ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗБИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРЕХОДЬКО М.Н.,
кандидат э кон омиче с ких наук, ст ар ший преподаватель, Российский государственный торгово-экономический университет,
e-mail: marinaperehodko@mail.ru
Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияния на социальную картину в стране. Поэтому необходимо ясное представление о том, какое место малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
Ключевые слова: малое предпринимательство; экономический рост; налоги.
Small business is the reality of economic life, which largely determines the macroeconomic situation in the country and has a significant potential impact on the social picture of the country. Therefore necessary to a clear understanding of the place is small business in the economy and what are its distinctive features.
Keywords: small business; economic growth; taxes.
Коды классификатора JEL: L26, O12, O17.
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся в рыночных отношениях, именно развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса. По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия и др.
Целью малого предприятия является решение региональных проблем посредством создания производственной и социальной инфраструктуры, увеличения производства товаров народного потребления, повышения эффективности использования местных ресурсов, природных и трудовых, ускорения разработок новых видов техники и технологий.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.
Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без него экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для благоприятного функционирования среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата в мире [1].
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества. Среди них:
- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
- большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
© М.Н. Переходько, 2012
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности;
- большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
- высокий уровень мотивации в достижении успеха.
- значительный потенциал в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей
силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особен-
ностей. (Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.) [6].
Так, в одном из докладов Международного бюро труда отмечается, что малые предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материалы и имеющиеся у предприятия трудовые ресурсы.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных и хорошо обученных кадров и распространению практических знаний. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ и оказанию всевозможных услуг потребителям [2].
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики. К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
В связи с этим выявим недостатки малого бизнеса:
• по сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;
• малые предприятия зависимы от крупных компаний;
• слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники;
• повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
• малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
• малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой;
• несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.
• малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений [4].
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. И все-таки малый бизнес или малое предпринимательство из-за своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический состояние и уровень всей страны. Сектор малого предпринимательства способствует быстрому созданию новых рабочих мест, а, следовательно, решению проблемы занятости населения. В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство становится способным к быстрым структурным изменениям. Небольшие размеры малых предприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность. Говоря о роли малого бизнеса c опорой на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
1. формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах;
2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4. содействие структурной перестройке экономики [3].
Малое предпринимательство выполняет следующие функции:
1. придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
2. привлекает личные средства населения для развития производства;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
102
М.Н. ПЕРЕХОДЬКО
3. партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
4. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
5. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
6. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
7. формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий;
8. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
9. содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
10. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это составляет вклад малых предприятий в экономику страны в целом.
В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т. е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с профессиональными менеджерами. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию.
Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов: научно-технический прогресс; частная инициатива; благоприятные экономические условия, создаваемые государством.
Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности, — это отсутствие благоприятных экономических условий. С позиций микроэкономического анализа на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.
Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других — довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.
Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.
В малом предприятии существуют особенности рискового финансирования. Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств, предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.
Существует два пути реализации идей: продать ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработкой стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т. п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не соответствует «возможностям» отдельного предпринимателя. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.
Вторая особенность рисковых капиталовложений заключается в том, что они осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях НТП.
Третья отличительная особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового кредита. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.
В ноябре 2008 г. был утвержден План действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, в котором для поддержки малого бизнеса планировалось:
— увеличение программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой Внешэкономбанком, а именно направление части дополнительных ресурсов на цели кредитования малого бизнеса;
— увеличение средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства;
— обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями;
— обеспечение формирования перечня федерального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, установление льготного размера арендной платы, ограничение возможности его корректировки, закрепление минимального срока аренды в 5 лет [7].
Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияния на социальную картину в ней. Поэтому необходимо ясное представление о том, какое место малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Малое предпринимательство порождает многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социальноэкономический уровень развития страны.
Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается разорением многих из них. Чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления.
От рассмотрения роли малых предприятий экономике стран в целом целесообразно перейти к налоговой политике государства в данной области. Ни для кого не секрет, что малый бизнес России характеризуется высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Практика показывает, что большая часть представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу [5].
В результате введения завышенных налогов многие предприятия попросту обанкротились. Подобная экономическая политика государства сильно ослабила малый и средний бизнес. По мнению некоторых теоретиков, этот стереотип «завышенных налогов» сохранился и в настоящее время.
Сейчас закон устанавливает, что предприниматели обязаны платить несколько обременительных видов налогов, как на свою прибыль, так и за принятых на работу работников.
По мнению большинства субъектов малого предпринимательства в России, если выплачивать абсолютно все налоги в полном объеме, малый бизнес становится нерентабельным и убыточным. Данное обстоятельство наиболее пагубно сказывается на начинающих бизнесменах, которые выплачивая налоги в полном объеме, не справляются с высокой конкуренцией, характеризующей малый бизнес.
Вместе с тем стоит отметить, что суть проблемы налогообложения лежит гораздо глубже, чем просто в большом налогом бремени предприятий.
Субъекты малого предпринимательства довольно часто подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, различные ведомства, выражая свое недовольство их работой, а также принимаемыми законодательными актами. Несомненно, несовершенство законодательной базы в итоге приводит к конфликту между государством и малыми предприятиями. Так, создаваемые нормативные акты, направленные на урегулирование налогообложения, содержат двусмысленные, расплывчатые формулировки, тем самым, показывая свою недоработанность. Резкой критике подвергается вся налоговая система, в частности механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Для бизнесмена поход в налоговую службу ассоциируется с томительным ожиданием и некачественным консультированием.
В результате государство старается совершенствовать налоговое законодательство, в то время как предприниматели адаптируются иным способом: минимизируют свои налоги, прибегая к так называемым серым схемам, уходя в теневую экономику.
В связи со сказанным стоит выделить основные проблемы налоговой системы в отношении малого бизнеса:
— отсутствие развитости механизмов налогообложения и перераспределения налогов;
— нестабильное, постоянное изменяющееся налоговое законодательство;
— сложность и расплывчатость норм принимаемых законов в области налогообложения;
— слишком высокие размеры взимаемых налогов;
— неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.
Однако указанные меры воспринимаются предпринимателями как недостаточная государственная поддержка, они требуют еще большего снижения налогового бремени для большинства молодых предприятий (хотя бы для тех, чей опыт работы не составляет и 3 лет).
ЛИТЕРАТУРА
1. Власков И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса. М., 2009. № 9. С. 32-35.
2. Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса // Экономист. 2007. № 23. С. 24.
3. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС. 2001. № 1. С. 14-21.
4. Лугина Т. Малые предприятия, большая роль. М., 2009. № 3. С. 34-38.
5. Паликова А.В. Формы поддержки малого и среднего бизнеса. М., 2008. № 5. С. 12-15.
6. Радугина В. Господдержка инвестиций в малый бизнес. М., 2009. № 4. С. 34-40.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 201-р.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2