Научная статья на тему 'Необходимость инвестирования человеческого капитала как экономического ресурса постиндустриального общества'

Необходимость инвестирования человеческого капитала как экономического ресурса постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
770
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова И.А., Курнавкина Н.А.

Человеческий капитал это активный элемент общественного воспроизводства и важный фактор конкурентоспособности национальной экономики. Он позволяет, с одной стороны, наращивать доход собственнику капитала, а с другой сопутствует экономическому росту государства. Расчеты Всемирного банка на примере обследования 192 стран показывают, что только 16% роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20% природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость инвестирования человеческого капитала как экономического ресурса постиндустриального общества»

УДК 330.332.3

необходимость инвестирования человеческого капитала как экономического ресурса постиндустриального общества

и. а. Филиппова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: ean@ulstu. ш

Ульяновский государственный технический университет

Н. а. курнавкина,

кандидат экономических наук,

начальник сектора финансирования строительных проектов отдела кредитных продуктов для юридических лиц E-mail: Fna_2004@mail. ш ОАО «сбербанк России»

Человеческий капитал — это активный элемент общественного воспроизводства и важный фактор конкурентоспособности национальной экономики. Он позволяет, с одной стороны, наращивать доход собственнику капитала, а с другой — сопутствует экономическому росту государства. Расчеты Всемирного банка на примере обследования 192 стран показывают, что только 16 % роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20 % — природным капиталом, остальные 64 % связаны с человеческим капиталом.

Ключевые слова: инвестиции, человеческий капитал, постиндустриальное общество.

Человеческий капитал — важнейший ресурс постиндустриального общества. Только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологичным процессом. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для

создания богатства общества. Для появления нового знания необходимо усилие и желание человека. Именно человек генерирует идеи, которые потом воплощаются в общественные блага.

Человеческий капитал - это активный элемент общественного воспроизводства и важный фактор конкурентоспособности национальной экономики. Он позволяет, с одной стороны, наращивать доход собственнику капитала (индивидууму), а с другой стороны, сопутствует экономическому росту государства.

Человеческий капитал включает в себя трудовые ресурсы, которые в процессе производственной деятельности постоянно находятся в состоянии развития и позволяют постепенно накапливать трудовой потенциал, который со временем реализуется через механизм производственных отношений. Кроме того, работник, обладающий человеческим капиталом, постоянно находится в системе социально-экономических отношений, что позволяет ему сформировать систему ценностей и жизненных приоритетов, что также стимулирует его к накоплению человеческого капитала и последующей его реализации. Таким образом, человеческий капитал

- 11

как экономический ресурс включает в себя характеристики трудовых ресурсов, трудового потенциала и человеческого потенциала, но в свою очередь является частью человеческих ресурсов.

На преобразование трудового потенциала в человеческий капитал воздействуют следующие факторы:

• уровень функционирования и развития рынка труда;

• наличие рабочих мест для приложения труда;

• уровень заработной платы и возможности карьерного роста;

• благоприятный социальный климат;

• возможности роста культурного и духовного уровня населения, повышения квалификации, свободной реализации творческого потенциала;

• инвестиционные вложения.

Следует выделить такие свойства человеческих ресурсов, как длительное и в то же время ограниченное время использования; возможности замещения; формирования в виде определенного запаса, имеющего количественную, качественную и стоимостную оценку; требование определенных инвестиций для своего развития.

В условиях неисчерпаемости этого ресурса и непрерывного расширенного воспроизводства радикально трансформируются проблемы экономических ограничений, природы богатства, распределения и присвоения благ. Человеческий капитал как ресурс общественного воспроизводства ставит под сомнение абсолютность положения об ограниченности ресурсов, что обусловлено многочисленностью и разнородностью индивидуумов, обладающих разным уровнем образовательной, научной и специальной подготовки, а также возможностью постоянно накапливать знания и умения и развивать творческие способности. Уникальность человеческого капитала как производственного фактора обусловлена заключенной в ней дихотомией распространенности и редкости, неисчерпаемости и конечности.

Сегодня в структуре накопленного совокупного капитала, по оценкам Всемирного банка,

человеческий капитал занимает все большую долю, причем такая ситуация характерна для стран с разным уровнем экономического развития. Этот факт был установлен в результате многочисленных исследований влияния человеческого капитала на национальное богатство.

Расчеты Всемирного банка на примере обследования 192 стран показывают, что только 16 % роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20 % - природным капиталом, остальные 64 % связаны с человеческим и социальным капиталом. До 40 % валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате развития эффективной системы образования.

В частности, прирост ВВП на душу населения в США после Второй мировой войны был на 15—30 % обусловлен инвестициями в образование, что показано в таблице.

Как видно из таблицы, человеческий потенциал в десятки раз превышает природные и воспроизводимые ресурсы в структуре национального богатства, как в России, так и в развитых странах «Большой семерки».

Следует подчеркнуть, что состав человеческого капитала неоднороден и включает в себя два элемента.

Первый (унаследованный) элемент человеческого капитала - это потенциал, который индивид и общество в целом получают бесплатно.

Второй (приобретенный) элемент - реализация потенциала, сопряженная с индивидуальными усилиями и затратами. Оба элемента способствуют повышению производительности индивидов в рыночной и нерыночной деятельности.

Индивид не всегда контролирует каналы и процесс накопления им человеческого капитала. В раннем возрасте он не может ни принимать рациональные решения, связанные с потребностью в человеческом капитале, ни оценивать собственные возможности. Следовательно, в течение первых лет жизни решения, связанные с формированием чело-

Национальное богатство в странах мира на начало XXI в.

Страна Объем национального богатства

Всего, трлн долл. В расчете на одного жителя, тыс. долл.

Всего Человеческий потенциал Природные ресурсы Воспроизводимые ресурсы

Страны «Большой семерки» * 275 360 280 10 70

Россия 60 400 200 100 40

Страны «Большой семерки» по отношению к России, % 458 90 140 10 175

*Страны «Большой семерки»: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада.

веческого капитала, принимаются не его собственником, а родителями, учителями, правительством, обществом в целом через систему образовательных и социальных институтов.

Когда индивид становится способен принимать самостоятельные решения, он усваивает «методику» принятия инвестиционных решений. Так как способности индивида к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал зависят от прошлых инвестиций и социального окружения, влияние среды общения и институциональный контекст будут постоянно изменять приобретение как форм, так и количества человеческого капитала.

Человеческий капитал может приобретаться как в формальных (образовательные учреждения), так и неформальных (общественные организации, персональные контакты, самообучение) институтах. Инвестиции в человеческий капитал являются качественно неоднородными, что затрудняет их измерение. Разрыв между запасом и использованием человеческого капитала может возникать в результате несоответствия между приобретенными навыками и спросом на рынке труда, экономических колебаний, перекосов на рынке труда, сознательных (или подсознательных) решений индивида не использовать свой потенциал полностью. Поэтому для использования человеческого капитала как ресурса важно знать не только факторы, воздействующие на его формирование, но и создавать условия для реализации накопленного человеческого капитала.

Принятие решения при создании и накоплении любых форм капитала связано с неопределенностью. Если риск принимаемых решений об инвестициях в физический капитал ложится на плечи менеджеров и инвесторов, то груз ответственности при накоплении человеческого капитала ложится на родителей, учителей, друзей и общества в целом. Так, если способности человека не были развиты в детстве, то в более зрелом возрасте он сталкивается с проблемой ограниченных возможностей накопления.

В процессе накопления и физического, и человеческого капитала затрачивается время и сокращается текущее потребление, что позволяет увеличить будущее производство и потребление. Человеческий капитал отличается от физического по степени мобильности, которая зависит не только от личных желаний собственника человеческого капитала, но и от национальной системы регулирования трудовых отношений, от конъюнктуры рынка труда и т. д.

Как и физический капитал, человеческий капитал так же изнашивается, т. е. теряет свою

ценность для собственника с течением времени. Это связано с физическим старением человека, с утратой здоровья, трудоспособности, способности генерировать идеи, быть гибким и адаптивным, а также с устареванием тех знаний, которыми обладает человек и в соответствии с которыми он строит свое поведение.

Если рассматривать позицию инвестора, то человеческий капитал начинает обесцениваться с момента ухода человека на пенсию и окончательно утрачивается в момент смерти человека. Если рассматривать этот процесс с позиции общественной полезности, то нельзя говорить о том, что общество полностью теряет отдачу от вложений в человеческий капитал индивидуума, ведь, во-первых, накопленные знания и навыки человека могут быть переданы через личные контакты, а во-вторых, человеческий капитал способствует производству благ, которые никуда не исчезают в случае смерти человека.

На взгляд авторов, важной особенностью человеческого капитала как экономического ресурса является наличие уникального набора характеристик. Если рассматривать иную категорию ресурсов, то можно отметить ряд характерных для всей совокупности черт, которые не будут сильно отличаться друг от друга. То есть, например, земельный ресурс может быть или более или менее плодородным - в любом случае он является достаточно статичным элементом воспроизводственного процесса. В случае с человеческим капиталом отсутствует возможность унификации характеристик человека, так как каждый индивид воплощает в себе особый набор навыков и знаний в сочетании с личными ценностями и ориентирами, а также творческими способностями, в результате чего мы имеем абсолютно непохожий друг на друга компонент этого ресурса.

Методологической основой анализа человеческого капитала как экономического ресурса является концепция исследования человека как целостной личности, как диалектическое единство и различие в ней природного и социального. Поэтому в рамках комплексного подхода следует учитывать как экономические, так и неэкономические составляющие человека.

Рассмотрим несколько составляющих человеческого капитала как экономического ресурса, которые при динамичном их использовании приносят человеку, фирме и обществу доход, а каждый в отдельности элемент представляет собой потенциальный экономический ресурс, который можно использовать. К элементам человеческого капитала

- 13

будем относить: образовательный ресурс, ресурс здоровья, интеллектуальный ресурс, профессиональный ресурс, предпринимательский ресурс, ресурс социальных связей, творческий ресурс, информационно-культурный ресурс, культурно-нравственный ресурс, миграционный ресурс и ресурс мотивации.

Образовательный ресурс определяет уровень общей и профессиональной образовательной подготовки человека. Накопление значительного образовательного ресурса увеличивает навыки обучаемости, расширяет возможности соответствия требованиям конкурентного рынка труда, смены профессии и овладения новой специальностью, дает возможность сравнительно быстрой оценки внешней среды, что особенно важно при ее изменениях и выработке рациональной стратегии поведения.

Ресурс здоровья является неотъемлемой частью каждого индивида и во многом определяет и интеллектуальный потенциал, и творческие возможности, и способности реализации человека на производстве. Ресурс здоровья состоит из унаследованной и приобретенной частей. Некоторые исследователи утверждают, что главным фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т. е. то, насколько он правильно питается, соблюдает ли режим труда и отдыха, есть ли у него вредные привычки, активно ли он занимается физическими упражнениями, осуществляет ли профилактику заболеваний и стрессов и т. д.

В течение жизни капитал здоровья изнашивается, но инвестиции, связанные с ведением здорового образа жизни, а также часть экономических расходов способны замедлить процесс потери данного капитала.

Так, во-первых, продолжительность жизни в России, особенно среди мужчин, очень низкая. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2007 г. ожидаемая продолжительность жизни для здоровой жизни для новорожденных мальчиков составляла в России 52,8 года, для новорожденных девочек — 64,3 года. В США эти же показатели составляли 67,2 и 71,3 года, в Германии — 69,6 и 74, а в Японии — 72,3 и 77,7 года [4, с. 52]. Если в 1990 г. средняя продолжительность жизни составляла 69,2 года, причем средний показатель числа проживаемых лет у мужчин был чуть выше (63,7), а у женщин — значительно выше (74,3), то на протяжении 14 лет прослеживалась динамика снижения средней продолжительности жизни. По статистическим данным, средняя продолжительность жизни в России в 2004 г. составила

14 -

65,3 года (у мужчин - 58,9 года, а у женщин — 72,3 года). Этот показатель ниже, чем в таких странах, как Беларусь (68,2), Украина (66,1), Турция (68,9), Молдавия (67), Азербайджан (67), Болгария (72,4), Мексика (75,3), Куба (77,6), США (77, 5), Япония (82,2) [5, с. 283—287]. Основной причиной такой низкой продолжительности жизни является высокий уровень смертности населения по разным причинам, в том числе и тем, которые носят социальный характер: низкий уровень и качество жизни, отсутствие государственной поддержки сферы здравоохранения, низкое качество медицинских услуг, отсутствие профилактической культуры и т. д.

Низкий уровень финансирования системы здравоохранения в России в первую очередь отражается на показателях смертности населения РФ и периодах продолжительности его жизни. Сегодня расходы на охрану здоровья в России составляют 2,3 % от ВВП, в то время как подобные расходы в США составляют 6,5 %, в Японии — 5,7, в Германии — 8,1 %.

При увеличении ожидаемой продолжительности жизни для мужчин от 50 до 75 лет и для женщин до 80 лет совокупное время, проживаемое поколением, возрастает у мужчин в 1,5 раза, у женщин — в 1,6 раза. Из-за короткой продолжительности жизни в России весьма велик «недоиспользованный» человеческий капитал, и ранняя утрата и работодателем, и обществом того человеческого капитала, который был накоплен.

Во-вторых, смертность населения по разным причинам возрастает. За период с 1970 по 2008 г. замечен значительный рост смертности от болезней системы кровообращения (с 537,5 тыс. чел. в 1970 г. до 1 287,7 тыс. чел. в 2008 г.), от болезней органов пищеварения (с 30,2 тыс. чел. в 1970 г. до 85,3 тыс. чел. в 2008 г.), от новообразований (с 192,1 тыс. чел. в 1970 г. до 290 тыс. чел. в 2008 г.), от отравлений алкоголем (с 18,7 тыс. чел. в 1970 г. до 42,7 тыс. чел. в 2008 г.) Эти показатели наблюдались параллельно с официальными данными Госкомстата России, констатирующими кризисное состояние экономики, бюджетный дефицит, низкий подушевой доход, значительное имущественное расслоение, неудовлетворительное финансирование социальной сферы страны.

Миграционный ресурс - способность перемещения населения из одного географического региона в другой, по территории одного государства, из одной фирмы в другую, внутри одной фирмы по горизонтали и по вертикали и т. д. Миграционный ресурс способствует росту эффективности применения человеческого капитала и, следовательно,

росту доходов за счет перемещения работников в те отрасли и районы, где их потенциал может быть реализован оптимальным образом. Проблема в России в реализации миграционного ресурса сегодня заключается в том, чтобы выработать обоснованную стратегию приема иммигрантов и обеспечить их безболезненную интеграцию в российское общество, а также не допустить утечку высокоинтеллектуального капитала в другие страны.

Одним из следствий вовлечения России в миграционные процессы стал огромный отток российских ученых в страны Запада для работы и постоянного места жительства там. Оценить точное количество ученых и исследователей, уехавших из России, пока крайне затруднительно, хотя и оценивается в несколько десятков тысяч человек. Такой массовый отъезд, естественно, может пагубно сказаться на деятельности сложившихся научных и производственных центров, лишающихся части квалифицированных специалистов. Уместно вспомнить, что российские ученые Андрей Гейм и Константин Новоселов, покинув страну, сумели закончить свой научный труд на новом месте, были оценены Нобелевской премией в 2010 г. Одна из наиболее престижных международных наград была присуждена российским физикам за создание нового углеродного материала — графена. В настоящий момент Гейм является гражданином Нидерландов, а Новоселов имеет двойное подданство — российское и британское. Следует отметить, что оба лауреата были тесно связаны с Институтом проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН (ИПТМ РАН). Не явится ли это событие поводом для размышлений у ряда ведущих ученых в России, которые испытывают трудности с финансированием научных исследований и с оплатой своего труда? Вопрос не праздный.

Если обратиться к статистике, то следует отметить, что с 1989 по 1992 г. из России выехало 10 % численности научных сотрудников (около 75 тыс. чел.). Только из системы Российской академии наук (РАН) эмигрировало свыше 17 % научных сотрудников [3, с. 16]. Пик волны эмиграции пришелся на 1993 г. — 114 тыс. чел., из них 5 967 научных сотрудников. Всего же с 1992 по 1998 г. в страны дальнего зарубежья уехали 700 тыс. чел., в страны СНГ и Балтии — 1,9 млн чел. Последствия были бы катастрофичными, если бы не встречное движение из этих стран. Разница между выбывшими и прибывшими составила 3 млн чел.

Более скрытой формой «утечки умов» является выезд за рубеж на временную работу на контрактной основе. Лица, выбывшие по таким каналам,

как правило, нигде не учитываются, и немалая часть (примерно 10—15 %) остается на постоянную работу. Скрытой формой миграции является также наем на работу российских ученых и специалистов иностранными компаниями и совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории России.

Из России продолжается не только масштабная «утечка умов», но и вообще людей работоспособного возраста, которые чувствуют свою конкурентоспособность на мировых рынках труда. Общий портрет людей, которые сегодня выезжают из России на постоянное место жительства за рубеж, следующий: люди в возрасте 25—40 лет, владеющие иностранными языками, городского типа поведения, имеющие высшее образование. Взамен Россия получает жителей Средней Азии, Украины, Молдавии — низкоквалифицированных рабочих специальностей, без знания языков.

Профессиональный ресурс представляет собой профессиональные навыки, опыт и квалификацию. Необходимость повышения профессионального ресурса определяется, прежде всего, требованиями, которые предъявляет работодатель, а также общей экономической ситуацией как в государстве, так и в регионе. Важным компонентом профессионального ресурса является компетентность работника, которая представляет собой не только набор профессиональных навыков, опыт работы, но и, как результат, квалификацию работника. Важна также и возможность работника гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию, знать корпоративную культуру предприятия, осуществлять свою работу в рамках данной корпоративной культуры. Особенностью профессионального ресурса в отличие, например, от ресурса здоровья является то, что с течением времени он накапливается, но требует для своего накопления постоянного обновления знаний, которые работник получает на своем рабочем месте, следование в ногу со всеми изменениями, которые происходят на предприятии, изучение всех нововведений.

В отличие от ресурса здоровья профессиональный ресурс со временем не изнашивается и не теряет ценность в рамках человеческого капитала как экономического ресурса, а наоборот, его ценность со временем возрастает.

По данным обследования населения по проблемам занятости по состоянию на 2006 г., численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет в России составила 73,6 млн чел., или 66,1 % общей численности населения этого возраста. В их числе 68,4 млн чел. классифицировались как занятое население, 5,3 млн чел. - как безработные.

- 15

По сравнению с маем 2005 г. численность занятого населения увеличилась на 0,3 %, а численность безработных - на 3,4 %. Уровень безработицы в мае 2008 г. составил 7,1 %. По сравнению с маем 2005 г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 90 тыс. чел., или на 4,8 % [4].

Анализируя статистические данные, следует отметить, что уровень безработицы не изменяется значительно на протяжении последних 5 лет.

Интеллектуальный ресурс включает в себя неотъемлемые качества человека — такие как образование, научная деятельность, способность к инновациям, интеллектуальный продукт, созданный индивидуумом на предприятии. Интеллектуальный ресурс является базой для выработки необходимых навыков, знаний, опыта, а также может быть конечным результатом использования человеческого капитала, ведь он приносит доход своему владельцу. Отнесение интеллектуального ресурса к элементу человеческого капитала является спорным, многие исследователи имеют противоположную точку зрения, считая человеческий капитал составной компонентой интеллектуального капитала. Интеллектуальный ресурс обладает рядом особенностей. В частности, предметом купли-продажи, как правило, является информация о продукте интеллектуальной деятельности, сами же знания остаются у их носителя постоянно [2, с. 115—141].

Интеллектуальный ресурс развивается в результате поддержки научной сферы. Так, затраты на научные исследования составляют в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 2,3 %. Предположительно к 2015 г. на финансирование НИОКР будет выделяться от 1,9 до 3 % ВВП. Согласно данным за 1996 г., затраты на исследования в расчете на душу населения составляют: в США — 659 долл., Великобритании - 373, Италии - 235, Австралии -217, Португалии - 71, в России - 40 долл.

Однако в последние годы во многих странах ОЭСР доля расходов на фундаментальные исследования сокращается, что связано со свертыванием оборонных программ, однако приоритетными для государственного сектора науки по-прежнему остаются оборонные и космические исследования, энергетика, охрана здоровья и естественнонаучные программы. Увеличивается финансирование исследований и разработок частными фирмами, но внутрифирменные НИОКР сосредоточиваются, как правило, на краткосрочных и прикладных исследованиях.

Следующим элементом человеческого капитала как экономического ресурса является пред-

16 -

принимательский ресурс, который тесно связан с интеллектуальным.

Культурно-нравственный ресурс предполагает существование в обществе системы ценностей, культуры, этических норм и норм морали и т. д., которые определяют поведение человека по отношению к своей работе, отношениям с другими людьми, к обществу в целом, к самому себе.

Информационно-культурный ресурс означает включенность человека в информационную среду общества, что определено возможностями человека получать информацию из различных источников, начиная от средств массовой информации, книг, Интернета и заканчивая информацией, получаемой в результате посещения музеев, театров, кинотеатров и т. д.

Процессы принятия инвестиционных решений в человеческий и социальный капитал сильно отличаются друг от друга. При формировании социального капитала необходимо не только желание самого индивида, но и соблюдение индивидуумом моральных норм, приобретение таких качеств, как лояльность, честность, надежность. В создании социального капитала преобладают не индивидуальные, а общественные ценности.

Социальный капитал формируется под воздействием человеческого капитала родителей.

Творческийресурс, на взгляд авторов, является сегодня малоизученным структурным элементом человеческого капитала. Тем не менее он может быть одним из ведущих элементов, который открывает дорогу для реализации с экономической целесообразностью всех ранее перечисленных элементов человеческого капитала.

Мотивационный ресурс предполагает побуждение индивидуума к достижению определенных целей посредством мотивов. Он важен в структуре человеческого капитала с позиции реализации других видов ресурсов.

В условиях становления современного постиндустриального общества, материально-технической основой которого является инновационное производство и информация, мотивация человека в экономической деятельности претерпевает существенные изменения. В современных условиях через экономическое поведение реализуются специфические человеческие побуждения, такие как самореализация в обществе, стремление к совершенству и общественному познанию.

Таким образом, деятельность человека следует не только утилитарным мотивам, а полезность результата такой деятельности уже не является просто индивидуальной полезностью. Кроме того,

знания, информация становятся непосредственными и самыми значимыми производительными ресурсами. В новых социально-экономических условиях человек ориентируется, прежде всего, на активное преобразование окружающего мира, воплощение в жизнь достижений научно-технического прогресса, мировой культуры посредством полной реализации своих способностей, профессионального и личностного развития, т. е. накопленного человеческого капитала.

На становление новой системы мотивации значительное влияние оказывает уже достигнутый в обществе уровень материального благополучия, что позволяет человеку не прибывать в постоянном напряжении по поводу поиска средств для удовлетворения насущных материальных нужд.

Высокий уровень технического развития, требующий обладания большим объемом информации, определяет потребность в постоянном росте уровня образования и квалификации, накоплении человеческого капитала, что постепенно само по себе активизирует этот процесс.

Таким образом, общей тенденцией современного общества становится формирование «социального человека», экономическое поведение которого складывается главным образом в зависимости от потребности человека в признании и уважении, возможности самоутвердиться в социуме через обладание знаниями.

Список литературы

1. Воловская Н. М. Экономика и социология труда: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2006.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008 г. / под общ. ред. проф. С. Н. Бобылева и А. Л. Александровой. М.: ООО «Тверская фабрика печати», 2008.

3. Проблемы национальной технологической безопасности России на пути к рыночной экономике: научный доклад. М.: ИМЭПИ РАН, 2007.

4. Российский статистический ежегодник. 2008 г. Стат. справочник. М.: Росстат, 2009.

5. Human Development Report. Beyond scarcity: power, poverty and the global water crisis. UNDP, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.