© В.В. Радченко, 2007
НЕКОТОРЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
В.В. Радченко
Просуществовав восемь лет, 1 ноября 2006 года прекратило вещание муниципальное радио Волгограда. В медиакругах факт ухода с радиоволны информационной станции никем не был прокомментирован. Жители города-миллионщика остались без доступа к объективной информации о политической, социально-экономической, культурной жизни. Какова причина остановки работы городского радио? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать типологическую составляющую конца ХХ века в развитии регионального радиовещания, отметить причины и предпосылки возникновения нового информационного радиовещателя.
Но прежде хотелось бы уточнить, что радиовещание - это двусоставная взаимопроникающая композиция, состоящая из физического сигнала и звукового изображения. Какова на данный момент «физическая» составляющая?
Сегодня радио продолжает играть роль «самого доступного средства массовой информации в России, самого независимого, самого плюралистичного»1, позволяющего ему проникать в самые отдаленные уголки региона. По данным социологических исследований, телеаудитория в течение суток численно преобладает над радийной лишь в пределах 3,5 часов, а в остальное время радио остается для большинства людей главным, а для
22 % - единственным источником информации 2. Из опрошенных жителей областных городов России 89 % слушают радио 3. Столь высокий показатель объясняется тем, что радио не требует дополнительных усилий для восприятия, можно заниматься домашними делами и параллельно его слушать. В городах областного подчинения самым распространенным типом радиоприемника является обычный однопрограммный - 48,2 %, который чаще всего находится на кухне, где в течение многих лет при строительстве жилых домов
устанавливали радиоточку. Заметим, что это изобретение, как это ни парадоксально покажется на первый взгляд, далеко не из советского разряда. Опыт работы правительства с местным населением пришел к нам из колоний Британской империи - Сингапура, Мальты 4. И хотя специалисты ЮТК «Волгоградэ-лектросвязь» отмечают ежегодное сокращение радиоточек (единственных вещателей на селе) на 5-6 тысяч единиц из-за устаревания передающего и электросетевого оборудования, местное радио по-прежнему использует технические возможности проводного вещания. В начале 2000 года в ряде районов области была предпринята попытка замены старых проводных радиоприемников на волновые, работающие на частоте УКВ. Но их низкое качество и отсутствие должной организации не позволили довести эту работу до конца 5. В городских поселениях сегодня уже каждый третий житель региона имеет второй приемник, а автомобилист, независимо от класса машины, во время движения обязательно предпочитает слушать музыку, новости и погоду. Внедрение высоких технологий: любимые радиостанции уже звучат из сотовых телефонов, но не везде и не всегда это положительно сказывается на динамике развития и формирования электронных масс-медиа. Из этой ситуации есть два выхода. Первый - пойти по-дедовскому методу: восстановить линии передач и раздать населению дешевые приемники. Второй - перейти на новый формат передачи сигнала - цифровой. Кстати, эта проблема уже обсуждалась 26 сентября 2006 года в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Круглый стол на тему «Радио: вектор развития» провела Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) при поддержке Роспечати. Как заметил А.Г. Оганесян, председатель Российской государственной радиовещательной компании
«Голос России», член Правления НАТ, «самые оживленные дискуссии на Федеральной Конкурсной Комиссии возникают как раз не вокруг телевидения, а именно в связи с контентом на радио, что говорит об огромном интересе к радио не только вещателей, но и слушателей». По его словам, «за рубежом рынок радио сейчас находится на подъеме, как в области освоения цифровых технологий, так и в связи с поиском новых форматов контента, и нужно разобраться, что мешает этому подъему в России»6.
По словам Н.М. Мешкова, директора оперативного технического управления сетью телерадиовещания ФГУП РТРС, в настоящее время в радиосети задействовано 186 длинноволновых и средневолновых передатчиков, а также 171 коротковолновый передатчик. Однако в XXI веке интерес к цифровому радиовещанию постоянно растет, а его развитию, преимущественно за рубежом, придается большое значение. Почему же в России происходит задержка цифровизации радиовещания? Это связано с тем, что основная аудитория радио - сельское население, проживающее вне крупных городов. Для внедрения новой технологии необходимы большие финансовые средства. Сейчас в сфере радиовещания за рубежом внедряют DAB, DRM и непосредственное спутниковое вещание. Несмотря на то что еще в 70-е годы в России система DAB подробно исследовалась и даже была создана опытная зона, она, к сожалению, у нас не прижилась. Н.М. Мешков назвал стандарт DRM более перспективным для развития российского радиовещания и подчеркнул, что РТРС заинтересована в его освоении 7.
Кстати, сейчас в НАТе говорят и о социально значимых программах на радио, и о том, какие радиостанции будут включены в «обязательный пакет программ», транслирующихся при переходе на цифровое радиовещание в свободном доступе для населения. Но без государственной целевой программы в сфере радиовещания, а также государственных финансовых средств на эту реорганизацию проблема может остаться в рамках разговора круглого стола8. Не стоит забывать, что любое обсуждение вопроса о модернизации радиовещания столкнется с проблемой разработки новых частот, о чем уже давно говорят гражданские опе-
раторы связи. 24 июля 2006 года российское правительство утвердило обновленную таблицу распределения радиочастот. В новом варианте в ходе упорядочивания радиочастотного спектра на 1-2 % увеличилась доля частот гражданского назначения. Эксперты говорят, что это обстоятельство должно прежде всего обрадовать теле- и радиовещателей 9.
Хотя перед самым распадом СССР, в 1990 году, общий объем звучания в стране составлял 238,7 часа ежедневно, по меркам дня сегодняшнего радиовещание 80-х годов было очень скудным и однообразным. Высокий уровень централизации, жесткий контроль за трансляционной сетью и информационными потоками, прежде всего из центра в регионы, были характерны для всех 14 программ бывшего Союза.
Региональный эфир представляли утренние и вечерние врезки по 30 и 40 мин соответственно в рабочие дни. Из них 15 мин отводилось выпускам новостей, которые носили выраженный политический характер и были под особым контролем жесткой партийной системы и цензуры. В выходные дни звучали передачи культурно-просветительского характера, молодежные, музыкальные. Но для советского Homo Sapiens этого было предостаточно, так как правительство очень умело сдерживало производство переносных и коротковолновых радиоприемников. Слушать об экономических победах в строительстве светлого будущего можно было только на кухне, где, кстати, и обсуждались обрывками доносившиеся «голоса»
о жизни за рубежом, да и самого СССР.
Но уже в перестроечную эпоху (19851990 годы) в тематическом региональном вещании происходят кардинальные изменения: меняется жанровая структура вечерних пос-леновостных программ. Интуитивно группой журналистов под руководством В. Кошенкова создается вечерний радиоканал, прообраз информационных каналов. В них главную роль начинает играть ведущий программы, правда, без импровизации, читающий только текстовые подводки корреспондентов. 90-е годы положили начало экспериментальному подходу к планированию сетки вещания, взяв на вооружение закон верстки информационных выпусков -перевернутой пирамиды. (Позже, уже в конце 90-х, проведенные социологические исследования ВГТРК подтвердят правильность при-
нятых решений.) Вечерние известинские радиоканалы будут размещены в утреннее время 10 (7.10-8.00 мин), а на вечер переместятся публицистические программы: политические и экономические ток-шоу с набирающими популярность молодыми политиками. Районные радиоредакции и городские, в том числе Волгоград и Волжский, получили от ВГТРК еще более раннее время - с 6.10 до 6.30.
Если на этом этапе развития (до появления коммерческих радиостанций) попытаться определить типологические признаки, характерные для этой системы регионального вещания, то следует в первую очередь рассматривать «советскую» вещательную модель 11, определяя вещателя по содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресу сообщений, зоной охвата. Не будем забывать, что для этой модели характерно отсутствие свобод: слова, самовыражения, предпринимательства, доступа к техническим средствам и возможностям передачи сигнала, свободы в подборе радиопередач, а также «авторитарное» отношение к аудитории, в соответствии с которым вкусы населения считаются низменными, а стремление потратить свободное время на идеологически бесполезные развлечения - бессмысленным.
Если рассматривать вещание по содержательно-тематической направленности, то необходимо прежде всего выделить «Радио России» как радиостанцию универсального типа, программы которой включают широкий спектр информационных, публицистических, научно-популярных, музыкальных, просветительских, развлекательных, спортивных и других программ, предназначенных для различных категорий радиослушателей. К этой категории можно отнести и региональные редакции, которые в силу исторических условий работают на волнах первой кнопки и копируют московские программы.
К информационно-музыкальным можно отнести круглосуточную радиостанцию «Маяк», аналогов которой в регионе нет. К музыкальной - «Орфей».
К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, принадлежащие властным структурам: мэрии, губернатору и т. д., а также находящиеся в муниципальной
собственности. Но они получат свое развитие в 1995-е годы. А на тот момент особый сегмент эфира составляли радиоредакции городские, районные, фабрично-заводские. Последние в середине 90-х годов уйдут из вещательного эфира ввиду начавшегося дележа собственности: новым хозяевам организаторские функции СМИ были не нужны. Главным компонентом программ городских и районных являются выпуски новостей, интервью руководителей исполнительной власти, обозрения местных газет и объявления. В их подготовке государство через свои структуры принимало самое активное участие, не допуская какие-либо отклонения как в жанровой структуре, так и в верстке программ.
Изменения стали происходить после 90-х годов, когда на арену вещания вышли коммерческие станции. Диджеи заменили дикторов, ведущие - комментаторов, а свобода слова рассматривалась как вседозволенность. Но в коммерциализации эфира были и положительные моменты, связанные в первую очередь с совершенствованием устоявшейся жанровой стилистики передач, когда в одном звуковом отрезке, ограниченном временными рамками, можно услышать и информацию, и комментарий, и интервью, и набирающий силу новый для российского радиовещания жанр - «2 Way»12. Поэтому в условиях регионализации Я.Н. Засурский выделяет два среза, два типа СМИ. И если в Москве при всем влиянии государства на средства массовой информации эти различия не так заметны, то в рамках региональной прессы деление ее на коммерческую и государственную рождает существенные отличительные признаки. Использовать всю многоплановость и многообразие частного вещания начинают журналисты государственной компании ГТРК «Волгоград-ТРВ». В вечернем эфире появились такие передачи, как «Деловой клуб», «Политическая разминка», «Надежда», «Башня» - для деловых людей и т. д. Программы стали выходить в «прямом» эфире, с телефонными включениями радиослушателей, которые становятся не пассивными наблюдателями происходящих бесед в студии, а активными участниками жарких споров. В государственной региональной радиожурналистике в отличие от московской (1995-1996 годов), где «возникла своего рода информационная олигархия»13, и Я.Н. Засурский отмечает начало по-
строения новой модели средств массовой информации - корпоративно-авторитарной, во многом носящей экспериментальный характер. Именно она позволила поднять на более высокий уровень мастерство журналистов: теоретические возможности стали воплощаться в радиоэфире. В 1999 году рождается муниципальное радио Волгограда, которое явилось своеобразным ответом на запрос волгоградцев, осознавших себя жителями миллионного города. Данное событие произошло в тот период, когда в жизнь начало входить понятие «местное самоуправление», а радио рассматривалось как его голос, то есть определенного сообщества людей, объединенных общей территорией и, стало быть, общими интересами. Это мнение организатора радио Н.М. Сломовой. Структура муниципального вещания строилась по стилистике государственного канала «Радио России» информационно-аналитического формата. А вот слышать передачи муниципального радио можно было на волнах коммерческого (музыкального) радио «Новая волна». Это был вынужденный эксперимент. Соединение двух противоположных форматов в сетке вещания FM-диапазона в какой-то степени ввело в заблуждение слушателей.
И этот факт еще раз подтвердил основное правило типологии, признаки которой дают возможность одним оптимизировать процесс, перейти на создание новых радиожанров и направлений, конструирование информационных интересов аудитории, что помогает редакции не только выжить, но и приобрести необходимую единую для данного вещания форму, а его нарушение для других, даже некоторых компонентов вещания или компромисс приводят к разрушительным последствиям для целостности образа станции 14. Поэтому переход в 2000 году муниципального радио Волгограда на проводное вещание первой кнопки уравновесил творческие возможности коллектива с концепцией вещания «Радио России», ГТРК «Волгоград-ТРВ». Таким образом, на «проводах» всероссийского вещания сейчас выходят в эфир передачи государственной компании (ВГТРК), дочерней компании (ГТРК), муниципальных и районных радиоредакций. Сложилась вертикаль подконтрольных государственных СМИ 15.
Создается Министерство печати, телерадиовещания и массовой коммуникации, ко-
торое сразу стало укреплять СМИ, контролируемые государством. «Российская газета» передана в ведение этого министерства, все государственные электронные СМИ переходят в созданный холдинг ВГТРК, под контролем государства ОРТ, РТР, «Культура». Образовались две ветви вещания, ставящие перед собой общественно-политические цели: государственная (официальная) и местная муниципально-государственная, читай: частная. В оценке мы не ошиблись. Дело в том, что в это время укрепляется роль местных руководителей исполнительной власти: мэров и губернаторов, которые создают или привлекают на свою сторону местные электронные СМИ. Хозяином областного радиовещания становится губернатор, городских - мэры. Каждый из них личным распоряжением под видом информационного обслуживания финансирует свое СМИ, что не предусмотрено бюджетом, и, таким образом, негласно становится частным содержателем.
Чтобы конкурировать с коммерческими станциями, необходимо было провести дальнейшее реформирование региональных радиостанций. После долгих обсуждений на различных по уровню совещаниях руководство ВГТРК все-таки решается на кардинальные меры. Но, как заметил заместитель гендиректора ВГТР А. Быстрицкий, «изменения особым радикализмом не отличаются и связаны скорее с некой попыткой упорядочить и повысить эффективность наших многочисленных радиорессур-сов»16. По его словам, радиостанции не потеряют своей самостоятельности. Более того, член федеральной конкурсной комиссии М.Ас-ламазян отмечает: «На примере региональных вещателей я вижу, как создаются единые телевизионные и радийные редакции, что позволит сокращать расходы на сбор информации. Это позволит проводить единую информационную политику»17.
Введенная в 2005 году унифицированная сетка вещания, хотя и увеличила количество выходов в эфир информационных выпусков, не решила главной задачи - целостности звучания радиостанций в эфире. Новостные блоки (10 мин), так называемое региональное включение, разорвали программы, и уже «социальные передачи», выходящие в другие отрезки, не смогли восполнить недостающую ин-
формацию. Резко сократился и объем вещания. По образному выражению Н. Чесноко-вой, журналистки из Мурманского радио (ГТРК), «региональное радио напоминает кукушку, которая периодически выскакивает из часов и вскоре скрывается за дверцей»18. Ушли в небытие публицистические программы, передачи, посвященные историческим, культурным традициям региона, прямые эфиры на актуальные темы. А именно эти программы и обеспечивали региональному вещанию первую строчку в рейтингах СМИ.
Поэтому не удивительно, что, когда в 2005 году исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел опрос более 1 600 человек в возрасте от 18 и старше в 100 городах и населенных пунктах России, чтобы выяснить, какой источник информации у них вызывает наибольшее доверие и откуда они получают интересующую их информацию 19, результаты получились не в пользу «самого доступного и оперативного» средства массовой информации - радио. И что характерно, информации, звучащие по центральному радио, доверяют 8 % опрошенных, тогда как региональной - всего лишь 2 %. Причем у населения больше вызывает доверие информация, опубликованная в центральной прессе, региональном телевидении и даже в Интернете! Тогда как в 2003 году региональному радио доверяли 3 %, при том что средний россиянин 14 часов своего времени слушает радио 20! (Исследование проведено в 2004 году к Дню радио.)
Снижение уровня доверия к региональному радио как к источнику получения информации (здесь электронное СМИ на предпоследнем месте) вызвано, на наш взгляд, несколькими причинами:
1) не совсем удачным проведением реорганизации крупнейшей в России радиомонополии ГТРК;
2) отсутствием заинтересованности государства в создании условий перехода региональных радиостанций на новый формат вещания - FM;
3) физическим устареванием и отмиранием проводного радио;
4) нежеланием бизнес-структур вкладывать финансовые средства и развивать «информационное» радио.
Сегодня ВГТРК вырабатывает новую сетку вещания. Предполагается соединение информационного блока с тематической передачей, идет возврат к канальному вещанию. Но сумеют ли регионы перестроить в новое русло жанровую политику вещания?
Старт негосударственного сегмента радиовещателей в регионе был не таким бурным, как в столице, и не сразу на FM-диапазоне. В 1991 году на КВ (короткие волны, так как FM не был к этому времени достаточно разработан) прозвучали позывные радиостанции «Ведо». Организаторами ее вещания были талантливые журналисты Л. Ульяненко и А. Богданов. В ту пору немодно было проводить презентации и саморекламироваться, поэтому в регионе их мало кто слушал. А сигнал доходил даже до Финляндии, Польши, Германии. Автор лично держал письма на английском языке, пришедшие авторам эфира из далекой Австралии. А. Богданов, прекрасно владевший английским, немецким и французским, общался со слушателями на их родном языке. По жанровой характеристике это был радиоканал: новости, интервью, монологи ведущего, музыкальные англоязычные композиции. И он был рассчитан больше на зарубежного слушателя, чем на российского. И только 1 октября 1992 года уже в диапазоне FM (100,6) зазвучали позывные «Европы+». В это же время, но на волне 103,1 в эфире можно было слушать московскую радиостанцию «Рокс». 1992 год порадовал нас выходом в эфир 2 декабря «Эхо Москвы». В Волгограде шла подготовка к освоению новой волны 102,0. Зазвучавшую 30 мая 1994 года радиостанцию организаторы А. Куимов и Д. Хохлов так и назвали «Новая волна».Она была новой по меркам регионального эфира, соединившей оперативную информацию и европейскую музыку 1980-1990-х годов. Далее следует трехлетний перерыв, связанный с разработкой в регионе новых FM-частот. И только 23 февраля 1997 года приходит в Волгоград «Русское радио», работающее в Москве с августа 1995 года. Дальнейшее развитие радиорынка в регионе приостанавливается, хотя в столице он развивается очень бурно. В 1993 году в Москве уже работают 20 коммерческих радиостанций 21. В регионе сектор частных радиостанций был представлен тремя волгог-
радскими станциями: «Ведо», «Магнат» и «Новая волна» по формату - музыкальные и музыкально-информационные, и четырьмя московскими: информационно-аналитическое -«Эхо», информационно-музыкальное - «Русское радио», музыкальные - «Европа+», «Рокс». В Волгограде редакции этих станций получили разрешение только на небольшие рекламные вставки и двухминутные информационные блоки.
Конец 90-х годов - это борьба в первую очередь московских радиостанций за рынок сбыта своей радиопродукции, поиск новых инвесторов, развитие спутниковой связи, переход на компьютерную технологию звучания, за новые частоты. В столице эта борьба обостряется до предела, идет процесс концентрации финансовых средств, создание коммерческих обществ в виде мультимедийных холдингов «Медиа-моста», которые поглощают небольшие радиостанции, меняя их формат вещания. В этой ситуации, по утверждению генерального директора ЗАО «Русская медиагруппа» С. Кожевникова, разрабатывается проект «уход под сеть»22, когда на создание программного продукта затрачивается гораздо меньше денег, ведь «покупая (программы) у “Русского радио” или “Европы+”, станции не надо беспокоиться о затратах на вещание, что ведет к очень удобному бизнесу». И 2002 год ознаменовался появлением новых радиостанций, работающих по такому принципу. В Волгограде продолжают создаваться новые сетевые станции. В новом 2002 году уходит «Рокс» и на его волнах звучит уже «Шансон», который входит в созданную медиагруппу «Новая волна». А 17 мая этого же года радиослушатели распрощались с «Магнатом», который переуступил свою волну (104,5 Мгц) российско-американскому проекту «Максимум». И конец года завершается появлением еще двух радиостанций: «Хит^М» (начало вещания - 1.12 2002 г.) и «Спутник» (18.12 2002 г.). На следующий, 2003 год на волнах 103.6 со своими информационно-музыкальными программами и розыгрышами вышло «Наше Радио» (14.04 2003 г.). А вот весьма специфический формат «нишевого радио»23 «Шансон» прозвучал в эфире только два года, поскольку не приносил достаточно прибыли, чтобы его содержать, и руководители меди-
агруппы меняют формат на более динамичное «Авторадио» (1.10 2004 г.). В этом же году появляется «Ретро FM» (1.05 2004 г.), а через год - «Радио 7» (20.06 2005 г.). Таким образом, к середине 2005 года в регионе складывается сектор негосударственных радиостанций. Все станции, пришедшие в конце 90-х, до 2005 года по жанровым характеристикам носят музыкальный, музыкально-информационный, музыкально-развлекательный характер, отличаясь друг от друга только качеством звучания и музыкальной культурой. В связи с этим исследователи в области радио делают вывод, что «аудитория большинства музыкальных станций пересекается. В такой ситуации наблюдается весьма негативная тенденция клонирования существующих форматов или их отдельных сегментов»24. И сегодня создать радиостанцию, которая бы удовлетворяла музыкальные запросы совсем небольшой группы слушателей, отмечает Л. Болотова, московский FM-диапазон не готов. А уж прогнозировать ситуации с появлением новых форматных станций в Волгограде не приходится.
Сегодня сегмент «непоющего» коммерческого радио занят только радиостанцией «Эхо Москвы». И это уже второй ее приход в наш регион. Но, как замечает тот же С. Кожевников, «рейтинги в провинции показывают, что больше 1,5 % аудитории ни в одном городе оно не собирает»25. И вряд ли этот проект в Волгограде будет окупаемым, тем более что менеджеры решили пока работать без региональных вставок и без учета местного менталитета. Как бы мы этого ни хотели, но на сегодня FM-диапазон в России - для станций музыкального формата. Подтверждение тому - уход информационной станции «Маяк-24». Не состоялась информационная радиостанция известного радиожурналиста С. Кор-зуна «Новости on-line». Интересна она была тем, что информационные передачи, как и музыкальные, формировались по модулям, что в перспективе открывало возможность перехода к новому радио, когда сам потребитель смог бы планировать индивидуальную передачу, которая, например, звучала в его мобильном телефоне. Но радиостанция не состоялась по финансовым соображениям, и в 2003 году проект был закрыт 26. Хотя на западе такие проекты живут и развиваются, как впрочем,
и разговорное радио, ниша которого не занята в нашем региональном радиовещании.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Засурский Я.Н. Самый открытый источник информации // Телерадиоэфир. История и современность. М., 2005. С. 144.
2 Хлебников В. Забытое радио: чтобы вспомнили... // Broadcasting. 2003. № 4(12). С. 45.
3 Средства массовой информации России. М., 1997. С. 103.
4 Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2002. С. 47.
5 Там же.
6 http://www. onAir.ru.
7 Там же.
8 Там же. Мнение о реформировании радиовещания высказали А.А. Варин, президент вещательной корпорации «Проф-Медиа», отметивший, что «цифровизация радиовещания - это проблема не технологическая, а, скорее, идеологическая и даже философская».
9 Захаров Д. Гражданские потеснили военных в эфире. Режим доступа: www.kommersant.ru.
«В таблице 1995 года доля частот гражданского назначения занимала около 3 % всего радиочастотного спектра, государственного - около 33%, при этом совместно использовалось около 64 % спектра. Для сравнения: в Европе под гражданские нужды отведено до 40-45 % спектра. Вопрос распределения частот - самый наболевший для российского рынка, - констатирует аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. - Унаследованные с советских времен принципы распределения частот, когда силовым структурам отдана львиная доля спектра, сейчас мешают развитию рынка. Проблемы испытывают прежде всего теле- и радиовещатели. Участники рынка говорят о том же. Компании связи интересует целый ряд частотных диапазонов, где могло бы произойти упорядочивание частотного ресурса, -это, например, диапазоны 2,4 ГГц и 5 ГГц, - говорит директор по эфирным технологиям “Комстар-ОТС” Владимир Морозюк.- Рынок ожидает, что в ходе конверсии может быть затронут диапазон 2-3 ГГц, где могло бы работать оборудование класса WiMAX. Для операторов, которые будут использовать такое оборудование, важно, чтобы новая таблица распределения частот совпадала с европейскими стандартами, что, в свою очередь, позволит российским операторам свободно принимать зарубежных роуме-ров» (http://www.kommersant.ru).
10 Наши выводы совпали с социологическими данными А.В. Шарикова: «Ожидания по размещению в сетке вещания информационных программ приходятся на интервал 7.00-8.00; публицистические - в интервале 16.00-21.00». См.: Шариков А.В. Предпочтения радиослушателями различных типов передач и ожидания аудитории по размещению радиопрограмм (результаты социологического опроса). М., 1997. С. 17.
11 Сухарева В.А. Система отечественного радиовещания в процессе социально-экономической трансформации (1990-2005): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 2006. С. 6.
12 «Термином “2 Way” журналисты Би-Би-Си обозначают не только телефонную беседу ведущего и корреспондента, но и их живой разговор в студии. Ведущий берет интервью у репортера, который только что вернулся с места событий или хорошо знает тему и может выступить в качестве эксперта». См.: Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах / Под ред. Е.Н. Филимоновых; Фонд независимого радиовещания. М., 2002. С. 66
13 Средства массовой информации постсоветской России. С. 10.
14 Раскатова Е.Р. Типологические подходы к исследованию радиовещания: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2005.
15 Средства массовой информации постсоветской России. С. 10.
16 Ростова Н.С. Радионяня // Газета. 2004. 19 янв.
17 Ростова Н.С. На радио началась атака клонов // Газета. 2004. 7 мая.
18 Чеснокова Н. Списанное радио // Журналист. 2005. № 4. С. 49.
19 Цифра может сказать больше // Журналист. 2005. № 10. С. 41.
20 http: // www.romir.ru.
21 Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. М., 1995. С. 4.
22 Индустрия российских СМИ: Материалы для дискуссии. (Взгляды, мнения, рекомендации). М., 2002. С. 131.
23 Нишевое радио - дворовая, лагерная песня, городской романс. См.: Болотова Л.Д. Особенности современного радиовещания // Средства массовой информации постсоветской России. С. 338.
24 Конева Е.Л. Тенденции современного коммерческого радиовещания (Выступление на конференции «Журналистика-2002»).
25 Кожевников С.П. Слишком много рисков // Газета. 2004. 3 дек.
26 Радиотелеэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005. 239 с.