УДК 349.6
Фарукшин Александр Владимирович
Вятский государственный университет, г. Киров
af-kostroma@mail.ru
Гребнев Иван Анатольевич
кандидат биологических наук, доцент Вятский государственный университет, г. Киров Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
ivan_grebnev_84@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НА ЛЮБИТЕЛЬСКУЮ И СПОРТИВНУЮ ОХОТУ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В ЗАКРЕПЛЕННЫХ ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ
Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования предоставления права на любительскую и спортивную охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях. Рассматриваются вопросы, связанные с оформлением и выдачей правоустанавливающих документов: разрешения на добычу охотничьих ресурсов, договора возмездного оказания услуг, путевки. В ходе работы определены особенности гражданских правовых отношений, определяемые охотничьим законодательством, по предоставлению долгосрочными охотпользователями доступа в закрепленные за ними охотничьи угодья с целью осуществления любительской и спортивной охоты физическими лицами. Определяется значение путевки в действующем правовом механизме предоставления права на охоту. Обсуждаются возможные варианты выдачи путевок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися долгосрочными охотпользователями, в закрепленные за ними охотничьи угодья физическим лицам. Выявлены проблемы действующего нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений. Авторами исследования сформулированы и предложены для обсуждения изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимые для устранения выявленных дефектов правового регулирования.
Ключевые слова: охота, охотничье хозяйство, путевка, договор, оказание услуг, разрешение, добыча охотни-
чьих ресурсов.
Охота традиционно является одним из основных видов использования объектов животного мира в Российской Федерации. Вместе с тем, правовое регулирование предоставления права на охоту имеет ряд дефектов, негативно сказывающихся на развитии отрасли, реализации и защите прав и законных интересов граждан - охотников. В частности, одним из наиболее проблемных элементов механизма обеспечения права на охоту является путевка, наличие которой у охотника является обязательным условием доступа на территории закрепленных охотничьих угодий. Рассмотрим правовые установления, определяющие статус и значение данного документа, а также непосредственно связанного с ней договора возмездного оказания услуг.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209) охотничьи угодья подразделяются на:
1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных ФЗ № 209 (закрепленные охотничьи угодья);
2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья) [6].
При этом площадь закрепленных охотничьих угодий может достигать 80% от общей площади
охотничьих угодий субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 7 ФЗ № 209).
Действующее охотничье законодательство по-разному регулирует отношения, связанные с основаниями возникновения и реализации права на любительскую и спортивную охоту в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях.
На основании ч. 3 ст. 8 ФЗ № 209 право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу. Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (далее - Порядок № 379).
Вместе с тем, любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 ФЗ № 209 (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209). Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 ФЗ № 209 (ч. 4 ст. 14 ФЗ № 209).
Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов физическому лицу в случае осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхо-зяйственные соглашения (пп. а п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 209), в случае осуществления им охоты в общедоступных охотничьих угодьях - органом испол-
© Фарукшин А.В., Гребнев И.А., 2017
Вестник КГУ^ № 1. 2017
267
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нительной власти субъекта Российской Федерации (пп. б п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 209).
Заметим, что право на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях возникает с момента выдачи уполномоченным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешения на добычу охотничьих ресурсов и может быть реализовано охотником без оформления иных правоустанавливающих документов. В закрепленных охотничьих угодьях право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи охотполь-зователем разрешения на добычу охотничьих ресурсов, но может быть реализовано только после выдачи путевки данным охотпользователем. Необходимо акцентировать внимание на том, что охот-пользователь вправе отказать в выдаче разрешения в строго определенных случаях, определенных Порядком № 379, к которым невыдача путевки не относится. Такая позиция подтверждается, в том числе и судебной практикой. Так, решением Советского районного суда г. Нижний Новгород от 17.10.2011 по делу № 2-4311/11 суд удовлетворил иск охотника, признал незаконным бездействие общественной организации, выразившееся в невыдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в соответствие с заявлением истца (в котором указывались все необходимые данные для выдачи разрешения, кроме того, в заявлении имелась оговорка о том, что в услугах в сфере охотничьего хозяйства истец не нуждается). Суд обязал общественную организацию выдать разрешение на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с заявлением истца. В данном деле вопрос о невозможности осуществления истцом непосредственно охоты в закрепленных за ответчиком охотничьих угодьях без приобретения путевки судом не рассматривался, как выходящий за пределы заявленных требований [5].
Таким образом, охотпользователь обязан выдавать разрешение в свои охотничьи угодья (при соблюдении всех установленных правил), не выдавая путевку. В то же время охотник, получив разрешение, не имеет право осуществлять охоту, так как нарушит нормы ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209 и пп. «г» п. 3.2 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 [4].
Обратимся к определению понятия «путевка». Ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209 определено, что путевка - это документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. В ч. 1 ст. 55 ФЗ № 209 указано, что услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг.
Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что охотник, желающий реализовать свое право на любительскую и спортивную охоту в закрепленных охотничьих угодьях, должен за-
ключить с охотпользователем договор возмездного оказания услуг. Такой договор должен заключаться или до выдачи путевки или одновременно с ее выдачей. Насколько правомерным является такое требование?
До вступления в силу 01.04.2010 ФЗ № 209 путевка выполняла функцию разрешения на доступ в закрепленные за охотпользователем охотничьи угодья. Она выдавалась по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом, и, по мнению некоторых юристов, могла считаться договором между охотпользователем и охотником (см. например, определение Верховного суда РФ от 15.12.2004 по делу № 19-Г04-10).
В настоящее время путевка лишь подтверждает факт заключения договора возмездного оказания услуг между охотпользователем и охотником, по нашему мнению, понуждая обоих к заключению такого договора, что противоречит Федеральному закону «О защите прав потребителей» [2], так как в соответствии с данным законом и ст. 421 ГК РФ, потребитель услуги не может быть принуждаем к заключению договора на оказание услуг. Полагаем, что охотпользователь и охотник должны быть освобождены от обязанности заключения договора возмездного оказания услуг при предоставлении доступа в закрепленные охотничьи угодья, а выдача путевки должна служить лишь подтверждением согласия охотпользователя, данного физическому лицу на доступ в закрепленные за ним охотничьи угодья в целях охоты. Договор возмездного оказания услуг должен заключаться не при предоставлении доступа в закрепленные охотничьи угодья, а при предоставлении услуг в сфере охотничьего хозяйства (услуг егеря, организации охот, прокат техники, оборудования, инвентаря, проживания и питания на базе и т.д.).
В соответствии со ст. 779 ГК РФ договор возмездного оказания услуг - договор, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги [1].
В отношении большинства возмездных гражданско-правовых договоров единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг условия о предмете или при не достижении сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным.
Существенными элементами договора являются, в том числе формулирование заказчиком непосредственно заказа, то есть задания на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности с взятием на себя обязанности оплатить услугу. В договоре оказания услуги должны быть указаны конкретные действия или деятельность, осуществляемые исполнителем
268
Вестник КГУ ^ № 1. 2017
услуги, объем услуг, качество, сроки исполнения. Важным элементом договора является и его цена.
Однако в настоящее время в охотничьем хозяйстве России сложилась практика, в соответствии с которой при выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки договор, как правило, не заключается, то есть не определяется какие услуги, в каком объеме, качестве и кем будут оказываться охотнику. При этом путевка в том виде, в каком она существует сейчас, по сути, является фискальным документом строгой отчетности -квитанцией, позволяющей брать деньги с клиента без применения кассового аппарата. Более того, некоторыми исследователями отмечается, что выдача путевки отнюдь не означает, что между охотником и охотпользователем существуют именно отношения, охватываемые договором услуги [3, с. 41-42].
Полагаем, что выдача путевки должна сопровождаться выдачей охотнику экземпляра договора об оказании услуг, отвечающего всем требованиям закона. При предоставлении безвозмездного доступа в охотничьи угодья можно выдавать путевку с проставлением записи, свидетельствующей о безвозмездном разрешении доступа в угодья. Последнее обстоятельство будет указывать на отсутствие услуги и поможет избежать претензий налоговых органов к долгосрочному охотпользователю.
На основании вышеизложенного мы можем заключить, что режим предоставления права на любительскую и спортивную охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях предусматривает оформление нескольких документов: разрешения на добычу охотничьих ресурсов, договора о возмездном оказании услуг и путевки. При этом действующее правовое регулирование данной сферы правоотношений имеет дефекты и требует корректировки, в том числе считаем необходимым инициировать:
1. Внесение изменения в ч. 1 ст. 55 ФЗ № 209, определяющего, что услуги в сфере охотничьего
хозяйства могут оказываться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
2. Внесение изменения в ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209 определяющего, что путевка - это документ, подтверждающий согласие охотпользователя, данное физическому лицу, на доступ в закрепленные за ним охотничьи угодья в целях охоты.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» // «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 09.04.1992, № 15, ст. 766.
3. Курдюмов К.С. Пушкин А.В. Некоторые проблемы статуса разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путёвки. Биологические ресурсы. Часть 1. Охотоведение. // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящён-ной 80-летию Вятской государственной сельскохозяйственной академии и 45-летию подготовки биологов-охотоведов. 3-5 июня 2010 г. Сборник научных трудов. - Киров, 2010. - С. 41-42.
4. Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты» // «Российская газета», № 39, 24.02.2011.
5. Решение Советского районного суда города Нижний Новгород от 17.10.2011 по делу № 2-4311/11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forum.guns.ru/forum_light_message/264/ 888917.html (дата обращения 13.01.2017).
6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // «Собрание законодательства Российской Федерации», 27.07.2009, № 30, ст. 3735.
Вестник КГУ^ № 1. 2017
269