Научная статья на тему 'Некоторые вопросы противодействия коррупции (правовой аспект)'

Некоторые вопросы противодействия коррупции (правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ / NATIONAL PLAN FOR CORRUPTION COUNTERACTION / HUMANIZATION OF THE MODERN RUSSIAN LEGISLATION / DISQUALIFICATION / CORRUPTION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марьина Е. В.

В статье рассматриваются положения Федерального закона «О противодействии коррупции»; дисквалификация как средство предупреждения коррупции; целесообразность установления пожизненного (бессрочного) лишения права занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления за совершение особо тяжких коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME PROVISIONS OF THE MODERN FEDERAL LEGISLATION CONCERNING CORRUPTION COUNTERACTION

The article views such provisions of the Federal law On corruption counteraction as: disqualification as a means of corruption prevention; suitability of the life-long (indefinite) deprivation of the right to take governmental and local authorities positions for grave corruption crimes.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы противодействия коррупции (правовой аспект)»

УДК 343.9

Е.В. МАРЬИНА, аспирант

ГОУ ВПО "Самарский государственный университет "

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

(ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

В статье рассматриваются положения Федерального закона "О противодействии коррупции "; дисквалификация как средство предупреждения коррупции; целесообразность установления пожизненного (бессрочного ) лишения права занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления за совершение особо тяжких коррупционных преступлений.

Коррупция есть использование должностных полномочий и служебного положения вопреки публичным (государственным и общественным) интересам в целях извлечения выгод или преимуществ для себя или других лиц. Она посягает на установленный порядок управления публичными и иными социальными делами, превращает его в систему извращенных способов реализации частных интересов в ущерб интересам публичным. В полном соответствии со своим наименованием коррупция "разъедает" основы механизма правового взаимодействия государства, местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Федеральные законопроекты о противодействии коррупции обсуждались в течение многих лет, выносились на рассмотрение в высшие органы власти. Однако действенных мер не принималось. Однако только во второй половине 2008 г. Президентом РФ в порядке законотворческой инициативы был внесен проект Федерального закона "О противодействии коррупции" [1]. Он был принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г., одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г. и подписан Президентом РФ 25 декабря 2008 г. Между тем не все положения этого закона являются в равной мере бесспорными.

1. Одно из таких спорных положений - законодательное определение понятия коррупции (п.п. "а" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 де-

кабря 2008 г. № 27Э-ФЗ). Указанное понятие вызывает несогласие, так как

1) имеет "перечневое" определение, где в одном ряду перечислены и правонарушения в строго юридическом смысле (дача и получение взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями), и способы их совершения (злоупотребление служебным положением, иное использование должностного положения);

2) это определение сужено в части видов предоставляемых коррупционеру выгод; последние носят исключительно имущественный характер и выражаются в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера. Однако, если это положение соотнести с УК РФ получается, что понятием коррупции охватывается получение и дача взятки, а должностные злоупотребления к таковой относятся лишь в части - когда совершаются из корыстных побуждений, но не из иной личной заинтересованности;

3) определение коррупции сужено в части характера служебного поведения, обусловленного предоставляемой выгодой. В законодательном определении понятия коррупции указывается на незаконность служебного поведения. В действующем же уголовном законодательстве ответственность наступает и за правомерное поведение должностного лица, если оно было связано с получением взятки.

Коррупция охватывает собой разнообразные преступные проявления, иные противоправные деяния, неэтичные поступки. Законодателю необходимо было определить, какие формы коррупции подлежат криминализации, а каким формам следует противостоять с помощью иных правовых средств (административно-правовых, гражданско-правовых, дисциплинарных). Также немаловажно установить, для каких коррупционных форм поведения в настоящее время достаточно общественно-морального порицания.

При этом определение коррупции должно, конечно же, учитывать реальные возможности государства в противодействии этому поведению.

2. Первоначально законопроект "О противодействии коррупции" содержал положение, согласно которому государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей случаях совершения коррупционных правонарушений другими государственными и муниципальными служащими либо непредставлении ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также обо всех случаях обращения каких-либо лиц к нему или к другим государственным и муниципальным служащим в целях склонения его или других служащих к совершению коррупционных или иных правонарушений. В процессе рассмотрения законопроекта выше приведенное положение было скорректировано. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции", государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Согласно ч. 2 этой же статьи, уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключе-

нием случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Невыполнение государственным или муниципальным служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 9).

Что же касается положения о сообщении государственным (муниципальным) служащим о фактах коррупции со стороны его сослуживцев или иных служащих, оно закреплено в ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции" в следующей форме: государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, уведомление о случаях коррупционных правонарушений подчиненных не входит в круг обязанностей вышестоящих государственных и муниципальных служащих.

Положения, содержащиеся в ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3, сразу же вызвали споры. Противники введения ответственности за несообщение о коррупционных правонарушениях, совершенных сослуживцами и другими публичными служащими, отмечали, что современное российское общество не готово к возвращению одного из видов прикосновенности к преступлению - недоносительству, от которого законодатель отказался при принятии УК 1996 г.

Между тем, данное положение в части возложения на руководящий персонал обязанности противодействовать коррупции со стороны подчиненных по службе лиц весьма своевременно. Кто, как не руководители государственных и муниципальных структур должны противостоять "внутренним" коррупционным про-

явлениям? Ведь такое бездействие есть не только служебное несообщение о достоверно известном совершенном коррупционном правонарушении, но и попустительство по службе -непринятие мер по предупреждению достоверно известного готовящегося или совершаемого коррупционного правонарушения, нереагирование на неправомерные действия подчиненных по службе лиц.

3. Большинство положений Федерального закона "О противодействии коррупции" касается лишь государственных и муниципальных служащих (ст. ст. 6-12). Соответствующие положения не могут по аналогии применяться по отношению к тем лицам, которые занимают должности в коммерческих и некоммерческих организациях, не относящихся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждениям.

Такой подход не совсем стыкуется с законодательным определением коррупции, охватывающим собой, к примеру, коммерческий подкуп. Кроме того, противодействие таким коррупционным проявлениям как непотизм (кумовство) и протекционизм было бы весьма эффективным, если бы существовал запрет на службу близких родственников (свойственников), которые находятся относительно друг друга в отношениях власти и подчинения, во всех без исключения публичных структурах. Введение данного положения позволило бы снизить уровень злоупотреблений по службе в государственных и муниципальных органах власти, государственных и муниципальных организациях (учреждениях, предприятиях). В этом случае можно было бы избежать возникновения спорной ситуации, когда в соответствии с п. 40 ст. 5 УПК РФ [2] близкие родственники имеют право не давать показания друг против друга (свидетельский иммунитет).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 апреля 2004 г. "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" [3] и п. 5 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" [4], гражданин не может быть принят

на гражданскую или муниципальную службу, в случае близкого родства или свойства с гражданским (муниципальным) служащим, если замещение должности гражданской или муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. По сути такое же положение было в свое время закреплено в ст. 20 "Ограничение совместной службы родственников" Кодекса законов о труде РСФСР 1972 г. [5]. Указанная статья содержала запрет на совместную службу в одном и том же государственном или муниципальном предприятии, в учреждении лиц, состоящих между собой в родстве или свойстве, если их служба была связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Единственное, но весьма существенное различие, между приведенными нормативными предписаниями заключается в том, что сегодня указанное ограничение распространяется только на сферу государственной и муниципальной службы. Еще раз подчеркнем, что в современных условиях действие такого положения необходимо распространить на более широкий круг лиц, работающих и служащих в государственных и муниципальных организациях (органах власти, учреждениях, предприятиях и пр.). В этой связи предлагается внести необходимые дополнения в Трудовой кодекс РФ.

4. В условиях гуманизации законодательства важно при противодействии коррупции уделять повышенное внимание наказаниям, не связанным с лишением свободы. В этой связи обратим внимание на подпункт "а" п. 2 раздела I "Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции" Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ от 31 июля 2008 года [6]. Здесь говорится о применении дисквалификации в качестве административного наказания за правонарушения коррупционного характера. Идея дисквалификации представляется весьма действенным средством предупреждения коррупции.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ [7] дисквалификация состоит в лишении физического лица пра-

ва занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдателей), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация в качестве меры административного наказания назначается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Из содержания указанной статьи КоАП можно сделать вывод, что дисквалификация не применяется в отношении государственных и муниципальных служащих, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем, в ч. 2 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" указывается, что физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Для такой категории лиц существует вид уголовного наказания, закрепленный в ст. 47 УК РФ, - лишение права занимать определенные должности. Эта мера уголовно-правового воздействия назначается от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного наказания.

Как представляется автору, необходимо пересмотреть сроки лишения права занимать определенные должности в сторону их увеличения. Более того, как обоснованно предлагает профессор В.П. Малков, целесообразно установить пожизненное (бессрочное) лишение права занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления за совершение особо тяжких коррупционных преступлений [8]. На взгляд автора, данная мера уголовного наказания будет весьма эффективной в сложившихся условиях. По своим правовым последствиям и юридической силе она в известным смысле согласуется с положениями других законодательных актов о запрете на работу в определенных публичных организациях лиц, имеющих или имевших судимость

(к примеру, ст. 19 Закона РФ "О милиции" [9]). Таким образом, субъекты коррупционных преступлений будут навсегда (бессрочно) лишены доступа к источникам власти, которые они могли бы использовать в своих корыстных или иных личных целях. Профессор В.П. Малков не указывает на конкретные виды преступлений, за которые следует назначать пожизненное лишение права занятия должности. Его рекомендации связаны с характером и степенью тяжести совершенных коррупционерами правонарушений. На взгляд автора, пожизненное лишение права занимать определенные должности может применяться за особо тяжкие коррупционные преступления, отягощенные несколькими квалифицирующими обстоятельствами: получение взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой либо с вымогательством взятки либо в крупном размере, если виновное лицо занимает государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно является главой органа местного самоуправления.

В заключение подчеркнем, что проблемы правового противодействия коррупции необходимо все-таки решать в тесной взаимосвязи с социально-политическими и экономическими причинами ее происхождения, а также условиями, способствующими ее функционированию в рамках общественных отношений, а равно с морально-этическими аспектами ее проявления.

Список литературы

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001. -№ 52. - Ст. 4921.

3. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2004. - № 31. - Ст. 3215.

4. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.

5. Кодекс законов о труде РСФСР от 09 декабря 1971 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1971. -№ 50. - Ст. 1007.

6. Письмо Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Российская газета. - 2008. -5 августа. - № 164.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - 7 января. - № 1. - Ст. 1.

8. Малков В.П. Еще раз о противодействии коррупционной и иной преступности наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 3. - С. 161-162.

9. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. - № 14. - Ст. 1666.

В редакцию материал поступил 25.02.09.

Ключевые слова: коррупционная деятельность, Национальный план противодействия коррупции, противодействие коррупции, гуманизация современного отечественного законодательства, дисквалификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.