ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭССЕ
В настоящем выпуске журнала «Вестник ОмГУ», серия «Психология», нами впервые сформирован раздел «Психологические эссе». В данный раздел помещены публикации, жанр которых отличается от научной статьи и представляет собой, скорее, «мысли вслух», «размышление на тему». Психологическое эссе позволяет автору выразить свое отношение к интересующему явлению, проблеме, с тем, чтобы в дальнейшем определить область будущих научных исследований.
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. № 1. С. 64-66. © Н.Н. Карловская, 2007
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ФЕНОМЕНА ОЦЕНИВАНИЯ
Н.Н. КАРЛОВСКАЯ
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Поводом для оформления нижеприведенных размышлений о феномене оценивания и причинах его стрессогенности послужило рецензирование кандидатской диссертации старшего преподавателя кафедры социальной психологии ОмГУ А.Ю. Маленовой «Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания (на примере экзамена)»; то есть данное эссе можно и нужно расценивать как результат совместного творчества и со-мыслия, инициированного, разумеется, и личными пристрастиями и интересами.
Оценивание представляет собой многоуровневое и многогранное явление, имеющее отношение ко многим сферам человеческой жизни.
Представляется полезным различать оценивание как когнитивный и как социальный процесс. В первом случае на передний план выступает соотнесение с эталоном, сличение поступающей информации с гипотезой, - здесь оценка осуществляется в области субъект-объектных взаимодействий, связана с процессом отражения, вследствие чего сопоставимыми с оцениванием конструктами являются познание, изучение.
Когда мы рассматриваем оценивание как процесс социальный, реализуемый в сфере
субъект-субъектных отношений, оценка, сохраняя свои характеристики, приобретает новый ракурс, новое качество, раскрывающееся в определении ценности субъекта для социума. То есть субъектами оценки могут выступать как отдельные индивиды, так и группы, являющиеся носителями социальных эталонов, норм. В этих случаях оценка и оценивание становятся одним из основных инструментов, средств, вспомогательных механизмов социализации, а любая ситуация оценки означает проверку, удостоверение ценности данного индивида, его способностей, умений, черт и т. п. для общества, для какой-либо социально значимой деятельности.
В связи с этим результатом оценивания должны стать:
а) констатация наличия, степени выраженности у оцениваемого требуемых качеств, характеристик;
б) вытекающий из оценивания допуск или отсев, ограничение допуска к какому-либо ценному для общества виду деятельности, одновременно означающие для субъекта возможность удовлетворения новых потребностей, восхождение на новую ступень, обретение нового социального статуса или, наоборот, веро-
Некоторые размышления о психологическом содержании феномена оценивания
ятность того, что общество будет использовать человека по-своему, пренебрегая его индивидуальными предпочтениями (примером может выступать ситуация армейского призыва пацифистов).
Важно отметить, что процесс социального оценивания, как правило, сопровождается либо поощрением, награждением, подкреплением в случае успешной социализации, совершающейся в нужном для общества направлении (в форме грамот, дипломов, орденов, премий и т. п.), либо наказанием с целью стимуляции изменений в формах разнообразного воздействия, крайними вариантами которых являются юридические, например, судебные решения. Специфической формой социального оценивания является медицинский диагноз, имеющий негативные следствия (стигматизация) и одновременно заключающий в себе возможность получения определенных льгот (постановка на инвалидность1).
Таким образом, оценивание, выступая как инструмент социализации, является в то же время формой контроля личности социумом (разного рода социальными группами или отдельными индивидами), осуществляется в ситуациях сличения, сопоставления имеющихся у человека свойств, характеристик, навыков с требуемыми в данный момент в определенной деятельности и сопровождается поощрением либо отвержением (игнорированием, наказанием и т. п.).
Отсюда вытекает и значимость оценки, оценивания для субъекта.
Для психолога одним из существенных моментов, связанных с оцениванием, является отношение личности к этому явлению. Ни для кого не секрет, что ситуация оценивания практически всегда содержит потенциальную угрозу для самооценки, является стрессогенной. Вероятность получения «низких оценок», как уже отмечалось выше, как правило, означает для оцениваемого умаление его ценности, что сопровождается негативными переживаниями. В то же время в ситуации конкурсов, соревнований отсутствие 100 % уверенности в победе даже при высокой ее вероятности актуализирует состояние тревоги. Даже положительная оценка (например, похвала) может вызывать дискомфорт, поскольку тот, кто оценивает, самим
фактом вынесения оценки как бы ставит себя выше оцениваемого. Здесь уместно вспомнить непростые чувства, возникавшие у героев мультфильма к козленку, который умел считать до десяти, в ответ на немудреную констатацию «ну вот, теперь он и тебя посчитал...».
В своей основе процесс оценивания затрагивает базовую потребность - быть человеком среди людей2 - связан со становлением личности. На глубинном уровне оценивание имеет отношение к потребности в безопасности, поскольку человек как безусловно социальное существо не может само-осуществиться, т. е. стать Человеком, личностью вне общества, культуры.
Направляющая, регулирующая функция оценивания для субъекта проявляется в том, что оценивание, а затем и самооценивание являются инструментом строительства идентичности, в процессе которого раскрывается потенциал человека, его способности, при этом общество задает ориентиры самоактуализации, согласующиеся с культурными ценностями эпохи, а также задает определенный временной ритм, соответствующий возрастным возможностям развития личности. Если эти ориентиры, транслируемые через ближайшее окружение (родительская семья, общественные институты) и зачастую принимающие форму требований, не соответствуют задаткам ребенка, превышают его возможности, становятся условием его принятия окружением и т. п., то тем самым закладываются основания для искаженного дисгармоничного развития личности. Невротическое развитие как результат неполной, дисгармоничной социализации проявится позже и в особом отношении к ситуациям оценивания (вплоть до софиофобии), и в неадекватной самооценке, колебания которой по вертикали «выше-ниже» отражаются в таких распространенных чертах, как высокомерие и самоуничижение.
В связи с этим важнейшим условием благоприятной социализации является безоценоч-ное принятие, безусловная любовь на ранних этапах развития, когда закладывается фундамент базового доверия к миру, базовой уверенности в собственной ценности. И тогда последующие ситуации проверки (оценки) обществом не будут восприниматься как чреватые отвержением, а как полезные и необходимые регуляторы. Для простроивших свою идентич-
НМ. Карловская
ность оценивание само по себе менее травматично, в других случаях негативное оценивание может означать обесценивание, отвержение, обезличивание, при этом чем более тоталитарным является общество, тем более выражена «базальная тревога», актуализирующаяся в ситуациях оценивания.
Таким образом, толерантность и эмоциональная неуязвимость личности к какому бы то ни было оцениванию доступны только при условии, что человек твердо уверен в собственной уникальности и ценности своего жизненного пути со всеми возможными неудачами и ошибками. Такого рода уверенность вовсе не означает невнимания к оценкам других людей; напротив, их мнения важны, поскольку дают возможность лучше выстраивать взаимодействие, замечать те моменты в собственной деятельности, которые возможно улучшить, при этом у человека развита способность отличать конструктивную обратную связь от лести или критиканства, обусловленного болезненными амбициями оценивающего или неадекватностью его «системы координат»3.
В практической деятельности психолога, будь то психодиагностика, экспертиза, или психокоррекция, мы постоянно имеем дело с оцениванием. Умение учесть готовность клиента к получению информации о себе в ходе консультирования, применение безоценочных суждений, избегание негативного программирования и травматизации самооценки, акцентирование ресурсных черт и качеств и, главное, способность к безусловному принятию клиента как личности составляют основу профессиональной компетентности психолога.
1. Слово «инвалид» можно перевести как «уцененный», не имеющий ценности.
2. Извечное вопрошание «ты меня уважаешь?», обращенное к партнеру в состоянии опьянения, - это вопрос о важности, ценности собственной личности, задаваемый на грани ее утраты
3. В качестве примера такой девальвации оценивающей системы может выступить известный монолог Чацкого «А судьи кто?»