Научная статья на тему 'Необходимость и критерии системной типологии инновационного потенциала корпорации'

Необходимость и критерии системной типологии инновационного потенциала корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОРПОРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сербич Артем Александрович

В статье обоснована необходимость, а также разработаны критерии системной типологии инновационного потенциала предприятия. Сформулирован вывод, что производительность труда инновационного капитала измеряется отношением числа объема произведенной по инновационной технологии продукции к рыночной стоимости фондов, затраченных на их производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED AND CRITERIA SYSTEM TYPOLOGY OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE CORPORATION

In the article the necessity and developed criteria system typology of innovative potential of the enterprise. A conclusion was formulated that the productivity of innovation capital is measured as the ratio of the volume of innovative products to the market value of funds spent for their production.

Текст научной работы на тему «Необходимость и критерии системной типологии инновационного потенциала корпорации»

14.13. НЕОБХОДИМОСТЬ И КРИТЕРИИ СИСТЕМНОЙ ТИПОЛОГИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОРПОРАЦИИ

Сербич Артем Александрович, аспирант ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь

nnn-nauka@yandex.ru

Аннотация: В статье обоснована необходимость, а также разработаны критерии системной типологии инновационного потенциала предприятия. Сформулирован вывод, что производительность труда инновационного капитала измеряется отношением числа объема произведенной по инновационной технологии продукции к рыночной стоимости фондов, затраченных на их производство.

Ключевые слова: инновационный потенциал

предприятия, корпорация, инновации, типологические критерии

THE NEED AND CRITERIA SYSTEM TYPOLOGY OF INNOVATIVE POTENTIAL OF THE CORPORATION

Serbich Artem Aleksandrovich, graduate RUSHYDRO VPO «North-Caucasian Federal University», Stavropol

nnn-nauka@yandex.ru

Annotation: In the article the necessity and developed criteria system typology of innovative potential of the enterprise. A conclusion was formulated that the productivity of innovation capital is measured as the ratio of the volume of innovative products to the market value of funds spent for their production.

Keywords: innovative potential of the enterprise,

Corporation, innovation, typological criteria

Общей экономической основой формирования инновационного потенциала корпорации выступают параметры рыночного функционирования данной корпорации (и ее инновационных подразделений, представленных обычно малыми венчурными фирмами). И в теоретическом, и в прикладном аспекте это означает, что инновационная услуга как результат реализации инновационного потенциала корпорации должна приобрести форму товара, имея в виду все присущие товарам свойства (общественную полезность и стоимостную определенность). Анализируя исходные условия возникновения инновационного потенциала корпорации, в первую очередь следует учитывать направленность, масштабы и эффективность государственной экономической политики в сфере инновационных услуг как особого вида товарных ценностей. И здесь важно найти ответ на вопрос: в чем экономическое

содержание подобной экономической политики государства? Решающим звеном при этом становятся размеры ассигнований из бюджета на развитие инновационного потенциала корпоративного сектора экономики.

Анализ инновационного потенциала корпорации в историческом аспекте показывает: политика ее

формирования своим появлением обязана тому, что современная экономика реализует приоритет «инновационного спроса» и тем самым продолжает

традиционную технократическую тенденцию к самообеспечению, смысл которого состоит в

сосредоточении в рамках производственной единицы всего цикла операций по изготовлению данного товара (эта тенденция в экономической теории известна как «вертикальная интеграция»).

Вертикальной интеграции инновационного

потенциала корпорации отдали дань все страны мира. Однако нынче наблюдается обратная тенденция -внутрифирменные поставки инновационных разработок сменяются их рыночными сделками. Сегодня доказано, что отношения купли-продажи

инновационных услуг между независимыми компаниями более эффективны, чем внутрикорпоративные связи.

Преодоление односторонности вертикальноорганизованного инновационного потенциала

корпорации повлекло за собой существенное возрастание роли рыночных факторов и, прежде всего цены в движении предпринимательского сектора. Это объясняется тем, что в новой («горизонтальной») ситуации при том же объеме производства возрастает абсолютное число «покупателей», т.е. при тех же параметрах производства увеличивается объем «экономики». В результате формируется эффективная структура инновационного потенциала корпорации, поскольку существенно меняется основной состав потребителей инновационных услуг к «конечным» покупателям присоединяется армия

«промежуточных».

Становление инновационного потенциала корпорации приобретает самостоятельную логику и обрастает специфичной институциональной инфраструктурой, которая всегда чревата тенденцией к корпоративной бюрократизации. Именно такую модель демонстрирует государственный

инновационный комплекс, по существу лишенный импульса рыночных связей между спросом инновационных услуг и их предложением. В этой ситуации происходит деформация и спроса, и предложения инновационных услуг, так как отсутствует объективный критерий показателя эффективности применения ранее использованных ресурсов.

Тотальная вертикальная интеграция в форме единственной «государственной - сверхмонополии» -такова была модель не только советской административной экономики, но и всех составляющих ее звеньев, включая инновационный потенциал, как корпорации, так и всего общества. В этом аспекте ни о какой особой технологии инновационного потенциала не могло быть и речи, поскольку различия между инновационным механизмом предприятия, отрасли и общества определялись тогда чисто механически -масштабами производства, а не некой организационной и функциональной спецификой. В то же время административное (бюрократическое)

производство предъявляет к реализации инновационного потенциала корпорации свои критерии эффективности: оно требует постоянного прироста количества занятых или постоянного

прироста объема затраченных ресурсов. Таким

образом, «затратность», «неэффективность», «накопительство» выступают материальными

антиподами рыночных результатов эффективности инновационного потенциала предпринимательской (а не государственной) корпорации.

Сербич А. А.

По мере перехода от «производства» к «экономике» (что в инновационной сфере означает движение от инновационного потенциала предприятия к инновационному потенциалу корпорации) и от «экономики» - к «рынку» (т.е. от инновационного потенциала корпорации - к инновационному потенциалу корпорации) явственнее обнаруживаются различия в критериях их типологии. И объясняются эти различия тем, что для реализации инновационного потенциала предприятия достаточно было выигрыша за счет снижения издержек производства (что уже в индустриальный период гарантировал экономический успех), тогда как инновационный потенциал корпорации извлекает доходы из качественного обновления рыночной конъюнктуры среды предпринимательства.

Таким образом, предпринимательство - более массовая и доступная сфера, чем капитализм1. Сегодня, в эпоху господства рыночных принципов предпринимательства интегрирующим объектом в

структуре предпринимательского сектора стал

2

инновационный потенциал корпорации .

Классический экономический подход к типологии инновационного потенциала корпорации исходит из того, что традиционная экономическая стратегия корпорации в целом направлена на рыночное использование ресурсов производственнотехнического назначения. При таком подходе степень полноты использования ресурсов данной корпорации действительно выступает объективным

свидетельством уровня достигнутой эффективности применения ее инновационного потенциала. Однако подобный подход мог быть присущ только для ситуации нехватки товаров, которая в рыночном смысле гарантировала устойчивый спрос на продукцию корпорации в силу постоянной неудовлетворенности этого спроса. С середины же 70х гг. прошлого века в рыночно развитых странах мира возникла новая экономическая ситуация, а с ней - и новая экономическая стратегия. Возрождение либерально-консерваторских ценностей, принципов и ориентаций в системе общественного производства практически доказало, что нерыночное (социализированное или социально-регулируемое) использование инновационного потенциала корпорации и ее финансовых ресурсов обедняет объем и структуру предложения. Та же практика показала, что в основу типологии инновационного потенциала корпорации должен быть положен иной критерий - способность данного инновационного потенциала корпорации обеспечить изготовление продукции по всему возможному диапазону парности «цена-качество».

Типичная задача, решаемая инновационным потенциалом корпорации в рыночных условиях, - это технологическая ситуация, в рамках которой происходит корреляция затрат, цен и качества, обеспечивающая рост доходности у тех фирм, которые оказываются способными к сочетанию высокого качества продукции с низкой ценой, что

1 Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). Пер. с англ..-М.: Прогресс, 1994.

2 Клейнер Г. Управление корпоративными предприятиями в

переходной экономике.// Вопросы экономики, 1999. - № 8.

стимулирует спрос, наглядно показывая покупателю «выгоду покупки».

Рыночный характер современной экономики, преодолевшей тенденцию к вертикальной иерархии, превратил первичное звено производства из хозяйственного подразделения общественного производства в основную экономическую единицу рыночной системы. Этим была порождена тенденция к совпадению технических и экономических границ предпринимательства, в том числе - и технических и экономических границ инновационного потенциала корпорации.

Следует подчеркнуть, что рыночная организация инновационного потенциала корпорации реализует технологический прогресс в виде углубления общественного разделения труда, который способен выступить материальной основой превращения экономически обособленного производства в инновационно-предметную, подетальную и даже пооперационную специализацию. Отмеченное превращение обусловлено тем обстоятельством, что основным субъектом рыночной экономики все-таки выступает определенный вид бизнеса -корпоративный бизнес, соответственно, возникла и заняла важное место в теории предпринимательства концепция инновационного потенциала корпорации (фирмы).

Поскольку корпорация (а с ней - и инновационный потенциал корпорации) практически становится основным субъектом массового производства товаров и услуг в рыночной экономике, то и типология инновационного потенциала корпорации должна исходить из принятия следующих методологометодических предпосылок.

1. Корпорация (а, следовательно, и инновационный потенциал корпорации действует на определенном сегмента рынка. Это придает конкретные характеристики величине, составу и структуре инновационного потенциала данной корпорации.

2. Корпорация должна удовлетворять

специфические потребности данной группы потребителей, что объективно задает и

технологическую сторону инвестиционного потенциала данной корпорации.

3. Корпорация производит определенный вид

продукции (товары или услуги, предопределяя тем самым маркетинговый аспект реализации инновационного потенциала корпорации).

4. Корпорация обладает определенным

конкурентным преимуществом, которое может быть долгосрочно обеспечено только полномасштабной реализацией инновационного потенциала корпорации.

5. Корпорация есть только элемент отрасли (как

совокупности определенных фирм), что характеризует инновационный потенциал данной корпорации

системе отраслевого инновационного потенциала.

Неотъемлемым элементом рыночной характеристики инновационного потенциала корпорации является конкуренция3 - соперничество между инновационными ресурсами однородными корпорациями. Отсюда понятно, почему в рыночной концепции инновационного потенциала корпорации обязательно должен учитываться такой критерий, как уровень

3 Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М., 2000.

инновационной конкуренции. Основное понятие такого критерия - конкурентоспособность, с ее отличительным содержанием инновационного

потенциала в каждом конкретном случае, с особыми параметрами, факторами и основными элементами.

В основу типологии инновационного потенциала корпорации должны быть следующие элементы теории конкуренции:

- сравнительные преимущества инновационного потенциала данной корпорации (инновационное производство товара всегда имеет плюсы и минусы);

- конкурентное сечение - традиционное

сравнительное сопоставление себестоимости

инновационной продукции конкурирующих венчурных фирм (по одним и тем же параметрам);

- факторы конкуренции (в том числе - конкретные характеристики инновационного потенциала корпораций данной отрасли как конкурирующих фирм, поведение покупателей, поведение поставщиков, возможность появления новых конкурентов, возможность появления новых товаров-заменителей);

- конкурентная позиция - реальное место

инновационного потенциала корпорации на рынке (и отрасли) по сравнению с соперничающей корпорацией.

Рыночная типология инновационного потенциала корпорации предполагает, что производительность труда инновационного капитала измеряется отношением числа объема произведенной по инновационной технологии продукции к рыночной стоимости фондов, затраченных на их производство (именно «рыночных» т.е. по рыночной цене самих фондов - акций, кредита и т.п.). Новая экономическая модель, адекватная трактовке природы рыночного инновационного потенциала корпорации, - это подход к ней в аспекте «жизненного» числа продукции (товара). Она представлена «кривой продаж» рассматриваемой на отрезке временного тренда (от запуска изделия в производство и ее «ухода» с рынка).

Анализ в области стратегического менеджмента показывает, что успешное использование инновационного потенциала корпорации в конкурентной борьбе зависит от базовых факторов: формирования акционерной собственности, эффективного функционирования рынка ценных бумаг, а также поддержания инновационного механизма как конкурентного преимущества корпорации. Консерватизм в сфере динамики инновационного потенциала корпорации,

неспособность быстро ориентироваться к изменениям на рынке является одной из наиболее важных причин слабой конкурентоспособности российских корпораций. Для прогресса в конкурентной борьбе инновационных потенциалов имеют значение не величина или структура активов данной корпорации в данный момент, а динамика, с какой корпорация способна создать и реструктурировать свой инновационный потенциал, а также создавать необходимые для этого активы и обновлять их. Особое место занимают факторы, которые способны закрепить за инновационным потенциалом данной корпорации рыночно-определяющие конкурентные преимущества.

К таким факторам относятся - научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки данной корпорации, ее собственные ноу-хау, конкурентоспособные технологии, монополия на

уникальные технологии, квалифицированный персонал. Кроме того, в число этих же факторов следует включить оптимальные связи с поставщиками и потребителями инновационной продукции корпорации, связи с органами государственного управления, возможность финансирования и т.д. Из сказанного следует, что стратегия реализации инновационного потенциала корпорации представляет собой целенаправленную долгосрочную политику, призванную сильными сторонами компенсировать наличие слабых сторон в организации планирования производства данной корпорации.

Сложным для российских корпораций остается вопрос о привлечении дополнительного финансирования для организации их инновационного потенциала. Даже если такой инновационный потенциал создан, должен постоянно обновляться за счет формирования необходимого для этого объема капитала. Конечно, всегда существует возможность установить долгосрочные финансовые связи с западным стратегическим инвестором (в лице определенной корпорации), но это имеет множество негативных последствий именно стратегического характера.

Для экономической характеристики инновационного потенциала современной корпорации важно осознать, что до второй половины Хх в. почти весь бизнес осуществлялся отдельными лицами. Частная собственность, соответствующая такому бизнесу, в экономической теории обозначается как

«индивидуальная собственность». Со временем расширение и усложнение бизнеса потребовало таких финансовых ресурсов, которые превосходили

возможности индивидуальной собственности. Возникло «партнерство», когда бизнесмены

объединили свои индивидуальные капиталы и становились совладельцами и сополучателями прибыли. В условиях промышленного переворота партнерство исчерпало свой потенциал как

организационная форма мобилизации инновационноинвестиционного капитала, уступив эту роль

корпорациям.

Практика функционирования инновационного потенциала корпорации обнаружила некоторые

финансовые зависимости, имеющие значения для его стратегического развития. К ним можно отнести:

уровень ссудного процента - его повышение снижает цены облигации, и наоборот (обратная зависимость); кредитный рейтинг корпорации - чем он выше, тем выгоднее условия, на которых корпорация может произвести заем; срок до погашения - долгосрочный займ стоит ниже, чем краткосрочный, так как выше проценты; учетный процент, который определяет отношение между исками и доходностью кратко- и долгосрочных облигаций. Кроме того, при повышении уровня ссудного процента цены долгосрочных облигаций обычно снижаются на большую величину, чем цены краткосрочных облигаций. К тому же цены облигаций с высокими купонами колеблются сильнее, чем цены с низкими купонами.

Существуют, на наш взгляд, и минимальные стандарты порога безопасности для становления инновационного потенциала корпорации. К таким порогам относятся, во-первых, избыток выручки компании над суммой необходимой для выплаты процентов (для промышленной компании - тройное превышение). Отношение наличности, полученной из

Сербич А. А.

внутренних источников корпорации, к её общему долгу. Сумма чистого дохода компании плюс доход от инвестиций в другие компании плюс амортизация делится на весь долг и частное предоставляется с минимальным стандартом (для промышленной компании принимается за 30 %). Отношение долга к акционерному капиталу (облигаций к акционерному капиталу - для прочих компаний). Таковы основные критерии экономической типологии инновационного потенциала современной корпорации.

Список литературы:

1. Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1994.

2. Клейнер Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике.// Вопросы экономики, 1999. - № 8.

3. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М., 2000.

Reference list:

1. Berger, P. Capitalist revolution (50 abstracts of prosperity, equality and liberty). Lane. from English.- M: Progress, 1994.

2. Kleiner G. Management of corporate enterprises in transition economies.// Questions of Economics, 1999. - № 8.

3. Bowman K. Fundamentals of strategic management. - M, 2000.

ОТЗЫВ

на статью Сербича А. А. «Необходимость и критерии системной типологии инновационного потенциала корпорации»

На индустриальной ступени развития производства обнаружилось, что инновационные процессы и их реализация в различных организационных формах превращаются в основу экономического развития.

При этом, необходимость изменений в корпоративном управлении в краткосрочном плане поддерживают большинство руководителей, это свидетельствует о том, что отечественная экономика, нацеленная на ускоренное становление частнопредпринимательских форм

хозяйствования - на всех уровнях, во всех сферах и во всех отраслях национальной общественно-производственной системы, тем самым предопределяет особую приоритетность становлению, утверждению и реализации инновационного потенциала корпорации - основного объекта предпринимательского сектора национальной экономики, как необходимой основы развитой рыночной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, д.э.н.

Н.Н. Новоселова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.