Научная статья на тему 'Необходимость формирования механизма государственного регулирования развития нефтегазового комплекса'

Необходимость формирования механизма государственного регулирования развития нефтегазового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / GOVERNMENT REGULATION / CONTROL METHODS / OIL AND GAS COMPLEX / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Владимир Константинович

В статье рассматриваются вопросы необходимости государственного регулирования нефтегазового комплекса страны в современных условиях, так же как и экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марков Владимир Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of necessity for creating the mechanism of government regulation for the development of oil and gas complex and economy as a whole in the contemporary context.

Текст научной работы на тему «Необходимость формирования механизма государственного регулирования развития нефтегазового комплекса»

Владимир МАРКОВ

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматриваются вопросы необходимости государственного регулирования развития нефтегазового комплекса страны в современных условиях, так же как и экономики в целом.

The article deals with the issues of necessity for creating the mechanism of government regulation for the development of oil and gas complex and economy as a whole in the contemporary context.

Ключевые слова:

государственное регулирование, методы регулирования, нефтегазовый комплекс, промышленность; government regulation, control methods, oil and gas complex, industry.

Вопрос о роли и месте государства в рыночной экономике всегда был в центре внимания многих ученых. Поэтому на авансцену экономической политики выходят то концепции, проповедующие усиление роли государства в экономических процессах (речь идет о кейнсианстве, господствовавшем и в экономической теории, и в практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий ХХ в., примерно до конца 70-х гг.), то концепции, делающие ставку на рыночные силы в экономике, на предпринимательство и на поддержку государством именно этих сил (монетаризм, экономика предложения, неолиберализм, которые приобрели особое значение в 80-е и 90-е гг. ХХ в.)1.

Современная экономика, где государство функционирует в качестве активного участника рынка и партнера частных фирм, с одной стороны, с другой — несет ответственность за нормальное функционирование рынка и поддержание правопорядка в экономике в целом. Следовательно, роль государства не ограничивается только выполнением функций «ночного сторожа», а предполагает более широкое поле деятельности. При этом государство не замещает, а дополняет рынок. В этой связи уместным является следующее обобщение, сформулированное П. Самуэлсоном и В. Нордхаусом: «...Обе стороны — рынок и государство — существенны. Управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой». Особый интерес представляет в этой связи и сравнительный пример, связанный с функционированием национальной экономики, приведенный В. Леонтьевым. Разъясняя студентам, как функционирует национальная экономика, В. Леонтьев сравнивает ее с яхтой в море: «Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер — это заинтересованность. Руль — государственное регулирование. Нельзя делать так, как говорил Рейган: поднимите паруса, пусть их наполнит ветер, и идите в кабину коктейль пить. Так нас и на скалы вынесет, разобьет яхту вдребезги.»2.

В современной научной мысли отмечается, что государство должно обеспечивать правильное функционирование и развитие экономики с помощью поддержки конкуренции, защиты прав собствен-

1 Супин В.Б. Роль государства в американской экономике: теория и практика // США&Канада, 2002, № 1, с. 4.

2 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М. : Юристъ, 2000, с. 468, 492.

МАРКОВ

Владимир

Константинович — соискатель кафедры национальной и региональной экономики Саратовского государственного социальноэкономического университета 956nan@mail.ru

ности, организации общественных работ, обеспечения свободы предпринимательства, законности правопорядка в хозяйственной сфере, регулирования денежного обращения, контроля за внешнеэкономической деятельностью.

Особо повышается роль государства в период реформ (трансформаций) экономической жизни страны, примером которых может служить переход от административно-плановой к рыночной экономике1. Переход к рынку, который осуществлялся в начале 1990-х гг. в России, сам по себе означал серьезное изменение роли и функций государства.

В качестве одной из функций государственного регулирования выступает поддержка национального промышленного производства, обеспечение его рациональной структуры, что предполагает проведение государством экономических, организационных и прочих мероприятий, направленных на поддержание и развитие отраслей, предприятий страны.

В национальной промышленности России выделяют не только отдельные отрасли, но и межотраслевые комплексы, в частности нефтегазовый комплекс. В настоящее время нефтегазовый комплекс является базисом российской экономики. Поступления от нефтегазовых компаний составляют весомую часть государственного бюджета. Доходы федерального бюджета в последние годы формируются на 45—50% за счет ресурсов данного комплекса. Добыча газа в России составляет более 21% глобальной добычи, добыча нефти и конденсата — 12,4%. В части добычи газа Россия и США значительно опережают ближайших конкурентов, производя его в 3—7 раз больше чем Канада, Иран или Алжир. В добыче нефти и конденсата с большим отрывом от всех остальных стран лидируют Саудовская Аравия и Россия2. Нефтегазовый комплекс оказывает решающее воздействие на социально-экономическое развитие отдельных регионов страны, способствует развитию других отраслей промышленности. С работой предприятий нефтегазового комплекса связано

1 Жданов С.А. Государственное регулирование промышленного производства: Мотивация эффективной деятельности. — Саратов: СГСЭУ, 2001, с. 16.

2 Коржубаев А.Г. Влияние глобального финансово-экономического кризиса на нефтегазовый комплекс России // Регион: экономика и социология, 2010, № 2, с. 273.

претворение в жизнь наиболее значимых программ в масштабах регионов и всего государства. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что нефть, газ и продукты их переработки обеспечивают насущные потребности человека и используются в высокотехнологичных процессах и производствах, что обеспечивает высокий устойчивый спрос на них внутри страны и на мировом рынке.

Сложившиеся пропорции в национальном хозяйстве страны, значение нефти и газа в экономике (особенно для энергетического сектора), значительные запасы углеводородного сырья, выгодное географическое положение государства указывают на то, что и дальше нефтегазовый комплекс будет занимать ведущие позиции в национальной экономике России. Поэтому логично, что с его состоянием связывают определенные надежды на процесс социально-экономического развития страны. Однако следует отметить, что в нефтегазовом комплексе страны имеется целый ряд проблем по всем направлениям его деятельности (поиску месторождений нефти и газа, бурению, добыче, транспортировке и переработке нефти и газа). Решение этих проблем лежит в области проводимых государством мероприятий по регулированию отдельных секторов и областей народного хозяйства. Органы государственной власти посредством применения различных методов и инструментов должны создать условия для эффективного развития нефтегазового комплекса, которое было бы связано с развитием сырьевой базы комплекса, повышением глубины переработки углеводородного сырья, развитием систем транспорта нефти, нефтепродуктов и газа.

Необходимо указать на тот факт, что работа нефтегазового комплекса России зависит от деятельности многих государственных органов, в т.ч. от исполнительных органов власти: Министерства энергетики РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ и др.

Согласно постановлению от 28 мая 2008 г. № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации», принятому Правительством Российской Федерации, Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти, осущест-

вляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в т.ч. по вопросам нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки. Министерство энергетики Российской Федерации обладает рядом полномочий, в числе которых утверждение годовых и квартальных балансов нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, нормативов технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом, определение перспективных проектов строительства трубопроводов.

Деятельность Минэнерго России направлена на стимулирование инвестиций в разработку месторождений и развитие транспортной инфраструктуры, формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти и газа, обеспечение разработки месторождений на шельфе, повышение эффективности использования энергетических ресурсов в отраслях экономики, стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и переработки нефти и газа, обеспечение динамичного и устойчивого развития отраслей нефтегазового комплекса.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях обеспечения обновления основных производственных фондов предприятий нефтегазового комплекса призвано, в частности, обеспечивать развитие машиностроения. Машиностроение должно обеспечивать надежные поставки конкурентоспособной и доступной техники нефтегазовым предприятиям страны, а также условия для ее своевременного и качественного обслуживания.

Министерство транспорта Российской Федерации в рамках реализации мер по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры призвано обеспечить ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек, что позволит повысить конкурентоспособность продукции и эффективность функционирования отраслей нефтегазового комплекса. Кроме того, освоение новых месторождений нефти и газа требует развития транспортной системы страны,

включающего в т.ч. строительство новых железнодорожных линий.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает стабильность финансовой системы страны. Важным направлением работы Министерства финансов России является участие в выработке четкой долгосрочной позиции государства при совершенствовании законодательства в целях развития эффективного налогового регулирования нефтегазового комплекса, а также обеспечение надлежащего финансирования программ и прочих расходов в рамках достижения целей и задач развития нефтегазового комплекса России.

Министерство экономического развития Российской Федерации в рамках создания и обеспечения макроэкономических условий для эффективного функционирования нефтегазового комплекса обеспечивает создание комфортных условий для ведения бизнеса, развитие свободных конкурентных рынков, институциональных условий для развития производства и экспорта продукции нефтегазового комплекса.

Федеральная антимонопольная служба России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции. Также данная служба выполняет контроль за деятельностью естественных монополий; эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы предприятий, в т.ч. в нефтегазовом комплексе страны. Свою работу антимонопольная служба тесно координирует с Федеральной службой по тарифам.

Действующая система органов государственной власти должна обеспечивать условия не только для нормального функционирования нефтегазового комплекса страны, но и для его качественного развития, для чего необходим соответствующий механизм государственного регулирования развития нефтегазового комплекса. Данный механизм должен содержать соответствующий набор методов и инструментов, иметь оптимальное соотношение между прямым и косвенным воздействием. Следовательно, механизм государственного регулирования развития нефтегазового комплекса можно представить

как совокупность методов, инструментов, применяемых органами государственной власти для воздействия непосредственно на данный комплекс (внутреннюю среду) и создания условий для повышения эффективности его функционирования (внешнюю среду) с целью укрепления связей между основными элементами комплекса (предприятиями, отраслями) и обеспечения качественного развития деятельности, связанной с добычей, транспортировкой и переработкой углеводородных ресурсов (нефти и газа).

Главная характеристика современного этапа развития России связана с изменением позиции государства в экономике, которое из стороннего наблюдателя вновь превращается в активный экономический субъект. Отметим, что государством разрабатывается целый пакет документов в сфере нефтегазового комплекса. В них определена долгосрочная политика стимулирования развития нефтегазового комплекса страны. Важным для комплекса документом, принятым на федеральном уровне, можно считать Стратегию развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года (принята распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1039-р). Данный документ имеет большое значение, т.к. в нем подчеркивается важность и указывается возможность решения вопроса о повышении глубинности исследований в пределах территории Российской Федерации и получения новых данных о нефтегазоносности континентального шельфа Российской Федерации.

В перспективе одним из значимых для нефтяной промышленности документов должна стать Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 г., необходимость формирования которой была определена на совещании у председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина в Киришах. Уже сейчас разработана Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России, которая является базовым документом для формирования Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 г., отражающим ключевые параметры и направления функционирования нефтяной промышленности в перспективе. Развитие нефтя-

ной промышленности связывают с усилением деятельности в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы, усилением инновационной направленности развития нефтяной промышленности для снижения совокупных издержек и рисков, углублением переработки нефти на основе модернизации и строительства новых объектов, созданием условий для диверсификации рынков сбыта продукции нефтяной промышленности, увеличением степени использования попутного газа.

Нельзя оставить без внимания и перспективы развития отечественной газовой отрасли. В настоящее время по ней разработана Генеральная схема развития на период до 2030 г. Генеральная схема сформирована как комплексный проект, в котором взаимоувязаны все составляющие — геологоразведка, бурение, добыча, транспортировка, хранение газа, поставка потребителям углеводородного сырья. Реализация основных направлений развития газовой отрасли, определенных генеральной схемой, обеспечит географическую диверсификацию поставок российского газа, доведение затрат на производство и доставку газа на традиционные и потенциальные рынки до уровня конкурентной цены, гибкий подход к формированию ценовой политики на экспортных рынках и выход на конечного потребителя, создание продукции с повышенной добавочной стоимостью путем увеличения объемов глубины переработки газа.

Для развития нефтегазового комплекса страны с учетом как макро-, так и микроэкономических факторов требуются изменения, в частности в налоговой и таможенной сферах, условиях работы на шельфе, а также обеспечение развития новых месторождений нефти и газа, маршрутов экспорта углеводородов, обновления оборудования и внедрения инноваций на предприятиях нефтегазового сектора и многое другое.

Нужны серьезные изменения в самом нефтегазовом комплексе и в системе государственного регулирования его деятельности. Необходимы действенные меры для эффективного развития комплекса, которые учитывали бы изменения, происшедшие в национальной и мировой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.