Научная статья на тему 'Некоторые теоретические вопросы правовой политики: Республика казахстани зарубежный опыт'

Некоторые теоретические вопросы правовой политики: Республика казахстани зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафарова Тамарахан Сериковна

Данная статья посвящена некоторым теоретическим вопросам развития правовой политики в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические вопросы правовой политики: Республика казахстани зарубежный опыт»

Сафарова Тамарахан Сериковна,

начальник Центра правового мониторинга

Института законодательства РК, кандидат юридических наук

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

На современном этапе возрос научный интерес отечественных и зарубежных ученых к правовой политике, признающих специфичность ее, как предмета и объекта исследования, стоящих на стыке юридических, политологических и социологических наук. Значительные исследования проводятся и в рамках диссертационных работ.

Правовая политика тесно взаимосвязана с другими видами политики, однако она выступает самостоятельным явлением со своимиособенностями, целями, задачами и отличительными чертами. В.Н. Кудрявцев, один из российских основоположников учений о правовой политике, отмечает: «Специфика правовой политики по сравнению с иными видами политики состоит в том, что она всегда предполагает использование методов правового регулирования» [1]. Неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность основополагающих идей, положений и рекомендаций, формулируемых в недрах юриспруденции с проводимой государством правовой политикой, обусловлены заинтересованностью государства и общества в повышении уровня эффективности государственной политики.

В юридической литературе существуют различные подходы к пониманию правовой политики. Это обусловлено тем, что правовая политика имеет двойственную природу, которая, с одной стороны, представляет собой часть политики, основанной на праве, а с другой стороны - это право, используемое в качестве средства властвования и управления в политической сфере общества.

Сущность правовой политики выражается в том, что она есть политика в области права, осуществляемая правовыми средствами, то есть

право здесь и объект воздействия, и инструмент осуществления государственного управления. Правовая политика направлена на упорядочение правовой сферы, которая своим юридическим инструментарием оптимизирует экономические, политические, социальные, национальные, экологические и иные отношения.

Теоретические аспекты правовой политики наиболее разработаны российскими учеными. В теории государства и права правовая политика трактуется как деятельность государства по созданию механизма правового регулирования, как стратегия деятельности государства в сфере правового регулирования. (А.В. Малько, О.Ю. Рыбаков, И.С. Морозова) [2]. А.В. Малько определяет правовую политику как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности. Рыбаков под правовой политикой в широком смысле слова понимает деятельность, прежде всего, государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающую систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма, направленной на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями [3].

Юмадилов Б.Г. отмечает, что в подавляющем

I_10

большинстве наблюдается тенденция включать в рассматриваемое понятие широкий комплекс разнообразных правовых явлений, что «размывает» сущность правовой политики как специфического, своеобразного явления [4]. Например, в определение правовой политики включаются принципы, идеи, меры, задачи, цели, программы, методы, установки, что расширяет границу ее существенных признаков. Так, Н.И. Матузов усматривает сущность правовой политики в широком спектре самых разнородных явлений: от целей до «установок» [5]. Он определяет правовую политику через «комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права». Далее поясняет, что «Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «правовое пространство» и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти».

Примечательно, что в Казахстане нет теоретических исследований на юридической основе, напрямую посвященных понятию правовой политики, ее сущности и содержанию, а большей частью работы посвящены исследованию отраслевого права [6]. Попытки определить понятие и сущность правовой политики предпринимаются некоторыми казахстанскими учеными-политологами [7]. Например, Г. Абсаттаров приводит следующее определение: «Под правовой политикой понимается деятельность, в основе которой лежат единство политики и права, концептуально оформленные политико-правовые идеи стратегического и тактического характера, то есть такие идеи доктрины, которые определяют направления развития общества, укрепляют законность и правопорядок, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности» [8]. Следует отметить, что у указанного автора сущность правовой политики носит общий характер и содержит признаки, принадлежащие другим объектам.

Некоторые ученые считают, что сущностную основу правовой политики необходимо определять через ее юридическую природу, то есть признать, что сущностью правовой политики является государственное решение, облекаемое в правовую форму [9]. При этом под государственным (правовым) решением следует понимать облекаемое в правовую форму волевое действие по созданию акта (документа)

о необходимом способе и порядке действий в определенной ситуации.

Особенностью правовых решений, из совокупности которых складывается правовая политика, является то, что формирование их органами государственной власти и управления носит стратегический характер и предполагает: определение целей принимаемого правового решения; оценку положительных и отрицательных последствий принимаемого правового решения; формулирование желаемых нормативных моделей поведения субъектов регулируемых общественных отношений; определение формы правового решения, в которой будут существовать избранные модели поведения и опубликование правового решения.

В этой связи сторонники указанных точек зрения на юридическую природу правой политики выводят следующее определение: правовая политика - это властная, планируемая, общественно значимая деятельность государства (государственных органов), иных уполномоченных органов, осуществляемая в правовых формах, влекущая правовые последствия, направленная на изменение общественных отношений, имеющая длительный временной характер, состоящая из последовательных и взаимосвязанных государственно-правовых решений [10].

Они считают, что данная дефиниция имеет то достоинство, что она носит универсальный характер, который выражается в охвате всех реальных актов правовой политики в современных условиях. В частности, этим понятием правовой политики охватываются такие типичные «образцы» правовой политики, как создание законов парламентом, принятие постановлений правительством, вынесение решений судом по определенной категории дел, карательная политика судов, выражающаяся в тенденции вынесения определенных мер наказания по известной категории дел и т.д.

В подавляющем большинстве правовая политика рассматривается как прикладная наука, призванная оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права (Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петра-жицкий, С.С. Алексеев) [11].

Политологи и социологи рассматривают проблемы правовой политики как противоречивое по природе и структуре политико-правовое явление, сущность которого определяется типом общественно-политических,

правовых отношений и культурой. Правовую политику представляют какновый сложный многогранный политологический феномен, который появился в результате взаимодействия и взаимообусловленности политики и права [12].

Так, например, казахстанский политолог Г.Р. Абсаттаров, вопрос о сущности правовой политики Республики Казахстан связывает срешением вопроса о том, к разряду каких социально-политических явлений относится данная разновидность политики. Он считает, что правовая политика Республики Казахстан, как ключевое понятие отечественной политической науки, есть особая форма познающего мышления и представляет собой содержательный, предметный образ, воспроизводящий в мышлении объективную суть тех или иных политико-правовых явлений и процессов.При этом ее обусловливает множество политических и правовых процессов, среди которых важнейшее место занимают характер правовых отношений, правовое сознание, правовая культура.

Некоторыми юристами правовая политика государства также рассматривается как особое политико-правовое явление, формирующееся вследствие системной, научно обоснованной деятельности государства при участии структур общества, направленное на определение стратегии и тактики правового развития общества, совершенствование механизма правового регулирования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства. Например, российская ученый-юрист Титенко Ю.А. под правовой политикой понимает многоуровневое, сложноструктурированное явление юридической действительности, выражающееся в научно обоснованной, последовательной и системной деятельности, направленной на создание необходимых правовых и политических условий для достижения стратегических целей и решения тактических задач правового развития страны [13].

Российский социолог Н.В. Путило правовую политику определяет как стратегию деятельности государства в сфере правового регулирования, а также деятельность, отражающую интересы общества в перераспределении сфер влияния различных социальных регуляторов. Правоведы возражают против того, что, во-первых деятельность государства в сфере правовой политики сводится только к стратегии,а во-вторых, понятие содержит туманное выражение «перераспределение сфер влияния

различных социальных регуляторов»(?). Следует согласиться, что данное определение противоречит имеющимся реальным фактам правой политики и правовой действительности и вызывает ряд вопросов. Как известно, социальные регуляторы - это, помимо права, мораль, религиозные нормы, политические нормы, корпоративные нормы, обычаи и т.д. Автор усматривает правовую политику в том, что происходит «перераспределение» между этими регуляторами. Зачем? Кто осуществляет это перераспределение? В каких целях? [14].

Имеет место, когда правовая политика ошибочно отождествляется с правовой идеологией (Н.А. Беляев, А.М. Яковлев) и другими правовыми явлениями (Г.М. Миньковский, В.И. Гойман, К.В. Шундиков) [15].

В последнее время наблюдается развитие разработки научных трактовок правовой политики представителями отраслевых юридических наук. Это обусловлено тем, что в отраслевых юридических науках больше востребован практический аспект исследований. В этой связи, по содержанию и предмету, на которое она направлена, различают конституционно-правовую политику, уголовно-правовую политику, административно-правовую, информационно-правовую политику и т.д.

Особенное развитие получила уголовная правовая политика, в рамках которой сложилось самостоятельное учение об уголовной политике. Вклад вего создание внесли многие видные российские ученые (Н.А. Беляев, А.А. Герцензон, П.С. Дагель, С.Г. Келина, А.И. Коробеев, В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев и др.) [16]. Кроме того, представителями науки уголовно-исполнительного права хорошо разработаны вопросы политики государства в сфере исполнения уголовного наказания (А.И. Зубков, А.С. Михлин, В.И. Селиверстов, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров и др.) [17]. Уголовная правовая политика активно исследуется и казахстанскими учеными [18].

Таким образом, следует согласиться, что правовая политика - это общественно значимая властная деятельность государства, которая осуществляется в правовых формах (посредством нормативно-правовых актов), состоящая из государственно-правовых решений, носящая целевой, прогнозируемый и планируемый характер. Сущностью правовой политики является государственное решение, облекаемое в правовую форму. Правовая политика воплощается в Конституциях,

законах, кодексах, других основополагающих развитие и совершенствование общественных нормативно-правовых актах, направлена на отношений. охрану и защиту данного социального строя,

Список литературы

1. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. - М.: Юрид. лит., 1978.

2. А.В. Малько, К.В. Шундиков. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право, 2001. № 7. С. 15; Морозова И.С. К вопросу о правовой политике в сфере льготного регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2007, № 2. - С. 15-35.

3. О.Ю. Рыбаков. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 71.

4. Юмадилов Б.Г. Понятие и суть правовой политики. Евразийский юридический журнал № 10 (17) 2009.

5. Н.И. Матузов. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение, 1997. № 4. С. 8.

6. Айтхожин К.К. Конституционно-правовая политика Республики Казахстан // Правовая реформа в Республике Казахстан: проблемы и перспективы: мат. IV межд. научно-практ. конф. -Петропавловск, 2004, с. 17; Современная уголовно-правовая политика в Республике Казахстан и проблемы правового воспитания: Материалы международной научно-практической конференции. Т. 2 / Отв. ред.: Борчашвили И.Ш. - Караганда: КарЮИ МВД РК, 2007. - 273 с.; Нусупбекова А.Н. Конституционно-правовая политика Республики Казахстан в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -Бишкек, 2012 и др.

7. Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Правовая политика как инструмент совершенствования правовой системы Республики Казахстан. Евразийская адвокатура. Выпуск№ 1 (2) / 2013

8. Абсаттаров Г.Р. Автореф. дисс. канд. полит. наук. - Алматы, 2010. Политологический анализ правовой политики Республики Казахстан.

9. Исаков Н.В. Правовая политика: теоретические подходы к исследованию // Право и политика.

- 2003. - № 5 (41).; Соловьев А.И. Принятие государственных решений. - М.: КНОРУС, 2006.

10. Юмадилов Б.Г. Понятие и суть правовой политики. Евразийский юридический журнал № 10 (17) 2009.

11. Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое // Вопр. философии. 1990. №6; Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. М., 1979.; Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. 1894.; Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб, 2000; Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000.

12. Мушинский В.О. Соотношение политики и права в регулировании социальных интересов // Сов.государство и право. - М., 1988. - № 2; Габдулина К.Г. Социология права. - Алматы, 2004. - 210 с.; Путило Н.В. Правовая политика современного демократического государства // Социология права / Под ред. проф. В.М. Сырых. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004; Социология права / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004; Фролова Н.А. Идеология социальной безопасности и правовая политика государства: теоретический и исторический аспект.

- М.: АВА-БЕСТ, 2007; Жусипов Б.С. Правовая политика Республики Казахстан // Вестник КазНПУ. Серия социологические и политические науки. - №3, 2010.- Алматы, 2010. - С. 15-20.

13. Титенко Ю.А. Принципы, виды и механизм реализации российской правовой политики (общетеоретический аспект): дисс... канд. юрид. наук: 12.00.01 Тамбов, 2007 196 с. РГБ ОД, 61:0712/1465.

14. Юмадилов Б.Г. Понятие и суть правовой политики. Евразийский юридический журнал № 10 (17) 2009.

15. Беляев И. Д. История русского законодательства. СПб., 1999: Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права: В 2 ч. М., 1996; Яковлев А.М. Уголовная политика и проблемы криминализации // Проблемы советской уголовной политики. Межвузовский тематический сборник.

- Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1985.; Миньковский Г.М. Правовая политика в сфере борьбы с преступностью и проблемы законодательного регулирования этой борьбы // Труды Академии МВД. России: Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализации ОВД. - М., 1995; Цели и средства в праве и правовой политике. Монография / Малько А.В., Шундиков К.В. - Саратов: Изд-во СГАП, 2003. - 296 с.

16. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. - Л.,1986.; Герцензон А.А. Уголовное право и социология (Проблемы социологии уголовного права и уголовной политики). -М.,1970.; Дагель П.С. Проблемы советской уголовной политики. - Владивосток, 1982.; Келина С.Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. - М., 1988.; Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. - Красноярск, 1991.

17. Агамов Г.Д., Зубков А.И., Квашис В.Е., Клюев Л.В., Комарицкий С.И., Кузнеченко Н.В., Маврин А.Г., Минаков Ю.А., Михлин А.С., Пономарев П.Г., Романов А.К., Селиверстов В.И., Соловьев Ю.Д., Стручков Н.А., Шмаров И.В. Модель основ уголовно-исполнительного законодательства Союза СССР и союзных республик. Москва, 1988. С.65; Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, М.: Юриспруденция, 2001; Кабанов П.А. Предмет и система политической криминологии // Правоведение. - 1999. - № 3.

18. Современная уголовно-правовая политика в Республике Казахстан и проблемы правового воспитания: Материалы международной научно-практической конференции. Т. 2 / Отв. ред.: Борчашвили И.Ш. - Караганда: КарЮИ МВД РК, 2007. - 273 с.; М. Жуманиязов, Бычкова.

Бул мацала Казацстан Республикасында цуцыцтыщ саясатты дамытудыц кейбгр теориялъщ мэселелер1не арналган.

Ty^h свздер: цуцыцтыщ саясат, цуцыцтыщреттеу, мемлекеттж шеш1м.

Данная статья посвящена некоторым теоретическим вопросам развития правовой политики в Республике Казахстан.

Ключевые слова: правовая политика, правовое регулирование, государственное решение.

The article is devoted to some theoretical issues of legal policy in the Republic Kazakhstan. Keywords: legal politics, regulation, government decision.

Тамарахан Сержкызы Сафарова,

КР Зацнама институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц бастыгы, з.г.к. ^^кыктык саясаттыц H^6ip теориялык мэселелерп ^азакстан Республикасы жэне шетелдж тэжiрибе

Сафарова Тамарахан Сериковна,

начальник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н. Некоторые теоретические вопросы правовой политики: Республика Казахстан и зарубежный опыт

Safarova Tamarakhan Serikovna,

chief of the Center of legal monitoring of Institute of the legislation of RK, c.j.s.

Some theoretical questions of legal policy: the Republic of Kazakhstan and foreign experience

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.