Научная статья на тему 'Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия'

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия»

значилась профессия музыканта, выполнявшего определенные функции в общественной жизни города.

Так с момента своего основания в Выборг пришла музыкальная культура из Европы в виде монастырского церковного ритуала. Медленно в быт города и общественное сознание проникали явления светского музицирования, в виде прослушивания импровизаций на органе «нежного пения птиц» и других музыкальных впечатлений. Обозначилась профессия городского музыканта-органиста. Все это говорит о развитии музыкальной культуры Выборга как средневекового города.

Л. П. Василькова

Некоторые вопросы организации и содержания отечественного хорового пения второй половины XIX столетия

Как известно, 19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право. Значимость этой даты важна как отправная точка для процессов охвата сдвигов в культуре, искусстве, музыкальном образовании низших социальных слоёв, дотоле существовавших в зачаточных состояниях. Среди исканий передовых деятелей в сфере искусства, культуры и педагогики этого периода особое внимание обращает на себя ряд изданий, которые показали направление в развитии хорового пения для низкообеспеченных и малообразованных любителей этого вида исполнительства. В речи на открытии бесплатного класса простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве в 1864 г. Н.Г. Рубинштейн говорил: «Все народы поют, а русский народ даже прославился своими песнями, своей способностью не только передавать, но и гармонизировать свои напевы. Пение - потребность русской жизни. Оно сопутствует ей повсюду - и в радостях, и в печалях, и, сверх того, составляет существенную потребность богослужения» (цит. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие / сост., авт. предисл. и коммент. Бернандт Г.Б. - М.: ГМИ, 1956. С. 292).

Хоровое пение проявлялось в различных формах и в различной степени и не могло не опираться, в частности, на музыкальное воспитание и обучение детей. Историко-педагогические исследования свидетельствуют о том, что основу музыкального образования и в отечественной общеобразовательной школе и в других музыкальных образованиях, в частности, в Бесплатной музыкальной школе при Русском музыкальном обществе составляло хоровое пение.

222

В программы обучения входили произведения различных авторов и эпох. Наиболее приветствовалось обращение к творчеству современников. В книге «Летопись моей музыкальной жизни» Н.А. Римский-Корсаков, который руководил Бесплатной музыкальной школой с 1874 по 1881 гг., объяснял свой выбор концертных произведений: «...музыка старая, но прекрасная и как нельзя наиболее подходящая и полезная для специального хорового учреждения, каким была Бесплатная музыкальная школа» (3-е изд. М., 1926. С. 167).

Преподаватель элементарной теории и хорового пения Московской консерватории Константин (Карл) Карлович Альбрехт (18361893) в 1867 г. в Москве выпускает «Руководство по хоровому пению по цифирной методе Шеве», преимущественно для народных школ, с приложением двухголосных упражнений, 70 русских песен и 41 трехголосного хора, преимущественно для народных школ (с предисл. Г. А. Лароша. М.: тип. А. И. Мамонтова, 1867). Вплоть до 1911 г. руководство переиздаётся более 14 раз.

В это же время В.Ф. Одоевский предлагает свой опыт по ознакомлению интересующихся с основами музыки. Известный литератор, общественный деятель, основоположник российского музыкознания князь Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869) в 60-е гг. уходит из литературы, целиком отдавшись практической деятельности. Он с восторгом приветствует отмену крепостного права, изучает русские древности в хранилищах подмосковных монастырей, пишет статьи по педагогике и музыке. В 1868 г. появляется его «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов». Успокаивая читателя и обращая его внимание на свой многолетний опыт, Одоевский пишет: « .для разумения её (музыки - Л.В.) технических, условных терминов, и для того, чтобы читать и даже писать музыку, - вовсе не нужно играть на каком-либо инструменте, или петь арии» (Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие / сост., авт. предисл. и коммент. Бернандт Г.Б. М.: ГМИ,1956. С. 346). Изложение материала и сведения, дающиеся в этом пособии, весьма сложны для «не-музыкантов», и дают чисто теоретическое представление об основах музыкальной грамоты, связанных с понятиями интервалики и ладовости. Другой музыкально-теоретический труд, условно датируемый 60-ми годами - это «Музыкальная азбука». «Рукопись, выполненная неизвестною рукою, с поправками и вставками Одоевского», - отмечает в комментарии Бернандт. Материал изложен по урокам в виде рассказа учителя и посвящён обучению игре на фортепиано и пению, с конкретными указаниями методического характера, иллюстрированными упражнениями.

223

Важнейшее внимание уже в первых программах по музыке отводилось развитию вокально-хоровых навыков учащихся. Кроме хорового и сольного пения, программы по музыке предусматривали освоение определенного объема теоретических знаний, а также навыков игры на музыкальных инструментах. В этом отношения показательна «Программа по музыкальному образованию для поступающих в общедоступные музыкальные классы при педагогическом музее», изданная в Санкт-Петербурге в 1884 г. Слушателями курсов являлись преимущественно учителя городских школ. В этой связи в процессе обучении значительное внимание уделялось вопросам преподавания музыки и пения в школе. Цель Общедоступных музыкальных классов - общее музыкальное образование, а для желающих и проявляющих особые способности - приобретение музыкального образования, достаточного и необходимого для поступления в высшие музыкальные заведения. Предметы преподавания включали: сольное и хоровое пение; игру на фортепиано и инструментах, входящих в состав симфонического оркестра; элементарную теорию музыки и гармонию: совместную игру, дуэты, трио, квартеты и др. Преподавание распределялось на два курса - младший и старший. Программа обучения могла быть освоена за период - от двух до шести лет в зависимости от способностей учащихся и их предварительной музыкальной подготовки. В программу также были введены курсы хорового пения и регентирования под руководством известного музыковеда и дирижера, профессора Санкт-Петербургской консерватории, руководителя Педагогических курсов начального пения и регентования, преподавателя Придворнопевческой капеллы и Санкт-Петербургского учительского института, цензора духовно-музыкальных сочинений Алексея Ильича Пузырев-ского (1855-1917). Программа этих курсов включала методику освоения элементарной теории музыки и гармонии, теорию церковного пения, практические упражнения в школьном преподавании пения и обучении хора.

Таким образом, «Программа музыкальных классов при педагогическом музее» предусматривала дифференцированный подход к освоению содержания музыкального образования не только в зависимости от уровня первоначальной музыкальной подготовки слушателей, но и от выбранной ориентации музыкального образования -общего или профессионального.

Из числа работ по вопросам музыкального воспитания в Москве в 1884 г. выходит книжка «Детское пение. Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв» (М.: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1884) и с 1891 г. увидевшая свет и выдержавшая в свое время це-

224

лый ряд изданий, приобретшая большую популярность двухчастная «Методика обучения. Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в нар., церковно-приходск. школах и прочих учеб. заведениях и к организации церковных певческих хоров» (Пенза.: типлит. В.Н. Умнова, 1891. - 270, II с.) Алексея Николаевича Карасева (1854-1914) - рус. хор. дирижера, педагога. Он руководил курсами регентов и учителей школьного хор. пения в Пензе, Москве, Киеве, Новочеркасске, Липецке и др. В 1896-1897 гг. выходит в той же типографии 2-е изд. «Методики обучения» в двух томах, значительно переработанное и дополненное. С 1908 г. труд печатается в Москве различными типографиями. В этом руководстве была помещена разработанная Карасевым «Программа по обучению пению в начальных народных училищах», основанная на выдвинутом Карасевым методе буквенного обозначения. Программу А. Карасева отличала детальная, продуманная последовательность в построении процесса обучения пению и музыкальной грамоте. Важнейшей особенностью программы выступала взаимосвязь практических и теоретических аспектов учебного процесса.

Основные разделы программы включают пение с голоса или по буквенной системе, обучение пению по нотам. В дополнение к программе А. Карасев представил в «Методике пения» несколько десятков примерных уроков, иллюстрирующих ее основные положения. В противовес критикуемому им цифровому методу, Карасев выдвигает буквенный способ обозначений. Способ этот заключается в следующем: «Название нот заменяется звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты - цифрой, поставленной над буквой; буква без цифр равна одному удару». Звуки обозначались следующими буквами: до-а, ре-у, ми-и, фа-о, соль-е, ля-я, си-ю. Так как способ этот не даёт никакого наглядного представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения между звуко-буквами. Этому помогает «лестничка»: А-У-И-О. Однако Карасев не считает и буквенную запись обязательным этапом обучения. Он настаивает лишь на том, чтобы общепринятая запись не вводилась слишком рано, нотная грамота должна проходиться одновременно практически и теоретически. Принцип «изучения» отдельных звуков был подвергнут критике еще современниками А.Н. Карасева, указывающими, что нужно изучать не отдельные звуки, а «разность звуков по высоте», «звуковые отношения». Тем не менее, впоследствии этот принцип еще использовался многими составителями руководств (Н. Крошенко, А. Касторским и др.).

225

Несомненный вклад в обучение хоровому пению внёс Михаил Васильевич Анцев, преподававший пение в Елизаветинском институте (Петербург), автор произведений для скрипки и фортепиано, хоров, романсов, обработок народных песен, учебных пособий, в том числе книг «Краткие сведения для певцов-хористов. Пособие для сельских, народных и церковно-приходских школ, а также городских и духовных училищ» (СПб.: тип. Э Арнгольда, 1897), «Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения. Руководство для учебных заведений (женских и мужских), приспособленное к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре» (СПб-М.: типо-лит., В. Бессель и К0, 1897), «Нотная терминология. Справочный словарь для регентов, учителей и музыкантов. Необходимое прибавление ко всем музыкальным пособиям» (Витебск: типо-лит., 1904).

В своих руководствах Анцев системно излагает учебный материал в последовательности, которая ляжет в основу учебников по теории музыки в дальнейшем. Он включает главы «Взмахи руки», «Наставление при пении», в которых вводятся сведения о тактировании и вокальных навыках как необходимых звеньях процесса обучения. (Анцев М.В. Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения. Руководство для учебных заведений (женских и мужских), приспособленное к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре). Во вступлении он обращает внимание на то, что «обучение хоровому пению должно быть вверено такому лицу, которое имеет о нём более широкое понятие...». Там же автор выделяет три главных цели этого руководства: «1) оно служит средством для подготовки детей в хор, 2) указывает на систему преподавания и 3) является необходимым спутником учащихся, как при занятиях в классе, так и для проверки своих познаний дома».

Однако теоретические разработки очень ограниченно внедрялись в школьную практику по разным причинам. Во-первых, потому что большинство подрастающих россиян получали лишь начальное образование - четыре класса церковно-приходской школы, получая там самые элементарные азы грамотности и довольно серьезную церковно-религиозную подготовку, особенно по Закону Божьему. Во-вторых, потому что во многих школах просто не было учителей пения. Певческая практика большинства детей благодаря пению в церковных хорах была довольно обширной, но чисто эмпирической. Обеспечение школ музыкальными инструментами осуществлялось выборочно. В семьях состоятельных слоев населения России музыкально-художественное образование и воспитание проходило

226

в домашних условиях. Здесь многое определялось общей атмосферой духовной жизни семьи, ее дружественных духовных связей и отношений с церковью и разнообразными общественными институтами и организациями.

С. В. Морено

Урок музыки в процессе развития ребенка

Специфическая особенность музыкального занятия в дошкольном учреждении и урока музыки в школе заключается в том, что наряду с музыкально-образовательными требованиями к детям предъявляются художественно-исполнительские требования.

Ребенок, участвуя на занятиях музыкой в различных видах деятельности, активизирует свой ум, стремясь индивидуально решить поставленную задачу, привыкает к самостоятельному художественному высказыванию, приобретает веру в свои творческие силы. В активном музицировании он ярче, эмоциональнее воспринимает и переживает характер и настроение музыки.

Побуждение учащегося к поисковой деятельности, к творческому развитию является важнейшей задачей каждого урока музыки, будь то школьные групповые занятия или индивидуальные в учреждении дополнительного образования.

Главным условием развития личности является формирование эмоций ребенка, высшей формой которых является чувство.

Именно занятия музыкой способствуют наиболее полному разрешению задач комплексного художественного воспитания и образования, т. е. развитию эмоциональной отзывчивости, образнослуховых представлений, творческих способностей, видов слуха.

В преподавании музыки не должно быть формального подхода, Важно, чтобы на каждом занятии присутствовал комплексный подход, предполагающий единство воздействия на чувства, сознание и поведение детей, т. е. на все стороны развития личности (эмоциональную, интеллектуальную, действенно-практическую).

Основными видами деятельности на занятиях музыкой являются: исполнение, музицирование, а также восприятие и оценка музыкальных произведений. Музицирование может быть вокальное и инструментальное.

Научить правильному владению вокально-хоровыми навыками - одна из важнейших задач, так как с их помощью они смогут выражать в художественной форме содержание произведений.

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.