Научная статья на тему 'Неоклассические тенденции в архитектуре Санкт-Петербурга 1900-1917 годов'

Неоклассические тенденции в архитектуре Санкт-Петербурга 1900-1917 годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1216
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аксенова З. Л.

В статье рассмотрены основные причины появления неоклассицизма в архитектуре Петербурга (социокультурные, политические и др.), связи неоклассических тенденций с господствующими в начале XX в. стилистическими направлениями, основные архитектонические приемы, влияние «культа Палладио» на развитие неоклассических тенденций, а также основные работы архитекторов и градостроителей этого периода. Информация для статьи была собрана по литературным источникам, а также с помощью анализа авторских натурных съемок архитектурных сооружений в неоклассическом стиле в Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неоклассические тенденции в архитектуре Санкт-Петербурга 1900-1917 годов»

8. Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы / под ред. С.С. Хромова, часть 1. - М. : Институт Российской истории РАН, 1999. -С. 267.

9. Годовой отчет «Госпроектстроя 1» за 1931 г. ЦГАНХ СССР/РГАЭ. Ф 5741. Оп. 2. Д. 149.

10. Хмельницкий, Д.С. Рудольф Волтерс. Специалист в Сибири / Д.С. Хмельницкий; пер. Д.С. Хмельницкого. - Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2007.

11. Milka Bliznakov. The realization of utopia: Western technology and Soviet avaht-garde architecture / Bliznakov Milka // William C. Brumfield, ed., Reshaping Russian architecture: Western technology utopian dreams. - New York : Cambridge University Press, 1990.

12. Жуковский, А.А. Исторический анализ архитектуры отечественных заводов черной металлургии (середина 20 - начало 40-х годов ХХ века): дис. ... канд. архит. - М. , 1991.

13. РГАНД. Ф. Р-38. Оп. 3-4. Д.59; РГАНД. Ф. Р-38. Оп. 3-4. Д.60

14. Bucci, Federico. ALBERT KAHN ARCHITECT OF FORD / Federico Bucci. - New York : Princeton Architectural Press, 1993. - Р. 91.

N.A. ZENZINOVA

AMERICAN ARCHITECTURAL DESIGNS IN THE SOVIET UNION (1927-1933 YEARS)

The article is devoted to a problem of American influence on the Soviet industrial architecture of 1927-1933 years.

Focus was made on the activity of American architecture firms in the Soviet Union. There are following three main aspects:

1 background of collaboration between American and Soviet architects,

2 purpose of using the American experience in theory and practice of industrial architecture for realization of Five Year Plan on Industrialization,

3 projects designed for the Soviet industrial plants by famous American architecture firms such as Albert Kahn and Austin Company.

УДК 72.036(470.23)«1900-1917»

З. Л. АКСЕНОВА, аспирант,

СПбГАСУ, Санкт-Петербург

НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1900-1917 ГОДОВ

В статье рассмотрены основные причины появления неоклассицизма в архитектуре Петербурга (социокультурные, политические и др.), связи неоклассических тенденций с господствующими в начале XX в. стилистическими направлениями, основные архитектонические приемы, влияние «культа Палладио» на развитие неоклассических тенденций, а также основные работы архитекторов и градостроителей этого периода. Информация для статьи была собрана по литературным источникам, а также с помощью анализа авторских натурных съемок архитектурных сооружений в неоклассическом стиле в Петербурге.

© З.Л. Аксенова, 200S

Неоклассицизм 1910-х до сих пор остается не до конца разгаданным архитектурным и эстетическим феноменом, причины его появления и развития по-разному трактуются современными исследователями. При всем различии своих форм неоклассическое возрождение стало частью широкого культурного явления, характеризующего художественную и интеллектуальную жизнь России в предреволюционное десятилетие. Необратимые перемены, произошедшие в русской архитектуре в период 1900-1910 гг., были широко связаны с целым рядом общеисторических и художественных событий в жизни России. Интерес к переосмысленному неоклассицизму на новой основе касался не только частного жилища и крупных общественных зданий, но и основных вопросов градостроительства, так как важным моментом в русской предреволюционной архитектуре было усиление интереса к градостроительным проблемам. Это обусловливалось не только причинами экономического или политического свойства, но и самой природой этого направления с характерным для него ансамблевым мышлением. Поэтому лидеры этого направления и попытались возродить искусство классического ансамбля. И если первый этап стилевых поисков неоклассики был связан в 1900-е гг. в основном с Москвой, то с начала 1910-х гг. центр этих поисков переместился в Петербург.

«Два течения господствуют сейчас в искусстве. Одно - раболепно ретроспективное, другое, противоположное ему, футуристическое, горизонты которого далеко впереди, в оценке потомства», - писал в 1914 году Л.С. Бакст. Неоклассицизм возник на заре XX века, после длительного господства эклектики и сразу вслед за первым всплеском модерна около 1910 г. Традиционалистиче-ские течения оттеснили модерн на второй план. Накануне Первой мировой войны классицистические ретростили достигли своей вершины и стали полностью доминировать в архитектуре городов. Назовем основные факторы, которые повлияли на становление неоклассицистического стиля. В октябре 1909 года выходит в свет первый номер литературно-художественного журнала с многозначительным заглавием «Аполлон». Несмотря на то, что «Аполлон» был по преимуществу литературным изданием с серьезными интересами в области изобразительных искусств, в нем часто появлялись заметки в поддержку нового классицизма в архитектуре. Возрождение классических форм в русской архитектуре получило в «Аполлоне» наиболее красноречивую поддержку. В этих формах авторы «Аполлона» видели выражение благородства и величия, противостоявших сомнительным (буржуазным) ценностям нового стиля. В этом же месяце собираются учредители «Музея старого Петербурга» - общества, в котором ведущую роль играли многие крупные зодчие неоклассицизма. Однако первые предвестники неоклассицизма появились до публикаций «Аполлона» в работах Ивана Фомина (1872-1936). В 1904 г. Фомин опубликовал в «Мире искусства» хвалебный отзыв о неоклассической архитектуре Москвы. «Поэзия прошлого! Отзвук вдохновенных минут старых мастеров! Не всем понятное тонкое чувство грусти по былой ушедшей красоте, которое подчас сменяется невольным восторгом перед грандиозными, египетскими по силе памятниками архитектуры, соединившими в себе мощь с деликатностью благородных, истинно аристократических форм. Уже многоэтажные дома в каком-то странном стиле - творения измельчавшей породы людей и их бездарных

художников - сменяют эти удивительные постройки Екатерины II и Александра I. Их осталось уже так мало. Тем ценнее они. Тем больше люблю я их» (Фомин И. Московский классицизм // Мир искусства. - 1904. - № 7. - С. 187). В самом начале 1911 г. открывается IV Всероссийский съезд зодчих, на котором утверждались идеи неоклассицизма. К тому времени уже подходило к концу строительство выставочного павильона в Риме В.А. Щуко, уже существовало здание Азовско-Донского банка, сооруженное по проекту Ф.И. Лидваля. Творчеству Лидваля, и в частности проекту Азовско-Донского банка, было уделено много внимания в номерах «Аполлона», поскольку он был одним из первых, кто установил внутреннюю связь между неоклассицизмом и модернистской, «буржуазной» архитектурой, совместив функциональную коммерческую постройку с эстетической системой монументальной архитектуры. «В целом дома Лидваля приближаются к тому типу, который, по всей видимости, призван разрешить трудный вопрос о гармонии «нового» строительства и утвердившихся принципов и традиций исторической архитектуры Петербурга» (Pox Ю. Новое строительство в С.- Петербурге // Аполлон. - 1909. - № 1. -С. 17). B печати все больше внимания отдавалось архитектурным проектам, следующим новым художественным идеям. В марте того же года начинает работать Международная художественная выставка в Риме, давшая (не без участия России) импульс интернациональному развитию неоклассицизма. В том же году была создана экспозиция «Историческая выставка архитектуры», посвященная русскому зодчеству от Петра I до Николая I. В конце 1911 г. в Петербурге состоялся Всероссийский съезд художников, после которого неоклассические тенденции утвердились в искусстве как «знамение времени». Основные отличия классицизма последней трети XVIII - первой трети XIX в. от неоклассицизма начала XX в. состояли в том, что классицизм, вызванный к жизни просветительскими идеями, был бездоказательным, т. е. с его помощью не доказывалась или утверждалась какая-либо идея. Неоклассицизм же появился, возможно, благодаря обостренному и болезненному чувству самосохранения традиционной культуры, общемировым стрессам, последовавшим после Первой мировой войны, т. е. теми периодами, когда на первый план в культуре и обществе выходило тяготение к мере и типизации. Несомненно, в неоклассицизме мы находим и отголоски классических традиций и схем, его сознательную модернизацию. Это связано с тем, что неоклассицизм, конечно же, формируется не без влияния модерна и эклектики, в которых один из основополагающих аспектов - переосмысление классики. Можно сказать, что и с классической античностью, и с классицизмом XIX в. эклектика и модерн связаны по принципу отрицания (пересмотра традиций, реинтерпретации наследия, демонстративного новаторства). Неоклассицизм во многом перенял отношение эклектики и модерна к классике, делая акцент на утверждении классики (хотя и в переосмысленном виде). Античность в XX в. трактуется как культурное пространство, в котором самоосуществляются искусство, философия, общественная мысль начала XX в. Общий интерес к античному искусству в этот период так возрос, что это дало основание говорить об « античном буме рубежа веков». В начале XX в. потребность в универсализме, объединении культурных усилий человечества обращала «неоклассиков» к разнообразным формам, принципам и идеям

античной культуры в качестве эталонов классического совершенства и гармонии, высоты человеческого духа, масштабности и вечности мировой культуры. Вероятно, это было вызвано желанием, после страшных событий XX века, сделать так, чтобы отдельные культуры и частные их явления начинали жить в «большом времени» всемирной истории.

Архитекторы, работавшие в неоклассическом стиле на этапе его становления, опирались в основном на наследие русской архитектуры XVII - начала XX веков, затем уже все больше внимания стало уделяться так называемым «первоисточникам» - итальянскому ренессансу и палладианству. Отмечаемый И.Э. Грабарем «культ Палладио» имел в 1910-х г. достаточно сложную природу. В Палладио вновь увидели зодчего-новатора, творца уникальных композиционных схем, которые оказались достаточно гибкими для последующих преобразований. Но, помимо этого, в творчестве Палладио есть некоторая черта, которая, возможно, еще больше сроднила его с зарождающимися концепциями начала ХХ в. - это некий элемент гротеска, опередивший барочные изыски, который был близок мастерам, прошедшим школу вычурного модерна. В творчестве Палладио уже ценили не только гармонизированные образы загородных вилл с трехчастными композициями и гармоничными объемами, но и смелые схемы городских палаццо, которые абсолютно по-новому стали восприниматься архитекторами начала XX в. Впервые русские зодчие не только попытались воссоздать гармонический облик палладианских вилл, но и обратиться к монументальным образам городских палаццо в Виченце [1, с. 64]. Несомненно, что свою роль в становлении классицистических традиций сыграли русские усадьбы. Ведь в отличие от поместий Западной Европы, сочетавших в себе как средневековые замки, так и палладианские дворцы, русские усадьбы сохраняли преимущественно классический облик.

В начале XX в. центральная часть Петербурга пережила изменения. Дворцы, государственные учреждения и казармы теперь стояли бок о бок с многоэтажными доходными домами, банками, акционерными обществами, универмагами и синематографами. Постепенно развитие строительства доходных домов отодвинуло такой традиционный вид здания, как дворец-особняк. Единственными аристократическими районами в центре столицы, где сохранились кварталы особняков, были набережные Невы, Большая Морская улица и район Литейного проспекта.

Неоклассицизм оставил след в застройке города. Около шестисот зданий 1900-1910 гг. представляют собой разные стилистические оттенки и качественные уровни неоклассицизма. Неоклассицизм - явление преимущественно петербургское, хотя, конечно же, петербургский неоклассицизм стал частью общеевропейского движения ретроспективизма [4, с. 369]. Но все же он появился на основе собственной культурной традиции и стал первым в истории петербургского зодчества стилевым направлением, возникшим в результате осмысления своего исторического опыта. А.И. Клейн отмечал: «Создается новое строгое направление, полный силы стиль, обещающий стать достойным продолжением старопетербургского классицизма» [13, с. 326].

Неоклассицизм становится средством сохранения и упрочнения стилевой цельности города. Поэтому для столицы становится нежелательным «неорусский» стиль, резкой критике подвергается модерн. Ретроспективизм ориентируется не столько на реальный архитектурный фон города, сколько на мысленно реконструированную идеализированную модель Старого Петербурга. Но, хотя первые призывы к возрождению красоты Петербурга появились в художественной печати еще в последние годы XIX в., они почти не привели к распространению неоклассических тенденций в 1900-е годы. Интенсивное строительство, которое велось в Петербурге с начала века, относилось преимущественно к стилю модерн. Оттенок классичности, отличавший, например, работы Ф.И. Лидваля, сделал плавным переход к тем новым формам неоклассицизма, которые возникли на исходе 1900-х годов и тесно переплетались на первых порах с приемами модерна. «Классическим» образцом такого сплава был особняк С.Н. Чаева на Лицейской улице в Петербурге (1906, арх. В.П. Апыш-ков), который в равной степени может быть отнесен как к модерну, так и к неоклассике. Пластическая композиция, состоящая из отдельных объемов с доминантой в виде остекленной ротонды, полностью принадлежит новому стилю модерн, в отличие от лепных барельефов, чья изысканность вкупе с ордерными элементами и эллиптической композицией вестибюля явно намекает на принадлежность этого здания к неоклассике. Неуловимость перехода от модерна к классике особенно явна в таких работах Ф.И. Лидваля, как здания Азовско-Донского банка на Морской (1908-1909) и Второго общества взаимного кредита на Садовой улице в Петербурге (1907-1908). Несмотря на то, что в конце 1900-х годов в Петербурге было создано много аналогичных построек, они все же еще не имели художественной законченности, которая позволила бы говорить об окончательной победе неоклассических тенденций. Большинство таких работ все еще исходили из приемов модерна и стилизованных ампирных деталей, позволяющих опознать если не почерк мастера, то хотя бы точное время их появления. «Редкий "ампирист" шел к первоисточникам, изучал природу их, впитывал в себя их указания, ассимилировал их. Довольствовались собранием, механической склейкой разных мотивчиков», - говорил Г.К. Лукомский на IV съезде зодчих [10]. Эти слова подвели итог первой волны развития неоклассицизма в архитектуре Санкт-Петербурга.

После 1910 года наступил триумф неоклассицизма. «Возвращаться к искусству минувших времен есть один из видов дилетантизма. Для новой жизни нужно и новое искусство, - писал Александр Бенуа в предисловии к большому каталогу “Исторической выставки архитектуры”, - но образовывать свой вкус полезно на изучении искусства прошлого и, разумеется, полезнее учиться у того прошлого, которое ближе нам по духу, в котором уже в зародышевом состоянии были все особые условия нашего времени, которое по-нашему начинало понимать требования культуры, комфорт и гигиену и при этом создало как монументальные формы, вполне достойные внешнего блеска нашего грандиозного отечества, так и близкую нашей душе "систему уюта"». Эти слова Александра Бенуа можно считать творческим кредо неоклассиков, восстанавливающих в своем творчестве не только эстетические, но и этические нормы эпохи классицизма. Названные Бенуа основополагающие

стороны русского классицизма - монументальность форм и близкая современному пониманию «система уюта» - должны были играть главенствующую роль в гармонизации современной жизни [9, с. 254]. Уже современники, предполагая выход на уровень, не достигнутый эклектическим ретроспективным движением середины XIX в., охарактеризовали новое движение как «исторически вдумчивое течение, полное преемственности» [10 с. 32]. И если «первые неоклассицисты», такие как Лидваль и Гиршович, опирались на ампирный вариант русского неоклассицизма, то Мариан Перетяткович обратился к итальянскому ренессансу. В его проекте банкирского дома Вавельберга (дом Петербургского Торгового банка) комбинируются черты флорентийского кватроченто (навеянные рустованной каменной облицовкой палаццо Медичи работы Микелоццо) с двойной аркадой Дворца дожей в Венеции. На узком фасаде Перетяткович воспроизвел стиль ренессансного палаццо в проекте здания Русского Торговопромышленного банка (1912-1914), которое также включает в себя мотивы итальянской дворцовой архитектуры XVI в.

Как и в период эклектики, эти тенденции были во многом основаны на серьезном изучении барочных и классицистических подлинников. Но теперь работа целого ряда специалистов, как правило, строго согласовывалась, поскольку в значительной мере регулировалась четкими программными постановлениями, которые были выработаны следующими учреждениями: Академией художеств, Обществом архитекторов, Императорской Археологической комиссией, Обществом защиты и сохранения в России памятников искусства и старины [2, с. 270].

Пик петербургской неоклассики приходится на 1911-1914 гг., когда было построено около 400 зданий и сооружений, представляющих собой различные направления этого стиля. Основную массу составляют доходные дома, далее в меньшем количестве идут общественные здания, особняки, малые формы, интерьеры и производственные сооружения. Эта стадия петербургской неоклассики отличалась тягой к повышенной монументальности и, как это ни парадоксально, исторической достоверности. В композицию зданий все активнее входил ордер. В отличие от рядовой застройки эклектики, сохраняющей нейтральность даже в уникальных сооружениях, доходные дома неоклассицизма выделялись на фоне классической застройки и даже рядом с домами в стиле модерн подчеркнуто крупным масштабом и максимальным разнообразием. Стремление избежать монотонности многоярусных плоских фасадов, придать им пластичность, игру светотени заставляло укрупнять отдельные элементы, максимально монументализировать ордер, вводить скульптурные декоративные вставки. Если в доходных домах неоклассицизма приметы стиля ампир приобретали все более условный, сглаженный характер, то в строительстве частных домов и особняков все более сильной становилась преемственность традиций. «Классическим образцом» такого рода был особняк Половцева на Каменном острове (1911-1913), где И.А. Фомин реализовал мечту о «египетских» по монументальности классических особняках, которые так восхищали его в Москве. В то же время мастер развивает здесь и те традиции классического строительства на петербургских островах, которые сложились столетие тому назад.

Вместе с тем, основываясь на градостроительных и ансамблевых традициях Старого Петербурга, неоклассическое движение подошло к решению более масштабных задач. Возможность урегулирования стихийного строительства в центральных районах исторических городов и создание гармонических новых комплексов казались в эти годы реально достижимыми, что подтверждалось не только появлением многочисленных градостроительных проектов, но и их частичной реализацией. В начале 1910-х гг. стали выдвигаться смелые градостроительные предложения, такие как проект освоения территорий Тучкова буяна на правом берегу Малой Невы посредством создания здесь крупного комплекса зданий и сооружений общественного значения. На конкурсе, состоявшемся в 1913 году, наиболее интересным проектом стал проект И.А. Фомина, в котором он, как следует из пояснительной записки, стремился получить «архитектурный эффект, которого добивались при решении подобных задач известные архитекторы классических эпох, как Росси в его Театральной улице с Александринским театром...».

Самая амбициозная попытка применить классические элементы в масштабах современного городского планирования была предпринята на острове Голодай, незастроенной территории в северо-западной части Петербурга. Общее проектирование было доверено Фомину, чьи студенческие эскизы демонстрировали интерес к ансамблям в масштабах Нового Петербурга. Фомин намеревался воссоздать монументальность императорского Петербурга, но в застройке, предназначенной для городского среднего класса, предвосхитив таким образом использование классической эстетики в городском планировании, отличающее советскую архитектуру 1930-1940-х гг. По финансовым причинам, обострившимся с началом Первой мировой войны, строительство было заморожено после реализации двух начальных стадий проекта и больше не возобновлялось. Пламенная защита Лукомским проекта Нового Петербурга отражала его желание увидеть «кусок города истинно европейского вида и строгого единства классических архитектурных ансамблей, расположенных у берега открытого моря» (Лукомский Г. О постройке Нового Петербурга // Зодчий. - 1912. - № 52. - С. 519-521).

Различные принципы формообразования и интерпретации прошлого обусловили многообразность неоклассики. Совершенные образцы ретростилей соседствовали в городской среде с рядовой застройкой среднего уровня, которая заключала в себе схематичный образ классицистических форм и деталей. В массовом строительстве неоклассицизм широко использовался только благодаря простоте и легкости их исполнения. Постепенно складывались целые улицы и кварталы, где определяющей становилась неоклассическая застройка. В Петербурге таким, по существу, созданным заново, районом был Каменноо-стровский проспект, который производил очень цельное впечатление благодаря общему крупному масштабу новых доходных домов, отличавшему его от других петербургских улиц. Архитектура Каменноостровского проспекта с его пространственными «паузами» на перекрестках улиц, с просторной площадью на пересечении с Большим проспектом, с единым масштабом застройки стала опровержением сложившегося мнения об отсутствии положительных решений в русском градостроительстве предреволюционных лет. Главное достижение неоклассицизма - обретение простоты - возвращало архитектуре черты строгости и монументальности, утраченные во второй половине XIX в.

Классические ценности прочно заняли свое место в сознании петербургских архитекторов, и даже переломный 1917 год не прервал цикла развития неоклассики, который продолжался до середины 1920-х гг. Накануне революции поборники новой, рациональной эпохи в архитектуре (среди которых были Мачинский и Мунц) отвергали и модерн, и неоклассицизм, в то время как другие (например, Лукомский и Лялевич) говорили о своей вере в наступление новой эры, но оставались убежденными защитниками классической архитектуры в настоящем. В частности, для Г.К. Лукомского призвание архитектора состояло в том, чтобы удержать натиск грядущего и сопровождающего его хаоса во имя неопровержимых эстетических принципов, воплощающих моральный дух великого народа.

Первая мировая война оборвала строительный бум начала века, и все проекты перешли в область проектной графики. Ретроспективное классическое движение Петербурга основывалось на признании и понимании значимости своей прошлой культуры. Этот стиль стал первым в истории города, основанным на собственном прошлом, собственном наследии. Приверженность классическим ценностям оставила отпечаток на дальнейшем развитии петербургских стилей 1920-50-х гг. По словам Б.М. Кирикова: «Неоклассика замкнула двухвековой цикл истории петербургского зодчества» [4, с. 378]. Существование в архитектуре модерна наряду с основной тенденцией к синтезу тенденций к эстетизации стилистического противоречия сделало возможным появление в архитектуре модерна элементов гротеска и коллажного соединения различных стилистических мотивов. Материалом для такой интерпретации архитектурной формы чаще всего служили ордерные элементы. Классицистическая традиция была важным источником форм и композиционных приемов для архитектуры эпохи модерна, и без учета ее влияния невозможно правильное понимание процессов, происходящих в архитектуре конца XIX-начала XX в.

Выводы

В начале XX в. потребность в универсализме, объединении культурных усилий человечества обращали «неоклассиков» к разнообразным формам, принципам и идеям античной культуры в качестве эталонов классического совершенства и гармонии, высоты человеческого духа, масштабности и вечности мировой культуры. В данной работе были описаны причины возникновения интереса к классицистическим идеалам в 1900-1917 гг. (культурные, социальные, политические и др.), их влияние на новый облик столицы, на культурную жизнь Петербурга и т. д. Особое внимание уделялось влиянию Палладио на становление неоклассических тенденций, новому пониманию и трактовке античности в начале XX века, различным принципам формообразования и связям между неоклассицизмом и модерном на примерах работ петербургских неоклассиков.

Библиографический список

1. Борисова, А.Е. Русский неоклассицизм / А.Е. Борисова, Г.Ю. Стернин. - М., 2002.

2. Бурдяло, А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга (Эклектика. Модерн. Неоклассика) /

А.В. Бурдяло. - СПб : Искусство-СПб, 2002.

3. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. - СПб. : Стройиздат, 1992.

4. Кириков, Б.М. Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм / Б.М. Кириков. - СПб. : Изд. дом «КОЛО», 2006.

5. Кириков, Б.М. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район / Б.М. Кириков. - СПб. : Изд. дом «КОЛО», 2007.

6. Кириков, Б.М. К проблеме неоклассицизма в русской архитектуре начала XX века / Б.М. Кириков // Архитектура : сб. науч. тр. ЛИСИ. - № 109. - 1976.

7. Кон-Винер. История стилей изящных искусств / Кон-Винер. пер. под ред. и с добавлениями М. С. Сергеева. - М. , 1916.

8. Курбатов, В.Я. Подготовка и развитие неоклассического стиля / В.Я. Курбатов // Старые годы. - 1911. - Июль-сентябрь.

9. Лисовский, В.Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов /

В. Г. Лисовский. - СПб, 2006.

10. Лукомский, Г.К. Архитектурные вкусы современности / Г.К. Лукомский // Труды IV съезда русских зодчих. - СПб., 1911.

11. Пилявский, В.И. История русской архитектуры / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. - М. : Архитектура-С, 2004.

12. Хан-Магомедов, С.В. Кринский и архитектурное течение рационализм / С.В. Хан-Магомедов // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры 60-70-х годов. - М. ,1979.

13. Klein, Alexander. Bemerkungen zum Russizismus von 19010-1915 / Alexander Klein // Wasmuth’s Monatshefte fur Baukunst. - 1926. - № 8.

Z.L. AKSENOVA

NEOCLASSICAL TENDENCIES IN ARCHITECTURE OF SAINT-PETERSBURG OF 1900-1917

The given paper is devoted to neoclassical tendencies of Petersburg at the beginning of XX century. The principal reason of appearance of neoclassicism in Petersburg (social, cultural and political, etc.), connections of neoclassical tendencies with the stylistic directions dominating at the beginning of XX century, the basic architectural methods, the influence of “cult of Palladio” on the development of neoclassical architectonical tendencies, and also the basic works of architects and town-planners of that period are considered.

УДК 069.4/.6:330.52.051

Е.В. ПЕРЕТЯГИНА, аспирант,

ТГАСУ, Томск

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁТ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКА)

Содержание статьи посвящено истории становления системы государственного учета объектов культурного наследия в России и Томской области. Автором изложены основные этапы законодательной деятельности по учёту недвижимых памятников истории и культуры как в России в целом, так и в Томской области. В условиях современных ре-

© Е.В. Перетягина, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.