Научная статья на тему 'Некоторые вопросы модернизации математического образования студентов'

Некоторые вопросы модернизации математического образования студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АДЕКВАТНЫЙ ПЕРЕВОД МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ СИНТЕЗ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лунгу К. Н., Измайлова Н. В., Борисова Н. Л., Адам Е. И., Роганова А. П.

Последние годы вопросы модернизации математического образования связан с необходимостью ориентировать обучение математике на будущую профессию. Эта проблема сложна как по структуре, таки по содержанию. К ней примыкают две большие проблемы: профессиональная направленность личности будущего специалиста и межпредметные связи в организации вузовского обучения. В данной статье дана попытка профессиональную направленность математики рассматривать как единство содержательного (содержания обучения) и процессуального (комплекс методических средств, применение которых обучает студентов использованию системы научных знаний общенаучных предметов в будущей профессиональной деятельности) аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы модернизации математического образования студентов»

28

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2016

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

© Лунгу К.Н.* *, Измайлова Н.В.*, Борисова Н.Л.*, Адам Е.И.*, Роганова А.П.*

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ),

г. Москва

Последние годы вопросы модернизации математического образования связан с необходимостью ориентировать обучение математике на будущую профессию. Эта проблема сложна как по структуре, таки по содержанию. К ней примыкают две большие проблемы: профессиональная направленность личности будущего специалиста и межпредметные связи в организации вузовского обучения. В данной статье дана попытка профессиональную направленность математики рассматривать как единство содержательного (содержания обучения) и процессуального (комплекс методических средств, применение которых обучает студентов использованию системы научных знаний общенаучных предметов в будущей профессиональной деятельности) аспектов.

Ключевые слова личностно ориентированное обучение, адекватный перевод математический информации, межпредметные связи, межпредметный синтез, междисциплинарная кооперация.

1. Важнейшей целью обучения математике студентов экономических и технических специальностей является формирование профессионально'-ориентированных математических знаний, т.е. знаний, направленных на получаемую специальность.

Математика занимает ведущее положение среди фундаментальных, естественнонаучных и прикладных наук. Переход к рыночной экономике и включение в систему производственных отношений мощного фактора конкуренции объективно усиливает роль прагматических начал в процессе обучения и прежде всего обучения профессионального.

Компетентностный подход в обучении математике предполагает серьёзные изменения в целях и содержании образования, методах и формах организации учебного процесса. Эффективная реализация компетентностно ориентированного математического образования будущего специалиста возможна, если содержание обучения математике будет иметь интегративный характер, профессионально-прикладную направленность, стимулировать мотивацию к

* Доцент кафедры Прикладной математики, кандидат физико-математических наук, доцент.

* Доцент кафедры Прикладной математики, кандидат технических наук.

* Старший преподаватель кафедры Прикладной математики.

* Учитель Лицея «Прометей».

" Студент.

Педагогические науки

29

учению, обеспечивать восприятие и понимание специальных и профильных дисциплин, определяющих уровни профессиональных компетенций.

Компетенция - это способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены в результате обучения и обозначает возможность человека применять полученные знания, умения и навыки на практике, в нестандартной ситуации. Компетенция специалиста - это социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для эффективной, продуктивной деятельности в определённой сфере, она является продуктом междисциплинарного, развивающего образования, имеет нелинейную интегративную природу и формируется как межпредметный синтез и междисциплинарная кооперация [1, 2].

Обучение математике должно быть личностно ориентированным, организовано на развивающей основе с целью формирования у студентов теоретических понятий о целостных явлениях инженерно-технологической, экономической, социальной и природной реальности [3]. Дидактические средства должны сопровождаться экономическими, технологическими моделями, наглядностью и визуализацией, обеспечивающими восприятие, понимание и применение математического материала [4]. Механизмом формирования теоретических понятий должен являться адекватный перевод математической информации на языки других учебных дисциплин, в частности экономических, технических и личного опыта студента одновременно через действие, образ и слово, а также взаимопереход знаковых систем - в четырёх сферах: вербальной, знаково-символической, графической и деятельностной. Педагогический процесс обучения математике студентов должен осуществляться в форме диалога, направлен на понимание и развитие коммуникативных компетенций.

Математика должна способствовать формированию:

- ценностно-смысловых компетенций, связанных со способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём посредством моделирования реальных процессов и явлений, способствующих их анализу и правильному принятию решений;

- общекультурных компетенций, как способность познать и приобретать опыт деятельности в области общечеловеческой культуры, мировоззренческих и духовно-нравственных основ жизни человека;

- учебно-познавательных компетенций как совокупность компетенций человека в сфере творческой самостоятельной деятельности, включающей элементы логической, алгоритмической, абстрактной, методологической и общеучебной деятельности;

- информационных компетенций как навыки деятельности по сбору и обработке информации в разных учебных предметах и образовательных областях, её структуризации, систематизации, понимание и применение;

30

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2016

- коммуникативных компетенций, как знание способов взаимодействия с реальными событиями и людьми, понимать людей и быть понятым ими;

- социально-трудовых компетенций как выполнение роли гражданина, наблюдателя, производителя, потребителя, умение разобраться в вопросах экономики и права, знание области профессионального самоопределения.

2. Уровень, глубина и полнота усвоения математики студентами нематематических специальностей зависит от математического содержания обучения и его структуры. Исторически нематематические специальности и факультеты появились при классических университетах, при этом вносились компоненты, связанные со специализацией студентов, а математический компонент сохранялся университетский. Затем, на основе этих факультетов образовались технические, экономические, аграрные, сельскохозяйственные и другие вузы с сохранением основного курса высшей математики почти в прежнем виде. При этом направленность математики на будущую специальность обучающихся практически не учитывалась.

Сложность организации процесса понимающего усвоения математики, влечёт необходимость разработки новых методик обучения всей математики, как вузовской, так и школьной [5]. В последние годы настойчиво обсуждается вопрос модернизации содержания математического образования, которая привела бы к существенному улучшению качества обучения математике, формированию математических и профессиональных компетентностей. Для этого, в первую очередь, необходимо ориентировать обучение математики на будущую профессию.

Профессиональную направленность математики мы рассматриваем как основу мотивации и гуманизации обучения студентов будущей профессии, это единство двух аспектов: содержательного и процессуального. Содержательный аспект включает в себя содержание обучения, предусматривающее будущую профессиональную деятельность студентов и прикладную направленность обучения. Процессуальный аспект содержит комплекс методических средств, систематическое применение которых обучает студентов использованию системы научных знаний общенаучных предметов при изучении специальных дисциплин и в будущей профессиональной деятельности. Реализация комплекса этих методических средств предполагает скоординированную работу математических и соответствующих специальных и выпускающих кафедр как форму проявления межпредметных связей.

Математика должна быть ориентирована на обучение студентов экономико-математическим методам, которые должны составлять синтез математических моделей, экономических и технологических ситуаций. Математика должна обеспечить процессуальную методику формирования и решения математических моделей, их технологичность и применение полученных результатов для принятия эффективных решений [6].

Педагогические науки

31

Интеграционная функция профессиональной направленности проявляется в отборе математического содержания, в составлении учебных планов и программ, в которых должна обеспечиваться органическая связь между всеми компонентами профессиональных знаний, умений и навыков.

В настоящее время прикладная наука представляет собой сложную систему методов и направлений, объединённых проблемой рационального выбора, принятия оптимального решения. Эта проблема не имеет точного решения, ввиду фундаментального признака рыночной системы, характеризующейся неопределённостью её выходных параметров. Рыночные процессы имеют скорее вероятностный, чем детерминированный характер.

Приведём пример математической задачи с практическим содержанием вероятностного характера применения модели дифференциальных уравнений в прогнозировании влияния рекламы на процесс реализации произведенной продукции.

Предположим, что в момент времени t о реализуемой продукции знают х покупателей из максимально возможного их числа М. Для ускорения сбыта используют рекламу, ориентированную на то, что информация о товаре будет передаваться также путём общения покупателей между собой. С определённой вероятностью можно предполагать, что скорость изменения количества знающих о продукции пропорциональна произведению х(М - х),

т.е.

dx

dt

к •x • (М — x). Этим получена математическая модель действия

рекламы в виде дифференциального уравнения

dx

- = к • dt

. Вид ре-

x • (М — х)

шения этого уравнения подсказывает структуру зависимости числа покупателей от рекламы. К другим видам дифференциальных уравнений приводят задачи производства, хранения, транспортировки, реализации продукции, распределения производственных сил и формирования производственных отношений. Именно таких задач не хватает в курсе математики, что должно составлять одно из направлений модернизации математического образования экономистов и других специалистов. Эти задачи должны обеспечить мотивацию изучения студентами такого математического объекта и аппарата, как дифференциальные уравнения.

Список литературы:

1. Михеев В.И., Лунгу К.Н. Проблемы формирования нелинейного мышления учащихся и студентов в эпоху информатизации // Вестник РУДН, Серия Фундаментальное естественнонаучное образование. - М.: РУДН, 2006. -С. 79-86.

2. Лунгу К.Н. Фундирование опыта личности как основа профессионально-прикладной направленности обучения студентов, получающих до-

32

НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ - 2016

полнительное образование в техническом вузе // Энергосбережение и водоподготовка. - 2010. - № 3 (65). -С. 57-59.

3. Лунгу К.Н., Борисова Н.Л., Измайлова Н.В. Творческая самостоятельная деятельность студентов при обучении математике // Наука и современность - 2014. - № 34. - С. 58-63.

4. Лунгу К.Н., Борисова Н.Л., Измайлова Н.В., Басова Е.С. Наглядность как средство усвоения студентами математики // Наука и современность -2015. - № 36.

5. Афанасьев В.В., Поваренков Ю.П., Смирнов Е.И., Шадриков В.Д. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учебное пособие / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Гардарики, 2002.

6. Власов Д.А., Монахов Н.В., Монахов В.М. Математические модели и методы внутримодельных исследований. - М., 2007.

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ анализ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ЗАЛОГА В АНГЛИЙСКОМ, КЫРГЫЗСКОМ И РУССКОМ

ЯЗЫКАХ

© Маматова К.Б.*

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова, Кыргызская Республика, г. Бишкек

Статья посвящена типологическому исследованию грамматической категории глагола в английском кыргызском и русском языках. Описаны залоговые формы глагола в трех языках.

Ключевые слова: языкознание, типология языка, лингвометодика, синхрония, диахрония.

Развитие типологии протекало параллельно с развитием сравнительноисторического языкознания, время ее рождения - первая треть 19 в. В настоящее время возрос интерес ученых, исследующих проблемы межъязыковых отношений, к изучению разных языковых систем в синхронно-сопоставительном и типологическом планах. Сравнение изучаемого языка вовсе не прихоть языковедов, теоретиков, без сравнения изучаемого языка с другими невозможно выявить его своеобразие не только в теоретической лингвистике, но и в практическом овладении иностранным языкам. В самом общем виде это позволяет сделать общая типология языка. Преимуществом типологического исследования является то, что изучая какой-либо язык в сопоставлении с некоторым другим, генетически родственным или неродствен-

И.о. доцента кафедры «Иностранных языков».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.