Научная статья на тему 'Необходимо ли портфолио современной российской школе?'

Необходимо ли портфолио современной российской школе? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО STUDENT PORTFOLIO / ПОРТФОЛИО / КАК ДНЕВНИК ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА PORTFOLIO AS A DIARY OF A PERSONAL STUDENT PROGRESS / ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОРТФОЛИО PORTFOLIO PRESENTATION / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРУЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ EDUCATION DIRECTED TO PRACTICE / УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ PROGRESSIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королёва Л. В.

Автор рассматривает портфолио как новый критерий оценки учащихся в современной российской общеобразовательной школе и предлагает в качестве образца использовать определённую форму портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимо ли портфолио современной российской школе?»

Королёва Л.В. ©

Кандидат политических наук, доцент ОУК социологии, политологии и экономики, Московский городской педагогический университет

НЕОБХОДИМО ЛИ ПОРТФОЛИО СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ?

Аннотация

Автор рассматривает портфолио как новый критерий оценки учащихся в современной российской общеобразовательной школе и предлагает в качестве образца использовать определённую форму портфолио.

Ключевые слова: ученический портфолио - student portfolio, портфолио, как дневник личных достижений ученика - portfolio as a diary of a personal student progress, презентация портфолио - portfolio presentation, практико-ориентируемое обучение - education directed to practice, успешная личность - progressive personality.

В связи с переходом российской школы на новые стандарты образования сегодня растёт понимание того, что необходимы и новые критерии оценки знаний учащихся. На настоящий момент всем общеобразовательным школьным учреждениям города Москвы поручено создать собственную систему оценки качества образования учащихся. Элементом такой оценочной шкалы на наш взгляд может стать ученический портфолио.

Портфолио буквально означает «альбом с фотографиями». По ним можно проследить не только качество работы, но и профессиональный путь фотографа или же художника. В этом-то смысле и используется сегодня идея введения портфолио в школе и даже в вузе.

Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ с целью продемонстрировать образовательные достижения учащихся. Т.е. - это определённый сборник документов, показывающий различные достижения школьников. Составление такого сборника или коллекции преследует две цели:

1. проследить индивидуальный прогресс учащихся

2. оценить его образовательные достижения.

Как научный руководитель экспериментальной площадки средней общеобразовательной школы № 735 г. Москвы хочу отметить, что в данном учебном заведении уже ряд преподавателей несколько лет применяют указанное новшество. Причём используют портфолио в начальной, средней и старшей школе. Правда, всё это только первые шаги в реализации темы школьной экспериментальной площадки «Социальная успешность учащихся как результат формирования у них социальных компетенций».

Несмотря на то, что экспериментальная деятельность распространяется на все классы, за основу все-таки берутся старшие школьники. По этой причине мне бы хотелось остановиться на мотивации введения и реализации портфолио именно в старшей школе.

Во-первых, новые образовательные стандарты заставляют учащихся уже с 14 лет определяться со своей будущей профессией. Отсюда у них возникает необходимость в сборе определённого учебно-образовательного материала, накоплении собственных достижений и умении их представить.

Во-вторых, портфолио может стать альтернативой экзамену. Так, научно-творческие проекты, ставшие победителями, тоже могут засчитываться в качестве экзамена.

© Королёва Л.В., 2012 г.

В-третьих, портфолио возрождает и наглядно показывает рейтинг учеников в школе, что становится прямой заявкой на успех, видимый всеми. Это может выражаться, например, во введении «золотой» карты ученика (для обладателя такой карты продливаются каникулы, он может присутствовать на педсовете, вместе с администрацией школы открывать различные мероприятия, быть на них в качестве почётного лица, висеть на Доске Почёта и т.д.).

В-четвёртых, сегодня некоторые вузы принимают без экзаменов учащихся школ по результатам их исследовательской деятельности, которая была представлена и оценена данным вузом на проводимых им же научно-практических конференциях, олимпиадах.

В-пятых, для некоторых школьников портфолио может стать единственной побудительной причиной к обучению в школе через рефлексию, через превращение портфолио в дневник личных достижений, в котором ученик будет оценивать себя сам.

И тем не менее мы подчеркиваем, что составление портфолио является делом сугубо добровольным.

К сегодняшнему дню существует множество видов этого документа. В результате обсуждения в школе №735 в качестве эксперимента мы решили использовать следующую форму портфолио:

1. Титульный лист

2. Официальные документы (копии дипломов, грамоты, свидетельства об окончании курсов и пр., удостоверения о наличии спортивного разряда и т.д.)

3. Проектная деятельность. Творческие и спортивные достижения

4. Отзывы и рекомендации.

Ещё одной составляющей портфолио является его презентация. На обсуждение портфолио могут быть приглашены учащиеся, их родители, учителя, представители родительского совета и т.д. По форме это может быть: защита, выставка, конференция, собеседование и пр.

Таким образом, портфолио как портфель индивидуальных образовательных достижений школьника:

- отвечает новой формирующейся в России системе образования;

- соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения;

- способствует формированию успешной личности, т.е. выработке у школьников таких социальных компетенций, которые помогут им в будущем реализовать себя и по возможности стать успешными людьми.

Стоит сказать и о том, что переход высшей школы на двухуровневую систему образования и введение бально-рейтинговой системы оценок требует должной подготовки от школьников - будущих абитуриентов. Поэтому приобщение к портфолио со школьной скамьи становится залогом успешной деятельности студентов самых различных специальностей и в вузе.

Литература

1.Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. - Портфолио в зарубежной образовательной практике //Вопросы образования. - 2004. -№ 3. - С. 201 - 238.

2.Орлова Л. Портфолио школьника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.solnet.ee/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.