Научная статья на тему 'Необходимость и возможность теории мироустройства XXI В. '

Необходимость и возможность теории мироустройства XXI В. Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
397
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ГУМАНИЗМ / МИРОПОРЯДОК / МОСКОВСКО-ШАНХАЙСКАЯ МОДЕЛЬ / MOSCOW-SHANGHAI'S MODEL / SECURITY / HUMANISM / WORLD ORDER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кузнецова Анна Вячеславовна

В статье рассматриваются процесс и результат становления политологической концепции справедливого мироустройства XXI в.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the process and results of the political concept of the just world order in the 21st century is examined

Текст научной работы на тему «Необходимость и возможность теории мироустройства XXI В. »

Анна КУЗНЕЦОВА

НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ТЕОРИИ МИРОУСТРОЙСТВА XXI В.

В статье рассматриваются процесс и результат становления политологической концепции справедливого мироустройства XXI в.

In the article the process and results of the political concept of the just world order in the 21st century is examined. Ключевые слова:

безопасность, гуманизм, миропорядок, московско-шанхайская модель; security, humanism, world order, Moscow-Shanghai’s model.

В 2009 г. в издательстве «Российская газета» вышла книга Е.М. Примакова «Мир без России? К чему ведёт политическая близорукость». Знаменательно и поучительно, что в ситуации глобальных кризисных перемен известный государственный и общественный деятель, выдающийся учёный-обществовед счёл необходимым исследовать фундаментальные проблемы мироустройства XXI в., предложить авторские концепции современного миропорядка. Эта работа — серьёзный вклад в развитие формирующегося в наши дни нового (не-Западного) гуманизма, нового мировоззрения, важные блоки которого составляют концепции новой московско-шанхайской модели миропорядка В.Н. Кузнецова, нового мирового порядка К.С. Гаджиева; геоэкономики и глобалистики Э.Г. Кочетова, уникальные и важные работы А.И. Уткина и Ю.М. Лужкова1.

Они стали ответом на звучавшие в отечественном научном дискурсе критические замечания по поводу неполноты и недостаточности (смысловой, эвристической, инструментальной) всех моделей миропорядка. Вот как объяснял сложившуюся ситуацию В.Н. Кузнецов. Новые реальности 2007 г. показали определённую ограниченность гносеологии, онтологии и эвристики концепции московско-шанхайской модели миропорядка во взаимодействии со смыслами формирующейся евразийской и глобальной безопасности XXI в. Во-первых, обозначилась потребность в более масштабной тео-рии, чем теория миропорядка: речь идёт о феномене «мироустройство». Во-вторых, накопленный теоретический и эмпирический материал выявил органическую взаимосвязь «мироустройства» и «гуманизма». В-третьих, для анализа современного мира, помимо политического и экономического измерений, оказалось необходимым еще гуманитарное, а также институциональное. В-четвёртых, появилось новое, не-Западное понимание единой гуманитарной парадигмы (в единстве геополитики, геоэкономики, геокультуры), утверждающей вместо культуры

1 Кузнецов В.Н. Московско-Шанхайская модель миропорядка и создание мировоззрения XXI века: социологический аспект: Доклад для научной ежегодной сессии авторов и участников научно-издательского проекта «Безопасность Евразии» (Москва, декабрь 2006 г.) // НАВИГУТ, 2006, № 3; Кузнецов В.Н. О смысле нового гуманизма XXI века: Становление нового гуманизма через формирование Московско-Шанхайской модели миропорядка XXI века, нового мировоззрения и культуры компромисса // НАВИГУТ, 2007. № 1; Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка). — М., 2007; Кочетов Э. История российской школы геоэкономики и глобалистики (начала, становление, эволюция воззрений) // Безопасность Евразии, 2008, № 2; Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. — М., 2006; Лужков Ю.М. Возобновление Истории: Человечество в XXI веке и будущее России. — М., 2002.

КУЗНЕЦОВА Анна Вячеславовна — к.соц.н., заместитель директора Московского института стратегических исследований

войны культуру мира, безопасности, доверия, диалога, предотвращения1.

Своеобразным методологическим модулем перехода от концепций и моделей миропорядка XXI в. к формированию фундаментальной теории мироустройства XXI в. в условиях кризисных перемен 2008 г. стал, по-моему, эвристический потенциал предложенной В.Н. Кузнецовым концепции глобальной структурной гуманитарной революции, начавшейся примерно в 2003 г. и полностью развернувшейся после 8 августа 2008 г.2

С ней перекликаются суждения оригинального мыслителя Сергея Переслегина об особенностях перехода к новому мироустройству. «Война США в Ираке, — пишет он, — разумеется, имела чисто индустриальное содержание. Но результаты этой войны — вернее, отсутствие таковых, — уже постиндустриально: впервые США не получили от скалькулированной войны скалькулированной прибыли. ... В течение 20 лет, — утверждает С. Перелегин,

— нас ждёт либо тотальная постиндустриальная катастрофа, либо — постиндустриальный переход с полной перестройкой жизненных форматов». Относительно политического содержания и структуры грядущего мироустройства он предполагает, что уже к концу 2010-х гг. может произойти повсеместный отказ от современной демократической формы управления территориями. И хотя сейчас было бы преждевременно отвечать на вопрос, что именно их заменит, задача переосмысления политической и классовой системы будет удовлетворительно решена (по крайней мере, в России и США)»3.

1 См.: Кузнецов В.Н. Единство и самостоятельность основных измерений не-Западного мироустройства XXI века // Мироустройство XXI: мировоззрение, миропорядок: Опыт гуманитарно-социологического исследования. — М., 2007, стр. 7—8.

2 Кузнецов В.Н. Глобальная структурная гуманитарная революция XXI века: Научный доклад для научно-методологического семинара «Высокие Гуманитарные Технологии — XXI» (Москва, 10 марта 2006 года). — М., 2006; Кузнецов В.Н. Социология компромисса. — М., 2007; Кузнецов В.Н. Возможность и достижимость для каждого человека жизни по справедливости, по правде — главный смысл глобальной гуманитарной безопасности XXI века. — М., 2008; Кузнецов В.Н. Гуманитарные взаимодействия: Социологическое исследование становления геокультурной теории безопасности. В 3 томах. — М., 2008—2009 и др.

3 Переслегин С. Через постиндустриальный барьер // Завтра, 2008, декабрь, № 49, стр. 4; он же. Эпоха географических закрытий // 2008, июль-август, № 207—

208, стр. 13.

Важным этапом в осмыслении и обосновании справедливого мироустройства в XXI в. стал, по моему мнению, «Йоханнесбургский меморандум. Справедливость в хрупком мире», подготовленный в августе 2002 г. Фондом им. Генриха Бёлля к Всемирному саммиту по устойчивому развитию. В его преамбуле (часть 4 «Справедливое богатство») изложено убедительное понимание смысла «справедливое мироустройство»: «. уменьшение бедности неотделимо от уменьшения богатства. Всемирное пространство разделено неравномерно, и расширение прав на ресурсы той части мирового населения, которая потребляет мало, подразумевает ограничение ресурсных претензий сверхпотребителей Севера и Юга. Богатые должны будут сделать шаг в сторону утверждения низкоресурсного типа благосостояния. Это не просто проблема экологии, это проблема справедливости; в противном случае большинство граждан мира останутся лишёнными своей законной доли природного наследия. И Конвенция по климату, и Конвенция по биологическому разнообразию заявляют, что без нормальной экологии не будет социального равноправия. И наоборот — невозможно решить экологические проблемы без равенства, потому что нельзя достичь договорённостей, если они не воспринимаются как справедливые»4. Именно в таком понимании справедливого мироустройства XXI в. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун определил главный фундаментальный вектор глобальной безопасности, главное направление научных поисков и программ практической деятельности всего международного сообщества.

Взаимосвязь экологии, экономики, политики, идеологии в процессе становления справедливого мироустройства, в оформлении самого этого процесса в актуальную фундаментальную политологическую проблему убедительно и конкретно осветил известный экономист Михаил Делягин. «Финансовый кризис,

— поясняет он, — лишь выражение грандиозного комплексного перелома всего мироустройства, сопоставимого по своим масштабам с Реформацией (которой

4 Йоханнесбургский меморандум. Справедливость в хрупком мире. Меморандум к Всемирному саммиту по устойчивому развитию. Первый выпуск, август 2002, Фонд им. Генриха Бёлля. — М., 2002, стр. 7.

сформировалась современная система организации общества, основанная на государстве)»1.

***

Таким образом, проблема справедливого мироустройства XXI в. выдвинулась в число важных и актуальных тем, разработка которых имеет огромное научное и практическое значение. Исследованию её различных аспектов посвящены оригинальные и фундаментальные книги, доклады и статьи целой когорты российских учёных:

1 Делягин М. Антикризисная программа. Проект для обсуждения // Завтра, 2008, декабрь, № 49, стр. 1. Интересно отметить, что первый вариант этой работы М. Делягин опубликовал в октябре 2008 г. в «Независимой газете» под названием «Как нам переустроить Россию» с подзаголовком: «Тезисы об основах политики модернизации в условиях глобального финансового кризиса».

А. Богатурова, М. Делягина, С. Караганова, Э. Кочетова, В. Кузнецова, С. Курги-няна, С. Лаврова, Ю. Лужкова, А. Не-клессы, С. Переслегина, Е. Примакова, А. Уткина, М. Хазина. В настоящее время оформились своеобразные мозговые, научные центры, разрабатывающие проблемы нового мирового порядка, нового мироустройства: газета «Завтра», журналы «Безопасность Евразии», «Профиль», «Экономические стратегии», «Международные процессы», «Вестник аналитики». Их разработки отличает обоснованная аргументация, честные и критические оценки власти и научного сообщества, доказательные предложения, конструктивный, самокритичный, ироничный, созидательный, оптимистический и профессиональный стиль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.