Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования отношений по социальной поддержке российских семей'

Некоторые вопросы правового регулирования отношений по социальной поддержке российских семей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
489
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОИМУЩАЯ СЕМЬЯ / ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ НАЙМ / ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕБЕНОК (ДЕТИ) / ЛЬГОТНЫЕ КАТЕГОРИИ СЕМЕЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС / ТРУДОВОЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буянова Анастасия Владимировна

Как показывают многие исследования, население нашей страны непрерывно растет. Большинство российских семей ориентировано на рождение минимум двух детей. Это очень хорошая тенденция, которую нужно поддерживать и создавать все условия для ее реализации. Конечно, помимо весомой финансовой поддержки семей с детьми, огромную роль играет наличие у семьи жилья и предоставление места в детском саду. Данная статья посвящена рассмотрению именно этих, на наш взгляд, наиболее острых проблем Российских семей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of legal regulation of relationship within the social support of Russian families

As can be seen from many studies the population if our country continuously grows. Most Russian families pursue to birth two children as a minimum. This is a very good tendency, which should be supported and all conditions to its realization created. Surely, besides the significant financial support of families with children, the presence of housing and the place in childcare center is indeed important for them. This article considers these issues, which to our point are the most critical for Russian families

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования отношений по социальной поддержке российских семей»

Буянова А. В.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ

2.4. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ1

Буянова Анастасия Владимировна, к.ю.н., доцент

Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ

Buian19S1@mail.ru

Аннотация: Как показывают многие исследования, население нашей страны непрерывно растет. Большинство российских семей ориентировано на рождение минимум двух детей. Это очень хорошая тенденция, которую нужно поддерживать и создавать все условия для ее реализации. Конечно, помимо весомой финансовой поддержки семей с детьми, огромную роль играет наличие у семьи жилья и предоставление места в детском саду. Данная статья посвящена рассмотрению именно этих, на наш взгляд, наиболее острых проблем Российских семей

Ключевые слова: малоимущая семья, доступное жилье, социальный найм, детские дошкольные учреждения, ребенок (дети), льготные категории семей, социальное обеспечение, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс.

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF RELATIONSHIP WITHIN THE SOCIAL SUPPORT OF RUSSIAN FAMILIES

Buyanova Anastasia V., PhD in law, associate professor of chair of Civil and arbitration process

Work place: Financial University at the Government of the Russian Federation

Buian19S1@mail.ru

Annotation: As can be seen from many studies the population if our country continuously grows. Most Russian families pursue to birth two children as a minimum. This is a very good tendency, which should be supported and all conditions to its realization created. Surely, besides the significant financial support of families with children, the presence of housing and the place in childcare center is indeed important for them. This article considers these issues, which to our point are the most critical for Russian families

Keywords: low-income family, affordable housing, social rent, childcare center, child (children), privileged categories of families, social maintenance, Housing code, Labour code

Предоставление семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений.

Как заявил премьер-министр России Д.А.Медведев, национальную программу «Жилье для российской семьи» планируется продлить еще на 5 лет, то есть до 2020 года. Но направлена она уже будет, прежде всего, на решение проблемы жилья для молодых и малоимущих семей. При этом объем строительства должен вырасти до 100 миллионов квадратных метров в год. Этого, на его взгляд, хватит для решения проблемы обеспечения доступным жильем нуждающихся россиян.

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2014 года

Однако в такой ситуации рынок недвижимости попадет в своеобразную ловушку, так как в районах повышенного спроса жилье стоит достаточно дорого, в силу отсутствия земли под новые объекты, а в отдаленных районах строить что-то новое получается бессмысленно, потому как при всей своей доступности, это жилье мало кому нужно.

Как можно заметить, люди, и особенно молодежь, стремятся переселиться туда, где располагается их источник доходов. Поскольку наибольшая концентрация доходов приходится на крупные города и мегаполисы, происходит трудовая миграция населения из деревень и малых городов в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. Конечно, в этих городах жилье будет всегда востребовано, и стоимость его будет только расти. Получается, решение возникшей проблемы видится в развитии всей экономики в масштабах страны.

В настоящее время в улучшении жилищных условий нуждается около 60% населения страны. Однако даже существенное увеличение объемов строительства нового бюджетного жилья, возводимого за счет государства, не сможет помочь всем нуждающимся. Проблема состоит в том, что адресовано данное жилье только лишь отдельным категориям льготников, которые также годами вынуждены его ждать. Особые категории семей, такие как малоимущие и молодые семьи нуждаются, на наш взгляд, в особой поддержке со стороны государства.

Нормы Жилищного Кодекса РФ нарушаются практически повсеместно, начиная с предоставления земельных участков для жилищного строительства, (с момента выделения и отведения земельного участка до проектно- разрешительной документации и введению в эксплуатацию объекта), до определения общих условий предоставления жилья всем нуждающимся.

Далее - при предоставлении жилья по договору социального найма малоимущим семьям. Поскольку нормы Жилищного Кодекса РФ четко не регламентируют понятие малоимущего, и законодатель предоставляет возможность классифицировать по этому признаку граждан администрации субъектов РФ, то происходит общая неразбериха. При этом, в каждом регионе критерии для определения малоимущего разные.

Жилищный кодекс РФ называет два основных критерия, которыми руководствуются при решении вопроса о признании малоимущим.

Во-первых - это граждане, имеющие невысокий доход в расчете на каждого члена семьи. При этом предельный размер дохода, обеспеченность ниже которого дает возможность считать гражданина малоимущим, устанавливается органами местного самоуправления.

И, во-вторых - граждане, имеющие невысокий доход, в отсутствии у них имущества, подлежащего налогообложению, выше определенной стоимости.

В соответствии с этими требованиями в большинстве регионов приняты собственные законы, регулирующие порядок признания жителей этих регионов малоимущими. Однако многие из этих законов имеют значительные расхождения по критериям, дающим право на признание граждан малоимущими, и порядку ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам со-

29

Бизнес в законе

5’2014

циального найма из муниципальных жилищных фондов.

Некоторые законы указывают на конкретный срок проживания на территории населенного пункта (5-10 лет) в качестве главного условия для постановки на учет на улучшение жилищных условий. Необходим так называемый «ценз оседлости» - обязанность гражданина прожить на территории данного субъекта определенное количество лет для получения жилого помещения. Однако, ст.29 ЖК РФ не предусматривает постоянное проживание в указанной местности в течение определенного срока в качестве условия для предоставления жилья. Нарушаются и нормы ст.ст.27 и 55 Конституции РФ, которые предусматривают, что права и свободы на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства могут быть ограничены только федеральным законом. Судами же вопрос о конкретном сроке проживания оценивается как обязательное условие признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Поскольку данная норма не урегулирована нормами ЖК РФ, субъекту РФ допускается собственным законом в опережающем порядке (в соотв. с п.2 ст.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ») урегулировать этот вопрос, однако он отнесен к полномочиям РФ. Далее, ст. 53 ЖК РФ не содержит обоснованность намеренных действий для постановки на учет. Получается, что государство фактически переложило свою обязанность по признанию, соблюдению и защите прав человека, в том числе и права на жилище на субъекты и муниципальные образования.

Решение проблемы очередей в детские сады.

Детские дошкольные учреждения, реализуют право ребенка на бесплатное дошкольное образование, включая и воспитание, и в этом их непреходящая ценность. В то же время, на них возлагается функция по охране здоровья воспитанников, что позволяет реализовать и это конституционное право. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ предусматривается право каждого на социальное обеспечение для воспитания детей, что дает основание отнести услуги указанных учреждений по воспитанию детей и к благам социального обеспечения. Это оправданно еще и тем, что они осуществляют уход и присмотр за детьми, их содержание и тем самым высвобождают время родителей для трудовой деятельности, а за счет частичной оплаты их услуг по содержанию детей уменьшаются соответствующие расходы семьи.

Весьма остро в настоящее время стоит проблема огромнейших очередей в детские дошкольные учебные заведения. Регистрируясь на портале государственных услуг и периодически просматривая ход движения своей очереди, многие родители сталкиваются не с приближением к зачислению в сад, а, наоборот, с движением своей очереди назад. Все это связано с многочисленными льготами по зачислению в ДОУ для отдельных категорий семей с детьми. Так, в соответствии с федеральным законодательством, правом на льготное поступление в детские дошкольные образовательные учреждения обладают дети:

- одиноких матерей;

- из многодетных семей;

- учащихся матерей;

- студентов;

- военнослужащих по месту жительства их семей;

- инвалидов;

- сироты;

- людей перенесших или получивших лучевую болезнь и инвалидов чернобыльцев;

- беженцев и вынужденных переселенцев;

- педагогов и служащих государственных образовательных учреждений;

- судей, следователей, прокурорских работников, сотрудников полиции.

Как можно заметить, семей, причисляющих себя к одной из вышеуказанных категорий, с каждым годом становится все больше. Решения о закрытии детских садов после развала Советского союза и демографического кризиса 90-х. принимались в отсутствие предварительной экспертной оценки их последствий, в ущерб интересам детей. В настоящее время закрытые сады, либо уже не готовы для принятия детей, либо отданы под коммерческую недвижимость. Однако даже возврата этих объектов в использование по назначению - недостаточно. Растущим городам и поселкам нужны новые детские дошкольные учебные заведения. Как заявил в своем докладе премьер-министр России Д.А. Медведев: «Проблема очередей в детские сады должна быть ликвидирована в России к 1 января 2016 года». На сегодняшний день путевок в детский сад ждут около 600 тысяч детей. Конечно, обещания ликвидировать очередь в детские сады звучат достаточно давно, да и делается для того что бы решить эту проблему также немало: строятся новые детские сады, реставрируются объекты социального назначения, власти субъектов предлагают обширные программы сотрудничества с частными инвесторами и бизнесменами. Впрочем, решение проблемы очередей, на наш взгляд, следует начать, в первую очередь, с ограничения доступа в государственные детские сады детям мигрантов. Даже если и пускать туда, то только детей тех иностранных граждан, которые платят в Российский бюджет налоги. В настоящее время дети мигрантов имеют равные права с гражданами России на поступление в детские сады. Существует одно только условие - наличие временной регистрации. Также, данная программа рассчитана на детей в возрастной группе от 3 до 7 лет. А как же быть с малышами, которым еще не исполнилось 3 года, а мама вынуждена пойти на работу, поскольку пособие по уходу за ребенком с 1,5 лет она уже не получает? Об этой проблеме никто не задумался! Конечно, лишившись пособия по уходу за ребенком, мама вынуждена обратиться на портал единых услуг для записи ребенка в дошкольное учреждение, однако возможности встать в очередь на посещение яслей просто нет. Поскольку в настоящее время во многих детских садах происходит доукомплектование групп, а группы малышей до 3-х лет просто закрывают.

В завершении нашего небольшого исследования, хотелось бы внести некоторые предложения по совершенствованию системы законодательства для разрешения данных вопросов. А именно, внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс РФ, в части определения как общих условий предоставления жилья для нуждающихся, так и установления порядка признания граждан малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Далее, для того чтобы не вынуждать родителей идти на различные уловки и обман, в том числе собственного работодателя, видится необходимым внести соответствующие поправки в Трудовой Кодекс РФ. В части возможности родителей, имеющих детей в

30

Буянова А. В.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ РОССИЙСКИХ СЕМЕЙ

возрасте до 3 лет, работать на условиях неполного (сокращенного) рабочего дня, не 8 часов в день, а 5, с сохранением при этом полного заработка. В этом случае родители на получаемые средства смогут нанять ребенку няню или смогут оплатить услуги частного детского сада. Также видится и такое решение - внести изменение в ФЗ 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» - в части увеличения срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет.

Список литературы:

1. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. Монография. Контракт 2012

2. М.А. Буданова .Правовые льготы в семейном праве. Сб.

3. Семейное право на рубеже ХХ-ХХ1веков. К 20-летию конвенции ООН о правах ребенка//Материалы конференции г.Казанского федерального университета 18 декабря 2010г. под ред. О.Н. Назамиевой

4. Коровина Ю. Сделки с земельными участками как форма оборота гражданских прав// Бизнес в законе 2007г. №3

5. Силкина Е.А. Понятие терминологии права социального обеспечения // Бизнес в законе 2013№5

6. Стерликова О.Б. Роль миграционных процессов в демографическом развитии России // Бизнес в законе 2009г. №3

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.