Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правового регулирования предоставления права на любительскую и спортивную охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях'

Некоторые проблемы правового регулирования предоставления права на любительскую и спортивную охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1353
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХОТА / ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО / ПУТЕВКА / ДОГОВОР / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / РАЗРЕШЕНИЕ / ДОБЫЧА ОХОТНИ ЧЬИХ РЕСУРСОВ / HUNTING / HUNTING HOUSEHOLD / HUNTING TOUR / AGREEMENT / PROVISION OF SERVICES / PERMISSION / EXTRACTION OF HUNTING RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарукшин Александр Владимирович, Гребнев Иван Анатольевич

Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования предоставления права на любительскую и спортивную охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях. Рассматриваются вопросы, связанные с оформлением и выдачей правоустанавливающих документов: разрешения на добычу охотничьих ресурсов, догово ра возмездного оказания услуг, путевки. В ходе работы определены особенности гражданских правовых отношений, определяемые охотничьим законодательством, по предоставлению долгосрочными охотпользователями доступа в закрепленные за ними охотничьи угодья с целью осуществления любительской и спортивной охоты физическими лицами. Определяется значение путевки в действующем правовом механизме предоставления права на охоту. Об суждаются возможные варианты выдачи путевок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися долгосрочными охотпользователями, в закрепленные за ними охотничьи угодья физическим лицам. Выявлены проблемы действующего нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере обществен ных отношений. Авторами исследования сформулированы и предложены для обсуждения изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимые для устранения выявленных дефектов правового ре гулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some problems of legal regulation of granting the right to amateur and sports hunting to individuals in fixed hunting areas

This article is devoted to the analysis of the legal regulation of granting the right to amateur and sports hunting to individuals in fixed hunting areas. Issues related to issuance of title documents are considered: permits for the extraction of hunting resources, contracts for the provision of paid services, vouchers. In the course of the work, the specifics of civil legal relations determined by the hunting legislation have been determined, as long-term hunting users are granted access to the hunting grounds assigned to them for the purpose of performing amateur and sports hunting by individuals. The value of a voucher in the current legal mechanism for granting the right to hunt is determined. Possible options for issuing permits by legal entities and individual entrepreneurs who are long-term hunting users are included in the hunting grounds assigned to them for individuals. The problems of the current normative legal regulation in the sphere of public relations in question are revealed. The authors of the study formulated and proposed to discuss amendments to Federal Law No. 209 as of 07/24/2009 “On hunting and on the conservation of hunting resources and on the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation”, necessary to eliminate the revealed defects in legal regulation.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правового регулирования предоставления права на любительскую и спортивную охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях»

УДК 349.6

Фарукшин Александр Владимирович

Вятский государственный университет, г. Киров

af-kostroma@mail.ru

Гребнев Иван Анатольевич

кандидат биологических наук, доцент Вятский государственный университет, г. Киров Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

ivan_grebnev_84@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НА ЛЮБИТЕЛЬСКУЮ И СПОРТИВНУЮ ОХОТУ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В ЗАКРЕПЛЕННЫХ ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ

Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования предоставления права на любительскую и спортивную охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях. Рассматриваются вопросы, связанные с оформлением и выдачей правоустанавливающих документов: разрешения на добычу охотничьих ресурсов, договора возмездного оказания услуг, путевки. В ходе работы определены особенности гражданских правовых отношений, определяемые охотничьим законодательством, по предоставлению долгосрочными охотпользователями доступа в закрепленные за ними охотничьи угодья с целью осуществления любительской и спортивной охоты физическими лицами. Определяется значение путевки в действующем правовом механизме предоставления права на охоту. Обсуждаются возможные варианты выдачи путевок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися долгосрочными охотпользователями, в закрепленные за ними охотничьи угодья физическим лицам. Выявлены проблемы действующего нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений. Авторами исследования сформулированы и предложены для обсуждения изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимые для устранения выявленных дефектов правового регулирования.

Ключевые слова: охота, охотничье хозяйство, путевка, договор, оказание услуг, разрешение, добыча охотни-

чьих ресурсов.

Охота традиционно является одним из основных видов использования объектов животного мира в Российской Федерации. Вместе с тем, правовое регулирование предоставления права на охоту имеет ряд дефектов, негативно сказывающихся на развитии отрасли, реализации и защите прав и законных интересов граждан - охотников. В частности, одним из наиболее проблемных элементов механизма обеспечения права на охоту является путевка, наличие которой у охотника является обязательным условием доступа на территории закрепленных охотничьих угодий. Рассмотрим правовые установления, определяющие статус и значение данного документа, а также непосредственно связанного с ней договора возмездного оказания услуг.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209) охотничьи угодья подразделяются на:

1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных ФЗ № 209 (закрепленные охотничьи угодья);

2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья) [6].

При этом площадь закрепленных охотничьих угодий может достигать 80% от общей площади

охотничьих угодий субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 7 ФЗ № 209).

Действующее охотничье законодательство по-разному регулирует отношения, связанные с основаниями возникновения и реализации права на любительскую и спортивную охоту в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях.

На основании ч. 3 ст. 8 ФЗ № 209 право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу. Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 (далее - Порядок № 379).

Вместе с тем, любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 ФЗ № 209 (ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209). Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 ФЗ № 209 (ч. 4 ст. 14 ФЗ № 209).

Выдача разрешения на добычу охотничьих ресурсов физическому лицу в случае осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхо-зяйственные соглашения (пп. а п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 209), в случае осуществления им охоты в общедоступных охотничьих угодьях - органом испол-

© Фарукшин А.В., Гребнев И.А., 2017

Вестник КГУ^ № 1. 2017

267

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

нительной власти субъекта Российской Федерации (пп. б п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 209).

Заметим, что право на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях возникает с момента выдачи уполномоченным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешения на добычу охотничьих ресурсов и может быть реализовано охотником без оформления иных правоустанавливающих документов. В закрепленных охотничьих угодьях право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи охотполь-зователем разрешения на добычу охотничьих ресурсов, но может быть реализовано только после выдачи путевки данным охотпользователем. Необходимо акцентировать внимание на том, что охот-пользователь вправе отказать в выдаче разрешения в строго определенных случаях, определенных Порядком № 379, к которым невыдача путевки не относится. Такая позиция подтверждается, в том числе и судебной практикой. Так, решением Советского районного суда г. Нижний Новгород от 17.10.2011 по делу № 2-4311/11 суд удовлетворил иск охотника, признал незаконным бездействие общественной организации, выразившееся в невыдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в соответствие с заявлением истца (в котором указывались все необходимые данные для выдачи разрешения, кроме того, в заявлении имелась оговорка о том, что в услугах в сфере охотничьего хозяйства истец не нуждается). Суд обязал общественную организацию выдать разрешение на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с заявлением истца. В данном деле вопрос о невозможности осуществления истцом непосредственно охоты в закрепленных за ответчиком охотничьих угодьях без приобретения путевки судом не рассматривался, как выходящий за пределы заявленных требований [5].

Таким образом, охотпользователь обязан выдавать разрешение в свои охотничьи угодья (при соблюдении всех установленных правил), не выдавая путевку. В то же время охотник, получив разрешение, не имеет право осуществлять охоту, так как нарушит нормы ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209 и пп. «г» п. 3.2 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 [4].

Обратимся к определению понятия «путевка». Ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209 определено, что путевка - это документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. В ч. 1 ст. 55 ФЗ № 209 указано, что услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг.

Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что охотник, желающий реализовать свое право на любительскую и спортивную охоту в закрепленных охотничьих угодьях, должен за-

ключить с охотпользователем договор возмездного оказания услуг. Такой договор должен заключаться или до выдачи путевки или одновременно с ее выдачей. Насколько правомерным является такое требование?

До вступления в силу 01.04.2010 ФЗ № 209 путевка выполняла функцию разрешения на доступ в закрепленные за охотпользователем охотничьи угодья. Она выдавалась по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом, и, по мнению некоторых юристов, могла считаться договором между охотпользователем и охотником (см. например, определение Верховного суда РФ от 15.12.2004 по делу № 19-Г04-10).

В настоящее время путевка лишь подтверждает факт заключения договора возмездного оказания услуг между охотпользователем и охотником, по нашему мнению, понуждая обоих к заключению такого договора, что противоречит Федеральному закону «О защите прав потребителей» [2], так как в соответствии с данным законом и ст. 421 ГК РФ, потребитель услуги не может быть принуждаем к заключению договора на оказание услуг. Полагаем, что охотпользователь и охотник должны быть освобождены от обязанности заключения договора возмездного оказания услуг при предоставлении доступа в закрепленные охотничьи угодья, а выдача путевки должна служить лишь подтверждением согласия охотпользователя, данного физическому лицу на доступ в закрепленные за ним охотничьи угодья в целях охоты. Договор возмездного оказания услуг должен заключаться не при предоставлении доступа в закрепленные охотничьи угодья, а при предоставлении услуг в сфере охотничьего хозяйства (услуг егеря, организации охот, прокат техники, оборудования, инвентаря, проживания и питания на базе и т.д.).

В соответствии со ст. 779 ГК РФ договор возмездного оказания услуг - договор, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги [1].

В отношении большинства возмездных гражданско-правовых договоров единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг условия о предмете или при не достижении сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным.

Существенными элементами договора являются, в том числе формулирование заказчиком непосредственно заказа, то есть задания на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности с взятием на себя обязанности оплатить услугу. В договоре оказания услуги должны быть указаны конкретные действия или деятельность, осуществляемые исполнителем

268

Вестник КГУ ^ № 1. 2017

услуги, объем услуг, качество, сроки исполнения. Важным элементом договора является и его цена.

Однако в настоящее время в охотничьем хозяйстве России сложилась практика, в соответствии с которой при выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путевки договор, как правило, не заключается, то есть не определяется какие услуги, в каком объеме, качестве и кем будут оказываться охотнику. При этом путевка в том виде, в каком она существует сейчас, по сути, является фискальным документом строгой отчетности -квитанцией, позволяющей брать деньги с клиента без применения кассового аппарата. Более того, некоторыми исследователями отмечается, что выдача путевки отнюдь не означает, что между охотником и охотпользователем существуют именно отношения, охватываемые договором услуги [3, с. 41-42].

Полагаем, что выдача путевки должна сопровождаться выдачей охотнику экземпляра договора об оказании услуг, отвечающего всем требованиям закона. При предоставлении безвозмездного доступа в охотничьи угодья можно выдавать путевку с проставлением записи, свидетельствующей о безвозмездном разрешении доступа в угодья. Последнее обстоятельство будет указывать на отсутствие услуги и поможет избежать претензий налоговых органов к долгосрочному охотпользователю.

На основании вышеизложенного мы можем заключить, что режим предоставления права на любительскую и спортивную охоту физическим лицам в закрепленных охотничьих угодьях предусматривает оформление нескольких документов: разрешения на добычу охотничьих ресурсов, договора о возмездном оказании услуг и путевки. При этом действующее правовое регулирование данной сферы правоотношений имеет дефекты и требует корректировки, в том числе считаем необходимым инициировать:

1. Внесение изменения в ч. 1 ст. 55 ФЗ № 209, определяющего, что услуги в сфере охотничьего

хозяйства могут оказываться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

2. Внесение изменения в ч. 3 ст. 14 ФЗ № 209 определяющего, что путевка - это документ, подтверждающий согласие охотпользователя, данное физическому лицу, на доступ в закрепленные за ним охотничьи угодья в целях охоты.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» // «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», 09.04.1992, № 15, ст. 766.

3. Курдюмов К.С. Пушкин А.В. Некоторые проблемы статуса разрешения на добычу охотничьих ресурсов и путёвки. Биологические ресурсы. Часть 1. Охотоведение. // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящён-ной 80-летию Вятской государственной сельскохозяйственной академии и 45-летию подготовки биологов-охотоведов. 3-5 июня 2010 г. Сборник научных трудов. - Киров, 2010. - С. 41-42.

4. Приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты» // «Российская газета», № 39, 24.02.2011.

5. Решение Советского районного суда города Нижний Новгород от 17.10.2011 по делу № 2-4311/11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forum.guns.ru/forum_light_message/264/ 888917.html (дата обращения 13.01.2017).

6. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». // «Собрание законодательства Российской Федерации», 27.07.2009, № 30, ст. 3735.

Вестник КГУ^ № 1. 2017

269

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.