Научная статья на тему 'Некоторые вопросы налогового и Таможенного регулирования предпринимательской деятельности в условиях членства России в Таможенном союзе'

Некоторые вопросы налогового и Таможенного регулирования предпринимательской деятельности в условиях членства России в Таможенном союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1131
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / НАЛОГИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ / ЕДИНЫЕ СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Апресова Нана Гурамовна

Статья посвящена отдельным вопросам налогового и таможенного регулирования предпринимательской деятельности в связи с вступлением России в Таможенный союз и заключением ряда международных договоров и соглашений. Рассмотрены вопросы непосредственно связанные с понятием Таможенного союза, местом норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовой системе России, значению международных договоров в осуществлении налогообложения хозяйствующих субъектов. В частности, дан обзор основных положений таких соглашений, как «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18 июня 2010 года, «Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» от 6 января 1995 года, «Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» от 26 февраля 1999 года, «Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25 января 2008 года, «Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании» от 25 января 2008 года, «Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» от 25 января 2008 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of tax and customs regulation in the field of entrepreneurial activity under the terms of the RF membership in the Customs Union

The article deals with some problems of tax and customs regulation in the field of entrepreneurial activity connected with the Russia’s accession to the Customs Union and conclusion a number of international treaties. The author considers some items, directly connected with the concept of Customs Union, the exact place of International law rules and international conventions of the RF in legal structure of Russia, the role of international treaties in the implementation of taxation of economic entities. The author, in particular, makes a review of the main provisions of such treaties as: “Agreement on free economic zones on the customs territory of the Customs Union and the customs procedure of free customs zone” (June 18, 2010), “Customs Union Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus” (January 6, 1995), “Agreement on the Customs Union and the United Economic Area” (February 26, 1999), “ Agreement on the principles of indirect taxation of exports and imports of goods, performance of work, services rendering in the Customs Union” (January 25, 2008), “ Agreement on a uniform rates of customs duties regulation”( January 25, 2008),” Agreement on export customs duties in respect of the third countries” (January 25, 2008).

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы налогового и Таможенного регулирования предпринимательской деятельности в условиях членства России в Таможенном союзе»

3.4. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГОВОГО И ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ1

Апресова Нана Гурамовна, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры предпринимательского права. Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: nana0202@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена отдельным вопросам налогового и таможенного регулирования предпринимательской деятельности в связи с вступлением России в Таможенный союз и заключением ряда международных договоров и соглашений. Рассмотрены вопросы непосредственно связанные с понятием Таможенного союза, местом норм международного права и международных договоров Российской Федерации в правовой системе России, значению международных договоров в осуществлении налогообложения хозяйствующих субъектов. В частности, дан обзор основных положений таких соглашений, как «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18 июня 2010 года, «Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» от 6 января 1995 года, «Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» от 26 февраля 1999 года, «Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25 января 2008 года, «Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании» от 25 января 2008 года, «Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» от 25 января 2008 года.

Ключевые слова: Таможенный союз, налоги, таможенные платежи, свободные экономические зоны, единая таможенная территория, единое экономическое пространство, единая система взимания налогов, единые ставки таможенных пошлин.

SOME QUESTIONS OF TAX AND CUSTOMS REGULATION IN THE FIELD OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY UNDER THE TERMS OF THE RF MEMBERSHIP IN THE CUSTOMS UNION

Apresova Nana Guramovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor at entrepreneurs' law chair. Place of employment: Moscow state law university named after O.E. Kutafin (MSAL). E-mail: nana0202@mail.ru

Annotation: The article deals with some problems of tax and customs regulation in the field of entrepreneurial activity connected with the Russia's accession to the Customs

1 Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе.», проект № 2.1.1.1

Union and conclusion a number of international treaties. The author considers some items, directly connected with the concept of Customs Union, the exact place of International law rules and international conventions of the RF in legal structure of Russia, the role of international treaties in the implementation of taxation of economic entities. The author, in particular, makes a review of the main provisions of such treaties as: "Agreement on free economic zones on the customs territory of the Customs Union and the customs procedure of free customs zone" (June 18, 2010), "Customs Union Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus" (January 6, 1995), "Agreement on the Customs Union and the United Economic Area" (February 26, 1999), " Agreement on the principles of indirect taxation of exports and imports of goods, performance of work, services rendering in the Customs Union" (January 25, 2008), " Agreement on a uniform rates of customs duties regulation"( January 25, 2008)," Agreement on export customs duties in respect of the third countries" (January 25, 2008). Keywords: Customs Union, customs charges, free economic zones, the single customs territory, unified economic area, unified system of collecting taxes, uniform rates of customs duties.

Таможенный союз - это одна из наиболее распространенных форм международной интеграции. Это договорное объединение государств в целях создания общей таможенной территории и осуществления совместной торговой политики2. Такими формами являются, например, зоны свободной торговли, экономические и политические союзы. Участие государств, в том или ином интеграционном образовании, предполагает различную степень сближения. Если участники зоны свободной торговли ограничиваются частичной или неполной отменой количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле, то страны-члены полного политического и экономического союза постоянно ведут поиск решений по важнейшим вопросам с помощью разветвленной системы межгосударственных органов. Интеграция развивается постепенно. Функционирование таможенного союза требует изменений в механизме управления интеграционными процессами, и главным его элементом становится некий наднациональный институт, обеспечивающий единую таможенно-тарифную политику и приспособление внутренних рынков к возникающим общим интересам3. С 2008 по 2010 год сформирован Таможенный союз трех государств - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст. 1 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года договаривающиеся Стороны определяют Таможенный союз, как экономическое объединение государств, основывающееся на принципах наличия единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

- отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их тер-

2 Исингарин Н. «10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения». СПб.: Русич, 2001.

3 С.А. Григорян, А.С. Григорян «Теоретические аспекты создания единого экономического пространства в рамках евразийского экономического сообщества» (часть I). Ж-л «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление» июль, 2011 // http://journal-nio.com/index.php?option= com content&view=article&id=450&Itemid=88

риторий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.

В Соглашении урегулировано распределение таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие.

«По запросу Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами-участниками Содружества Независимых Государств дать следующее толкование:

Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством, принятым государствами-участниками указанного Соглашения по реализации его положений, режим единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с территорий государств-участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих государств, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе "суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара".

Если в момент отгрузки товара известно, что страной назначения является Российская Федерация, то суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, должны вноситься в бюджет Российской Федерации; в случае, если в момент отгрузки товаров известно, что страной назначения является Республика Беларусь, платежи вносятся в бюджет Республики Беларусь.

Порядок, установленный пунктом 2 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе, применяется в случае, когда:

а) речь идет о товаре, происходящем с территории третьего государства;

б) в отношении данного товара установлен экспортный таможенный тариф либо иные налоги, пошлины или сборы, имеющие эквивалентное значение, взимаемые при вывозе товара;

в) данный товар вывозится с территории одного государства-участника Таможенного союза на территорию другого государства-участника Таможенного союза. Действующим законодательством государств-

участников названного Соглашения экспортный таможенный тариф либо иные налоги и сборы, имеющие эквивалентный характер, в случае вывоза товара из данных государств, не предусмотрены»4.

Согласно статье 3 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года основными целями формирования Единого экономического пространства являются: эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономик Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; проведение согласованной налоговой, денежно - кредитной, валютно - финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно - технологической кооперации.

По данному Договору (ст.9) одной из целей функционирования режима свободной торговли товарами провозглашено применение единой системы взимания косвенных налогов (налог на добавленную стоимость и акцизы на товары и услуги).

Стороны договорились о том, что порядок взимания и поступления таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, будет определен отдельными соглашениями (ст. 13).

В соответствии со ст.16 Договора стороны применяют единую систему взимания косвенных налогов в торговле с третьими странами.

На экспортируемые и импортируемые товары ставки косвенных налогов не превышают аналогичные ставки, которыми облагаются товары национального производства.

В торговле с третьими странами Стороны переходят на взимание косвенных налогов, исходя из принципа страны назначения.

При ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами Стороны воздерживаются от предоставления индивидуальных налоговых льгот в части, касающейся ставок и порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам.

Любая из Сторон вправе затребовать информацию относительно применения ставок и механизма взимания налогов, предоставляемых налоговых льгот для резидентов и нерезидентов, осуществляющих торговые операции с товарами из третьих стран, у другой Стороны и получить ее в течение тридцати календарных дней.

В рамках Таможенного союза регулирование взимания налога на добавленную стоимость осуществляется на основе Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. и трех Протоколов: "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе", "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", "Об обмене информацией между налоговыми органами сторон, включающем также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты

4 Подробнее см. Решение Экономического Суда Содружества

Независимых Государств от 15 сентября 1997 года N С-1/2-97 «О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской

Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года»

сбора косвенных налогов", подписанных 11 декабря 2010 г. Эти документы вступили в силу с 1 июля 2010 г. одновременно с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Это международные документы, на основании которых РФ строит свои особенности налогообложения косвенными налогами в рамках Таможенного союза. При этом указанные документы не отменяют наличие национальных особенностей налогообложения каждого из трех государств с учетом тех норм, которые действуют на территории этих государств. У нас это Налоговый кодекс РФ и приказы об утверждении форм налоговых деклараций и порядков их заполнения, изданные Министерством финансов Российской Федерации, пока у него были полномочия утверждать указанные декларации. Начиная с 2011 г. формы деклараций и порядки их заполнения утверждаются Федеральной налоговой службой Российской Федерации.

В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплена одна из основ конституционного строя - положение об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, как составной части правовой системы России, и о приоритете применения последних, если ими установлены иные правила, чем предусмотренные законом5. Данное положение отражено и в статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации, где установлено, что, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающееся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации6. На сегодняшний день Российская Федерация является участником множества международных соглашений, в том числе в связи с вступлением в Таможенный союз. Трудно переоценить огромное значение международных договоров в осуществлении налогового планирования и налогообложения в целом хозяйствующих субъектов, связанного с взаимоотношениями в трансграничных финансовых и торговых операциях, структурного построения предпринимательских объединений, а также оптимизации налогообложения с использованием оффшоров, специальных и особых экономических зон, как зон льготного налогообложения. Применяя данный способ, следует оценить все преимущества и недостатки юрисдикций. К ним относятся уровень налогов и других обязательных платежей, налоговых льгот, затраты на регистрацию, возможность безналогового перевода доходов (прибыли) из одной страны в другую, условия соглашений об избежании двойного налогообложения и др. Все эти параметры влияют на налоговые последствия деятельности хозяйствующего субъекта.

В соответствии с российским законодательством классическим примером юрисдикций, имеющих ряд налоговых льгот, являются особые экономические зоны, действующие в рамках Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Глава 8 закона регулирует применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях особых экономических зон.

5 Конституция Российской Федерации

6 Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 37 данного закона регулирует таможенную процедуру свободной таможенной зоны. С 1 января 2013 года действует Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1206 «О таможенном декларировании иностранных товаров, ввозимых на территорию портовой особой экономической зоны с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны».

В таможенном союзе в целях содействия социально-экономическому развитию государств - членов таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании СЭЗ, создаются свободные (специальные, особые) экономические зоны (далее -СЭЗ)7.

Подпункт 15 пункта 1 ст. 202 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) устанавливает в качестве одного из видов таможенных процедур процедуру свободной таможенной зоны. При этом в данной статье содержится ссылка на то, что нормы, касающиеся данной процедуры, будут определены отдельным международным договором государств-членов таможенного союза. Таким договором является Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее -Соглашение)8.

В соответствии с п.1 ст. 9 Соглашения таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или части ее территории.

В Соглашении дано определение свободной (специальной, особой) экономической зоны. Это часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Помимо СЭЗ, функционирование которой осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным Соглашением, предусмотрено также две разновидности свободной экономической зоны - портовая СЭЗ и логистическая СЭЗ. Портовая СЭЗ создается на территории морского, речного и воздушного порта, за исключением территории, на которой расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров. Логистическая СЭЗ создается на территории, прилегающей к автомобильному или железнодорожному пункту пропуска через таможенную границу государства - члена Таможенного союза. Основной особенностью таможенной процедуры свободной таможенной зоны является то, что товары, ввезенные на территорию СЭЗ и помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования как находящиеся вне таможенной территории

7 Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года)

8 Н. Зарубин, юрист-эксперт TARGO GROUP// http://www.targo. ш/ legislation/our-comments/

Таможенного союза. При этом территория СЭЗ остается частью таможенной территории Таможенного союза. Территория СЭЗ, на которой применяется процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля.9

Товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, в случае прекращения ее функционирования признаются товарами Таможенного союза без уплаты таможенных платежей.

С 1 января 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 № 1096 "Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны", подготовленное Минэкономразвития России в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и ст. 11 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуре свободной таможенной зоны от 18.06.2010. Постановлением утверждается перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территориях портовых особых экономических зон (ПОЭЗ), создаваемых на территории Российской Федерации. Данный перечень был сформирован с учётом специфики применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в портовых особых экономических зонах. Постановление содержит перечень товаров, включая транспортные средства, необходимые для обеспечения нормального функционирования ПОЭЗ как части морского порта, речного порта или аэропорта. Товары, указанные в перечне, могут быть ввезены на территорию ПОЭЗ без помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Данное постановление позволит упростить порядок ввоза и вывоза отдельных категорий товаров, включённых в перечень, на территорию (с территории) ПОЭЗ, сократить временные и финансовые затраты резидентов ПОЭЗ, а также снизить издержки, связанные с оказанием портовых услуг.

Главой 3 Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяется применение на территории Особой экономической зоны таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. На территории Калининградской особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ. Глава 3.1. закона регулирует Перемещение товаров Таможенного союза между Калининградской особой экономической зоной и остальной частью таможенной территории Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 16-ФЗ в Особой экономической зоне применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный статьями 288.1 и 385.1 НК РФ10.

9 Там же

10 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по делу N А21-6326/2010 СПС «КонсультантП-люс»

В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации согласились о том, что на единой таможенной территории данных государств Стороны применяют Единый таможенный тариф - инструмент торговой политики таможенного союза.

Существенным является то, что ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением. Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин.

25 января 2008 года было заключено Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран. Третьи страны - страны, не являющиеся участниками Соглашения (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация). Если товар, произведенный на территории государства одной Стороны, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну с территории государства другой Стороны, не применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины либо применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, эта другая Сторона обязана обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве Стороны, на территории которого произведен товар, и указанным в сводном перечне товаров.

В части регулирования вопросов установления вывозных таможенных пошлин, определения ставок вывозных таможенных пошлин применяются нормы Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе». Установление, введение и применение налога на добавленную стоимость и акцизов, по-прежнему, регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации. При ввозе товаров на таможенную территорию, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, обязанность возникает с момента пересечения таможенной границы, при вывозе - с момента подачи таможенной декларации либо совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров.

Многие экономически благополучные страны давно оценили положительные стороны политического сближения, в том числе в осуществлении экономической деятельности путем выработки единой таможенной политики. Таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, объединенных общими экономическими интересами. Однако, законодательство Таможенного союза требует совершенствования. Необходимость этого, в частности, обусловлена тем, что вопросы уплаты налоговых и таможенных платежей субъектами предпринимательства стран-членов Таможенного союза регулируется сегодня множеством нормативных правовых актов. Этот вопрос стал предметом обсуждения 2 октября 2013 года на втором заседании Консультативного совета по

взаимодействию ЕЭК и Белоруско-Казахстанско-Российского бизнес-сообщества, где обсуждались актуальные вопросы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного администрирования. По словам Владимира Гошина, министра по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии, помимо Таможенного кодекса Таможенного союза регулирование таможенной сферы осуществляется также с помощью 33 международных договоров. Из них 8 фактически не применяются, так как их положения входят в Таможенный кодекс. "Оставшиеся 25 соглашений подлежат включению в Таможенный кодекс и договор о создании Евразийского экономического союза"11, а в ближайшее время будет создана специальная комиссия по разработке новой редакции Таможенного кодекса Таможенного союза, в которую войдут представители ЕЭК, стран-участниц ТС, а также бизнес-сообщества Беларуси, России и Казахстана.

Список литературы:

Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года)

Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 г.

Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г.

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года

Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года Конституция Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации Таможенный кодекс таможенного союза Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1206 «О таможенном декларировании иностранных товаров, ввозимых на территорию портовой особой экономической зоны с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза и помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны».

Постановление Правительства РФ от 25.10.2012 № 1096 "Об утверждении перечня товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны"

"http://www.tks. ru/news/nearby/2013/10/03/0003 ; http://www.tks.ru/news/nearby/2013/10/04/0001

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15 сентября 1997 года N С-1/2-97 «О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года»

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по делу N А21-6326/2010 СПС «КонсультантПлюс»

Григорян С.А., Григорян А.С. «Теоретические аспекты создания единого экономического пространства в рамках евразийского экономического сообщества» (часть I). Ж-л «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление» , июль, 2011

Зарубин Н., юрист-эксперт TARGO GROUP

Исингарин Н. «10 лет сНг. Проблемы, поиски, решения». СПб.: Русич, 2001.

Literature list:

Agreement on the free (special) economic zones on the customs territory of the customs union and the customs procedure of free customs zone (St. Petersburg, June 18, 2010).

Customs Union Agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus (January 6, 1995).

Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Belarus on a unified system for regulating foreign economic activity (April 12, 1994).

Agreement on the Customs Union and the United Economic Area (February 26, 1999).

Agreement on the principles of indirect taxation of exports and imports of goods, performance of work, services rendering in the Customs Union (January 25, 2008).

Agreement on a uniform rates of customs duties regulation" (January 25, 2008)

Agreement on export customs duties in respect of the third countries" (January 25, 2008).

The Constitution of the Russian Federation.

The Taxation Code of the Russian Federation.

The Customs Code of the Customs Union.

The Federal Law "On Special Economic Zones in the Russian Federation" (July 22, 2005, № 116-FZ).

The Federal Law of 10 January 2006 № 16- FZ "On the Special Economic Zone in the Kaliningrad Region and on the Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation (January 10, 2006 №16-FZ).

The Russian Federation Law « On Customs Rates"(May 21, 1993 № 5003-1).

Government Decree "On the customs declaration of foreign goods imported into the territory of the special port economic zone from the territory of a non-member of the Customs Union state, and placed under the customs procedure of customs-free zone " ( November 22, 2012, № 1206).

Government Decree "On approval of the list of goods that cannot be placed under the customs procedure of customs-free zone" (October 25, 2012, № 1096).

The decision of the Commonwealth of Independent States Economic Court «On the interpretation of the Agreement on the Customs Union between the Russian Federation and the Republic of Belarus signed on the 6 of January, 1995» ( September 15, 1997 № S-1/2-97).

Resolution of the Thirteenth Arbitration Court of Appeal in the case № A21-6326/2010 PCA (February 25, 2011,"Consultant Plus").

S.A. Grigoryan, A. Grigoryan "Theoretical aspects of the creation of a single economic space within the framework

of the Eurasian Economic Community" (Part I). F-l 'Science and Education: Management and Economics, Entrepreneurship, Law and Management ", July, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zarubin N., a lawyer and expert TARGO GROUP.

N. Issingarin «10 years of the CIS. Problems, finding, decisions. "St. Petersburg.: Rusich, 2001.

Рецензия

на статью доцента кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидата юридических наук, Апресовой Наны Гурамовны на тему: «Некоторые вопросы налогового и таможенного регулирования предпринимательской деятельности в условиях членства России в Таможенном союзе»

Статья Н.Г. Апресовой подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); НИР «Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России в ВТО, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе.», проект № 2.1.1.1.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения поскольку интерес к тематике, посвященной особенностям налогообложения в связи с вступлением Российской Федерации в Таможенный союз начал формироваться относительно недавно.

Особый интерес представляют выводы автора о том, что на сегодняшний день, отношения в налоговой и таможенной сфере регулируются множеством международных договоров, а данное обстоятельство обосновывает необходимость совершенствования действующего законодательства в этой области.

В связи с изложенным, представляется возможным вывод о том, что научная статья Н.Г. Апресовой «Некоторые вопросы налогового и таможенного регулирования предпринимательской деятельности в условиях членства России в Таможенном союзе» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журналах Издательского дома «Юр -ВАК ».

Заведующая кафедрой предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник юстиции России, д.ю.н, профессор И.В. Ершова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.