Научная статья на тему 'Некоторые вопросы из истории развития норм, регулирующих от ветственность за преступления сексуального характера по российскому и зарубежно му законодательству'

Некоторые вопросы из истории развития норм, регулирующих от ветственность за преступления сексуального характера по российскому и зарубежно му законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комадей Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы из истории развития норм, регулирующих от ветственность за преступления сексуального характера по российскому и зарубежно му законодательству»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ПО РОССИЙСКОМУ И ЗАРУБЕЖНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Г.В. Комадей

Эволюция права неразрывно связана с историей цивилизации человечества и обусловлена общими закономерностями развития общества и государства.

Чем выше становилась культура общества и чем быстрее моногамия становилась общественной формой жизни, тем больше сексуальное насилие становилось деликтом1.

К древнейшим источникам права принадлежит Библия. В Ветхом Завете в Пятикнижии Моисея в книге пятой «Второзаконие» гл. 22 предусматривает ответственность за изнасилование, рассматривая его как религиозное преступление. Наказуемость за изнасилование дифференцировалась в Ветхом Завете по семейному положению жертвы, т.е. изнасилование замужней, обрученной или не обрученной женщины. За измену или за изнасилование замужней женщины предусматривалось наказание в виде смертной казни для мужчины и женщины. В отношении обрученной девушки важно было установить, где совершено преступление. Если изнасилование (либо половое сношение) было совершено внутри города в пределах городских стен, то преступника и жертву приводили к городским воротам и забивали камнями до смерти; «отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего»2.

Из этих предписаний становится ясно, что законом охранялась не честь или сексуальное самоопределение женщины, а честь семьи или группы в своей совокупности.

История развития законодательства Древней Руси о половых преступлениях уходит в далекое прошлое, когда ответственность за эти преступления регулировалась в основном церковным законодательством.

Хотя Устав князя Ярослава (1015-1054 гг.) «О церковных судах» предусматривал не только церковно-правовую, но и уголовную и гражданскую ответственность. В зависимости от социального положения потерпевшей раз-

личное наказание предусматривалось за изнасилование (ст. 3). Так, в статье «О бесчестии» предусматривается, что «За умыкание, изнасилование, избиение жены или дочери боярина установлены гривны золота»3.

Соборное Уложение 1649 особо выделяет убийство и изнасилование как тягчайшее преступление и предусматривает в ст. 30 наказание в виде смертной казни. Интересным кажется факт, что закон предусматривал «крестное целование» в качестве одного из доказательств того, что потерпевшая говорит правду, обвиняя лицо в совершении преступления.

Чрезвычайно интенсивной была законодательная деятельность Петра I в области уголовного права. Так, исследователи насчитывают только 392 указа уголовно-правового характера. Кроме того, многие уголовно-пра-вовые нормы содержались в общих актах (инструкциях, наказах, регламентах и т.п.)

Однако наибольший интерес представляет Артикул воинский от 1714 г.

В главе 20-й «О содомском грехе, о насилии и блуде» в артикулах 167, 168 предусмотрена ответственность за изнасилование. «Ежели кто женский пол, старую или молодую, замужнюю или холостую ... изнасильст-вует...и оному голову отсечь, или вечно на галеру послать, по силе дела»4.

В раннем периоде развития Римского права не было специальной нормы, которая бы рассматривала изнасилование как самостоятельное преступление. Напротив, изнасилование классифицировалось как «stuprum violentum» (происходит от латинского и означает насильственно обесчестить; spurtum -позор, бесчестие, изнасилование; violentus -насильственно) в широком понятии так называемого «crimen vis» (от лат. - насильственное преступление) и подпадало под «deliktum privatum» - преступления против личности в частном уголовном праве.

Изнасилование в раннем Римском праве

Проблемы и вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

в противоположность иудейскому праву рассматривалось не как преступления против собственности, а как насильственное преступление против половой свободы. Уже в первом изложении римского права, «Закона 12-ти таблиц» (ок. 450 до н.э.), изнасилование подпадало под широкое понятие «vis» - «насилие».

В Римском праве наказание за изнасилование не носило публичный характер. Право на уголовно-дисциплинарное наказание принадлежало до VIII в. н.э. отцу дома, который следил за соблюдением морали и преследовал преступления против нравственности (patria potestas).

Для борьбы с падением нравственности, сексуальной распущенностью, брачной неверностью, уменьшением рождаемости, с одной стороны, и для укрепления и защиты семьи, с другой стороны, в 17 в. н.э. был принят закон «Lex Julia de adulteriis coercendis», который предусматривал публичное наказание за преступление против нравственности: инцест, сводничество, супружескую измену и насильственное бесчестие. В качестве наказания за преступления сексуальнрго характера предусматривалась потеря половины имущества, а для преступников низшего сословия - физические наказания и ссылка. По закону «Lex Julia de vi» за аналогичные действия сначала были предусмотрены утопление и сожжение, а позднее ссылка. j

В своде законов Juifis Canonici изнасилование было урегулировано декретами Gregorii IX, Liber V, Titulus XVI, хотя изнасилованием признавались насильственные действия только в отношении незапятнанной девственницы или беспорочной женщины. Виновный приговаривался к уплате денежного штрафа в пользу изнасилованной женщины или к телесному наказанию. Если изнасилование было совершено в отношении девственницы, свод законов Juris Canonici предусматривал в качестве

наказания женитьбу на

потерпевшей, т.к. ка-

ность, например, на цию женщины, было

ионическое право опиралось на иудейское право.

В связи с тем, что в каноническом праве покушение на непороч! безукоризненную репута уголовно наказуемо, изнасилование рассматривалось как преступление против женской чести. I

Так же как и в иудейском, римском и германском праве, каноническое право не рассматривало как преступление изнасилование в браке.

В XII—XIII веке на смену частному праву постепенно приходит публичное право. Данное развитие имело, в частности, следствие, что такое преступление, как изнасилование, рассматривалось уже не как оскорбление чести семьи, но как посягательство на женскую половую свободу.

Подробные нормы права об изнасиловании содержались в так называемых Rechtsbuecher - судебниках, сборниках обычного (феодального) права, например, «варварские правды» или «саксонское зерцало».

«Саксонское зерцало», которое в 1220 г. было составлено сначала на латинском, а позднее на северно-немецком языке рыцарем Eike von Repgow, предусматривало наказание за изнасилование смертью «через меч», причем независимо, было ли совершено изнасилование благопристойной либо дискредитированной женщины. В качестве недискреди-тированной считалась женщина, если было известно, что она не имела безбрачных половых сношений с мужчинами.

В Швабско-Франконском бассейне и в большей части Австрии за изнасилование женщины предусматривалось наказание в виде обезглавливания, а за изнасилование девственницы - захоронение заживо5. Основанием для ограничения в наказании за изнасилование непорочной девушки и сама жесткость наказания объясняются тем, что в данных судебниках изнасилование рассматривалось исключительно как посягательство на женскую честь.

27 июля 1532 г. был принят Уголовный кодекс Карла V (Constitutio Criminalis Carolina, сокращенно «ССС», или «mater Carolinae», «Mutter Carolina»).

В данном кодексе были предусмотрены нормы № 116-123, регулирующие преступления против классической морали и нравственности - изнасилование, сводничество, содомия, кровосмешение, похищение женщины, прелюбодеяние, двоебрачие.

Причем изнасилование было урегулировано как самостоятельный состав преступления (Art 119 Carolina).

В соответствии со ст. 119 Уголовного кодекса Карла V (Art 119 Carolina) «тот, кто насильно, против ее воли обесчестил благопристойную женщину, находящуюся в браке, вдову или девственницу, приравнивается к разбойнику (то есть его действия приравниваются к разбою) и будет предан смерти, а именно казнен мечом».

154

Вестник ЮУрГУ, № 5, 2006

Комадей Г. В.

Некоторые вопросы из истории развития норм, регулирующих ответственность...

Уголовное преследование за изнасилование было возможно только по заявлению изнасилованной.

Статья № 119 Carolina не предусматривала уголовной ответственности за изнасилование мужем своей законной супруги, т.к. половое сношение было супружеской обязанностью женщины, поэтому половая свобода замужней женщины не считалась объектом преступления изнасилования со стороны законного супруга.

Нормы права, регулирующие изнасилование, содержали законы земель Krain от 1532 г., Tirol от 1573 г., Steimark от 1574 (Штирия - истор. область Австрии), для Австрии под Энском от 1656 и 1673.

Первый Закон Земли для Krain был издан кайзером Фердинандом I в 1535 г. Данный закон предусматривал в качестве меры наказания за изнасилование женщины смертную казнь или высылку из страны.

Новый реформированный закон княжеского графства Тироль от 1573 г. предусматривал в главе VIII ч. 40 наказание за изнасилование благопристойной женщины или девственницы -- утопление виновного. Как видно, потерпевшей могла считаться только женщина, которая ничем себя не дискредитировала в глазах общественности.

Закон Земли Штирии от 1574 г. предусматривал, так же как и УК Карла V (ССС), наказание за изнасилование благопристойной замужней женщины, вдовы или девственницы смертной казнью «через меч» - «durch das Schwert».

Изданный по примеру УК Карла V (Соп-stitutio Crirainalis Carolina от 1532 г.), новый уголовный закон Австрии от 1656 г.

опубликованный при Кайзере Фердинанде III и названный «Ferdinandea», содержал очень обширные правовые нормы.

Согласно артикула 75.11 Закона «БеЫь nandea»: «кто благопристойную девст-

венницу, вдову или замужнюю женщину насильно против ее воли лишит чести ... приравнивается разбойнику и будет казнен мечом».

Однако при смягчающих обстоятельствах смертная казнь могла быть заменена денежным штрафом и изгнанием.

Изданный при Кайзере Леопольде I в 1675 г. уголовный закон для Верхней Австрии (территория Австрии по реке Энс) и названный «Леопольдина» во многом соответствовал УК Карла V и «Фердинандеа».

Если не было смягчающих обстоятельств, для виновного в изнасиловании была предусмотрена смертная казнь при помощи меча, при наличии смягчающих обстоятельств - денежный штраф и изгнание из страны.

Изнасилование в браке данному закону было также незнакомо.

1 Balthasar S. Die Tatbestaende der Vergewaltigung und sexuellen Noetigung / Linz, Uni vers itaetsverlag R. Trauner, 2001. - С. 1.

2 Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1988. - С. 191.

3 Российское законодательство X....XX веков. В де-

вяти томах / Под ред. проф. О.И. Чистякова. - М., Т. 1. - С. 127.

4 Российское законодательство X XX веков. В девяти томах / Под ред. проф. О.И. Чистякова. - М., Т.4.-С. 359.

5 Kaufmann Е. Handworterbuch zur Deutsche Rechtsgeschichte. - Munchen: Beck’sche Verlag. 1998.-S. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.