иркутске начинается с обучения специалистов среднего звена. В 1924 г. при медицинском факультете Иркутского университета открывается фармацевтический техникум, возглавляемый заведующим кафедрой фармакологии, профессором Н.И. Шавровым. Поступило 100 человек, а окончило - 80. Соотношение мужчин и женщин было одинаковое. Занятия по технологии лекарств проходили в аптеках. После 3-х летнего обучения и успешной сдачи государственных экзаменов, годичного стажа работы в аптеке, выпускникам присваивалась квалификация фармацевта. Среди первых выпускников можно назвать: С.Д. Добржинского, впоследствии заместителя декана фармацевтического факультета и зав. курсом медицинского товароведения и организации фармацевтического дела, Лузина - управляющего аптекой, а в 1932 г. возглавившего Иркутское аптечное управление, А.А. Богданова - управляющего аптекой в поселке Залари, Лютикова - управляющего аптечным управлением Бурятии, Е.А. Кадесникова - с 1938 г. управляющего Иркутским аптечным управлением, впоследствии возглавившего Магаданское аптечное управление, Левина - начальника военного аптечного склада, Котова - управляющего Жигаловской аптекой, Губермана - управляющего Черемховской аптекой, а также Дудкину, Киселеву, Р.А. Бокштановскую, Прокопьеву, Н.Д. Волкову, которая в течение долгих лет возглавляла контрольно-аналитическую лабораторию Иркутского аптечного управления.

С 1936 г. при Иркутском университете организуются курсы усовершенствования фармацевтов. Данные курсы окончили: управляющие Иркутским аптечным управлением - Е.А. Кадесников и Будкевич, управляющий Якутским аптечным управлением - Гордин, зав. торговым отделом Иркутского аптечного управления - А.Г. Граник, который с 1928 г. являлся уполномоченным Восточно-Сибирского аптечного управления. Закончившие курсы приравнивались к специалистам с высшим образованием. Часть выпускников курсов усовершенствования, сдав дополнительные экзамены в Московском фармацевтическом институте, получили диплом провизора: А.Г. Граник, Котов, Веркевич, начальник военной кафедры медицинского факультета - Андреев.

Однако такая система подготовки фармацевтических кадров не решала проблемы обеспечения квалифицированными специалистами всей Сибири. Нехватка провизоров с каждым годом ощущалась все острее и острее.

Аналогично фармацевтическому факультета Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск), фармацевтический факультет Иркутского государственного медицинского университета начинает свою историю с далекого 1941 г. Его история - источник многочисленных примеров гуманности, бескорыстия и преданности своему делу для нынешних и будущих поколений. Славные традиции гражданственности, самоотверженности, преданности долгу закладывались с первых дней его существования. Обстановка того времени была напряженной. В боях Великой Отечественной войны решалась судьба страны. С запада в Сибирь двигался поток эвакуированных, среди которых были и ученые-провизоры. Война, притормозив их в Томске, окончательно остановила на берегах Ангары в Иркутске. Выбор Иркутска объясняется наличием в городе медицинского института,

располагающего хорошо оснащенными теоретическими и клиническими кафедрами, квалифицированным преподавательским составом с большим опытом научной и методической работы [5,7].

На основании приказа ВК Высшей школы №421 Минздрав РСФСР в августе 1941 г. издает приказ об открытии фармацевтического факультета при Иркутском государственном медицинском институте. В свою очередь, директор ИГМИ, заведующий кафедрой дерматологии и венерологии, профессор М.С. Каплун, 22 сентября 1941 г. издает приказ по ИГМИ, которым обязует заведующего кафедрой фармакологии, доцента Сергея Романовича Семенова приступить к обязанностям руководителя факультета. С.Р. Семенову было поручено незамедлительно начать работу по созданию фармацевтического факультета. Первый набор на факультет составил 50 человек, из них дипломы об окончании института получили только 35 человек. Занятия проводились в анатомическом и биологическом корпусах, в 2-х этажном деревянном здании у Драматического театра (Карла Маркса, 10), в областном аптечном управлении. Жили студенты в деревянном общежитии на ул. Коммунаров по 6-8 человек в комнате. Сами возили на санках уголь с Военного городка. Спали одетыми. В аудиториях как студенты, так и преподаватели не снимали верхней одежды. Чернильницы держали в руках, чтоб не замерзли чернила. Вместо тетрадей использовали газеты. Жили впроголодь. Сдавали кровь, за что получали 600 граммов хлеба и деньги. Хлеб продавали и на вырученные деньги покупали картошку. По три месяца в году, работали на уборке урожая в колхозах: молотили хлеб, вязали снопы, копали картофель. Трудились в эвакогоспиталях: ухаживали за ранеными, помогали медицинскому персоналу. Студенты часто были заняты на субботниках, на разгрузке вагонов на товарной станции. И все же молодость брала свое. Голодные и продрогшие бегали в клуб Дзержинского, горный институт, в анатомический корпус на танцы [2,6].

В связи с военным положением все оборудование, приборы, пособия изыскивались внутри области. Большую помощь в сборе реактивов, приборов, химической посуды оказали работники Иркутского отделения Главного аптечного управления (ГАПУ) Е.А. Кадесников и А.Г. Граник.

Несмотря на трудные условия военного времени, сравнительно быстро были организованы специальные и профильные кафедры факультета, которые возглавили ученые, приехавшие из оккупированных городов Советского Союза. Так, в 1942 г. кафедру технологии лекарственных средств организовал профессор Сергей Федорович Шубин. Им было издано более 60 научных работ и монографий, в том числе «Химия лекарственных средств», «Курс фармацевтической химии», «Технология лекарственных форм». В 1942 г. С.Ф. Шубин умирает, его могила находится в г. Иркутске (Лисихинское кладбище) [3].

Значительное влияние на организацию фармацевтического факультета оказал приезд ученых фармацевтического факультета Одесского государственного медицинского института. Основателем кафедры фармацевтической химии в 1943 г. был одессит, доцент С.Е. Бабич. Организатором кафедры фармакогнозии в 1943 г. стал старший преподаватель А.Г. Граник, затем эту работу продолжил доцент В.М. Глезин.

В этот же период Александр Григорьевич Граник явился основателем и другой профильной кафедры - медицинского товароведения и фармацевтического дела.

После Великой Отечественной войны фармацевтический факультет ИГМИ становится крепче на ноги, укрепляется его материальная база.

Организатором и его бессменным деканом в течение 26 лет был профессор, заведующий кафедрой фармакологии ИГМИ С.Р. Семенов. Сергей Романович Семенов в 1926 г. закончил медицинский факультет Иркутского государственного университета. Ему принадлежит около 50 научных работ, 2 монографии и книга, написанная в соавторстве с В.В. Телятьевым, «Лекарственные растения в Восточной Сибири». Выпускники фармацевтического факультета тех лет вспоминают Сергея Романовича только добрым словом. Высокого роста, всегда подтянутый, хорошо одетый, спокойный, вежливый - из истинных старинный интеллигентов. Он любил студентов, заботился о них, особенно о малообеспеченных, они отвечали ему такой же любовью. Его отличали принципиальность, честность, требовательность.

В 1947 г. набор на фармацевтический факультет увеличивают в два раза, создаются собственные кафедры химического профиля: общей химии с курсом физической и коллоидной химии и курсом органической химии (доцент Н.Н. Волков - выпускник Иркутского государственного университета), аналитической химии (доцент Г.А. Алябьев - выпускник санитарно-гигиенического факультета Иркутского государственного медицинского института).

Преподавательский состав кафедр в то время выглядел следующим образом: кафедра физики - Я.М. Дымшиц, В.М. Щипицин, С.А. Кожевникова, Г.С. Якимов, В.Р. Огнев. Кафедра биохимии - П.А. Шершнев, В.А. Попова, А.И. Федорова, В.В. Овчинников, Н.Т. Маркидонова, Н.М. Черепанов. Кафедра фармакологии: С.Р. Семенов, В.К. Лужинский, Н.П. Кузнецова, Н.Е. Догаева, Д.Д. Троценко, Р.В.Телятьева, Б.Л. Пестов. Кафедра фармакогнозии - В.М. Глезин, В.В. Телятьев, В.М. Гессен, М.П. Шумайлова, К.Л. Яролюк, Н.А. Фатеева. Кафедра общей химии: Н.Н. Волков, В.М. Пятова, Б.В. Левинский, Л.Ф. Волкова, З.Я. Хвойко, П.Л. Егорова, Е.Д. Латышева. Кафедра органической химии - Е.Н. Асмолова, Н.А. Рязанова, Н.В. Попова. Кафедра ботаники -Р.А. Медведева, А.А. Леневич, В.Г. Мелешко, Н.Е. Колобова. Кафедра аналитической химии - Г.А. Алябьев, М.А. Гук, П.Н. Распутин, Д.Д. Троценко, М.М. Дмитриченко, М.П. Павлова, З.П. Воронина, М.Т. Шваб. Кафедра фармацевтической химии - С.Е. Бабич, В.В. Петрова, Т.Г. Якунина, Е.Г. Ходос, Р.П. Штрауп, К.Д. Стахова, В.А. Кулибаба. Кафедра лекарственных форм и галеновых препаратов - С.Ф. Шубин, И.Н. Карабашева, Н.Л. Левитте, В.В. Власова, К.И. Калугина, А.П. Каледина, А.М. Кельманов, С.Е. Бабич, С.Д. Добржинский, В.А. Кулибаба. Кафедра организации фармацевтического дела - А.Г. Граник, С.Д. Добржинский, А.П. Худякова, М.С. Коновалова. Элементы счетного дела вел главный бухгалтер Иркутского аптечного управления Л.Т. Томбасов. Лекции студентам читались в помещении, где ныне размещено Управление организации фармацевтической деятельности и обеспечения медицинской техникой Министерства здравоохранения Иркутской области. Штаты профильных кафедр пополняются в основном из числа провизоров, закончивших факультет. Из первого выпуска (1945 г.) для работы на кафедре фармацевтической химии была оставлена В.В. Петрова, проработавшая на ней до 1964 г. На кафедре фармакогнозии с 1953 г. начала работать кандидат фармацевтических наук М.П. Шумайлова.

В 1953 г. кафедра медицинского товароведения и организации фармацевтического дела как самостоятельная перестала существовать и в качестве курса была присоединена к кафедре технологии лекарств, которую в тот период времени возглавила доцент И.Н. Карабашева.

После окончания строительства санитарно-гигиенического корпуса ИГМИ, в 1963 г. особняк бывшего владельца угольных копий и первого главного архитектора г. Иркутска Рассушина (ул. Карла Маркса, 10) передают для размещения профильных кафедр фармацевтического факультета.

С 1969 г. самостоятельный курс медицинского товароведения и организаций фармацевтического дела возглавил провизор В.А. Трейбиц, изучавший историю фармации

Иркутской области. С 1972 г. данный курс возглавила провизор О.И. Куцева. С 1981 г. на базе курса организуется самостоятельная кафедра организации и экономики фармации. Вновь организованную кафедру возглавил кандидат фармацевтических наук, доцент Л.Н. Геллер.

Кафедрой фармацевтической химии до 1954 г. заведовал доцент С.Е. Бабич. С 1955 г. она была объединена с кафедрой фармакогнозии, которую возглавил В.М. Глезин. С 1959 по 1973 гг. кафедру фармацевтической химии возглавляла доцент Т.Г. Якунина, а курс фармакогнозии при данной кафедре

- В.В. Телятьев. С 1974 г. самостоятельный курс фармакогнозии возглавила доцент В.А. Пешкова. С 1973 г. кафедрой фармацевтической химии заведовала доцент Л.Н. Слепова.

Много лет на кафедре общей, физической, коллоидной и органической химии проработала доцент Н.А. Рязанова. В настоящее время эта кафедра объединена с кафедрой аналитической химии, которой заведует кандидат биологических наук, доцент Г.А. Заварзина. Доцентом на этой кафедре много лет работает также выпускник факультета доцент А.И. Демченко.

Кафедрой фармацевтической и токсикологической химии заведует выпускница факультета, профессор, доктор химических наук Е.А. Илларионова. На кафедре много лет трудились выпускники факультета, доценты Дмитриченко М.М. и Пахолков Г.В. На ней работают доценты В.В Тыжигирова, И.П. Сыроватский.

Кафедру технологии лекарственных форм возглавляет кандидат фармацевтических наук, доцент В.В. Гордеева. На кафедре трудятся кандидаты фармацевтических наук: доцент И.А. Мурашкина, ассистент И.Б. Васильев. На кафедре много лет проработали профессор В.А. Маняк, доцент Т.П. Зюбр, старший преподаватель, кандидат фармацевтических наук Г.И. Аксенова.

Кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники руководит доктор фармацевтических наук, доцент В.М. Мирович, вместе с ней на кафедре трудятся: профессор, доктор фармацевтических наук Г.М. Федосеева, доценты - кандидат фармацевтических наук Е.Г. Горячкина и кандидат биологических наук Г.И. Бочарова.

С 1987 по 1990 г. кафедрой организации и экономики фармации заведовала выпускница фармацевтического факультета, кандидат фармацевтических наук, доцент Е.В. Батюнина. В мае 1990 г. Д.Н. Геллер вновь избран по конкурсу на должность заведующего данной кафедрой, которая в 2002 г. переименовывается в кафедру управления и экономики фармации. С сентября 2014 г. кафедрой управления и экономики фармации заведует кандидат фармацевтических наук, доцент А.А. Скрипко. На кафедре длительное время проработали кандидат фармацевтических наук, доцент Н.П. Беда, ассистент В.В. Лебедева и одна из старейших, бессменных ассистентов, у которой выучились все сотрудники кафедры

- М.С. Коновалова. В настоящее время на кафедре работают: профессор, доктор фармацевтических наук Л.Н. Геллер; доцент, кандидат фармацевтических наук Л.А. Гравченко; ассистент, кандидат фармацевтических наук Н.В. Федорова; ассистент А.А. Клименкова, также выпускники факультета.

Много сил и энергии, душевной теплоты отдали факультету в разные годы его руководители - деканы: С.Р. Семенов

- профессор, заведующий кафедрой фармакологии, возглавлявший факультет 26 лет; доцент, зав. кафедрой физики Я.М. Дымшиц, стоявший во главе факультета 5 лет; профессор кафедры технологии лекарственных форм, доктор фармацевтических наук В.А. Маняк, руководивший факультетом 9 лет; профессор кафедры фармакологии, доктор медицинских наук Л.А. Усов руководил факультетом 7 лет; доцент кафедры фармацевтической и токсикологической химии, кандидат биологических наук М.М. Дмитриченко - 6 лет; заведующий кафедрой общей химии, доцент, кандидат биологических наук Г.А. Заварзина - 19 лет. С 2014 г. фармацевтический факультет ИГМУ возглавляет кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакогнозии с курсом ботаники Е.Г. Горячкина.

Памятуя о том, что провизор имеет дело с человеческой жизнью, помимо совершенствования учебного процесса большое внимание уделяется нравственному воспитанию, которое пронизывает работу со студентами на каждой кафедре факультета.

«Здоровье - основное качество жизни, а каждая жизнь

- бесценный дар», - такова основная миссия работы кафедр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.