Научная статья на тему 'Некоторые проблемы возвращения уголовных дел для производства дополнительного следствия руководителем следственного органа'

Некоторые проблемы возвращения уголовных дел для производства дополнительного следствия руководителем следственного органа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1413
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ВОЗВРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонова Кристина Алексеевна

Исследуются полномочия руководителя следственного органа по возвращению уголовного дела для производства дополнительного следствия с учетом внесенных изменений. Выявлены пробелы в регламентации правового положения следователя, в части обжалования им указанного решения руководителя следственного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы возвращения уголовных дел для производства дополнительного следствия руководителем следственного органа»

Трифонова Кристина Алексеевна

адъюнкт кафедры уголовного процесса Волгоградской академии МВД России (тел.: 89026508652)

ы возвращения роизводства едствия ственного

Аннотация

Исследуются полномочия руководителя следственного органа по возвращению уголовного дела для производства дополнительного следствия с учетом внесенных изменений. Выявлены пробелы в регламентации правового положения следователя, в части обжалования им указанного решения руководителя следственного органа.

Annotation

The article examines the powers of the head of the investigative agency an recommitment of criminal cases for conducting additional inquiry, taking info account introduced changes. It exposes the gaps in regulation of the investigat's legal status for appealing against the specified solution of the head of the investigative agency.

Ключевые слова: прокурор; руководитель следственного органа; следователь; возвращение уголовного дела для производства дополнительного следствия.

Key words: prosecutor, head of the investigative agency, investigator, recommitment of the criminal case for additional inquiry, appeal.

онцепция судебной реформы в Российской Федерации еще в 1991 г. определила, что "соединение в лице прокурора функций расследования преступлений и надзора за ними противоречит требованиям системного подхода, вызывает опасные перекосы в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.. .концептуально важно, с одной стороны, признать уголовное преследование доминирующей функцией прокуратуры, а с другой - частично перераспределить груз ее надзорных полномочий в пользу судебного контроля и самостоятельности следователя" [1, с. 415].

Указанные положения нашли свое воплощение в ряде правовых актов, таких как: Федеральный закон от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ; Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ [2], которые существенным образом изменили правовое положение прокурора в уголовном процессе, объем его процессуальных полномочий, в том

числе перераспределение их между прокурором и руководителем следственного органа. Законодательные новеллы учеными-процессуалистами были восприняты неоднозначно. Так, например, Н. Буланова считает, что "арсенал мер прокурорского реагирования, позволяющих предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законов при производстве предварительного следствия, не может быть уже, чем при производстве дознания. Ведомственный контроль, осуществляемый руководителем следственного органа не может служить равноценной заменой прокурорскому надзору" [3, с. 73]. Более категорично в отношении изменения статуса прокурора высказалась Л.Г. Татьянина, пояснив при этом, что "федеральный закон № 87-ФЗ резко изменил положения прокурора в уголовном судопроизводстве, не только ограничив его права по выполнению стоящих перед ним задач, но и лишил его действенного механизма по устранению нарушений законности в ходе

__________________________________242

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 3 (30)

предварительного следствия.Позитивным является передача руководителю следственного органа части полномочий прокурора по руководству деятельностью следователей, негативным является фактическое уравнивание прокурора и руководителя следственного органа по вопросам принятия решений по уголовным делам, производство по которым осуществляется в форме предварительного следствия, что негативно отражается на соблюдении законности при производстве предварительного следствия" [4]. Иной точки зрения придерживается Б.Я. Гаврилов, считая, что принятые изменения способствовали повышению процессуального статуса и самостоятельности следователя, улучшились показатели законности в деятельности следственного аппарата, снизилось число необоснованно содержащихся под стражей, а также в своих работах приводит другие положительные изменения [5, с. 8-9]. Следует признать верной позицию Б.Я. Гаврилова, однако, с некоторыми уточнениями, что необходима четкая правовая регламентация полномочий и прокурора, и руководителя следственного органа, направленных на устранение нарушений законности в ходе предварительного расследования.

Как уже выше отмечалось, с принятием названных федеральных законов процессуальное руководство за деятельностью следователя стал осуществлять руководитель следственного органа, получивший полномочия, ранее принадлежавшие прокурору, среди которых необходимо отметить право возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополни-тельного расследования (п. 11 ч. 3 ст. 39 УПК РФ).

Согласно п. 38.1 ст. 5 УПК РФ руководитель следственного органа - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. В полном объеме полномочия руководителя следственного органа осуществляют лица, перечисленные п. 5 ст. 39 УПК РФ. Объ-ем процессуальных полномочий других руководителей следственных органов и их заместителей устанавливается председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти. 4 февраля 2008 года вступил в силу Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) Следственного комитета при МВД России от 17 декабря 2007 г. № 38 г. Москва "О процессуальных полномочиях руководителей

следственных органов" [6], которым были установлены полномочия руководителей следственных органов различных следственных подразделений.

Следует отметить, что о праве руководителя следственного органа возвратить дело на дополнительное следствие, как в Приказе МВД, так и в УПК РФ сказано лишь следующее: "Руководитель следственного органа вправе возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования", но даже в таком общем смысле это положение нуждается в редакции, так как следователь осуществляет производство по уголовному делу в форме предварительного следствия, поэтому слово "расследование" необходимо заменить словом "следствие".

Из смысла данной нормы следует, что это право возникает у руководите-ля следственного органа при проверке уголовного дела и согласовании обвинительного заключения, составленного следователем. Полномочия руководителя следственного органа должны быть четко регламентированы по аналогии с полномочиями прокурора при поступлении к нему уголовного дела. Необходимо законодательно предусмотреть вопросы, по которым будет изучаться поступившее уголовное дело для утверждения обвинительного заключения, основания возвращения дела для производства дополнительного следствия, процессуальную форму и процедуру обжалования следователем указанного решения.

УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР 1960 года, не содержит статью, в ко-торой были бы отражены вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением. Абсолютно верным представляется предложение А.П. Кругликов о целесообразности включения в УПК РФ статьи с аналогичным содержанием, назвав ее с учетом появления нового участника: "Вопросы, подлежащие разрешению руководителем следственного органа или прокурором по делу, по которому расследование окончено составлением обвинительного заключения" [7, с. 58].

В юридической литературе также неоднократно высказывалось обоснованное мнение о необходимости включения в УПК РФ статьи, регламентирующей основания возвращения уголовного дела прокурором и руководителем следственного органа для производства дополнительного расследования [8, с. 11, 26].

Решение руководителя следственного органа о направлении уголовного дела для производства дополнительного следствия должно быть

243

оформлено надлежащим образом, в виде мотивированного постановления с указанием осн о в а н и й и о б с т оя тел ь с тв, п од л е жа щ и х выяснению. В данном постановлении также надлежит решить вопрос о мере пресечения, установить срок дополнительного следствия. (В ходе изучения практики возвращения уголовных дел на дополнительное расследование в СО при РУОВД г. Волгограда за 7 месяцев 2009 года был выявлен только один случай возвращения уголовного дела на дополнительное следствие руководителем следственного органа).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не обязывает в случае возвращения уголовного дела на дополнительное расследование направлять копию постановления либо уведомление о возвращении уголовного дела заинтересованным лицам. Веским аргументом в пользу целесообразности законодательного закрепления такого рода положения является позиция В.Зыкина, который пришел к выводу, что "решение прокурора о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования существенным образом затрагивает право обвиняемого на защиту, а потому обусловливает необходимость вручения копии постановления обвиняемому, чтобы он смог подготовиться к защите, а также, что не исключено, оказать реальную помощь при исследовании обстоятельств, подлежащих установлению в ходе дополнительного расследования" [9, с. 26]. Тоже правило должно распространяться и на руководителя следственного органа, и перечень лиц, получающих подобное уведомление должен быть шире: защитник, потерпевший, законные представители несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших, гражданский истец и ответчик, их представители.

С учетом сказанного, гл. 30 УПК РФ "Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору" следует дополнить статьей 220.1: "Дей-ствия руководителя следственного органа по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным заключением". В ней необходимо указать ссылку на статью, содержащую вопросы, подлежащие разрешению руководителем следственного органа, ссылку на статью, регламентирующую основания возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования, виды решений, принимаемые РСО: 1) об утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела прокурору; 2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или

пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных нарушений.

На практике часто возникает ситуация расхождения мнений между руководителем следственного органа и следователем при согласовании обвинительного заключения. Последний должен иметь право обжаловать решение о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия вышестоящему руководителю. В ч. 3 ст. 39 УПК РФ говорится только об обжаловании указаний о "направлении дела в суд". Следует напомнить, что такое право следователю предоставлено в случае возвращения дела прокурором. Вполне логично, если законодателем будет рассмотрен вопрос о дополнении УПК РФ положениями, предусматривающими алгоритм действий следователя и вышестоящего руководителя, а также виды и сроки принятия решения, что будет способствовать большей процессуальной независимости следователя. Таким образом, следователь представляет материалы уголовного дела и ходатайство об отмене решения (постановление) руководителя следственного органа. Вышестоящий руководитель в течение 72 часов должен принять одно из следующих решений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и поручении производства дополнительного следствия другому следователю; 2) об отмене указаний нижестоящего руководителя следственного органа и направлении уголовного дела прокурору. Обжалование постановления должно приостанавливать исполнение указаний, содержащихся в нем.

В законе необходимо установить срок, в течение которого, следователем может быть принято решение об обжаловании указанного постановления РСО. Часть 4 ст. 221 УПК РФ в случае обжалования решения прокурора такой срок не предусматривает. Обратимся к ч. 6 ст. 162 УПК РФ, где указано: "в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю". Таким образом, срок обжалования составляет 1 месяц, что абсолютно непозволительно в данной ситуации, так как неоправданно затягивает дальнейшее движение уголовного дела. Данное положение также противоречит и ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [9], где говорится, что каждый человек имеет право на справедливое

__________________________________244

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 3 (30)

и публичное разбирательство дела в разумный срок, нарушается право обвиняемого быть судимым без неоправданной задержки (п. "с" ч. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г) [10]. Таким образом, решение об обжаловании постановления РСО или прокурора о возвращении уголовного дела должно быть принято следователем не позднее 24 часов с момента поступления к нему уголовного дела.

Представляется очевидным, что включение вышеуказанных положений в действующее уголовно-процессуальное законодательство усилит контроль руководителей следственных подразделений, будет способствовать направлению в суд всесторонне, полно и объективно расследованных уголовных дел.

1. Чучупал А. В. Проблемы реализации полномочий следователя в условиях создания следственного комитета //"Черные дыры" в российском законодательстве. 2008. № 5.

2. Федеральный закон от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ "О внесении изменений в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"// Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

3. Буланова Н. Правовая регламентация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Уголовное право. 2009. № 3.

4. Татьянина Л. Г. Уголовно-процессуальные

правоотношения прокурора и руководителя следственного органа: проблемы и пути их решения // Журнал "Российское право в Интернете". № 2009 (05) Спецвыпуск. [Электронный ре-сурс]. URL: http://

www.rpi.msal.ru/prints/200905_42tatyanina.html. (дата обращения: 26.03.2010).

5. Гаврилов Б. Я. О восстановлении процессуальных и надзорных полномочий прокурора на предварительном следствии // Юридический консультант. 2008. № 9.

6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) Следственного комитета при МВД России от 17 декабря 2007 г. № 38 г. Москва "О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов"//Рос. Газета. 2008. 26 янв.

7. Кругликов А. П. Возвращение уголовного дела для дополнительного расследования руководителем следственного органа или прокурором //Российская юстиция. 2009. № 2.

8. Гаврилов Д. Б. Возвращение уголовного дела для производства дополнительного расследования и устранения препятствий его рассмотрения судом: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва: Академия управления МВД России, 2008.

9. Зыкин В. Возвращение прокурором уголовных дел для дополнительного расследования // Законность. 2005. № 5.

10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 20. Ст. 2143.

11. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.