НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА»

Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ' по специальности 'НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА' Читать статью 1
Quote цитировать Review рецензии ВАК
0 1
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 14 — НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: УДК: 378.147 330.1
Ключевые слова
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
  • ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ
  • ECONOMIC CULTURE
  • MARKET ECONOMY
  • AN ECONOMIC MECHANISM

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — БЛАЖЕНКОВА ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Рассматривается необходимость введения дисциплины «Экономическая культура» в профессиональную подготовку экономистов в вузах, выявляются и обосновываются главные причины данной необходимости. Показывается значимость соответствия экономической культуры существующему хозяйственному механизму. Анализируется экономическая культура на трёх уровнях.

Annotation
of scientific paper
2010 year, VAK speciality — 13.00.00, author — BLAZHENKOVA EVGENIYA ANATOLIEVNA

In article necessity of introduction of discipline «Economic culture» in vocational training of economists in HIGH SCHOOLS is considered, principal causes of this necessity is come to light and is proved. The importance of conformity of economic culture to an existing economic mechanism is shown. Consideration of economic culture at three levels is made.

Научная статья по специальности "НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА" из научного журнала "Вестник Томского государственного университета. Экономика", БЛАЖЕНКОВА ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — БЛАЖЕНКОВА ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Текст
научной работы
на тему "НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ". Научная статья по специальности "НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА"

2010 Экономика №1(9)
УДК 378.147; 330.1
Е.А. Блаженкова
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ
Рассматривается необходимость введения дисциплины «Экономическая культура» в профессиональную подготовку экономистов в вузах, выявляются и обосновываются главные причины данной необходимости. Показывается значимость соответствия экономической культуры существующему хозяйственному механизму. Анализируется экономическая культура на трёх уровнях.
Ключевые слова: экономическая культура, рыночная экономика, хозяйственный механизм.
Экономическую культуру необходимо преподавать в вузах как самостоятельную дисциплину. Кто-то согласится с данным утверждением, кто-то станет его опровергать, поэтому в рамках данной статьи попытаемся доказать поставленный тезис или прийти к выводу о его безосновательности.
Для начала рассмотрим культуру как социальную память общества, особый социальный механизм, воспроизводящий эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества [2]. То есть унаследованные черты культуры включаются в процессы развития современности и способны либо послужить катализатором текущего развития, либо явиться тормозом для него. В этом случае можно говорить о том, что возникает необходимость в обновлении культуры и изменении её направленности, другими словами, происходит переоценка ценностей. Что же мы можем почерпнуть из вышесказанного относительно интересующей нас темы? А ровным счётом всё сказанное о культуре в целом можно с небольшими оговорками и коррективами перенести на её части, в частности на экономическую культуру.
Экономическая культура, что же это такое? В литературе существует множество определений данному понятию: это и особый социальный механизм, воспроизводящий эталоны поведения, и совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регулятором экономических отношений [2], а также посредник между комплексом политико-правовых, экономических и других условий той или иной страны и экономическим поведением субъектов её экономики [4]. И это далеко не полный список, однако говорить о том, что какая-то из трактовок не верна, было бы не совсем корректно, ибо они не взаимоисключают, а лишь информативно дополняют друг друга.
Приведём перечень элементов, традиционно включаемых в состав культуры:
- ценности;
- потребности;
- нормы;
- предпочтения;
- интересы;
- престиж;
- мотивация и др.
Данные составляющие можно смело называть составными частями экономической культуры, которая является своего рода «проекцией» культуры на сферу социально-экономических отношений, делая поправку на присущие ей особенности. Стоит обратить внимание на то, что:
- охватывает она именно те потребности, ценности и т.д., которые возникают из нужд экономики, точнее, возникать они могут и за её пределами, просто, попадая внутрь, приобретают специфическое значение;
- все виды ценностей и норм экономической культуры воплощаются в действиях людей и результатах их деятельности, т.е. они направлены на управление поведением людей;
-в трансляции экономической культуры и отборе её элементов в гораздо большей степени, нежели в культуре как таковой, играет роль политическая власть.
Данную связь между культурой и экономикой ещё несколько лет назад нужно было доказывать, однако сейчас, когда существует масса исследований как видных экономистов, так и социологов, это уже ни для кого не является открытием. Осталось только обдумать и проработать чёткий план постепенного формирования экономической культуры, которая способна была бы вывести экономику России на новый уровень эффективности, ибо сейчас именно она является одним из существенно тормозящих факторов.
Так, отбросив все предрассудки о неэффективности командно-административной экономики, нужно отдать ей должное, ведь за время её существования несколько раз производилась корректировка направленности экономической культуры. На начальных стадиях революции - этап зарождения экономической культуры административно-командного типа в условиях военного коммунизма; период НЭПа ознаменовал развитие плюралистической экономической культуры; эпоха индустриализации - оформление экономической культуры административно-командного типа на основе специфических форм связей между социальными институтами советского общества и населением, затем 1965 г., экономическая реформа А.Н. Косыгина - внедрение экономических методов управления, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широкое использование приёмов материального стимулирования, и, наконец, конституция 1977 г. -совершенствование хозяйственного механизма.
Частая смена направленности - это, безусловно, опыт предыдущих поколений, который неразумно просто перечеркнуть. Ведь чтобы разобраться в том, какие нормы и ценности нуждаются сейчас в коррективах, необходимо выяснить, какие условия способствовали их формированию. В настоящее время прослеживается несоответствие экономической культуры административно-командной экономики требованиям становления и развития экономической культуры нового хозяйственного механизма. А это является достаточным основанием для включения дисциплины «Экономическая культура» в программу вузов с целью формирования новой экономической культуры, по-
мимо этого необходимо учитывать тот факт, что в данный момент времени в нашей стране существуют наиболее благоприятные условия для формирования новой экономической культуры. В соответствии с теорией В.И. Вернадского, доработанной и развитой Л.Н. Гумилёвым, которая рассматривает проблему пассионарности и стадий этногенеза, Россия в конце ХХ в. находилась в стадии «надлома», а если обратиться к труду Л.Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли», то там написано следующее: «...имеющееся в этносе этого периода пассионарное напряжение достаточно для того, чтобы к оной цели стремиться и хотя бы немного изменить окружающую его действительность. Вот тут-то, если у человека есть соответствующие способности, он предается науке или искусству, дабы убеждать и чаровать современников.
Стихи ли, картины ли, театральные представления - все это действует на воспринимающих людей и меняет их, причем мы не ставим здесь вопроса: к лучшему или к худшему? Если же эти способности отсутствуют - человек накапливает богатство, делает служебную карьеру и т.п. Исторические эпохи, где господствует данный уровень пассионарности, рассматриваются как расцвет культуры.» [1].
Наша страна переживает сложный период адаптации к новым социальноэкономический условиям, и перед политиками, экономистами, социологами и другого рода учёными стоит сложная задача выбора направления развития, для которого имеется определённый потенциал. И для того чтобы экономические и другие реформы имели комплексный характер и были эффективными, необходимо проводить работу по освоению эффективной экономической культуры, которая, в свою очередь, послужит залогом экономической стабилизации и последующего подъёма производства.
В различных литературных источниках экономическая культура рассматривается на нескольких уровнях. Так, например, мы можем говорить условно о трёх уровнях экономической культуры, таких как:
1) экономическая культура населения;
2) экономическая культура лиц, принимающих решения;
3) экономическая культура, как особое теоретическое знание [3], в котором концентрируются знания об экономике, её различных моделях и механизмах развития.
Практически эти разные уровни знаний в основном формируются в вузах или среднеспециальных учебных заведениях. Все специальности можно распределить по следующим группам: экономические, гуманитарные (философы, психологи, социологи и др.) и естественно-математические (физики, химики, математики и др.). Студенты каждой из этих групп обладают специфическим мышлением и различными способностями к восприятию материала, однако каждый из них к моменту окончания университета будет являться носителем экономической культуры одного из трех вышеупомянутых уровней.
Если мы рассматриваем экономическую культуру как совокупность ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения, то необходимо для формирования определённой экономической культуры у студентов, способствующей эффективному функционированию нового хозяйственного механизма, включить её либо в учебные курсы по экономике, либо
сделать самостоятельной дисциплиной на экономических факультетах. Процесс приобретения знаний по экономической культуре в зависимости от будущей специальности студентов можно условно разбить на четыре уровня:
1) уровень знакомства;
2) уровень понятий;
3) уровень умений;
4) уровень навыков.
Уровень знакомства и основных понятий, куда входят основные определения, составные части, элементы и функции экономической культуры, необходимо освоить ещё в школе, чтобы в вузе для студентов это уже не являлось открытием. Некоторые учебники по обществознанию за 11 класс содержат параграф, посвящённый экономической культуре, однако из-за своих незначительных размеров, размытости и отсутствия структурированности он даёт отрывочные, несвязанные положения, которые просто теряются в остальном объёме информации. Данный уровень необходимо продублировать в вузовской программе, так как студентам, обучающимся на неэкономических специальностях, данного уровня будет вполне достаточно для понимания основных проблем развития экономики.
Уровень умений - это тот уровень знания, который предполагает выполнение каких-либо действий определенным способом и с определенным качеством, умение решать типовые задачи и даёт представление о способах практического применения предыдущих двух уровней знания. В условиях глобализации социальных и экономических процессов непременно должно присутствовать изучение опыта других стран с отличными от нас типами экономических систем. Эти знания, безусловно, необходимы студентам экономических специальностей, так как именно они в последующем пополнят ряды людей, принимающих экономические решения, и экономистов-теоретиков, влияющих на развитие экономических наук.
Последний уровень - это уровень навыков, который не может в силу своих особенностей быть включён в вузовскую программу, так как он предполагает автоматическое выполнение определённых действий, подразумевая наличие опыта и знаний для быстрого выполнения экономических и прочих рекомендаций, поэтому навыки всегда вырабатываются в процессе практической работы после окончания вуза.
Таким образом, хотелось бы подытожить, что оснований для необходимости введения в учебный процесс курса по экономической культуре достаточно, и вызвана она несколькими причинами:
- несоответствием экономической культуры административно-командной экономики требованиям становления и развития экономической культуры новой социально-экономической системы, что существенно тормозит развитие страны;
- неэффективностью проводимых реформ;
- благоприятным периодом для формирования новой экономической культуры и др.
Литература
1. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
2. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991.
3. Кузьминов Я.И. Теоретическая экономическая культура в современной России // Общественные науки и современность. 1993. № 5.
4. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994.

в избранное
цитировать
читать
наверх