Научная статья на тему 'Неолитический керамический комплекс поселения Чирва II'

Неолитический керамический комплекс поселения Чирва II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМСКИЙ КРАЙ / КЕРАМИКА / НЕОЛИТ / КАМСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОЛГО-КАМСКАЯ КУЛЬТУРА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / PERM REGION / POTTERY / NEOLITHIC / KAMA CULTURE / TYPOLOGICAL ANALYSIS / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батуева Н.С., Лычагина Е.Л., Жукова О.В.

В статье приводятся итоги типологического и технико-технологического анализа неолитического керамического комплекса поселения Чирва II. Были проанализированы фрагменты 19 сосудов: 16 сосудов камской культуры и 3 сосуда волго-камской культуры. Структурный анализ орнамента керамики камской культуры был проведен на основе схемы, предложенной Ю.Б. Цетлиным. Технико-технологический анализ проводился в рамках историко-культурного подхода, разработанного А.А. Бобринским. При анализе был сделан упор на исходное пластичное сырье и состав формовочных масс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Батуева Н.С., Лычагина Е.Л., Жукова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOLITHIC CERAMIC COMPLEX OF THE SETTLEMENT CHIRVA II

The article presents the results of typological and technical-technological analysis of the Neolithic ceramic complex of the Chirva II settlement. Fragments of 19 vessels were analyzed: 16 vessels of Kama culture and 3 vessels of Volgo-Kama culture. Structural analysis of the ornamentation of pottery of Kama culture was carried out on the basis of the scheme proposed by Yu.B. Tcetlin. The technical and technological analysis was carried out within the framework of the historical and cultural approach developed by A.A. Bobrinsky. In the analysis, emphasis was placed on the initial plastic raw material and the composition of the molding masses.

Текст научной работы на тему «Неолитический керамический комплекс поселения Чирва II»

УДК 902.652

Н.С. Батуева1, Е.Л. Лычагина1, О.В. Жукова2 НЕОЛИТИЧЕСКИЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПОСЕЛЕНИЯ

ЧИРВА II *

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация 2Пермский краеведческий музей, Пермь, Российская Федерация

В статье приводятся итоги типологического и технико-технологического анализа неолитического керамического комплекса поселения Чирва II. Были проанализированы фрагменты 19 сосудов: 16 сосудов камской культуры и 3 сосуда волго-камской культуры. Структурный анализ орнамента керамики камской культуры был проведен на основе схемы, предложенной Ю.Б. Цетлиным. Технико-технологический анализ проводился в рамках историко-культурного подхода, разработанного А.А. Бобринским. При анализе был сделан упор на исходное пластичное сырье и состав формовочных масс.

Ключевые слова: Пермский край, керамика, неолит, камская культура, волго-камская культура, типологический анализ, технико-технологический анализ.

N.S. Batueva, E.L. Lychagina, Zhukova O. V.

NEOLITHIC CERAMIC COMPLEX OF THE SETTLEMENT CHIRVA

II

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University (PSHPU) 2 Perm Local History Museum, Perm, Russian Federation

The article presents the results of typological and technical-technological analysis of the Neolithic ceramic complex of the Chirva II settlement. Fragments of 19 vessels were analyzed: 16 vessels of Kama culture and 3 vessels of Volgo-Kama culture. Structural analysis of the ornamentation ofpottery of Kama culture was carried out on the basis of the scheme proposed by Yu.B. Tcetlin. The technical and technological analysis was carried out within the framework of the historical and cultural approach developed by A.A. Bobrinsky. In the analysis, emphasis was placed on the initial plastic raw material and the composition of the molding masses.

Keywords: Perm region, pottery, Neolithic, Kama culture, typological analysis, technical and technological analysis

Чирва II поселение находится в Чердынском районе Пермского края на правом берегу р. Чирвы, левого притока р. Березовка, в 1 км от устья реки, в 700 м юго-восточнее хутора Васюково.

Поселение было обнаружено в 1965 г сотрудником КАЭ Н. Воронковой и обследовано в том же году В.П. Денисовым. В 1966 г. на поселении была заложена траншея под руководством сотрудника КАЭ Г.Н. Чагина, которая затем была продолжена под руководством В.А. Оборина, и к ней был прирезан раскоп № 1. В 1966 г. на памятнике было вскрыто 128 м2, обнаружено более 3000 предметов [1]. В настоящее время коллекция хранится в отделе археологии ПОКМ.

10

Неолитический керамический комплекс поселения Чирва II содержит не менее чем 19 сосудов. Основной комплекс посуды был отнесен к развитому этапу камской неолитической культуры. Помимо него были обнаружены фрагменты 3 сосудов, которые можно отнести к развитому этапу волго-камской культуры.

Типологический анализ

Камская культура

Типологический анализ показал, что цвет сосудов колеблется от песочного до коричневого, часто с рыжим (красным) оттенком. При анализе толщины стенок было выявлено, что у 9 сосудов (56 %) она превышает 0,7 см. Остальные 7 сосудов (44 %) имеют толщину стенок 0,5-0,7 см. Поверхность стенок посуды в основном тщательно заглаживалась, лишь в трех случаях были зафиксированы следы лощения внешней стенки. Наличие столь крупной группы тонкостенных сосудов не характерно для камской неолитической культуры.

Фрагменты венчиков, сохранились у 15 сосудов. Их форма весьма разнообразна — округлые, уплощенные, скошенные внутрь, как с наплывами, так и без них (рис. 1). Наплыв на внутренней стороне имеют 7 (46 %) сосудов. Самым распространенным видом венчика был округлый с наплывом на внутренней стороне — 5 (33 %) сосудов.

Форму верхней части удалось реконструировать у 15 сосудов. Преобладала закрытая форма горловины — 10 (67 %) сосудов. Еще 5 (33 %) сосудов имели прямую горловину. Единственный обнаруженный фрагмент дна имел округло-коническую форму (рис. 1, 8). Несмотря на фрагментарность коллекции, мы полагаем, что для памятника были характерны сосуды полуяйцевидной формы с закрытым (чаще) или прямым горлом.

Орнаментация представлена двумя техниками прокатыванием (67 %) и шаганием — «шагающая гребенка» (33 %). Чаще всего сосуды украшались рядами прокатанного гребенчатого штампа. Все орнаментиры искусственного происхождения.

Структурный анализ орнамента был проведен на основе схемы, предложенной Ю.Б. Цетлиным [10, с. 207-213].

Элементы орнамента. Гребенчатые элементы представлены 22 отпечатками прямоугольной (86 %) и овальной (14 %) форм. Наиболее широко были распространены оттиски средней длины — 2,1-3,0 см (45 %), реже встречается большая длина штампа — 3,1-4,0 см (18 %) и малая длина оттисков — 1,12,0 см (13 %). По ширине все штампы были тонкими 0,1-0,2 см (100 %). Наиболее часто использовались орнаментиры со средним числом зубцов — 8-15 (68 %), реже встречается очень малое число зубцов — 2-3 (18 %) (табл. 1).

Узоры орнамента. Следующим структурным уровнем орнамента являются узоры, которые представлены такими видами, как:

— заполненные «ромбы», выполненные оттисками штампа (рис. 1, 4, 12);

— заполненные «треугольники», выполненные оттисками штампа (рис. 1, 15);

— наклонный ряд из 5 оттисков штампа (рис. 1, 13);

— наклонный ряд шагающей гребенки, длиной 3,5 см (рис. 1, 13).

Мотивы орнамента. Следующим структурным уровнем являются мотивы,

которые представлены в горизонтальной зональности. Наиболее часто встречаются ряды наклонных вправо оттисков гребенчатого штампа (52 %) и «шагающая гребенка» (37 %). Помимо этого, были зафиксированы: ряды горизонтальных оттисков штампа, ряды вертикальных оттисков штампа, ряды наклонных влево оттисков штампа. Кроме того, на сосудах данного комплекса встречаются сложные мотивы: ряды заполненных «ромбов», ряды заполненных «треугольников», ромбическая сетка.

Образы орнамента. Самым распространенным образом было сочетание нескольких рядов «шагающей гребенки» (рис. 1, 16, 19), а также сочетание «шагающей гребенки» и рядов наклонных и горизонтальных оттисков штампа (рис. 1, 7, 10, 18). Также часто встречается образ, состоящий из чередования рядов наклонных вправо-влево оттисков штампа (рис. 1, 5) причем на двух сосудах, имеющих данный образ, присутствуют заполненные ромбы. На одном сосуде присутствует образ, содержащий сложный мотив ромбической сетки и шагающей гребенки (рис. 1, 18).

Таким образом, орнамент на сосуды камской культуры поселения Чирва II наносился с помощью приемов прокатывания и шагания. Подавляющее большинство гребенчатых оттисков имели прямоугольную форму средней длины со средним количеством компонентов. Наиболее распространенным мотивом являются ряды наклонных вправо оттисков. В единичных случаях отмечены сложные мотивы — «ромбическая сетка» и «заполненные» треугольники.

Волго-камская культура

К этому комплексу были отнесены фрагменты 3 сосудов (рис. 2). Цвет сосудов песочный или коричневый, все сосуды толстостенные — от 0,7 см и более.

Орнаментация представлена следующими техниками: накалыванием, отступанием и прочерчиванием. Все способы были встречены по одному разу. Стоит отметить, что накалывания были выполнены, вероятно, естественным ор-наментиром (полой костью) (рис. 2, 2), а при нанесении узора с помощью отступающей палочки было использовано все орнаментальное поле (плотная орнаментация) (рис. 2, 3).

Поверхность сосудов волго-камской культуры так же тщательно заглаживалась, но и в этой коллекции был встречен сосуд с легким лощением внешней поверхности.

Из-за незначительности коллекции и большого разнообразия в способах орнаментации структурный анализ орнамента не проводился.

Технико-технологический анализ

Изучение технологии изготовления сосудов было проведено в рамках историко-культурного подхода, разработанного А.А. Бобринским и основанного на методике бинокулярной микроскопии, трасологии и физическом моделировании [3, 4]. При анализе был сделан упор на исходное пластичное сырье (ИПС) и состав формовочных масс (ФМ).

Технико-технологический анализ проводился при помощи микроскопа МБС-9 на базе ЛАТАиЭА ПГГПУ. Было исследовано 6 сосудов камской культуры и 3 сосуда волго-камской культуры.

Камская культура

Изучение ИПС керамики камской культуры показало, что гончарами использовались два вида сырья глины и илистые глины в равном количестве. При этом илистое сырье всегда бралось в незапесоченном виде. Глины были зафиксированы и незапесоченными (67 %), и запесоченными (33 %). Все сырье замешивалось в увлажненном состоянии (табл. 2).

Для изучения навыков труда на ступени составления формовочных масс (ФМ) были привлечены данные о рецептах, которые включают ИПС и искусственные добавки.

При анализе ФМ были выявлены два типа рецептов: 1. С несмешанным двухкомпонентным составом — «ИПС + органический раствор»; 2. Смешанным многокомпонентным составом — «ИПС + шамот + органический раствор» (табл. 3) [11, с. 68-75].

Больше половины керамики (83 %), имели смешанный многокомпонентный состав — «ИПС + шамот + органический раствор». При этом шамот чаще употреблялся в мелком виде и малой концентрации. Второй вид ФМ — «ИПС + органический раствор» — был отмечен в 1 сосуде (17 %) (табл. 3).

Волго-камская культура

При изготовлении посуды волго-камской культуры гончары вымешивали, также оба вида сырья — глины (67 %) и илистые глины (33 %). Стоит отметить, что оба вида ИПС использовались в незапесоченном и увлажненном виде (табл. 2).

Анализ ФМ керамики волго-камской культуры показал, что замешивались только рецепты с несмешанным двухкомпонентным составом — «ИПС + органический раствор» и «ИПС + песок» (табл. 3). При этом второй тип ФМ был зафиксирован лишь в одном случае.

Подводя итоги характеристики неолитического керамического комплекса поселения Чирва II можно отметить следующее. Характерными чертами основного комплекса, относящегося к камской культуре, являются песочный и коричневый цвет сосудов, наличие наплыва на внутренней стороне у половины венчиков, полуяйцевидная форма с закрытым или прямым горлом. Для орнаментации сосудов чаще всего использовались искусственные орнаментиры средней длины с прямоугольными отпечатками. Основными мотивами орнамента были ряды наклонных оттисков и «шагающая гребенка». В единичных случаях встречались

13

сложные мотивы — «заполненные ромбы», «заполненные треугольники», «ромбическая сетка».

Технико-технологический анализ керамики показал, что для памятника характерно использование в качестве ИПС незапесоченных глин и илистых глин во влажном состоянии. Основными примесями в формовочной массе выступали шамот и органический раствор.

На основании вышеизложенных характеристик, мы полагаем, что данный керамический комплекс может быть отнесен к развитому (хуторскому) этапу камской неолитической культуры [7, с. 54-55; 9, с. 113-115]. К особенностям описанного комплекса можно отнести наличие большой группы тонкостенных сосудов, толщина которых не превышает 0,7 см. Еще одной не характерной чертой является использование в ФМ мелких фракций шамота в незначительном количестве, в то время как для культуры в целом характерно преобладание крупных фракций шамота в ФМ [5, с. 73-83; 6, с. 33-50].

Комплекс посуды волго-камской культуры малочисленен и очень разнообразен. К общим чертам можно отнести цвет (песочный, коричневый), толщину (более 0,7 см), а также использование в качестве ИПС незапесоченного сырья во влажном состоянии. Подобные черты являются характерными для развитого этапа волго-камской культуры [6, с. 33-50; 9, с. 113-115]. Стоит отметить, что незначительная примесь керамики развитого этапа волго-камской культуры фиксируется на многих памятниках, где основной комплекс относится к развитому (хуторскому) этапу камской культуры [2, с. 86-88]. Результаты радиоуглеродного анализа подтверждают одновременность существования данных комплексов на территории Верхнего и Среднего Прикамья [8, с. 140-158].

Таким образом, несмотря на ряд особенностей, неолитический керамический комплекс поселения Чирва II можно считать типичным для неолита Верхнего и Среднего Прикамья.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ проект № 17-11-59004: «Неолитизация Верхнего и Среднего Прикамья: основные подходы и методы исследования».

Библиографический список

1. Оборин, В.А. Отчет об археологических раскопках в Пермской области в 1966 г. — Пермь, 1967 // Архив ИА РАН. Р-1 3357.

2. Батуева Н.С. Технико-технологический анализ керамики камской культуры // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета ПГГПУ. Пермь, 2017. — С. 15-21.

3. Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. — М., 1978. — 272 с.

4. Бобринский А.А. Гончарная технология как объект историко-культурного изучения // Актуальные проблемы изучения древнего гончарства. Коллективная монография. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. — С. 5-109.

5. Васильева И.Н. О выделении камского ареала гончарных традиций эпохи неолита // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2013. — № 4. — С. 7383.

6. Васильева И.Н., Выборнов А.А. К разработке проблем изучения неолитического гончарства Верхнего и Среднего Прикамья // Труды КАЭЭ. — Пермь: Изд-во ПГГПУ, 20126. — Вып. VIII. — С. 33-50.

7. Лычагина Е.Л. Каменный и бронзовый век Предуралья. — Пермь: ПГГПУ, 2013. — 120 с.

8. Лычагина, Е.Л. Радиоуглеродная хронология неолита Верхнего и Среднего Прикамья и Камско-Вятского междуречья // Радиоуглеродная хронология эпохи неолита Восточной Европы VII-III тысячелетия до н.э.: кол. моногр. / сост. Г.И. Зайцева, О.В. Лозовская, А.А. Выборнов, А.Н. Мазуркевич. — Смоленск: Свиток, 2016. — С. 140158.

9. Лычагина Е.Л., Батуева Н.С. Использование историко-культурного подхода для анализа неолитической керамики Прикамья // Традиции и инновации в изучении древнейшей керамики. Матер. междунар. конфер. — СПб: ИИМК РАН, 2016. — С. 113-115.

10. Цетлин Ю.Б. Орнаментальные традиции в гончарстве носителей культуры с ямочно-гребенчатой керамикой в Верхнем Поволжье // Проблемы хронологии и этнокультурных взаимодействий в неолите Евразии. — СПб: ИИМК РАН, 2004. — С. 207213.

11. Цетлин Ю.Б. Древняя керамика. Теория и методы историко-культурного подхода. — М: ИА РАН, 2012. — С. 68-75.

Рис. 1. Керамика камской культуры. Поселение Чирва II.

Рис. 2. Керамика волго-камской культуры. Поселение Чирва II.

Рис. 3. Микрофотографии керамики.

Таблица 1.

Характеристика гребенчатых элементов орнамента сосудов

поселения Чирва II

Характеристики Количество %

элементов

Общая форма Прямоугольная 19 86

Овальная 3 14

Длина отпечатка Очень малая - <1,1 5 22,5

(см) Малая - 1,1-2,0 3 13,5

Средняя - 2,1-3,0 10 45,5

Большая - 3,1-4,0 4 18

Ширина отпечатка Малая - 0,1-0,2 22 100

(см)

Число компонен- Очень малое - 2-3 4 18

тов (зубцов) Малое - 4-7 2 9

Среднее - 8-15 15 68

Большое - 16-30 1 4,5

Таблица 2.

Результаты изучения исходного пластичного сырья (ИПС) керамики

Памятник Исходное пластичное сырье (ИПС) Ито го:

Илистые глины Глины

незапесочен-ные запесочен-ные незапесо-ченные запесоченные

увл. др. с/с увл. др. с/с увл. др. с/с увл. др. с/с

Гребенчатая керамика

Чирва II 3 - - - 2 - 1 - 6

ВСЕГО: 3 - - - 2 - 1 - 6

3/50% 3/50% 100 %

Накольчато-прочерченная керамика

Чирва II 2 - - - 1 - - - 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВСЕГО: 2 - - - 1 - - - 3

2/67% 1/33% 100 %

увл. -сырье в увлажненном состоянии, др. с/с - дробление сухого сырья

Таблица 3

Результаты изучения формовочных масс (ФМ) керамики

Памятник Формовочные массы (ФМ) Итого:

Ш О.Р. + Ш О.Р.

Ш<2 мм Ш<3-5мм Ш<2 мм Ш<3-5мм

Гребенчатая керамика

Чирва II - - 4 1 1 6

ВСЕГО: - - 4 1 1 6

0/0% 5/83% 1/17% 100%

Накольчато-прочерченная керамика

Чирва II - - - - 2 Песок 3

1

ВСЕГО: - - 2 1 3

0/0% 0/0% 2/67% 1/33% 100%

Сокращения: Ш - шамот, ОР - органический раствор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.