ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 69:658.012.3
ВВ. Бобылев НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬСТВОМ
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам развития управления капитальным строительством. Подробно рассматриваются вопросы стимулирования инновационных процессов, являющихся одними из основных и первостепенных условий стабильного развития, как национальной экономики, так и управления строительством. Особое внимание уделяется возможности активизации инновационной деятельности и повышению восприимчивости к инвестированию в развитие технологий, которые становятся основными приоритетами для развития национальной экономики в условиях глобализации. После определения важности инвестирования в инновации, как инструмента экономического развития, отмечается, что ни один инвестиционный проект не обходится без того или иного объема выполненных строительно-монтажных работ, т.е.процесс строительства сопутствует процессу реализации любого инновационного проекта. В этих условиях, особенную важность приобретает нормативно-правовое обеспечение развития вложения средств в инновации Ключевые слова: альтернатива, взаимосвязь, доходность, затраты, инновации, стимулирование, рынок.
Viktor Bobylev SOME OF THE PROBLEMS OF STIMULATION
OF INNOVATIVE PROCESSES IN CONSTRUCTION MANAGEMENT
Annotation. The article is devoted to topical issues of development of management of capital construction. Focuses on the stimulation of innovation processes, which is one of the basic and primary conditions of stable development of national economy and construction management. Special attention is paid to opportunities to enhance the innovation and receptivity to investing in the development of technologies that have become key priorities for the development of the national economy in conditions of globalization. After determining the importance of investing in innovation as a tool for economic development, noted that no investment project can do without a volume of completed construction works, i.e. the construction process accompanies the implementation of any innovation project. In these circumstances, special importance is regulatory support for the development of investments in innovation.
Keywords: alternative, correlation, yield, cost, innovation, promotion, market.
Стимулирование инновационных процессов является одним из основных и первостепенных условий стабильного развития, как национальной экономики, так и управления строительством в частности. Активизация инновационной деятельности и повышение восприимчивости к инвестированию в развитие технологий становятся основными приоритетами для стран, добивающихся положительного результата в стремлении лидировать в условиях глобализации.
Внедрение инноваций невозможно без венчурного инвестирования. Венчурные, или рисковые инвестиции представляют собой капиталовложения, характерные преимущественно для организаций, занимающихся прикладными научными исследованиями и разработками, созданием и распространением новых технологий там, где велик риск неполучения доходов по инвестициям. Стимулирование венчурных инвестиций - это комплекс мер, которые должны приниматься государством на законодательном уровне, как инструмент активизации инвестиционного процесса в особо рисковых отраслях
© Бобылев В.В., 2016
экономики с целью появления материальной заинтересованности у инвесторов (посредством инвестиционных кредитов, налоговых льгот и преференций, и т.д.) финансировать приоритетные инвестиционные проекты. В связи с этим, необходимо отметить, что ни один инвестиционный проект не обходится без того или иного объема выполненных строительно-монтажных работ, т.е.процесс капитального строительства сопутствует процессу реализации любого инновационного проекта.
Практика показывает, что прогрессивным инвестиционным проектам в строительстве должны сопутствовать и соответствующие им организационные формы управления. Внедрение новой инновационной техники и технологий во всех отраслях национальной экономики требует современных инновационных методов организации и управления капитальным строительством. Необходимо отметить, что важность инвестирования в инновации, как инструмента экономического развития, была не раз отмечена в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, где однозначно говорилось о том, что надо использовать этот рычаг в целях модернизации экономики и формирования спроса на инновации. В виду этого роль инноваций на современном этапе особенно весома, ибо при определившейся в настоящее время необходимости экономии финансовых, денежных и трудовых ресурсов, экономика страны, в том числе и строительство, не может рассчитывать на использование нерационально большого количества ресурсов на единицу продукции.
В этих условиях, в качестве основного и главного критерия выделения бюджетных и частных средств в целях инвестирования выступает предельная сжатость и затратная минимальность инвестиционного процесса. Это основоопределяющая особенность инновационного развития инвестиционного процесса в строительстве на современном этапе [3]. По нашему мнению, именно поэтому, в качестве основного направления реализации капитальных вложений в истекшем десятилетии и на 2015-2018 гг. определились мероприятия по внедрению в производство новейших научно-технических достижений и обновлению производственного аппарата в целях наиболее эффективного и быстрого импортозамещения во всех отраслях страны.
Процесс импортозамещения дал новый мощный импульс безальтернативному развитию модернизации отечественного производственного аппарата, который основан на таком важном факторе, как коренная реконструкция действующего производства. Однако продвижение в этом направлении происходит непозволительно медленно, технический уровень ряда производств недостаточен и, до сих пор, достаточно значительны затраты сырья, энергии на единицу продукции, превышающие аналогичные зарубежные показатели. Достижения науки и техники в этом направлении, несмотря на снятие многих значительных барьеров, происходят достаточно трудно и недопустимо медленными темпами на общем негативном фоне серьезного финансового кризиса [4].
Ускорение инновационного научно-технического развития в стране тесно взаимоувязано с темпами реконструкции и технического перевооружения действующего производства. Однако несмотря на значительные подвижки в этом направлении осуществлять перспективное обновление основных фондов предприятиям в целях импортозамещения по-прежнему достаточно трудно. Немаловажное значение здесь имеет законодательно-нормативное обеспечение венчурного инвестирования. В этой связи рассмотрим нормативно правовой аспект развития венчурного инвестирования в виду его прямого влияния на инновационное развитие производственного аппарата нашей страны.
Анализ правового регулирования венчурных инвестиций приводит к выводу, что обособленные законы, регулирующие венчурное инвестирование, существуют лишь в ряде стран. Закрепление регулирования венчурного инвестирования на законодательном уровне наибольшее развитие получило в странах, так называемых, прецедентных систем права - например, в США, Великобритании.
Интерес для России представляет достаточно рациональный опыт становления венчурного инвестирования в Соединенных Штатах, располагающих самым большим на сегодняшний день рынком венчурных капиталов. Например, к концу 90-х гг. ХХ в. данный рынок был в США на уровне
Инновационный менеджмент
35 млрд долл., из которых порядка 4 млрд долл. было инвестировано. Достаточно большой массив законов США содержит положения о превалирующей роли инноваций. В середине пятидесятых годов XX в. в США начался активный процесс создания ряда федеральных ведомств, деятельность которых связана с научно-технологическим развитием и внедрением инноваций (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства, Национальный научный фонд, и др.). Основой для развития современной инновационной системы США являлся Федеральный закон 1976 г. «О государственной научно-технологической политике, организации и приоритетах». Этот акт предусматривал роль правительства как «главного организатора по содействию развитию фундаментальных наук, как особой сферы стратегических интересов США». Вторым основным законом, регулирующим венчурную деятельность в США, стал закон Стивенсона-Уайдлера 1980 г. «О технологических инновациях». Закон регламентирует объединение частных и государственных капиталов в целях производства высокотехнологичных продуктов, создание на базе университетов и некоммерческих организаций промышленно-технологических центров (Centers for Industrial Technology).
В странах Восточной Европы также приняты специальные законы, которые регулируют венчурную деятельность - например, в Венгрии, где действует более 1700 научно-исследовательских организаций. В сфере научных исследований занято около 23 тыс. чел., что составляет 0,59 % от трудоспособного населения страны. Согласно директивам, исходящим от руководства Евросоюза, Венгрия в 2010 г. увеличила расходы на научные исследования и инновации до 3 % от валового внутреннего продукта (ВВП) страны, причем 2/3 отчислений осуществляются за счет средств коммерческой сферы. Действующая система государственного регулирования инновационной деятельности в Венгрии к настоящему времени гармонизирована в главных своих чертах с соответствующей практикой и законодательной базой Евросоюза. Законодательную базу действующей в данной стране системы регулирования технологий образуют: Закон СХХХ1У от 2004 г. «О научных исследованиях и технологических инновациях», Закон ХС от 2003 г. «О научно-исследовательском и инновационном Фонде» и т.д. [2].
Одним из значимых в сфере венчурных инвестиций в России сегодня является Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии», которым определяются правовое положение, цель деятельности, полномочия, порядок управления, реорганизации и ликвидации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии». Согласно положениям ч. 1 ст. 3 указанного закона целью деятельности ГК «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в различные отрасли промышленности. Вместе с тем, в правовой сфере имеется и негативное мнение о государственной корпорации как о самостоятельном виде юридического лица, а также предложение о его замене акционерным обществом. Это положение содержится в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной на основании Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и подтверждается практикой: согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий» было принято решение о реорганизации Российской корпорации нанотехнологий в открытое акционерное общество «РОСНАНО».
Знаковым для инновационного развития России явилось создание инновационного центра «Сколково», как средства интеграции науки и технологий, регламентированное Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Важным и основополагающим моментом является то, что из содержания ст. 7 Закона об ИЦ «Сколково» невозможно определить, являются ли правила проекта, определяемые как совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в его реализации, нормативным правовым актом (НПА), учитывая объемные властные полномочия управляющей компании, разрабатывающей и утверждающей их. Ввиду данных обстоятельств необходимо обратиться к судебной практике - например, в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. определены существенные признаки и характеристики НПА, которым правила проекта не соответствуют в полной мере, поскольку управляющая компания не является органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченным принимать НПА. По указанному вопросу, в настоящее время, даны достаточно полные разъяснения высшими судебными органами Российской Федерации, а в Закон об ИЦ «Сколково» внесены соответствующие изменения.
Проведенный анализ показал, что нормативное правовое обеспечение венчурного инвестирования не нашло своего достаточно полного отражения в таких базовых законах РФ, как Гражданский и Градостроительный кодексы. Выявленный пробел системно устраняется вплоть до настоящего времени, чему, в частности, способствовал Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», изданный в целях комплексного совершенствования законодательных основ рыночной экономики. В качестве основных направлений развития отечественного законодательства данным Указом отмечена необходимость использования в гражданском законодательстве России новейшего позитивного опыта модернизации гражданских кодексов европейских стран. Таким образом, необходимо отметить, что развитие нормативно-правовой базы венчурного финансирования должно повысить стабильность, защищенность, прибыльность и доходность, т.е.общую эффективность инвестиций, вкладываемых в инновации, хотя бы на уровне государственно важных инвестиционных проектов и программ. В этом случае, как показали исследования, удастся привлечь довольно значительный объем свободных денежных средств граждан и предприятий для вложения в инновационный сектор национальной экономики.
Библиографический список:
1. Бобылев, В. В. Оценка эффективности применения организационных форм управления инвестиционно-строительными проектами / В. В. Бобылев // Инвестиции в России. - 2012. - № 8. - С. 29-32.
2. Бобылев, В. В. Экономика и управление инвестиционно-строительных проектов / В. В. Бобылев. - М. : изд-во МЭИ, 2013. -196 с. - ISBN 978-5-7046-1384-8.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации. - М. : Эксмо-Пресс, 2015. - 523 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М. : Эксмо-Пресс, 2015. - 480 с.