Научная статья на тему 'Нелегальная миграция: финский опыт анализа и решения проблем'

Нелегальная миграция: финский опыт анализа и решения проблем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
552
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / КОНТРОЛЬ / МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ANALYSIS / MONITORING / MIGRATION / ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шегельман Илья Романович, Гладков Сергей Сергеевич

Показана острота проблемы миграции в зарубежных странах. Рассмотрен финский опыт анализа, контроля и предотвращения проблем, связанных с незаконной миграцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illegal migration: the finnish experience analyze and solve problems

He severity of the issue of migration to foreign countries. Considered the Finnish experience to analyze, control and prevention of problems associated with illegal immigration.

Текст научной работы на тему «Нелегальная миграция: финский опыт анализа и решения проблем»

Нелегальная миграция: финский опыт анализа и решения проблем

И. Р. Шегельман, С. С. Гладков

В последние годы правительства многих стран, общество и средства массовой информации усилили внимание к состоянию, вызовам и путям с одной стороны успешного использования миграции для решения кадровых проблем в различных сферах деятельности, с другой преодоления возникающих при неконтролируемой миграции негативных политических, социально-экономических, демографических, коммуникативных и др. явлений, включая обострение миграционной ситуации в различных регионах России.

Не случайно в 2013 г. в России принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации», направленный противодействие незаконной миграции, укрепление правопорядка в обществе и национальной безопасности России (http://kremlin.ru/acts/17277). Как отмечено в работе [1], во многих странах ЕС возникали острые столкновения в области миграционной политики. Миграционная политика России строится на федеральном уровне, однако, основные проблемы и последствия проявляются на локальном уровне отдельных регионов, округов, территорий [2].

По данным Центрального банка данных по учету иностранных граждан ГИСМУ ФМС России за первое полугодие 2013 года на территорию Российской Федерации въехало свыше 11,3 млн. иностранных граждан (на 9,9 % больше, чем за аналогичный период 2012 года). 75,9 % из всех въехавших на территорию Россию мигрантов составляют граждане стран СНГ. В первую десятку лидеров, по количеству въехавших, также вошли Китай (3,06 % от общего количества въехавших) и Германия (2,0 %). 71,7 % от общего числа въехавших на территорию России составляю мужчины. Около 79,5 % от общего количества поставленных на миграционный учет составляют граждане стран-участниц СНГ, из которых 52,6 % являются гражданами Узбекистана (1,1 млн чел.), Таджикистана (491 тыс. чел.) и Украины (278 тыс. чел.).

На территориях Центрального и Северо-Западного федеральных округов осуществляют трудовую деятельность 60,0 % иностранных работников. Основной поток трудовых мигрантов приходится на Москву, Санкт-Петербург, Ленинградскую и Московскую область, Краснодарский край. Наибольшая часть иностранных работников занята в строительной отрасли (37,8 %), далее следуют: сфера услуг (16,3 %), обрабатывающие производства (10,2 %), оптовая и розничная торговля (7,8 %). Количество квалифицированных и высококвалифицированных зарубежных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность, в 2013 году составило 32105 чел. [3]

Как отмечает С. В. Ходенко, миграционные процессы и подвижность населения являются сложными в понимании их объективной' природы, обладают саморазвитием и усложнением их структурной составляющей, то есть, признаками эволюционного процесса [4].

В связи с этим миграция должна стать объектом политического контроля и регулирования [5], при которых целесообразно использовать опыт Финляндии, которая решающая задачи инновационного развития в условиях демографических и миграционных проблем превратилась в одну из передовых стран в области высоких технологий.

Для Финляндии характерны высокие показатели в использовании способностей человека [6], [7], [8], а для развития экономики привлекаются иммигранты, способные существенно увеличить уровень и объемы НИОКР и активизировать предпринимательство [9].

В то же время в Финляндии серьезнейшее внимание уделяется исследованию обстановки в сфере нелегальной миграции и взгляд на это явление с точки зрения различных государственных органов Финляндии и разрабатываются планы по повышению эффективности мер, направленных на противодействие нелегальной миграции, а также оцениваются возможные тенденции ее развития. Благодаря этому, хотя действующая в Финляндии система иммиграции зачастую используется некоторыми иммигрантами с нарушениями, государственные органы страны способны их выявлять и пресекать. Работа по

противодействию нелегальной миграции заключается в выявлении и предотвращении незаконного въезда в страну и попыток организации такого въезда. Противодействие связанной с нелегальной миграцией преступности заключается в пресечении индивидуальных либо организованных преступными группами попыток использовать в своих интересах лиц, оказавшихся в затруднительном положении, и направлять их как нелегальных мигрантов в Финляндию либо другие страны ЕС.

17 октября 2012 года Рабочая группа по внутренней безопасности правительства премьер-министра Финляндии Ю.Катайнена

(http://valtioneuvosto.fi/hallitus/ministerityoryhmat/fi .jsp#turvaШsuus) утвердила «Программу действий по противодействию незаконной иммиграции на период 2012-2015 г.г.» Программа содержит рекомендации для 21 государственного органа Финляндии, которые ответственны за реализацию законодательных решений в данной сфере. Центральное место в программе уделяется задаче обновления законодательства, влияющего на проблему нелегальной иммиграции (основы данного обновления заложены в Программе правительства премьер-министра Катайнена), а также проблеме повышения эффективности направленной на противодействие нелегальной миграции деятельности государственных органов Финляндии, в первую очередь, ускорения процессов принятия и реализации принятых решений. Действующая в рамках вышеуказанной Программы под руководством полиции межведомственная рабочая группа в свою очередь способствует противодействию нелегальной иммиграции путем выдвижения предложений по совершенствованию взаимодействия между государственными органами Финляндии, в том числе законопроектов. Данная рабочая группа также осуществляет мониторинг обстановки в сфере нелегальной иммиграции, а также готовит доклады министерской группе по внутренней безопасности о реализации мероприятий Программы. В докладах анализируется обстановка в сфере нелегальной миграции и ее изменение, полученные данные используются для подготовки предложений о совершенствовании деятельности различных государственных органов Финляндии. Отдельно в межведомственной

рабочей группе осуществляется подготовка доклада о реализации рекомендаций, содержащихся в Программе [10].

В связи с изложенным представляет интерес опыт Финляндии, изложенный в докладе [11] о ситуации в сфере нелегальной миграции и противодействии этому явлению в Финляндии, который подготовлен межведомственной рабочей группой по обеспечению внутренней безопасности в соответствии с утвержденной 17.10.2012 года «Программой противодействия нелегальной иммиграции на период 2012-2015 г.г.» [10] и отражающий положение дел с нелегальной иммиграцией в Финляндию в 2012 году, тенденции изменения форм связанных с этим явлением противоправной деятельности, а также используемые различными государственными структурами Финляндии методы противодействия нелегальной иммиграции.

В соответствии с принятой в ЕС «Стратегией пограничной безопасности», противодействие нелегальной миграции осуществляется 1) в странах отправления и транзитных странах 2) на приграничных территориях 3) на границе 4) внутри страны. Этот принцип используется в Финляндии как для организации работы в сфере миграции, так и для оценки ее эффективности. Основные функции по противодействию нелегальной миграции в Финляндии осуществляют полиция, пограничная служба, МИД и его представительства за пределами страны (далее -диппредставительства), таможенная служба, прокуратура, трудовая инспекция, а также министерство внутренних дел (при выдвижении законодательных инициатив, определяющих государственную политику в сфере миграции).

За последние годы в Финляндии ежегодно выявлялось от 3000 до 7000 человек, незаконно находящихся на территории страны. Примерно 90 % из них прибыли в Финляндии через внутренние границы ЕС, в основном через Швецию. В 2012 году было выявлено 3623 находящихся без соответствующего разрешения лиц, что примерно на 10 % больше, чем в 2011 году. Большинство нелегальных иммигрантов прибыли из Ирака, России, Сомали и Афганистана.

Данные наблюдений показывают, что большинство нелегальных иммигрантов прибывают в Финляндию самостоятельно, хотя на заднем плане

действуют организации, обеспечивающие поездку и получающие экономическую выгоду. Значительная часть правонарушений, связанных с визами и видами на жительство, вызывается нелегальной иммиграцией. Преступным организациям удается все лучше использовать в своих интересах систему выдачи видов на жительство в Финляндии, в том числе, с помощью добываемой из Интернета информации.

Финляндия известна эффективной системой контроля над приемом и пребыванием иностранцев, решительными мерами по депортации нелегальных иммигрантов. Эффективное взаимодействие различных государственных органов Финляндии в работе по противодействию нелегальной иммиграции помогает сохранить стабильную обстановку в стране в сфере миграции.

Список литературы:

1. Игонин Д. И. Дискурсивные основания государственной миграционной политики в современной России (федеральный и региональный аспекты) [Текст]: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - Казань: Казанский (Приволжский) фед. ун-т, 2012. - 22 с.

2. Джамангулов К. Э. Международная трудовая миграция на постсоветском пространстве [Текст]: дисс. ... канд. социол. наук. - Новосибирск: Институт эконом. и организации промышленного производства СО РАН, 2007. -210 с.

3. Расширенное совещание при руководителе Федеральной миграционной службы/ 26/11/2013 ЦКЬА http://www.fшs.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=69630

4. Ходенко С. В. Миграционные процессы и их влияние на формирование постоянного населения России [Текст]: дисс. ... докт. экон. наук. -М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2011. - 358 с.

5. Ефимов Ю. Г. Миграция в современном политическом процессе [Текст]: дисс. ... докт. полит. наук. - Ставрополь: Ставропольского гос. ун-т.., 2011. - 289 с.

6. Воронин А. В., Шегельман И. Р. Зарубежный опыт интеграции университетов // Инженерный вестник Дона. - 2013. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1642. Загл. с экрана. - Яз. русский.

7. Федорова А. Ю. Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 4 (часть 2). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1288. Загл. с экрана. - Яз. русский.

8. Фиговский О. Л. Опыт инновационного развития за рубежом // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 4 (часть 2). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1482. Загл. с экрана. - Яз. русский.

9. Рудаков М. Н., Шегельман И. Р. Экономика и миграция: опыт Финляндии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economics10.ru/article/d09cd0b8d0b3d180d0b0d186d0b8d18f.aspx. Загл. с экрана. - Яз. русский.

10. Laittoman maahantulon vastainen toimintaohjelma 2012-2015. Sisaasiammmisterion julkaisusarja. Helsinki 37/2012. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.intermin.fi/download/38506_372012_Lama_toimenpideohjelma_web.pdf. Загл. с экрана. Яз. финский.

11. Laittomanmaahantulon arviointiraportti 2012. 20.3.2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.poliisi.fi/intermin/biblio.nsf/DAC0F233E9FF27E6C2257B59004514C1/$fil e/laitonmaahantulo_poliisihallinto.pdf. Загл. с экрана. Яз. финский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.