Научная статья на тему 'Неналоговые доходы муниципальных образований: поиски решения'

Неналоговые доходы муниципальных образований: поиски решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артамонова О.В., Сафуанов Р.М.

Реформа местного самоуправления, бюджетной и налоговой систем, активно проводимая в современных условиях, оказывает прямое влияние на состояние муниципальных образований. Происходит трансформация экономики муниципальных образований, усиливается значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности соответствующих территорий. Экономическая самостоятельность становится главным условием реализации новой роли российских городов. На фоне происходящих реформ особую актуальность приобретают вопросы формирования собственных источников доходов местного бюджета как экономической основы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неналоговые доходы муниципальных образований: поиски решения»

Налоговая политика

неналоговые доходы муниципальных образований: поиски решения

о.в. артамонова,

доцент кафедры экономического анализа и статистики уфимской государственной академии экономики и сервиса, начальник отдела управления экономики администрации городского округа

г. уфа Республики Башкортостан

р.м. сафуанов,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономического анализа и статистики уфимской государственной академии экономики и сервиса

Реформа местного самоуправления (ИС), бюджетной и налоговой систем, активно проводимая в современных условиях, оказывает прямое влияние на состояние муниципальных образований (МО). Происходит трансформация экономики муниципальных образований, усиливается значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности соответствующих территорий. Экономическая самостоятельность становится главным условием реализации новой роли российских городов. На фоне происходящих реформ особую актуальность приобретают вопросы формирования собственных источников доходов местного бюджета как экономической основы местного самоуправления.

Оценка экспертов Конгресса муниципальных образований РФ свидетельствует о том, что «...в результате реформирования бюджетной системы. местные бюджеты потеряли в качестве доходных источников, гарантированных ранее федеральным законодательством 50 % налога на иму- 70% щество юридических лиц, 2 % налога на прибыль, акцизы, с 50 до 40 % снизилась доля налога на доходы физических лиц, закрепляемая за местным самоуправлением.

1 Л. Назарова. Полномочия без финансов / Экономика и жизнь. 2005. № 22. С. 5.

2 Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// по материалам сайта www. minfin. ru.

60 50 40 30 20 10 0

По разным типам муниципальных образований не будет хватать от 40 до 60 % необходимых финансовых средств»1.

Структура местных бюджетов по степени дота-ционности представлена на рис. 1 и свидетельствует о наличии негативной тенденции. А именно, в 63 % муниципальных образований Российской Федерации размер дотаций из вышестоящих уровней бюджетов колеблется от 50 до 100 %.

Как видно из приведенных данных, собственная налоговая база местных бюджетов уменьшилась. Это закрепило дотационность многих муниципальных образований и, в свою очередь, обусловило необходимость срочного решения вопросов соразмерной компенсации выпадающих доходов местных бюджетов. Таким образом, на фоне снижения доли собственных налоговых доходов возрастает значение для местного бюджета неналоговых доходов (рис. 2).

63,0°/ )

21,4%

9,1% 6,5%

I |

0-10% 10-20% 20-50% 50-100%

Рис. 1. Структура местных бюджетов по степени дотационности2

Рис. 2. Состав неналоговых доходов местного бюджета

Следует отметить, что собственные неналоговые доходы формируются за счет использования, отчуждения, приватизации муниципальной собственности, местных займов и лотерей, а также различного рода административных санкций — штрафов. Состав неналоговых доходов местного бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, и бюджетных средств муниципального образования установлен ст. 42, 43, 62 БК РФ3.

При этом следует учитывать, что структура доходов местных бюджетов по типам муниципальных образований существенно отличается и зачастую зависит от ряда факторов: период создания муниципального образования; возложенные полномочия; структура и объем муниципальной собственности; социально-экономическое положение муниципального образования и т. п. (табл. 1).

Из таблицы следует, что неналоговые доходы имеют место в доходах всех типов муниципальных образований. Рассматриваемая группа доходов в суммарном выражении сопоставима с одной третью налоговых доходов муниципальных образований. При этом 67 % неналоговых доходов формирует доходную часть бюджетов городских округов, в бюджеты муниципальных районов поступает 26,8 %

3 Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31. Ст. 3823.

неналоговых доходов, в бюджеты поселений — 6,2 %. Следовательно, размер и доля неналоговых доходов существенно зависят от типа муниципального образования. Официальные данные свидетельствуют об особой значимости данного вида доходов для обеспечения сбалансированности бюджетов городских округов.

Рассмотрим более подробно структуру формирования неналоговых доходов бюджета городского округа на примере г. Уфы в течение 2002 — 2006 гг. (табл. 2). Приведенные данные демонстрируют постоянный рост совокупной доли неналоговых доходов в бюджете городского округа г. Уфы: в 2002 г. она составила 10,34 % от общего объема доходов бюджета; в 2003 г. данный показатель достиг уровня 11,51 %; в 2004 г. он возрос до 12,63 % и в 2006 г. составил 17 %.

Увеличение совокупной доли неналоговых поступлений в доходах бюджета города было в основном обеспечено за счет роста доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Доля доходов от использования имущества в общей сумме доходов бюджета города за период с 2002 по 2006 г. возросла с 8,52 до 17 %. При этом доля прочих неналоговых доходов постепенно сокращалась и достигла величины 1 % от общей суммы доходов бюджета г. Уфы в 2006 г.

Основным источником неналоговых доходов для бюджета городского округа в 2006 г. по-пре-

42

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Таблица 2

Формирование неналоговых доходов бюджета городского округа г. Уфы РБ в 2002 — 2006 гг.

Таблица 1

Структура доходов местных бюджетов по типам муниципальных образований4

тип муниципальных образований

Доходы Городской округ Муниципальный район Поселение

Сумма, Доля Сумма, Доля Сумма, Доля

млрд руб. в доходах, % млрд руб. в доходах, % млрд руб. в доходах, %

Налоговые 181,1 37,9 99,7 21,7 13,4 22,9

Неналоговые 58,5 12,3 23,4 5,1 5,4 9,2

Итого 239,6 50,2 123,1 26,8 18,8 32,1

Межбюджетные трансферты (без ФК) 96,9 20,3 150 32,7 30 51,3

Фонд компенсации 117,9 24,7 168 36,6 8 13,7

Прочие доходы 22,8 4,8 17,8 3,9 1,7 2,9

Всего 477,2 100 458,9 100 58,5 100

"———Период Вид дохода —-— 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2006 г.

тыс. руб. доля, % тыс. руб. доля, % тыс. руб. доля,% тыс. руб. доля,%

Доход от приватизации 154 980,3 25,4 115 610,7 13,7 107 200,6 9,7 4 026,0 0,3

Доход от реализации права аренды объектов нежилого фонда (ОНФ) 27 143,5 4,4 12 991,4 1,5 - - - -

Дивиденды по акциям (долям) 2 203,8 0,4 1 585,5 0,2 2 636,0 0,2 6 220,6 0,5

Доход от аренды в том числе: — аренда земли — аренда ОНФ 221 701,3 36,4 260 446,3 30,9 819 932,7 74,6 1 298 481,7 716 866,4 581 615,3 94,3 52,0 42,2

Доход в форме отчислений от прибыли МУПов - - - - 6 336,1 0,6 31 986,5 2,3

Доход от продажи земельных участков - - - - 37 027,1 3,4 17 160 1,2

Прочие доходы от муниципальной собственности 96 848,1 15,9 398 522,1 47,2 47 313,5 4,3 18 840,7 1,4

Всего доходы от муниципального имущества 502 877 82,5 789 156,0 93,5 1 020 446,0 92,8 1 376 715,5 100

Прочие неналоговые доходы 106 803 17,5 54 491,0 6,5 79 374,0 7,2 д/о -

Всего неналоговых доходов 609 680 100 84 3647 100 1 099 820 100 1 376 715,5 100

Итого доходов бюджета 5 900 651 - 7 328 493 - 870 7742 - 8 114 849 -

жнему остаются арендные платежи за пользование объектами нежилого фонда. Эта статья формирует 7,2 % городского бюджета. Возрастает роль доходов от аренды земель, отнесенных к категории городских поселений. В 2006 г. их сумма составила 716,9 млн руб., что соответствует 52 % от общей суммы неналоговых доходов и 8,8 % доходной части местного бюджета.

Изложенные факты еще раз подтверждают сделанный ранее вывод о значимости неналоговых доходов для обеспечения сбалансированности местных бюджетов и покрытия принятых обязательств.

Изменения в законодательстве, предусматривающие новый подход к вопросам формирования

4 Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2006 г. / www. minfin. ru.

муниципальной собственности в части установления закрытого перечня видов муниципального имущества, определили специальный состав собственности муниципального образования — имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в основном имеющее социальную направленность. Имущество, не удовлетворяющее качественным требованиям, предусмотренным ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подлежит перепрофилированию либо отчуждению, либо — в соответствии со ст. 85 данного закона, в срок до 01.01.2008 г. — передаче в федеральную собственность, в собственность субъектов РФ согласно разграничению полномочий.

Следует отметить, что такой подход безусловно приведет к единовременному пополнению доходной части местных бюджетов за счет средств,

Таблица 3

анализ проблем, возникающих при реализации отдельных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Фз «об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации»

наличие ограничений на пообъектный состав муниципальной собственности (мс)

до вступления в силу Федерального закона № 131-Фз

после вступления в силу Федерального закона № 131-Фз

проблемы и последствия

Ограничения к составу муниципальной собственности по функциональному признаку отсутствуют

В собственности городских округов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо — и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения;

10) имущество, предназначенное для развития массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;

19) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

20) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка муниципальной милицией;

21) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

22) имущество, предназначенное для оказания на территории скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

23) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

24) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

25) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений

— Ограничение возможности участия МО в хозяйственной деятельности на его территории;

— изменение качественного состава МС путем исключения имущества коммерческого, инвестиционного назначения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сокращение неналоговых доходов местных бюджетов;

— снижение собственных доходов местных бюджетов;

— изменение структуры доходов местных бюджетов в сторону увеличения межбюджетных трансфертов (дотаций);

— увеличение числа дотационных МО;

— снижение темпов социально-экономического развития МО;

— лишение органов местного самоуправления стимулов к развитию территории;

— невозможность проведения самостоятельной экономической политики;

— выпадение из местных бюджетов доходов от использования имущества в силу социального характера МС, предполагающего в основном безвозмездное использование имущества;

— снижение сбалансированности местных бюджетов

поступающих от массовой приватизации непрофильных объектов, а в перспективе — к сокращению коммерческой составляющей муниципальной собственности и, следовательно — минимизации неналоговых источников доходов бюджета муниципальных образований при сохранении объема задач комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. На фоне сокращения ликвидной и высокодоходной части имущественных ресурсов неизбежен рост дефицитности местных бюджетов. В этой непростой экономической действительности рассмотренные выше новации в законодательстве РФ, сопровождаемые значительным сокращением собственных источников доходов местных бюджетов, негативно скажутся на экономической самостоятельности муниципальных образований (табл. 3).

Необходимо отметить, что муниципальная собственность является неотъемлемой частью экономической основы местного самоуправления в РФ.

Уменьшение гарантированных доходных источников в условиях увеличения расходных полномочий органов местного самоуправления, порождающих прогрессирующий рост расходов, покрытие

которых обеспечивается за счет средств местного бюджета, ведет к неизбежному росту зависимости местных бюджетов от дотаций из иных бюджетов.

В сложившейся ситуации представляется необходимым внесение изменений в законодательство РФ, исключающих принцип закрытости категорий имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.

Предлагаемая мера также обусловлена ограниченностью налоговых ресурсов, законодательно закрепленных за муниципальными образованиями и, как следствие — ростом роли муниципальных имущественных ресурсов с позиции их прибыльности и коммерческой привлекательности.

Кроме того, целесообразен пересмотр законодательно установленной структуры доходов местных бюджетов и установление в качестве приоритета при их формировании рост собственных источников. Это в свою очередь позволит повысить заинтересованность органов местного самоуправления в эффективности использования существующих финансовых ресурсов и налоговых резервов и наполнить доходы местных бюджетов в объеме, соответствующем расходным полномочиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.