Научная статья на тему 'Некоторые спорные вопросы права на выход из политических партий'

Некоторые спорные вопросы права на выход из политических партий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
349
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Утяганов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые спорные вопросы права на выход из политических партий»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

2. Поляков А.В. Что есть право? // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2012. №6. С.199-209.

3. Синдянкин Н.Н. Принцип культуросообразности в коммуникативных и образовательных сферах современного социума // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 189-191.

4. Скуднов С.М., Усманова Е.Ф. Юридическая техника в правовой коммуникации // Огарёв-Online. 2014. № 2 (16). С. 10.

5. Усманова Е.Ф. Правовая культура сквозь призму теории коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 5-2 (55). С. 191-193.

6. Федосеев Р.В. Основные тенденции экономического развития Пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-1 (47). С. 24-28.

© Усманова Е.Ф., 2015

УДК 342.728

В.В. Утяганов

магистр второго года обучения НИ К(П)ФУ г. Наб. Челны, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВА НА ВЫХОД ИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Современная общественная жизнь нашего государства характеризуется распространением значительного количества политических партий. Правовую основу для этого процесса составили положения Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ)[1], которая для этого признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ч. 1 и 3 ст. 13), провозглашает равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13), признает право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30). Указанные нормативные правила свидетельствуют о роли политических партий как важной части политической системы Российской Федерации.

При этом политические партии представляют собой универсальный политический институт, связывающий государство и граждан и обеспечивающий представительство различных социальных интересов в государственных институтах. В качестве основных отличительных функций политических партий как вида общественного объединения выступают специфические цели их деятельности: легитимация политической деятельности, поиск согласия между различными группами общества и государством, интегрирование социальных процессов, участие в формировании на демократической основе органов публичной власти [2, с. 13].

При этом основными принципами создания и деятельности политических партий являются: свобода участия людей в политической жизни через политические партии; равноправие политических партий; конституционность программ партий и их деятельности; информационная открытость и демократизм работы политических партий [3, с. 13].

Положения ст. 2 Федерального закона 2001 г. «О политических партиях» [4] развивают предписания ст. 30 Основного закона. Их анализ позволяет говорить о комплексности права на объединение в политические партии, которое состоит из:

- права создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями;

- права вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии;

- права участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами;

- права беспрепятственно выходить из политических партий.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Традиционно предметом пристального изучения правоведом была первая составляющая, однако, как усматривается из практики судебных инстанций, и особенно Конституционного суда РФ, достаточно спорным может быть и процесс выхода из рассматриваемого объединения.

Так, вступление в политическую партию требует наличия одновременно волеизъявления двух субъектов - гражданина, который намеревается (согласен) вступить в партию, и самой политической партии, которая принимает решение о приеме гражданина в партию. Получив заявление о приеме в партию, ее орган, уполномоченный решать вопросы приема в партию, может отказать гражданину в наделении его статусом члена партии на основании критериев, указанных в уставе партии.

Каков же порядок выхода из партии? Рассматривая части права на объединение в партии мы указали на особую характеристику правомочия выхода из партии - «беспрепятственность».

Однако ФЗ «О политических партиях» устанавливает независимость партий в определении собственной структуры, целей, задач, форм и методов деятельности в рамках, допускаемых действующими нормами закона. В связи с этим партии вправе и (как показывает изучение их уставов), как правило, уточняют указанные положения как относительно оснований выхода из членства в партии, так и в отношении порядка выхода.

Анализ партийных уставов выявляет такие формы прекращения партийной деятельности, как добровольный выход из партии по личному заявлению, исключение из партии по инициативе уполномоченного партийного органа и выбытие из партии. Такая форма прекращения, как выход из партии, вытекает из принципа добровольного характера деятельности политической партии (пункт 1 статьи 23 ФЗ «О политических партиях»).

Выбытие обычно осуществляется ввиду наличия объективных событий, объективно прекращающих возможность участия в партии. Второе основание - исключение из партии - воспринимается как некая санкция, но момент прекращения членства в этом случае понятен - издание соответствующего распоряжения.

Относительно же добровольного выхода из партии ситуация обстоит несколько сложнее. Наглядным примером в данном случае является конфликт, возникновение которого стало основанием для вынесения Определения Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1289-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чирикова Гаврила Ильича на нарушение его конституционных прав подпунктом «в» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях»[5].

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.И. Чириков оспаривал конституционность подпункта «в» пункта 2 статьи 21 ФЗ «О политических партиях», согласно которому устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов.

Как следует из представленных материалов, избирательная комиссия отказала Г.И. Чирикову в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования в связи с несоблюдением местным отделением Якутского регионального отделения политической партии «Единая Россия» требований к выдвижению кандидата (кандидатура заявителя не была согласована с региональным отделением). 16 января 2012 года Г.И. Чириков подал заявление о выходе из названной партии и 17 января 2012 года был выдвинут кандидатом на тех же выборах Якутским региональным отделением политической партии «Справедливая Россия». Решением избирательной комиссии от 19 января 2012 года он был зарегистрирован в качестве кандидата, однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) данное решение признано незаконным. При этом суд пришел к выводу, что согласно положениям устава политической партии «Единая Россия» прекращение (независимо от оснований) членства в партии оформляется соответствующим решением ее руководящего органа с последующим снятием с партийного учета, а значит, Г.И. Чириков не перестал быть членом названной партии с момента подачи им заявления 16 января 2012 года и не мог быть выдвинут кандидатом другой политической партией. Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

кассационной инстанции.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, позволяя политической партии определять в своем уставе условия и порядок добровольного выхода из нее, лишает граждан права беспрепятственно выходить из политической партии, а потому противоречит статье 30 (часть 2) Конституции РФ.

Однако уполномоченная судебная инстанция не нашла в доводах заявителя оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, поскольку пп. «в» п. 2 ст. 21 ФЗ «О политических партиях», закрепляя в качестве обязательного требования к уставу политической партии наличие в нем положений, определяющих условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, не предполагает реализацию этого требования политической партией вопреки иным положениям данного Федерального закона, в том числе его статье 2, предусматривающей право граждан на беспрепятственный выход из политической партии. Следовательно, оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Между тем согласиться с таким решением представляется сложным. Действительно, данное предписание само по себе никак не ограничивает и не умаляет право на выход из партии. Но системное толкование пп. «в» п. 2 ст. 21 (о свободе партии в установлении внутрипартийных норм о членстве в общественном объединении) и ст. 2 ФЗ (о беспрепятственном выходе из партии) «О политических партиях» позволяет говорить о наличии неоднозначности определения четкого момента с которого членство в партии считается прекращенным: то ли в момент подачи заявления о выходе из партии, то ли после того, как заявление будет удовлетворено [6, с. 34].

На наш взгляд, данные законоположения нарушают конституционный принцип добровольности пребывания человека в объединении - никто не может быть принужден к пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции РФ).

Частично подтверждение данного резюме можно обнаружить в практике судов общей юрисдикции. В Определении Верховного Суда РФ от 19 марта 2007 г. N 78-Г07-17: «...прекращение членства в партии на основании личного заявления носит уведомительный характер в силу устава партии и не требует выполнения каких-либо распорядительных действий со стороны каких-либо руководящих лиц партии».

Все сказанное, по нашему мнению, приводит нас к следующему выводу: прекращение политико-правовой связи человека с политической партией при добровольном волеизъявлении в одностороннем порядке должно быть обусловлено лишь подачей соответствующего заявления. Момент его подачи должен признаваться, в том числе и законодателем, моментом прекращения членства в партии. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. 21.07.2014] // Российская газета. - № 7. - 2009. - 21 января.

2. Головин А.Г. Политические партии как один из институтов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 8. - С. 10 - 22.

3. Узунян Т.Т. Политические партии в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы создания, регистрации и контроля за деятельностью : автореф. дисс. ... к.ю.н. - М., 2011. - 27 с.

4. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ [в ред. от 23.05.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1289-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чирикова Гаврила Ильича на нарушение его конституционных прав подпунктом «в» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Митин Г.Н. Право на беспрепятственный выход из политической партии: проблемы реализации // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 7. - С. 34 - 36

© Утяганов В.В. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.