Научная статья на тему 'Необходимость психологической работы с военнослужащими в процессе военно-профессиональной деятельности'

Необходимость психологической работы с военнослужащими в процессе военно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4237
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенкова С. Н.

Военно-профессиональная деятельность военнослужащих в психологическом плане очень сложная деятельность. Дело в том, что военнослужащие должны быть постоянно готовы к выполнению долга, при этом им надо не просто выжить, но и выполнить поставленную перед ними задачу. Кроме этого, отсутствует полная адаптация к боевым условиям, которая усугубляется ограничением личной свободы, информационной блокадой и отрывом военнослужащих от привычного окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость психологической работы с военнослужащими в процессе военно-профессиональной деятельности»

4. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 384 с.

5. Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 31-41.

6. Фуллье А. Психология мужчины и женщины и ее физиологические основания. - Одесса, 1894. - 62 с.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Семенкова С.Н.*

Тюменский военный институт инженерных войск, г. Тюмень

Военно-профессиональная деятельность военнослужащих в психологическом плане очень сложная деятельность. Дело в том, что военнослужащие должны быть постоянно готовы к выполнению долга, при этом им надо не просто выжить, но и выполнить поставленную перед ними задачу. Кроме этого, отсутствует полная адаптация к боевым условиям, которая усугубляется ограничением личной свободы, информационной блокадой и отрывом военнослужащих от привычного окружения.

Психика военнослужащего постоянно подвергается разнообразным воздействиям. Одни из них способствуют мобилизации и концентрации физических и духовных возможностей человека. Другие, напротив, дезорганизуют деятельность воина, блокируют доступ к имеющимся резервам организма, расстраивают работу нервной системы и психики человека. Третьи не оказывают заметного влияния на боевое поведение.

Война и боевые действия всегда привлекали внимание исследователей. В конце XIX века в науке активно стала изучаться проблема поведения воина в бою.

Шумков Г.Е. большое значение отводил моральному элементу, необходимости психологической подготовки к бою, исследовал психическое состояние солдат перед боем, состояние психики во время атаки и после боя, разрабатывал меры борьбы со страхом и паникой в бою.

Дружинин К.И. признавал решающую роль человека на войне, которая выражается понятием «воинский дух», который представляет собой «совокупность всех воинских качеств, присущих каждому воину». Среди многих факторов, влияющих на моральный дух, в качестве ведущего фактора он рассматривал политическую сущность войны и её поддержку в народе. Большое внимание он уделил так же психологическому анализу поведения

* Старший преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук.

воинов в различных видах боя. По его мнению, чувство страха не должно быть присуще воину «... ибо он сам выбрал своей профессией войну».

Дмитриевский А.М. главным нравственным качеством воина называл чувство долга, которое в соединении с волей дает прочные нравственные устои армии. Много внимания он уделил рассмотрению инициативы, храбрости, смелости.

Изместьев П.И. придавал огромное значение в достижении победы моральному фактору. Главным носителем, которого он называл человека-воина. Изместьев П.И. считал, что дисциплина должна поддерживаться «не страхом наказания, а сознанием покорности наказания». Отсутствие дисциплины способствует появлению парализующего страха. Чтобы преодолеть возникновение паники он предлагал развивать мужество, а так же физическую и нравственную стороны личности солдата.

Суть военно-профессиональной деятельности всегда состояла в деятельности по защите Отечества. Как и любая деятельность человека, военно-профессиональная деятельность имеет свои неповторимые особенности. Самое главное то, что она (военно-профессиональная деятельность) состоит из двух основных видов: деятельности в боевых условиях и деятельности в обычных (мирных) условиях. Определить первостепенность одной из них не возможно.

Специфика боевой деятельности состоит в том, что она осуществляется в особых экстремальных условиях, в которых помимо выполнения поставленных задач, важнейшей потребностью является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. На военнослужащих в боевой обстановке постоянно оказывают влияние множество различных факторов (внезапности, неопределенности, новизны, увеличение темпа действий, дефицита времени, эффект групповой эмоциональности, эффект профессиональной группы и др.), однако основным является фактор опасности.

Под опасностью понимается осознаваемая угроза жизни, здоровью или благополучию. Не смотря на то, что данный фактор определяет психологическую специфику боевых ситуаций, он не всегда предопределяет поведение и психическое состояние воинов. Иногда объективно опасность существует, но субъективно может не восприниматься, или наоборот. Часто лишь реальный опыт помогает осознавать ее в полной мере. В боевых условиях опытный солдат действует гораздо эффективнее, при этом у него несколько больше шансов остаться в живых, избежать ранений и увечий, чем у не опытного солдата, т.к. он знает, как правильно передвигаться, какую цель поразить в первую очередь, какую позицию выбрать и т.д. Осознание опасности вызывает целый спектр переживаний, потребностей, актуализирует установки, поэтому военнослужащие по-разному переживают опасность. У одних она вызывает скованность, сильный страх, других, напротив, мобилизует. Вот здесь то и возникает необходимость осуществления психологической работы, представляющей собой систему мероприятий по формированию у личного состава войск (сил) таких психологических качеств, которые бы обеспечивали его устойчивость и готовность выполнять боевую задачу в

любых условиях обстановки. Целью психологической работы является достижение высокой боевой активности личного состава войск (сил), его способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность при выполнении задач боевых действий.

Достижение целей в бою протекает в специфических условиях, отражающих характер войны в целом, - в опасной, полной неожиданностей и сильных воздействий обстановке. Добиваясь осуществления целей в бою, военнослужащему необходимо считаться с боевой обстановкой, учитывать ее вероятные изменения, преодолевать отрицательные влияния, максимально и творчески использовать знания, умения, навыки, боевые качества. Выполняя свои обязанности, военнослужащий вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение.

Следует заметить, что в любой деятельности изменение условий ведет к «запуску» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Однако полной адаптации к условиям боя никогда не наступает, «... поскольку человек не в состоянии привыкнуть к постоянной угрозе его жизни. Рано или поздно все равно происходит срыв адаптации, поэтому особенно актуальным является выявление условий эффективности надежности боевой деятельности военнослужащих» [2, с. 151].

Другой вид военно-профессиональной деятельности - это деятельность в обычных, мирных условиях. На первый взгляд она не отличается от той деятельности, которой человек занимался до призыва в ряды Вооруженных Сил. Но подобное мнение ошибочно. Во-первых, происходит отказ от привычных стереотипов поведения. Во-вторых, происходит ограничение степени личной свободы строгой регламентацией военной службы. В-третьих, дополнительное психическое напряжение вызывает постоянная готовность выполнять свое профессиональное предназначение. В-четвертых, происходит «информационная блокада». Таким образом, военно-профессиональная деятельность в мирных условиях - это не что иное, как постоянная подготовка (психическая, физическая и т.д.) к возможным боевым условиям. И если в условиях боевой деятельности психологическая работа направлена на восстановление психических и физических сил военнослужащих по окончании боевых действий, то психологическая работа в мирных условиях направлена на формирование психологической готовности войск (сил) вступить в боевые действия, на осуществление психологического сопровождения войск (сил), а так же на изучение социально-психологических явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития, формирование здорового морально-психологического климата в подразделениях, выработку рекомендаций по рациональному распределению вновь прибывшего пополнения по подразделениям.

Созданию и наращиванию надежного психологического ресурса военнослужащих способствуют мероприятия по их психологической подготовке, психологической поддержке, психологической реабилитации. Решению этих задач хорошо способствуют:

- беседы по разъяснению механизма влияния боевой обстановки на психику человека;

- специальные практические занятия по подготовке психики воинов к предстоящим боевым действиям, формированию у них устойчивых навыков владения оружием и боевой инженерной техникой, выполнению функциональных обязанностей в сложной нестандартной ситуации;

- проведение психо-реабилитационных мероприятий с военнослужащими, вышедшими из боя и т.д.

Таким образом, в условиях реформирования Российской армии, коренной перестройки сознания личного состава, совершенствования всей системы воспитания воинов, увеличивающихся информационно-психологических воздействий войск НАТО и морально-психологического давления на руководство нашей страны, значительно повышается значение психологической работы в армии. Дело в том, что реалии нашего времени требуют, чтобы современный солдат был не только высококлассным специалистом, профессионалом в своей области, иметь прекрасную физическую подготовку и обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками (все это, несомненно, очень важно), но и иметь моральную мотивацию на выполнение служебных обязанностей, быть психологически готовым к ведению боевых действий, противостоять психологическому давлению со стороны противника.

Список литературы:

1. Личность воина. Методики психологического и психофизиологического обследования. - М.: ВПА, 1990.

2. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Мак-лакова. - СПб.: Питер, 2004.

3. Деревенцов М.М., Айталиев А.А., Семакин И.Е., Морозов А.А., Вос-триков Д.А., Семенкова С.Н. Морально-психологическое обеспечение деятельности подразделений инженерных войск ВС РФ. - Тюмень, 2004. - 140 с.

ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЕЙ СЕМЬЕ

© Сизаева В.Э.*, Лисинецкая А.А.*

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,

г. Брянск

Рассматривается проблема исследования отношений студентов с родителями и их влияние на представления о собственной семье. Приво-

* Доцент кафедры Психофизиологии и клинической психологии, кандидат медицинских наук.

* Доцент кафедры Психофизиологии и клинической психологии, кандидат медицинских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.