Научная статья на тему 'Некоторые выводы из результатов проведения государственных закупочных интервенций на рынке зерна в ноябре 2002 — январе 2003 г.'

Некоторые выводы из результатов проведения государственных закупочных интервенций на рынке зерна в ноябре 2002 — январе 2003 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые выводы из результатов проведения государственных закупочных интервенций на рынке зерна в ноябре 2002 — январе 2003 г.»

БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЗЕРОА

1 11141 - 2004

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОЧНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ НА РЫНКЕ ЗЕРНА В ВВЯБРЕ 2ПВ2 - ННВАРЕ 2ППЗ г.

В.Г. КЕЩЯН, кандидат экономических наук,

Президент ОАО «Центральная российская универсальная биржа»

В последнее время достаточно настойчиво, в том числе и через органы СМИ, распространяется мнение, что государственные закупочные зерновые интервенции были проведены со значительным количеством нарушений, которые ставят под сомнение целесообразность продолжения данной деятельности.

Данная программа осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 756. В качестве целей данных интервенций постановление называет «поддержку российских сельскохозяйственных товаропроизводителей и регулирование рынка зерна».

Необходимость достижения первой из обозначенных целей определяется критическим положением зернопроизводящих хозяйств, особенно мелких и средних. По мнению специалистов Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова и Центральной российской универсальной биржи основными недостатками в создавшейся ситуации являются следующие:

♦ Отсутствие возможности у сельхозпроизводителей реализовывать конкурентоспособную по качественным характеристикам продукцию по ценам, покрывающим фактические расходы на выращивание урожая и обеспечивающим получение минимальной прибыли. Уровень цен на зерно определяется крупными трейдерами и спекулянтами, владеющими элеваторами и сооружениями более упрощенного типа для хранения зерна. Условия кредитования не позволяют решить эту проблему.

♦ Отсутствие у подавляющего большинства сельхозпроизводителей возможности приобрести механизмы, запчасти, ГСМ, удобрения и т.д. по наиболее выгодным ценам и условиям оплаты.

♦ Практическое лишение сельхозпроизводителей возможности предложить свой товар на экспорт, даже при условии высокого качества и ценовой конкурентоспособности.

♦ Отсутствие эффективно действующей системы выделения бюджетных ресурсов и кредитов под гарантии правительства и их расходования. С нашей точки зрения, эти ресурсы или их часть, должны воплощаться в товар только на открытых биржевых торгах, обеспечивающих здоровую конкурентную среду.

♦ Отсутствие у мелких и средних сельхозпроизводителей возможности поставить зерно многочисленным и крупным переработчикам на внутреннем рынке из-за нехватки собственных средств доставки и невозможности получить такие средства без участия посредников. Проблема государственного регулирования рынка зерна обостряется в периоды, характеризующиеся значительным ростом сезонных цен. Такие условия сложились, в частности, осенью 2002 г. Относительно высокий урожай зерновых в комплексе с наличием существенных переходящих остатков прошлого года, затрудненным экспортом и ограниченным ростом внутреннего спроса, создали предпосылки для резкого снижения внутренних цен на зерно. Похожая ситуация наблюдалась и в конце 2001 г.

Завышенный рост цен в весенний период может стимулироваться как пессимистическими прогнозами относительно предстоящего урожая, зачастую необоснованными, так и искусственным снижением предложения зерна крупными трейдерами и спекулянтами.

Таким образом, государственные зерновые интервенции должны представлять собой механизм компенсации воздействия на рынок указанных факторов экономическими методами.

Первая попытка реализации данного механизма в 2001 г. не дала заметных позитивных результатов. Однако, полученный опыт позволил в дальнейшем учесть и постараться исправить допущенные ошибки.

Интервенции 2001 г. были проведены на одной биржевой площадке по тендерному механизму без ограничения статуса участника. В силу этого

БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЗЕРНА

6 (1141 - 2004

в торгах приняло участие всего 15 компаний -преимущественно крупные зерновые трейдеры. Было закуплено 250200 т пшеницы 3-го класса на сумму 675 млн руб.

Анализируемые закупочные интервенции 2002 - 2003 гг. стали принципиальным шагом вперед как в организационном, так и в технологическом плане. Основные аспекты такого продвижения можно суммировать следующим образом:

1. Расширена номенклатура закупаемой зерно-продукции - торги велись по продовольственной пшенице 3-го и 4-го классов и по ржи продовольственной группы А.

2. Усилена ориентация на поддержку непосредственных зернопроизводителей - только такие компании допускались к участию в торгах.

3. Увеличен объем закупаемой продукции - для финансирования привлечены кредиты Сберегательного банка РФ в размере 6 млрд руб. под государственную гарантию Российской Федерации.

4. Технологически реализован пилотный вариант проведения дистанционных электронных торгов, разработанный Центральной российской универсальной биржей (ЦРУБ) совместно с Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) при активном участии Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка (ФГУП ФАП) при Министерстве сельского хозяйства РФ. Данный проект представляет собой первый шаг практического воплощения, выдвинутой ЦРУБ идеологии формирования единого биржевого пространства, направленной на создание реально действующего в российских условиях эффективного биржевого товарного рынка. Кроме главной биржевой площадки, расположенной в биржевом комплексе ЦРУБ (г. Москва), к единой информационно-торговой системе были подключены Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ), Нижегородская валютно-фондовая биржа (НВФБ), Самарская валютная межбанковская биржа (СВМБ), Уральская Региональная Валютная Биржа (УРВБ, г. Екатеринбург), Сибирская Межбанковская валютная биржа (СМВБ, г. Новосибирск) и Ростовская валют-но-фондовая биржа (РВФБ). Таким образом, сельхозпроизводители получили возможность участвовать в интервенционных торгах с любой из 7 задействованных в программе биржевых торговых площадок, расположенной в ближайшем к их местоположению регионе, что позволило существенно снизить их издержки.

Коммуникация между биржевыми площадками осуществлялась посредством закрытых оптико-волоконных каналов национальной финансовой инфраструктуры, что обеспечило высокую надежность связи, а также исключило возможность

несанкционированного доступа в торговую систему. Участники торгов были обеспечены персональными автоматизированными рабочими местами (АРМ), каждый участник при регистрации получал личный код для входа в систему. Кроме того, участникам предоставлялись междугородная телефонная и факсимильная связь, доступ к сети Интернет, необходимое оборудование для оформления и копирования документации.

Для желающих в течение трех дней до начала торгов было проведено обучение работе на АРМ. Также была предусмотрена возможность ввода заявок в торговую систему через биржевых операторов на основании заполненного участником формализованного бланка. В целом сельхозпроизводителям, участвующим в торгах, были созданы равные и комфортные условия работы.

В соответствии с биржевыми принципами информационной открытости, сведения о результатах торгов в режиме реального времени распространялись по биржевым каналам связи и через информационные агентства, тем самым обеспечивался оперативный доступ всех заинтересованных лиц к сформированным в результате интервенций ценовым сигналам.

В результате в период проведения государственных закупочных интервенций с 13 ноября 2002 г. по 22 января 2003 г. в них приняло участие 342 сельхозпроизводителя из 35 зернопроизводя-щих регионов Российской Федерации. Распределение участников по биржевым площадкам следующее: Новосибирск - 136; Самара - 89; Москва - 56; Екатеринбург - 39; Санкт-Петербург - 8; Нижний Новгород - 8; Ростов-на-Дону - 1.

В ходе интервенций государством было закуплено 2 834 100 т зерна на сумму 4 941 803 600 руб., в том числе:

Пшеница 3-й класс - 863 300 т на сумму

1 891 424 300 руб.

Пшеница 4-й класс - 1 590 800 т на сумму

2 653 279 700 руб.

Рожь прод. группы А - 380 000 т на сумму 397 099 600 руб.

Распределение закупленного зерна по федеральным округам характеризуется следующими данными (табл. 1):

Таблица 1

Распределение закупленного зерна по федеральным округам

Федеральный округ Объем закупок Доля в общем

зерна, т объеме, %

Цснгральный 172 000 6

Северо-западный 0 0

Южный 124 000 4

Приволжский 912 300 32

Уральский 298 100 11

Сибирский 1 327 700 47

Дальневосточный 0 0

Всего по России 2 834 100 100

БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЗЕРНА

б (114) - 2004

Наибольшая активность участников наблюдалась в регионах, где имеются значительные излишки зерна - в Сибири, на Урале и в Поволжье. В южных областях Российской Федерации (Ставропольский и Краснодарский края), напротив, активность участников очень низкая, что объясняется сложившимся здесь еще осенью уровнем цен на зерно, равным или превосходящим предельные интервенционные цены, а также возможностью реализации зерна на экспорт.

В целом, можно считать, что основная цель проведения государственных закупочных интервенций была достигнута - повысились закупочные цены на рынке зерна в интересах непосредственных зернопроизводителей. Поданным Министерства сельского хозяйства РФ в среднем по России цена на пшеницу продовольственную выросла на 12%, на рожь продовольственную -на 19% (отсчет выбран с момента выхода постановления Правительства РФ № 756) (табл. 2):

Таблица 2

Рост закупочных цен на пшеницу и рожь в период с 11.10.2002 по 22.01.2003

Наименование 11.10.2002 22.01.2003 Изменение

Пшеница продовольственная 1 845 руб./т 2 065 руб./т + 12%

Рожь продовольственная 800 руб./т 950 руб./т + 19%

Максимальным в указанный период был рост цен в Сибири и на Урале, что адекватно отражает сложившуюся в этих регионах рыночную ситуацию (табл. 3):

Таблица 3

Рост закупочных цен на пшеницу и рожь в Сибири и на Урале

Наименование 11.10.2002 22.01.2003 Изменение

Пшеница 3-го класса 1 850 руб./т 2 150 руб./т + 16%

Пшеница 4-го класса 1 050 руб./т 1 810 руб./т +38%

Рожь продовольственная 750 руб./т 900 руб./т +20%

Таким образом, можно утверждать, что сделан существенный шаг к созданию действенного механизма для реализации государством ценовой политики на продовольственном рынке. В интересах товаропроизводителя и государства целесообразно по аналогичной схеме с использованием идеологии формирующегося единого биржевого пространства проводить закупку продовольствия для государственных нужд, финансируемую за счет бюджета (Минобороны, МВД, ГУИН, сезонные завозы).

Следует особо подчеркнуть, что сами участники государственных закупочных интервенций высказали большую заинтересованность в организа-

ции на базе созданной для проведения интервенций инфраструктуры постоянно действующей системы торгов. При такой поддержке со стороны непосредственных зернопроизводителей дальнейшее усовершенствование технологии торгов и организация их в регулярном режиме позволят в короткие сроки решить задачу создания единого общероссийского биржевого рынка зерна.

Эффективность этого рынка, на наш взгляд, может быть повышена путем реализации ряда организационных мероприятий, в числе которых следующие:

❖ создание стабильной системы сертификации элеваторов, используемых в качестве постоянно действующих базисов поставки зерна, расположенных во всех основных зернопро-изводящих регионах Российской Федерации;

❖ выделение в бюджете Российской Федерации средств, целевым образом предназначенных для проведения государством ценовой политики на рынке зерна;

❖ развитие инфраструктуры общероссийского биржевого рынка зерна, обеспечивающей доступ на рынок широкого круга сельхозпроизводителей с использованием средств доступа, расположенных непосредственно на территории субъектов Российской Федерации;

❖ смягчение законодательных ограничений в целях расширения числа поставщиков для проведения государственных закупок зерна. Общероссийский биржевой рынок зерна с

использованием механизма электронных торгов и средств удаленного доступа в рамках единого биржевого пространства должен обеспечить:

❖ возможность проведения сельхозпроизводителями эффективной сбытовой политики;

❖ действенный механизм реализации государственной ценовой политики на рынке зерна;

❖ формирование единого информационного пространства на рынке зерна, доступного для широкого круга хозяйствующих субъектов зерновой отрасли;

❖ создание системы гарантий оплаты и поставки на биржевом сегменте зернового рынка;

❖ формирование репрезентативных цен на рынке зерна, необходимых для обоснованного расчета налогооблагаемой базы и построения срочного сегмента зернового рынка;

❖ дополнительное увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней вследствие легализации торговли зерном. Отметим также, что, по информации ФГУП

ФАП, часть зернопроизводящих хозяйств, заключивших по результатам торгов договоры на поставку зерна государству, не осуществляет соответствующие поставки. При этом интервенционная цена была выше рыночной цены, сложившейся к моменту начала торгов. Кроме того, от-

БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЗЕРНА

6 (114) - 2004

каз от выполнения договора поставки влечет потерю для хозяйства залогового взноса в размере 29 руб./т.

Данный факт косвенно свидетельствует о появлении на рынке покупателей зерна, предлагающих производителю более высокую, чем интервенционная, цену, компенсирующую и потерю залоговых сумм. Это еще раз подтверждает, что в результате проведения закупочных интервенций государство достигло поставленной цели -на рынке формируется уровень цен, адекватно отражающий экономические условия и отвечающий интересам отечественных зернопроизво-дителей.

С точки зрения перспектив организации регулярной биржевой торговли зерном, отмеченная ситуация достаточно очевидно демонстрирует

целесообразность формирования, параллельно с рынком физического товара, рынка опционных контрактов.

Практика проведения государственных закупочных (и сбытовых) интервенций должна быть продолжена и не только на рынке зерна. Здесь государство может действительно цивилизованно управлять экономикой, а не оставаться сторонним наблюдателем и внешним контролером. Мы защищаем идею, дающую реальные механизмы поддержки отечественного товаропроизводителя и потребителя.

Что касается возможности нарушений и злоупотреблений, то естественно требуется усиление независимого государственного контроля, а также формирование механизмов общественного (гражданского) контроля.

МОО'-ЭКОПО-МРТА П П Сбор и комплексная переработка IVIVJO^rxUI IVI L_ 1 AAJ 1J 1 вторичного сыоья. содержащего Телефоны: (095) 330-1983, 330-6210,331-2666 ^^ л ^^^ ■ ■ л ■ ■ ■ ■ ■ ■ Факс: (095) 331-4542, e-mail: mmetal@east.ru | И ПД ГО LI6 Н Н Ы6

ОТ Металлы' ^^ лет Максимальное извлечение Д Минимальные сроки рынке М Лучшие цены Регистрационное удостоверение Центральной Государственной Инспекции Пробирного надзора № 22214 от 01 апреля 2002 г. Мы принимаем на переработку и покупаем: - устаревшую вычислительную технику, -электронный и электротехнический лом, • отработанные катализаторы, промышленные отходы (шлаки, пыли, кеки и т.п.) содержащие драгоценные металлы, -лом и отходы ювелирного производства, соли и кислоты драгоценных металлов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.