Научная статья на тему 'Некоторые вопросы к функционированию трансграничного сотрудничества в рамках концепции «Евразия-регион»'

Некоторые вопросы к функционированию трансграничного сотрудничества в рамках концепции «Евразия-регион» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
212
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / "ЕВРАЗИЯ-РЕГИОН" / ЕВРАЗЭС / ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / "EURASIA-REGION" / INTER-REGIONAL COOPERATION / EURASEC / DEVELOPMENT OF REGIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колесов В.И., Кошечкина Е.А.

В статье рассматриваются особенности региональной интеграции на постсоветском пространстве, обусловленные как внешними факторами трансформации глобальной экономики и политики, так и внутрирегиональным изменением характера экономических отношений в формате ЕврАзЭС. Особое внимание уделено концепции «евразия-регионов», а также факторам, способствующим усилению интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions to the functioning of crossborder cooperation in the framework of the «Eurasia-Region»

This article discusses the features of the present stage of regional integration in the post-Soviet space, due to both external factors transformation of the global economy and policy and the changing nature of intra-regional economic relations in the format of the EurAsEC. The special attention is paid to the project of «eurasia-region» and the definition of factors that promote as intensification of integration processes.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы к функционированию трансграничного сотрудничества в рамках концепции «Евразия-регион»»

ры, компоненты, критерии / С.А. Городилова // Педагогика. Общество. Право. - Киров: Изд-во «Аверс», 2013. - №>1(3). - С. 37-42

3. Головина, С.А. Развивающая программа работы с детьми старшего подросткового возраста «Формирование адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников» [Текст] / С.А. Головина // Программы психологической поддержки участников образовательного процесса. - Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2007. - Выпуск 2. - С. 118-161.

4. Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребен-

ку: психологическое содержание, диагностика, коррекция [Текст] : учеб. пособие / Е.Ю. Клепцова. -М.: Академический Проект, 2005 - 192 с.

5. Крушельницкая, О.Б. Подросток в системе референтных отношений [Текст] : учеб. пособие / О.Б. Крушельницкая. - М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 208 с.

6. Маралов, В.Г. Психология педагогического взаимодействия с детьми [Текст] : монография / В.Г. Маралов. - М.: Прометей, 1992. - 75с.

Gorodilova S.

INDIVIDUAL PECULIARITIES OF TEENAGERS WITH DIFFERENT TYPES OF ORIENTATION ON AGEMATES' OPINION

The article characterizes some main researches of communication and interconnection in growing age. For teenagers it is important, on the one hand, aggravating a need in admitting of their «selfishness», unicity, on the other hand, a psychological dependence from agemates. However, teenagers have a poor variability of behavioral, emotional and cognitive reaction on the relevant environment's opinion and also a week proficiency of reaction constructive ways to various life situations.

The article describes components of teenagers' attitude to agemates' opinions: a cognitive components (orientation, analyses and evaluation of the situation); an emotional component (sensibility, an emotional response to an attitude); a behavior component (a reaction character to an opinion).

Types of teenagers are pointed out and described:

1-st type — sensitive — the teenagers sickly perceive teenagers' opinions and have an emotional reaction to them (a high level of sensibility and reaction);

2-nd type — impulsive — who inwardly do not perceive agemates' opinions but outwardly react (a low level of sensibility at a high level of reaction);

3-d type — close — who inwardly perceive agemates' opinions but outwardly do not react, conceal their reaction (a high level of sensibility at a low level of reaction);

4-th type — adequate — who adequately perceive agemates' opinions and react to them (a low level of sensibility and reaction).

On the bases of a thorough analysis of the empiric researching data one gives a characteristic of teenagers' personal-typical

peculiarities with different level of sensibility and reaction to agemates' opinions. The author has .settled down a formation necessity of adequate ways of reaction to agemates' opinions.

Keywords: A growing age, interconnection with agemates, an opinion, sensibility, a way of reaction, teenagers' personal-typical peculiarities.

УДК 338.24

Колесов В.И., Кошечкина Е.А.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ К ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ «ЕВРАЗИЯ-РЕГИОН»

В статье рассматриваются особенности региональной интеграции на постсоветском пространстве, обусловленные как внешними факторами трансформации глобальной экономики и политики, так и внутрирегиональным изменением характера экономических отношений в формате ЕврАзЭС. Особое внимание уделено концепции «евразия-регионов», а также факторам, способствующим усилению интеграционных процессов.

Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, «евразия-регион», ЕврАзЭС, задачи регионального развития.

Актуальность темы региональной интеграции на сегодняшний день не вызывает сомнений. Как известно, регионализация и глобализация являются двумя взаимодополняющими явлениями современного нам общества, в связи с чем региональные аспекты мирового экономического и политического про-

цесса традиционно в центре внимания зарубежной и российской науки. Вопросам трансграничного сотрудничества и проблемам взаимодействия местных властей в рамках субрегиональных территориальных сообществ посвящено немало работ. Особое внимание последнее время уделяется Европей-

138

© Колесов В.И., Кошечкина Е.А.., 2015

Некоторые вопросы к функционированию трансграничного сотрудничества в рамках концепции «евразия-

регион»

ской политике соседства. Проблемы участия стран СНГ в интеграционных процессах отражены в меньшей степени, однако некоторые аспекты данного направления региональной политики раскрыты в работах Н.К. Арбатовой, Р. Асмуса, А.Г. Браницко-го, И.М. Бусыгиной, С.Н. Гончаренко, А.И. Денисова, А. Дерягиной, Б.П. Джексона, Ю.Б. Румера, И.В. Рыжова, Дж. Саймона, А.В. Торкунова. A.B. Торопыгина и др.

Безусловно, отмечается повышение роли регионов, в первую очередь, в экономической жизни государств, появление организаций трансграничного сотрудничества, расширение интеграционных процессов. Россия, в силу двойственного географического положения, является участницей интеграционных процессов, затрагивающих как Европу, так и Азию, что является преимуществом, но создает дополнительные сложности при разработке и реализации региональной политики.

Понятие «евразия-регион» впервые было упомянуто при разработке проекта «Основы законодательства Евразийского экономического сотрудничества» в 2006 г. Подчеркивалось, что это форма трансграничного сотрудничества, но лишь для приграничных территорий государств-членов Евразийского экономического союза [7, C.25; 2, C.63-67]. Причин для появления подобной формы интеграции несколько. В первую очередь, успешный опыт так называемых «еврорегионов», под которыми обычно понимается трансграничное международное сотрудничество европейских стран в области экономики, культуры, образования, транспорта, экологии и др. В период 1970-х гг. страны Западной и Северной Европы активно применяли этот опыт интеграции. В 1990-2000-е гг. было создано более 60 интеграционных приграничных объединений такого типа, к концу первого десятилетия 2000-х гг. их количество приблизилось к 120 [3].

К началу второго десятилетия XXI века идея ев-рорегионов вышла за пределы Евросоюза, и начался процесс образования территорий подобного типа с участием стран, не являющихся членами названного интеграционного сообщества, в том числе и с участием стран СНГ. Однако существует ряд проблем продвижения еврорегионов на территории постсоветских стран. Например, в силу географического положения в создании еврорегионов могут принять участие только четыре государства: Беларусь, Россия, Украина, Молдова. Кроме того, в уже созданных еврорегионах экспертами отмечаются: слабая финансовая база, малая инициативность, зависимость от жесткой системы вертикального централизованного управления, отсутствие высокой степени развития территориального самоуправления, несоответствие нормативно-правовой базы, существенные расхождения в таможенном и налоговом законодательстве и т.д. [6; 11; 12].

Кроме того, позиция Евросоюза относительно системы финансирования трансграничного сотрудничества не совпадает с позицией России, особенно после проведения ЕС масштабной реформы всей системы региональной политики. В 2004 г. Европейская комиссия представила стратегический документ Европейской политики соседства (ЕПС), описывающий в том числе долгосрочные перспективы участия ЕС в жизни соседних стран. Россия не согласилась войти в ЕПС. Причиной отказа было деление государств, охваченных политикой добрососедства, на два сорта: «первый сорт» (Швейцария, Норвегия, балканские страны) и «второй сорт», в который попала и Россия вместе с Сирией, Ливаном, Египтом и многими другими неевропейскими странами. В результате переговоров ЕС подписал с Российской Федерацией отдельное соглашение о так называемом стратегическом партнерстве, регулирующее сотрудничество с обеих сторон. На сегодняшний день Россия принимает участие в реализации только одной программы морского транснационального сотрудничества и пяти программ сухопутного трансграничного сотрудничества. При этом, получение средств от ЕС российскими участниками проекта остается под вопросом [5, С.49-57].

Перспективы развития еврорегионов с участием России на сегодняшний день не слишком радужные. С одной стороны, экономические направления сотрудничества для России лежат далеко не на первом месте, а для ЕС экономическая составляющая наиболее важна. С другой, большая часть приграничных территорий России не относится к числу европейских, в связи с чем такое понятие как «евразия-регион» зачастую является для региональной политики России более актуальным. Кроме того, последние события на Украине, и последующие действия Евросоюза не позволяют в настоящее время надеяться на перспективы полноценного сотрудничества в сфере региональной интеграции.

Действующим примером «евразия-региона» является Международный координационный совет «Наш общий дом - Алтай» (далее МКС), основанная в 2003 г. на встрече руководителей законодательных органов власти Алтайского края и Республики Алтай Российской Федерации, Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, Баян-Ульгий-ского и Ховдского аймаков Монголии, Синьцзян-Уй-гурского автономного района Китая. В качестве основной задачи организации декларируется «содействие органам власти шести регионов в обеспечении устойчивого социально-экономического развития приграничных административно-территориальных образований Большого Алтая, повышение уровня жизни проживающего в них населения» [1].

Теоретически за прошедшие 11 лет действия проекта социально-экономическая ситуация в регионах-участниках должна была стать если не полностью

Экономика образования ♦ № 1, 2015

139

благополучной, то значительно улучшиться. Как правило, в европейских аналогах трансграничное сотрудничество приводило именно к таким результатам. Однако, в случае действующего «евразия-региона» ситуация не однозначная.

Регионы, входящие в состав МКС, различаются по экономическому и правовому развитию. Наиболее развитым является Восточно-Казахстанский регион, наиболее перспективным считается Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая (СУАР). Первая названная территория является промышленно развитой, богатой ресурсами. А перспективы СУАР оценивают с точки зрения вероятности превращения региона в одну из наиболее развитых в экономическом отношении зон Центральной Азии. Удачное географическое положение делает этот автономный район Китая жизненно важным в свете внешнеэкономического сотрудничества между странами Центральной Азии и остальным миром [9, С.98-109].

Об остальных регионах МКС такого сказать нельзя. По результатам проверок отчетов об исполнении бюджетов регионов, проводимых Счетной палатой РФ Республика Алтай и Алтайский край, постоянно присутствуют в списке дотационных регионов. Доля финансирования бюджета в Республике Алтай составляла в разные годы от 53,5% до 92%. Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки Монголии также не являются экономически развитыми.

В рамках ЕС еврорегионы по сути выполняли роль свободных экономических зон, с ощутимым притоком иностранных инвестиций, распределяемых примерно одинаково внутри интеграционного объединения. В «евразия-регионе» инвестиции распределены неравномерно. В 2013 г. в список наименее привлекательных для иностранных инвестиций российских регионов попали Республика Алтай ($337 тыс.), Алтайский край ($1,4 млн). В сравнении с 2009 г. ситуация изменилась в худшую сторону: ($392 тыс.) и ($79,3 млн) соответственно. Иностранные инвестиции в СУАР в начале 2013 г. составили $46 млн., прирост по сравнению с предыдущим годом составлял 14,5% [4; 8].

Среди проблем социально-экономического развития алтайских регионов России называются: структурные диспропорции в экономике (начиная с 2002 г.); низкий уровень общественной производительности труда, низкая эффективность экономики; высокая доля убыточных предприятий; низкая инновационная активность базовых секторов экономики; отсутствие эффективной инфраструктуры; незначительное количество инвестиционно привлекательных компаний; дефицит местных бюджетов; несовершенное законодательство в инвестиционной сфере, несовершенство земельных отношений и земельного рынка и др. [10].

Несмотря на вышеперечисленное, безусловно, проекты «евразия-регионов» являются одним из

перспективных направлений трансграничного сотрудничества. В первую очередь в силу того, что развивать только европейские формы интеграции не продуктивно, тогда как последние мировые события послужили импульсом к ускорению именно евразийской интеграции. Евразийское экономическое сообщество, в рамках которого получила развитие концепция «евразия-региона» на сегодняшний день, по мнению экспертов, является одним из наиболее перспективных межгосударственных экономических объединений на территории стран СНГ и Центральной Азии. А идея «евразия-регионов» в 2013 г. получила воплощение в перспективе создания евразийского региона «Приднестровье». Была намечена стратегия поэтапного присоединения к Евразийскому Союзу Предполагается, что Приднестровье станет «выставкой достижений», образцом евразийской интеграции.

При этом необходимо отметить, что такая форма интеграции имеет свою специфику, в силу особенностей геополитического и экономического развития, однако, в целом, механизмы, регулирующие региональные социально-политические процессы и в СНГ, и в ЕврАзЭС сходны с общеевропейскими. Однако российские приграничные регионы нуждаются в большей законодательной и финансовой поддержке со стороны государства, а также предоставлении большей свободы в осуществлении сотрудничества в рамках региональной интеграции.

Также необходимо отметить, что евразийское направление сотрудничества может стать основным, в случае, если в ЕврАзЭС продемонстрирует готовность к построению различных форм партнерства со странами не только Азии, но и Европы, и будет выработан механизм многоуровневого участия в евразийской интеграции, позволяющий осуществлять многовариантные трансграничные связи. В этом случае проект «евразия-регионов» может стать одной из ступенек, ведущих к ускорению темпов внутреннего экономического развития и достижению Россией более высокого международно-политического статуса.

Библиографический список

1. Алтай трансграничный [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altaiinter.info/council/ presentation/

2. Вовенда, А.В. Еврорегионы как фактор успешной международной интеграции в современных условиях / А.В. Вовенда, В.А. Плотников // Балтийский регион. - 2011. - №№4. - С.63-67.

3. Гражданкин, А.С. Еврорегионы и их роль в интеграционных процессах [Электронный ресурс] / А.С. Гражданкин. - Режим доступа: http://pskgu.ru/ projects/pgu/storage/prj/prj_12/prj_12_02.pdf

4. Краевая программа «Улучшение инвестици-

Выявление ценностных ориентаций студентов как один из факторов успешности обучения в вузе

онного климата в Алтайском крае» на 2011-2016 годы. Постановление Администрации Алтайского края от 15.06.2011. № 314

5. Кузнецов, А.В. Перспективы регионов с российским участием с учетом новаций региональной политики ЕС / А.В. Кузнецов //Балтийский регион. -2009. -№2. - С.49-57.

6. Перстнева, Н. Трансграничное сотрудничество, или украинский опыт еврорегионов [Электронный ресурс] /Н. Перстнева. - Режим доступа: http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/archiv/301/

7. Приграничное сотрудничество : теория и практика. Политические, правовые, экономические проблемы международного сотрудничества на постсоветском пространстве / П.Б. Зверев [и др.]. - СПб., 2009. - 208 с.

8. Развитие Синьцзян-уйгурского автономного района КНР и его социально-экономические послед-

ствия для Казахстана. Агентство по исследованию рентабельности инвестиций. - М., 2013.

9. Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и его роль в системе регионального экономического сотрудничества Большой Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. - 2009. - №1 (61). -С.98-109.

10. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. Постановление от 28 декабря 2007 г., №2 622.

11. Суздалева, И.В. Еврорегионы в системе региональной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centis. bsu.by/rus/y2003/s.htm

12. Титова, Т. Еврорегионы с участием государств-членов СНГ : состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/ /www.materick.ru/

Kolesov V., Koshechkina E.

SOME QUESTIONS TO THE FUNCTIONING OF CROSS-BORDER COOPERATION IN THE FRAMEWORK OF THE «EURASIA REGION»

This article discusses the features of the present stage of regional integration in the post-Soviet space, due to both external factors transformation of the global economy and policy and the changing nature of intra-regional economic relations in the format of the EurAsEC. The special attention is paid to the project of «eurasia-region» and the definition of factors that promote as intensification of integration processes.

Keywords: inter-regional cooperation, «eurasia-region», EurAsEC, the development of regional integration.

УДК 159.923

Лосев К.В., Турчин А.С.

ВЫЯВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема профессионально-психологического отбора на материале современного вуза. Представлена структура ценностных ориентаций студентовРГПУ им. А.С. Герцена, обучающихся на военной кафедре.

Ключевые слова: ценностные ориентации, аттитюд, семантическое пространство, профессиональный психологический отбор.

В современных условиях процесс профессионального обучения студентов происходит на фоне значительного снижения уровня направленности личности обучаемых на приобретение знаний, наблюдается низкая мотивация к учебной деятельности [5]. Все это связано, в первую очередь, с падением статусного уровня социальных ценностей в обществе. В 90-е годы наблюдался значительный спад социальной значимости профессии учителя, в том числе и профессорско-преподавательского состава высшей школы. Это не могло не сказаться на восприятии учебного процесса студентами как довольно относительного («абстрактного») явления. Имев-

ший тогда место, весьма распространенный, коррупционный подход при оценке знаний обучаемых, в основном, в коммерческих вузах, порожденный псевдореформами образовательной сферы, сейчас, к сожалению, откликается грустным социальным эхом в сознании нашего глубокоуважаемого и любимого студента. Поэтому выявление ценностных ориентаций студентов, их мотивационно- потребно-стной сферы в процессе обучения очень важно, поскольку успешность учебной деятельности зависит, в том числе и от формирования направленности личности, а именно, установок, мотивов, их мировоззрения в целом [1;2;3].

© Лосев К.В., Турчин А.С., 2015

Экономика образования ♦ № 1, 2015

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.