Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования хозяйственных обществ как субъектов малого предпринимательства'

Некоторые вопросы правового регулирования хозяйственных обществ как субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАРИАЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НОТАРИУСА / ДОГОВОР ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА / УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / CONTRACT OF SOCIETY MEMBERS' RIGHTS / NOTARIAL CERTIFICATION / COMPULSORY CIVIL LIABILITY INSURANCE OF NOTARY / MEMORANDUM OF ASSOCIATION / PROTECTIONISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафинский А. В.

Законодатель предпринимает массу попыток для того, чтобы инициировать развитие малого и среднего предпринимательства в данное время. В России на сегодняшний день критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если рассматривать малое и среднее предпринимательство, организованное в форме юридического лица, то это чаще всего хозяйственные общества. Вместе с тем защитить интересы участников общества это приоритетная задача законодателя, учитывая финансовый кризис, рост экономических преступлений. Изменения от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во многом направлены и на решение вышеуказанной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain problems of economic societies legal control as small business entities

At present, legislators make a great effort to initiate the development of small and medium business. Today, in Russia the criteria of small and medium business entities are established by Federal Law on the development of small and medium business in the Russian Federation, No. 209-FZ. If a small and medium business is regarded as a legal entity, they are more often economic societies. Moreover, taking into account the financial crisis and the growth of economic crimes, the top target of a legislator is to defend the interests of the participants in the society. Changes in On the Introduction of Amendments to part one of the Civil Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation, of December 30, 2008 No. 312 FZ are directed to solving the problem mentioned above.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования хозяйственных обществ как субъектов малого предпринимательства»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ КАК СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Шафинский А.В., аспирант кафедры гражданского права Академии управления «ТИСБИ» (г. Казань)

Аннотация: Законодатель предпринимает массу попыток для того, чтобы инициировать развитие малого и среднего предпринимательства в данное время. В России на сегодняшний день критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Если рассматривать малое и среднее предпринимательство, организованное в форме юридического лица, то это чаще всего хозяйственные общества. Вместе с тем защитить интересы участников общества это приоритетная задача законодателя, учитывая финансовый кризис, рост экономических преступлений. Изменения от 30 декабря 2008 г. N 312-Ф3 "О внесении изменений в часть первую Гоажданского Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во многом направлены и на решение вышеуказанной задачи.

Ключевые слова: нотариальное удостоверение; обязательное страхование гражданской ответственности нотариуса; договор об осуществлении прав участников общества; учредительный договор; протекционизм.

Контакты автора: sasha088@yandex.ru

CERTAIN PROBLEMS OF ECONOMIC SOCIETIES LEGAL CONTROL AS SMALL BUSINESS ENTITIES.

Shafinskiy A.V., - postgraduate at the Civil Law Chair of the Academy of Management “TISBI”

The summary. At present, legislators make a great effort to initiate the development of small and medium business. Today, in Russia the criteria of small and medium business entities are established by Federal Law on the development of small and medium business in the Russian Federation, No. 209-FZ. If a small and medium business is regarded as a legal entity, they are more often economic societies. Moreover, taking into account the financial crisis and the growth of economic crimes, the top target of a legislator is to defend the in-

terests of the participants in the society. Changes in “On the Introduction of Amendments to part one of the Civil Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation", of December 30, 2008 No. 312 - FZ are directed to solving the problem mentioned above.

Key words: notarial certification; Compulsory civil liability insurance of notary; Contract of society members’ rights; Memorandum of association; Protectionism.

Мировой финансовый кризис набирает обороты, миллионы людей во всем мире остались без работы. Законодатель предпринимает массу попыток для того, чтобы инициировать развитие малого и среднего предпринимательства в данное время. В литературе прозвучало справедливое мнение, что в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса1.

Особенностью малого бизнеса является доступность в качестве сферы занятости широкого круга людей, поскольку функционирование малого бизнеса не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ре-сурсов2. Это приоритетная задача российской экономики на сегодняшний день, поскольку людям в момент кризиса нужно рабочее место и источник дохода.

В России на сегодняшний день критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Закон № 209-ФЗ ввел новую для российского законодательства категорию, как "среднее предпринимательство" и "микропредприятия". Следовательно, субъекты малого и среднего предпринимательства после вступления в силу Закона 2007г. были разделены на три категории: - на микропредприятия - со средней численностью занятых не более 15 человек; - на малые предприятия - со средней численностью от 16 до 100 человек; - на средние предприятия - со средней численностью от 101 до 250 человек.

Вышеуказанная классификация предприятий регламентирует различные правовые условия для регулирования деятельности различных категорий предприятий, а также для предоставления льгот и преференций, различающихся в зависимости от категории предприятия3. Следует отметить, что законодатель не включил в Закон № 209-ФЗ положения о дифференцированных максимальных значениях средней численности для различных видов деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся соответствующие определенным крите-

1 Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 62.

2 Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. М.: Вузовский учебник, 2006. С. 5.

3 Антишина М.А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2007. № 11. С. 12.

Бизнес в законе

3'2009

риям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства.

Законодатель установил и ряд критериев. Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ4.

Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009г. № 556 «Определьных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие предельные значения выручки: для микропредприятия - 60 млн. руб., для малые предприятия - 400 млн. руб., а для средние предприятия - 1 000 млн. руб.5

Из трех вышеперечисленных критериев для определения категории достаточно лишь двух. Это средняя численность работников (в обязательном порядке) и один по выбору - выручка или балансовая стоимость активов. О принадлежности субъекта к малому или среднему следует судить исходя из наибольшего по значению условия. При осуществлении деятельности средняя численность, выручка (балансовая стоимость) могут изменяться. Следовательно, субъект предпринимательства автоматически переходит в другую категорию? Необязательно, Закон допускает изменение категории организации (предпринимателя) только в случае, если показатели деятельности выше или ниже допустимых в течение двух лет, следующих друг за другом.

4 Подгорная Ю.А., Смагина И.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ). Система ГАРАНТ, 2008.

5 Официальный сайт поддержки малого бизнеса в России: http://www.littlebusiness.ru

Введение данных положений является обоснованным, так как они позволяют наиболее объективно оценить субъекта малого или среднего предпринимательства и избежать использования крупными предприятиями льгот, предоставляемых малым и средним предприятиям, посредством простой разбивки бизнеса.

Если рассматривать малое и среднее предпринимательство, организованное в форме юридического лица, то это чаще всего хозяйственные общества. Это вполне закономерно,

поскольку хозяйственное общество являет собой универсальную форму объединения капитала, позволяющую отграничивать ответственность общества от ответственности его

участников. Вместе с тем защитить интересы участников общества это приоритетная задача законодателя, учитывая финансовый кризис,

рост экономических преступлений.

Изменения от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во многом направлены и на решение вышеуказанной задачи. В соответствии с ФЗ №312 -ФЗ отчуждение долей или части доли в уставном капитале ООО подлежит нотариальному удостоверению, причем несоблюдение нотариальной формы влечет ее недействительность. Нужно подчеркнуть, что нотариального удостоверения не требуется в случае перехода доли к обществу (ст. 23, 26 ФЗ «Об ООО»), а также при распределении доли между участниками общества, либо третьими лицами в соответствии со ст. 24 рассматриваемого закона. Также при смене участника на основании нотариальной сделки нотариус должен подать заявление в ИФНС, в срок не позднее трех дней. Все эти меры направлены на защиту интересов участников

ООО, поскольку случаи недобросовестных «захватов», слияний, поглощений в России, к сожалению не единичны. Рейдеры, безусловно,

постараются воспользоваться ситуацией нынешнего финансового кризиса.

Вместе с тем нельзя говорить о безупречной репутации нотариата, в наше время задерживаются целые организованные преступные группы «черных риэлтеров», в которую недобросовестный нотариус входит как

обязательная штатная единица. На этот случай законодатель вводит обязательное страхование гражданской ответственности нотариуса. Размер страховой суммы при этом не должен быть менее 1, 5 млн. руб. нотариуса в городском поселении и 1 млн. нотариуса в сельском поселении. Можно только надеется, что этих сумм в случае недобросовестных действий нотариуса будет достаточно.

Интересными представляются нововведения, в соответствии с которыми участники ООО смогут заключать между собой договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от их осуществления. Представляется, что рассматриваемый законопроект об акционерных соглашениях и нормы о договорах между участниками ООО являются схожими и направ-

лены установление контроля над принятием решений в обществе. В международной практике, акционерные соглашения применяются давно и зарекомендовали себя как хороший инструмент для преодоления конфликтных ситуаций.

Модернизация правового регулирования в области учредительных документов общества с ограниченной ответственностью заслуживает пристального внимания со стороны правоприменителя. Учредительный договор исключен из состава учредительных документов, но также как и в акционерных обществах, учредительный договор будет регулировать деятельность учредителей в момент создания общества. Это свидетельство тенденции унификации норм ООО и АО относительно учредительного договора и соглашений участников общества. Безусловно, выход из кризиса не может быть связан только с протекционизмом крупным предпринимателям, поскольку за малыми субъектами занятость и благополучие большого числа населения.

Список литературы:

1.Алексеева С.Н. Большим и малым операторам на заметку // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. № 6. С. 32.

2.Антишина М.А. Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2007. № 11. С. 12.

3.Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. М.: Вузовский учебник, 2006. С. 5.

4.Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 62.

5.Официальный сайт поддержки малого бизнеса в России: http://www.littlebusiness.ru

6.Подгорная Ю.А., Смагина И.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ). Система ГАРАНТ, 2008.

7. Постановление Росстата от 20.11.2006 № 69 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: № П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", № П-2 "Сведения об инвестициях", № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", № П-5 (м) "Основные сведения о деятельности организации".

1бб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.