Научная статья на тему 'Необходимость создания институциональной инфраструктуры для развития малого бизнеса в России'

Необходимость создания институциональной инфраструктуры для развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ИНФРАСТРУКТУРА / SMALL-SCALE BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / SUPPORT OF SMALL-SCALE BUSINESS / BUSINESS ENVIRONMENT OF FUNCTIONING OF THE SMALL-SCALE BUSINESS / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степушкин Д. А.

Эффективное функционирование компаний малоформатного бизнеса в условиях посткризисного развития невозможно без создания необходимой институциональной инфраструктуры. В статье рассматриваются задачи развития поддержки малого бизнеса и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity of formation of institutional infrastructure for small-scale business development in Russia

Effective functioning of the companies of small scale business in the conditions of postcrisis development is impossible without formation of a necessary institutional infrastructure. The article considers some issues of support of the small-scale business development and experience of the countries with developed market economy.

Текст научной работы на тему «Необходимость создания институциональной инфраструктуры для развития малого бизнеса в России»

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

СТЕПУШКИН Д.А.,

аспирант, Ростовский государственный университет путей сообщения, 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Полка народного ополчения, д. 2

Эффективное функционирование компаний малоформатного бизнеса в условиях пост-кризисного развития невозможно без создания необходимой институциональной инфраструктуры. В статье рассматриваются задачи развития поддержки малого бизнеса и опыт стран с развитой рыночной экономикой.

Ключевые слова: малый бизнес; предпринимательство; поддержка малого бизнеса; среда функционирования малого бизнеса; инфраструктура.

Effective functioning of the companies of small scale business in the conditions of postcrisis development is impossible without formation of a necessary institutional infrastructure.

The article considers some issues of support of the small-scale business development and experience of the countries with developed market economy.

Keywords: small-scale business; entrepreneurship; support of small-scale business; business environment of functioning of the small-scale business; infrastructure.

Коды классификатора JEL: L26.

Для эффективного функционирования рыночной экономики в современных условиях необходимо сбалансированное развитие различных форм предпринимательства. Термин «предпринимательство» употребляется в двух значениях: во-первых, при обозначении определенной общественной группы, занимающейся предпринимательской деятельностью; во-вторых, для характеристики определенной деятельности [3].

Целями предпринимательской деятельности являются накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства, улучшение социальных условий сотрудников организации, оптимизация спроса покупателей на продукцию организации, оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления [12].

В отечественной экономической литературе предпринимательство ассоциируется с малым или средним бизнесом [7, 2, 1]. Законодательная база, регламентирующая предпринимательскую деятельность, включает в эту сферу малое и среднее предпринимательство. Вместе с тем, зарубежные источники (П. Самуэльсон, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю) свидетельствуют, что предпринимательство в такой же степени свойственно и крупному бизнесу.

Для осуществления предпринимательской деятельности важно наличие адекватной предпринимательской среды, предполагающей рыночную систему отношений, а также личную свободу предпринимателя. Деловая предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность различных объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, опосредующих деловые отношения и позволяющих предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров с получением достаточной прибыли (дохода) [12].

В условиях формирования инновационной экономики особую роль играют институциональные факторы предпринимательской деятельности, включающие формирование «правил игры», создание институциональной инфраструктуры, позволяющей эффективно развиваться предпринимательству, а также внедрение новых организационных форм и методов ведения бизнеса [12].

Главной экономической функцией малого бизнеса является создание широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса [11]. Актуаль-

© Д.А. Степушкин, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ность уменьшения и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность малого предпринимательства связана с тем, что, с одной стороны, малый бизнес образует конкурентную среду и противостоит крупному бизнесу и, с этой точки зрения, делает экономику более гибкой, помогает ей быстрее приспособиться к конъюнктурным изменениям, к меняющейся моде и вкусам потребителей, структурной перестройке экономики. С другой — значительная часть мелких и средних предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя и укрепляя его, тем самым помогая ему преодолеть технический консерватизм [11].

Преимущества индивидуальных предприятий связаны с чрезвычайно простым типом организации производственной деятельности. Поскольку доход владельца предприятия зависит от успешной деятельности, владелец старается вести свои дела как можно эффективнее.

Кризис обусловил значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего, «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет сделать вывод, что основные существующие проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер [11]:

♦ отсутствие оборотных средств;

♦ отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

♦ отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

♦ снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек, грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса.

♦ риск неплатежей от контрагентов — отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

В августе 2009 г. принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности».

Новые законы расширяют возможности малого бизнеса в более полной мере реализовывать предпринимательские способности своих создателей, что даст импульс для открытия новых малых предприятий и создания рабочих мест.

Однако принимаемых действий правительства для развития малого бизнеса пока явно недостаточно. По мнению ряда экономистов, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ должен включать нормативно-правовое; финансово-кредитное обеспечение безопасности; информационнотехническое; организационное, а также кадровое и консультационное обеспечение [10].

Необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, создание комплексной государственнообщественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку кадров (см. табл.1).

Инфраструктура поддержки малого бизнеса — это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг [8].

К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем. Ассоциации, союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ [8].

Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торговопромышленных палат. Данные структуры оказывают услуги по целому ряду направлений.

Поддержать малого предпринимателя в преодолении современных трудностей ведения бизнеса, обеспечить некоторым инструментом успешного развития своего дела могут созданные и развитые местными органами власти и бизнес-сообществом сферы управленческого консультирования и всего комплекса деловых услуг [6].

Имея дело с малыми предприятиями, консультант по управлению должен владеть всем спектром вопросов менеджмента, иметь широкую квалификацию, быть скорее «универсалом», чем «узким» специали-

стом. Безусловно, ему нужны профессиональная подготовка и опыт в отношении реализации эффективных принципов, методов, механизмов целостных систем управления. Консультант должен знать главные факторы, обычно отличающие малое предприятие от крупного.

Во-первых, малое предприятие на стадии основания финансируется в первую очередь за счет личных или семейных сбережений с ограниченным использованием внешнего финансирования. Во-вторых, менеджер находится в близком личном контакте со всем работающим коллективом. В-третьих, предприятие функционирует в пределах небольшой географической области. Однако главное значение для консультанта имеет знание взаимодействия функций управления малым предприятием между собой и с деловым внешним окружением. Для успешного интеллектуального обслуживания таких предприятий консультант должен всегда держать в голове полную «картину» бизнеса, что для масштабов малого предприятия не только возможно, но и необходимо.

Таблица 1

Политика развития малого бизнеса в России [9]

1987-1995 1995-2004 2004 — по наст. время

Приватизация Формирование частных фирм Формирование Формирование системы поддержки Стимулирование Стимулирование малого бизнеса

1987 — ФЗ «Об индивидуальной трудовой деятельности» — начало развития МСБ 1995 — ФЗ «О гос. поддержке малого предпринимательства» и создание Государственного комитета по развитию и поддержке МП (ГКРП) 2004 — упразднено МАП, его функции по развитию МСБ переданы Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ)

1991 — создан и спустя несколько месяцев упразднен Комитет по МП 1996 — первый Всероссийский съезд представителей МП, появление ассоциаций МП 2005 — первые конкурсы МЭРТ для регионов, создание региональных венчурных фондов

1992 — развитием МСБ занят Государственный антимонопольный комитет 1998 — ГКРП упразднен, его функции переданы Министерству по антимонопольной политике и развитию предпринимательства (МАП) 2006 — создание Российской венчурной компании (РВК)

1993 — создан Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) 2001 — учреждение организации ОПОРА России 2007 — реорганизации РБР

1994 — создан Фонд содействия по развитию МП в научно-технической сфере 2002 — упразднен ФФПМП 2008 — создание Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства

1994 — начало разработки ежегодных госпрограмм поддержки МП 2002 — программа кредитования МСБ Российским банком развития (РБР) 2009 — создание Межведомственной комиссии по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий

На малом предприятии роль консультанта становится сложнее, так как его услуга заключается прежде всего в повышении квалификации и профессиональном развитии руководителя этого предприятия и его специалистов. От консультанта ожидают реальных практических решений широкого круга конкретных проблем, в то время как решение конкретной проблемы обычно выходит за рамки отдельной функции или даже метода управления. Управленческий консалтинг для малого предприятия носит широкий характер, и обычные отчеты и проекты, представляемые по итогам консультирования в крупные организации, не подходят для малых предприятий. Такие отчеты для малых предприятий должны быть краткими, простыми, сведенными к минимуму и часто могут представляться только после реализации предложений консультанта, чтобы описать технологии, приемы для использования этого материала клиентом в будущем самостоятельно. В ходе оказания услуг консультант по управлению должен постоянно заботиться о сохранении как престижа и авторитета клиента, так и его самоуважения. Без этих условий у клиента не будет доверия к консультанту, а, следовательно, консалтинг не сможет быть успешным.

За последние сорок лет многие зарубежные правительственные службы, объединения работодателей, промышленные, торговые ассоциации и палаты, а также другие властные аналогичные и общественные органы создали специальные службы оказания деловых услуг для малых предприятий, которые включают:

❖ выдачу кредитов и снижение налогов;

❖ льготы, компенсации и субподряды для предпочтительных товаров и услуг;

❖ промышленные парки и бизнес-инкубаторы;

❖ строительное и ремонтно-техническое обслуживание;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

❖ службы проектирования продукции и контроля качества;

♦♦♦ кадровые службы по подбору и развитию персонала;

❖ исследования рынка и барьеров вхождения для новых малых предприятий;

❖ закупку ресурсов по сниженной цене и логистическое обслуживание малого бизнеса;

❖ информационное обслуживание и внедрение современных информационных технологий управления;

❖ распространение знаний и опыта (бенчмаркинг);

❖ аутсорсинг и консультирование по общему управлению развитием предприятия [5].

В развитии институциональной инфраструктуры для успешного функционирования российского малого бизнеса необходимо также учитывать аналогичный опыт зарубежных стран. В мировой практике считается нормой государственное стимулирование развития малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создавать правовые и экономические условия для его выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

В большинстве стран—членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего бизнеса является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малым и средним предприятиям получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций [4].

В Германии главным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки среднего слоя, объединяющего малый и средний бизнес, является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ [4]:

1. Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для среднего слоя. Главный инструмент здесь — картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты.

2. Обеспечение равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. существует особое Положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в распределении госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные для этих целей инстанции.

3. Сокращение ставок налога и налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сегодня в Германии, включает три главных разновидности:

а) специальные нормы амортизационных отчислений;

б) создание резервов, необлагаемых налогом на прибыль;

в) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами.

4. Финансовая поддержка. Кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, — существенное подспорье для среднего слоя. Кредиты выдаются мелким и средним фирмам не напрямую, а через обслуживающие их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.

5. Помощь в инновационной сфере. Организационные формы такой помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого и среднего бизнеса осуществляется также содействием в совместной работе среднего слоя с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала.

Решение проблем построения институциональной инфраструктуры для обеспечения комфортных условий функционирования малого бизнеса в условиях посткризисного развития выступает первоочередной задачей. Развитие конкурентоспособного малого бизнеса в условиях волатильности способно повысить деловую и потребительскую в целом по экономике страны. Ранжирование инструментов и методов, успешно используемых в настоящее время Правительством Российской Федерации, должно учитывать эмпирические данные стран с развитой рыночной экономикой. Данный подход обеспечит способность продуцировать уникальные решения задач развития малого предпринимательства, адаптированные к российской специфике и современным экономическим реалиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валигурский Д. Организация предпринимательской деятельности. М.: Дашков и К, 2009.

2. Горфинкель В., Поляк Г., Швандар Л. Предпринимательство. М.: Юнити, 2009.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30.11.1994. № 51-ФЗ / в ред. от 06.12.2007. Ст. 2.

4. Данилина Н. Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 1.

5. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России / Под ред. М.И. Кныша. М., 2003.

6. Кулапина Г.М., Маркова О.В. Консалтинг как фактор развития малого бизнеса // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010. № 1.

7. Лапуста М.Г., Хэу Ф.Х. Развитие малого инновационного предпринимательства // Экономика и коммерция. 2003. № 3-4.

8. Левшина О.Н., Сапегин Д.А. Инфраструктура поддержки малого бизнеса, ее объекты и цели // Вестник Академии. 2010. № 3.

9. Надеждина Г.В., Василенко В.В. О государственном регулировании в сфере малого бизнеса // Экономический журнал. 2010. № 17.

10. Никифорова Е.В., Зюзин О.В. Малый бизнес: роль в экономике и застой в развитии // Экономический журнал. 2010. № 17.

11. Погарская А. Актуальный проблемы субъектов малого предпринимательства в условиях кризиса // Вестник Института экономики РАН. 2010. № 1.

12. Хакимов А.Х. Эволюция содержания предпринимательской деятельности как категории экономической науки // Вестник КГФЭИ. 2010. № 4 (21).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.