Научная статья на тему 'Некоторые соображения о природе социального факта'

Некоторые соображения о природе социального факта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5196
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / Э. ДЮРКГЕЙМ / E. DURKHEIM / П. СОРОКИН / P. SOROKIN / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ / SOCIOLOGY / SOCIAL REALITY / SOCIAL FACT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дехканова Гульчехра Набиджановна

Статья посвящена анализу природы социального факта. Автор предпринимает попытку определить самостоятельные характеристики социального факта. На основе анализа воззрений классика французской социологической школы прошлого века Эмиля Дюркгейма и известного философа Питирима Сорокина предлагается ответ на вопрос, что означает понятие «социальный факт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Considerations in Regard to the Nature of Social Fact

The article dwells on the nature of social fact being analyzed. The author makes an endeavour to determine self-sufficient characteristics of social fact. Proceeding from the outlooks belonging to the classic of the French sociology school of the last century Emil Durkheim and the well-known Russian philosopher Pitirim Sorokin the author proposes an answer to the question what the notion of “social fact” signifies.

Текст научной работы на тему «Некоторые соображения о природе социального факта»

ФАЛСАФА ВА ХУКУК ФИЛОСОФИЯ И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Г.Н. Дехканова

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТА

Ключевые слова: социология, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, социальная реальность, социальный факт

Понятие "социальный факт" было введено в социологию Эмилем Дюркгеймом, классиком французской социологической школы прошлого века. Дюркгейм разделял социальные факты на морфологические как материальный субстрат общества (например, плотность населения) и нематериальные факты как компоненты коллективных представлений, имеющие социально-культурное значение.

Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким либо-другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

1) объективное существование, т. е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Для того чтобы понять сущность социальных фактов, их нужно наблюдать извне, открывать заново, как мы открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Э..Дюркгейм, «... социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи — это всё, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению» (1,139). Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем, настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью

—176~ НОМАИ донишгох )

объективного научного исследования;

2) способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а значит, детерминировать его действия. Регуляция поведения индивида в обществе определяется совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные.

Социология, по Дюркгейму, изучает социальные факты. Социальные факты — это способы действия или мышления, которые оказывают принуждающие воздействия на человека. Социальные факты следует изучать как вещи. Дюркгейм, например, предлагал различать социальную норму и патологию. Критерии нормы — это распространенность, неизбежность явлений; природа вещей; польза; то, что является условием существования. Законы общества — это разновидности универсальных законов. Важной проблемой Дюркгейм считал солидарность, которая является основным критерием социального развития. Он различал органическую, т. е. свободную, естественную и механическую, т. е. принудительную солидарности. Силой, созидающей социальное целое, является разделение труда. Оно обуславливает обмен продуктами труца, обмен деятельностью, денежный обмен. В центре внимания Дюркгейма взаимоотношения индивида и общества. Общество наступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид воспитан.

Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения. Дюркгейм использовал историю-сравнительный анализ, применял причинный анализ.

Что же представляет собой фактуальная основа социологического знания, что означает понятие "социальный факт"'?

Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологичесюм планах. В онтологическом смысле факты суть любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Это элементарные компоненты системы знания. В современной социологии социальными фактами принято считать:

а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;

в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматриваются отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее, интерпретации с позиций деятельного субъекта.

Мы в дальнейшем будем исходить из представления о социальном факте в его социально-типическом, не единичном проявлении.

В гносеологическом плане социальные факты обретают смысл благодаря той или иной системе понятий, в которых мы описываем фрагменты социальной действительности. Как это ни парадоксально, научный факт есть определенный итог познавательного процесса, а не его начало. Разумеется, это предварительный, промежуточный итог на уровне эмпирического обобщения.

Уже элементарный акт наименования наблюдаемого события есть включение его в категорию подобных в одном, определяемом этим термином смысле при игнорировании других его особенностей и свойств.

Отдельные события социальной действительности, как правило, являются элементарными "частичками"' массового процесса. Задача социолога отделить индивидуальные различия, имеющие система-

17« / Ч

— НОМАИ донишгох, )

тический характер, от случайных и тем самым описать устойчивые свойства данного процесса. Для этого применяется аппарат вероятностной статистики, основа которой — закон больших чисел.

По определению В. С. Немчинова, закон больших чисел — "это общий принцип, в силу которого совоку пное действие большого числа индивидуальных причин и условий, содержащих в себе элементы случайного характера, при некоторых весьма общих условиях приводит к результату, почти не зависящему от случая" (5,133). Необходимые предпосылки действия этого закона — достаточное число наблюдений и независимость отдельных событий от некоторой общей причины (в смысле динамической зависимости).

Не останавливаясь на специальных проблемах, связанных с понятием случайности в социальных явлениях, укажем, что вторая предпосылка действия закона соблюдается всюду, где мы имеем дело с поведением достаточно больших масс индивидов, если их действия не являются жестко регламентированными, что исключает всякие возможности личной инициативы, т. е. индивидуального уклонения от заданной программы действий.

Поэтому наряду с понятием "социальный факт" употребляется выражение "статистический факт", который можно определить как типические сводные числовые характеристики, основанные на специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.

Теперь мы знаем что:

а) социальные факты абстракции, кол скоро они — описания некоторых событий в общих понятиях,

б) что по преимуществу, это социально-статистические обобщения.

Следовательно, включение фактического знания в систему науки

предполагает определенную концептуальную схему ("систему соотнесения"), в которой мы регистрируем наблюдения множества событий.

Чтобы разобраться в этом вопросе, разделим его на две проблемы: одна проблема обоснованности фактуального утверждения и вторая

— проблема его истинности.

Что касается истинности социального знания, то это "вечный» философский вопрос, и мы не можем сколько-нибудь основательно обсуждать его в этой статье.

Обоснованность фактуального утверждения зависит от состояния наших знаний и некоторых критериев, которые служат аргументами, свидетельствующими, что такие-то фактуальные утверждения правомерны.

Приведем общую схему последовательности операций, необходимых для установления обоснованных социологических фактов.

Первый уровень на этой схеме — общая предпосылка обоснованности фактуального знания. Это наши фундаментальные представления о социальной и природной действительности, наше мировоззрение.

Второй уровень состояние и разработанность социологической теории. Здесь имеется в виду система уже достигнутого научного знания об объектах исследования, исходя из которой и путем сопоставления с новыми, еще не систематизированными наблюдениями (или данными других наук), выдвигаются гипотезы относительно неисследованных социальных явлений и процессов.

Третий уровень — процедуральный. Это система знаний о методах и технических приемах исследования, обеспечивающих надежную и устойчивую фактуальную информацию.

Три названные предпосылки образуют главные условия для составления обоснованной исследовательской программы, которая, в свою очередь, определяет содержание и последовательность эмпирических процедур сбора и обработки фактуальных данных.

Конечный "продукт" этой деятельности — научные факты — вводится в социологическую теорию. В жестко целенаправленном исследовании они входят в ту систему знания, из которой были извлечены первоначальные гипотезы. Конечно, на базе хорошо обоснованных фактов возможно и иное их теоретическое истолкование. Но тогда потребуется дополнительное исследование, проверяющее надежность фактической базы, ибо крайне редко удается дать действительно полное и всестороннее описание фактов; какие-то существенные свойства и связи наблюдаемых явлений с иной точки зрения окажутся менее убедительными, или вовсе не охваченными.

Понятно также, что введение новых научных фактов так или иначе видоизменяет теорию данного уровня, а изменения в ряде специальных социологических теорий ведут к соответствующим преобразованиям на более высоких уровнях знания. Таков как бы спиралевидный путь

I «л г \

— Г НОМАИ донишгох )

развития любой науки. Начальный этап исследования на любом витке спирали — имеющееся системное знание, а завершающий — новое системное знание и переход к следующему витку.

В этом процессе возведения здания социологической науки факты играют огромную роль, но они всё же остаются "сырым строительным материалом".

Фактуальная основа нашего знания—именно "сырой" материал, мы его обрабатываем и формируем в соответствии с концептуальными схемами, упрощаем, отбрасываем "ненужное" в данной концептуальной модели, случайное, нетипичное.

Итак, социальные факты мы можем рассматривать как социально-сгатисгические, т. е. сгруппированные единичные события, получающие описание в некоторых концептуальных моделях. Социальные факты такого рода—эмпирический базис знания.

Понятие "социальный факт" может рассматриваться и в ином, качественном, смысле: как единичный факт, имеющий многоплановую социальную интерпретацию. Единичный факт или малая совокупность таких фактов должны быть истолкованы в многообразии их социальных значений, подвергнуты качественному анализу. Такой анализ предполагает, во-первых, определение многообразных значений наблюдаемого события в его многообразных связях. Во-вторых, интерпретация факта может быть предложена с позиций разных концептуальных подходов. В-третьих, следует установить (и это предполагает переход к изучению на большой статистике), насколько данное событие или события типичны, выражают массовую тенденцию или, напротив, нетипичны, но могут свидетельствовать о существенных особенностях возможных изменений в будущем.

Социологические воззрения П. А. Сорокина сформировались под влиянием работ Э. Дюркгейма, М. Ковалевского, Е. де Роберти.

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком, П.Сорокин уделял России огромное внимание.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога, является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это

подчфкивается и российскими, и зарубежными исследователями.

Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием теорий таких русских ученых и писателей, как Михайловский, Лавров, де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский, Жаков, Чернов, Кропоткин.

Необходимо учитывать также и ту социально-политическую обстановку в России, которая оказала огромное влияние на становление его взглядов и мировоззренческих позиций: первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет.

Структуру социологических знаний Сорокин описывает в 1 томе своей «Системы социологии» во 2-й главе обширного введения «Архитектоника социологии и ее основные отделы», а также рисует обобщенную схему (7,56). Однако, более лаконично, предметно и кратко, на наш взгляд, он описывает эту структуру в уникальной программе преподавания социологии (это была первая советская программа такого рода), составленной в 1919 году.

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

Вся социология делится автором на теоретическую и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

1) «... на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения» (8,20-23). Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,... во-вторых, изучаемых ... с точки зрения их строения» (4,133);

2) «... на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на 3 части:

«... 1 часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов...

\182LV Ч

— " НОМАИ донишгох )

2 часть... ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населения... здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы...

3 часть... изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее рождения и до момента ее смерти...

Эти три части «Социальной механики» исчерпывают «физиологию общества», т.е. учение о социальных процессах» (9,20).

3)«... на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений» (6,14) «... ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса) (2,16).

Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни... для наилучшего использования социально-психической энергии» (10,105).

В отношении рассматриваемых Сорокиным проблем исторического процесса и социокультурных перемен (а эти две тенденции гармоничнее рассматривать вместе, в сущности, можно говорить об одной теории), интересна его статья «Обзор циклических концепций социально-исторического процесса» (1927), которую, совместно с работой «Социальная и культурная мобильность» (1927), можно назвать предтечей, целеполагательным этапом работы над «Социальной и культурной динамикой». В этой статье Сорокин привлекает внимание своих читателей к «... иной, цикличной концепции социальных перемен и исторического процесса» (9,3), забытой социологами второй половины XIX века, несмотря на ее «солидный возраст». Исторический обзор этих теорий, проходящих через всю историю социальной мысли, он начинает с древней астрологии, древней мысли Индии, Персии, даосизма в Китае, концепций древней Греции (теория истории Платона, идеи Сенеки, Фукидида, Плутарха, Геродота и пр.)

В заключении статьи он приводит несколько заявлений, по сути являющимися постановкой проблемы дальнейшего «достоверного обобщения», поиска реального социологического знания,

подтвержденного фактическим материалом, что, собственно, он и воплощает в «Социальной и культурной динамике».

Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются Сорокиным также в книге «Социальная и культурная мобильность». Этот труд считается классическим учебником по теории социальной мобильности и стратификации. В него впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными.

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов, значительно возрос. Всё более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в мире является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени //СОЦИС. 1999. №7

2. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени//СОЦИС. 1999. №7

3. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС. 2000. №3

4. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИС. 1992,- №10

5.Источник: Ядов В.А. "Стратегия социологического исследования". -М., 1991. Публикация в Сети: herzeiifsn.narod.ru.

6. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки//СОЦИС. 1996. №2

7. Сорокин П.А. Система социологии. Т 1. Москва, 1993

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва, 1992

9. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИС. 1998. №12

10. Социология: Учебник/под редакцией В.И. Лавриненко. -М., 1998

— НОМАИ донишгох

Некоторые соображения о природе социального факта

Г.Дехконова

Ключевые слова: социология, Э. Дюркгейм, 77. Сорокин, социальная реальность, социальный факт

Статья посвящена анализу природы социального факта. Автор предпринимает попытку определить самостоятельные характеристики социального факта. На основе анализа воззрений классика французской социологической школы прошлого века Эмиля Дюркгейма и известного философа Питирима Сорокина предлагается ответ на вопрос, что означает понятие «социальный факт».

Certain Considerations in Regard to the Nature of Social Fact

G. Dekhkonova

Key words: sociology, E. Durkheim, P. Sorokin, social reality, social fact

The article dwells on the nature of social fact being analyzed. The author makes an endeavour to determine self-sufficient characteristics of social fact. Proceeding from the outlooks belonging to the classic of the French sociology school of the last century Emil Durkheim and the well-known Russian philosopher Pitirim Sorokin the author proposes an answer to the question what the notion of "social fact" signifies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.