11.3. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ СЕМЬИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Курочкина М.Н., Филиал Российского государственного социального университета в городе Анапе, кафедра ювенального права, к.п.н.
Контакты автора: Kyrochkina_M.N.@inbox.ru
Аннотация. Статья содержит критический обзор практики применения законодательства о семье. Приводятся фактические сведения. Сделаны выводы о направлениях совершенствования правового регулирования и механизма его применения.
Ключевые слова: семья, социальная защита; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты; приемная семья
SOME PROBLEMS OF IMPROVING THE SOCIAL ROLE OF FAMILY ANDIMPROVEMENT OF RUSSIAN FAMILY LAW
Kurochkin Marina Nikolaevna, the candidate of pedagogical sciences, chair Juvenile the rights of Branch of the Russian state social university in the city of Anapa
Annotation: This article contains a critical review of the practice of law on family. The article contains factual information. Draw conclusions about the directions of improvement of legal regulation and the mechanism for its implementation.
Keywords: family, social protection, children without parental care, orphans, foster family
В статье 20 Конвенции о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 г., записано, что государства, подписавшие ее, в том числе и Россия, берут на себя обязательство, согласно которому "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" 1.
Новая философия отношений между государством и семьей, в которой особое место отведено вопросам устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, сформировалась в России в 2008 году, объявленном Годом семьи. «Наша главная задача -вернуть российской семье тот авторитет, который она имела в начале прошлого века», - сказал Дмитрий Анатольевич Медведев на одном из заседаний Оргкомитета по проведению Года семьи в России в 2008 го-ду2 .
1 Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. - № 45. - Ст. 955.
2 Жуков В.И. Семья в контексте социальной политики // Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - 420 с. - С. 11.
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Уменьшение населения страны, начавшееся в конце прошлого века, продолжается на фоне снижения рождаемости. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил около 8 по сравнению с 13,4 в 1990 году. Особенно интенсивно будет сокращаться численность населения восточных регионов страны. Тенденциями современного этапа развития российского общества пока еще являются низкая рождаемость и высокая смертность, сохранение которых, как было отмечено в Докладе ООН, может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 г. сократится до 125 - 135 млн. человек, а к 2050 г. - до 100 млн. человек. Но не все прогнозы столь пессимистичны: есть предположение, что к 2012 г. показатель смертности в России будет равняться показателю рождаемости, т.е. убыль населения прекратитсяЗ.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства. В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
Очень важным является решение проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ноябре 2007 года было принято постановление главы администрации от 19.10.2007 г. № 989 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечи-тельством)»4.
Вместе с тем необходимо отметить, что выпускники государственных детских учреждений, как правило, в первые годы после выпуска недостаточно адаптированы к условиям самостоятельной жизни. Криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана и злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это
3 http://www.rost.ru
4 Об утверждении порядка предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством): Постановление главы администрации края от 19.10.2007 N 989 //Кубанские новости. -03.11.2007. - N 181.
Курочкина М.Н. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ СЕМЬИ
ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.
Согласно статье 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма. Именно социальный наем выступает универсальным способом обеспечения жильем граждан, не обладающих достаточными средствами для того, чтобы приобрести квартиру (жилье), содержать ее, и избежать посягательств на имущество со стороны недобропорядочных граждан.
Представляется полезным для решения вопроса ликвидации сиротства шире использовать институт приемной семьи.
В Краснодарском крае институт приемной семьи получил достаточное развитие. Это обусловлено передачей полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с муниципального уровня на уровень субъекта РФ. Способствовало и принятие закона Краснодарского края от 27.03.2007 г. № 1212 -КЗ «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи» 5. Также этому способствовало внесение изменений в закон Краснодарского края от 05.11.1998 г. № 153-КЗ «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Краснодарском крае»6. Принятие данных законов существенно улучшило материальное обеспечение приемных семей.
Увеличение размера вознаграждения родителей и денежного содержания на приемного ребенка позволяют приемному родителю заниматься воспитанием детей и обеспечением достойных условий пребывания ребенка в замещающей семье.
Вместе с тем, приемная семья как новый институт семейного права в Российской Федерации в качестве одной из правовых форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей недостаточно урегулирован действующим законодательством на федеральном уровне.
Федеральное законодательство о приемной семье требует дополнений и изменений. Сейчас оказание услуг по воспитанию приемных детей не засчитывается в общий трудовой стаж. Одной из особенностей приемной семьи является специфическое основание ее возникновения - гражданско-правовой договор о передаче приемного ребенка. В результате приемные родители не могут воспользоваться правом на предоставление трудового отпуска, отпуска по уходу за ребенком в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет, пособия в связи с временной нетрудоспособностью. В реальной жизни неизбежно возникают ситуации, при которых приемный родитель не в состоянии по уважительной причине (болезнь, вынужденное отсутствие) выполнять свои обязанности по
5 О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи: Закон Краснодарского края от 27.03.2007 N 1212-КЗ //Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. - 12.04.2007. - N 52.
6 Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 05.11.1998 г. № 153-КЗ
воспитанию детей. Так, приемные родители, выезжая за пределы муниципального образования по семейным обстоятельствам, либо оставляют детей одних, либо просят присмотреть за ними родственников, соседей и т.д. В подобных случаях нарушаются права и интересы детей, т.к. они реально лишаются законного представителя, а порядок передачи полномочий другому лицу не урегулирован. Для приемных родителей воспитание ребенка является их основной деятельностью, за которую они получают вознаграждение. Действующее законодательство не устанавливает прямого запрета на совмещение воспитания приемного ребенка с другой профессиональной деятельностью. В большинстве муниципальных образований Краснодарского края приемные родители совмещают оказание услуг по воспитанию приемных детей с основной трудовой деятельностью, что существенно ущемляет интересы несовершеннолетних.
Несовершенно и наше семейное законодательство, регулирующее имущественные отношения в семье.
Законом установлено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (ст. 256 Гражданского кодекса РФ, ст. 34 Семейного кодекса РФ). Супруги владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом по обоюдному согласию. Однако при совершении сделки по распоряжению общим имуществом одним из супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга (ст. 35 Семейного кодекса РФ).
Следовательно, с момента регистрации брака фактически каждый из супругов получает право распоряжаться общей совместной собственностью самостоятельно, так как предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
В семейном законодательстве, как и в гражданском законодательстве, установлено обязательное взаимное согласие супругов на распоряжение общей совместной собственностью супругов, так называемая презумпция (предположение, основанное на вероятности). Считается, что граждане (мужчина и женщина), заключив брак, достигли согласия в имущественных отношениях и оно (согласие) уже имеется у каждого из супругов.
Из содержания Семейного кодекса РФ по этому вопросу следует вывод, что законодатель придерживается мнения, что презумпция защищает права и интересы самих супругов. Действительно, отношения общей совместной собственности носят личнодоверительный характер, при котором круг участников совместной собственности весьма ограничен; супруги как равноправные собственники владеют, пользуются и распоряжаются имуществом по общему согласию. Считается, что присутствие презумпции важно, так как облегчает совершение сделок по распоряжению общим имуществом, необходимость которых возникает постоянно.
Несмотря на такое мнение законодателя, необходимо сказать, что в некоторых установленных законом случаях согласие все же необходимо получить. Например, в случае совершения сделки с недвижимостью необходимо получить нотариальное удостоверение согласия другого супруга (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ). В этом случае закон допускает исключение из общего правила, исходя из каких-то иных отношений, чем лично-доверительные.
Действительно, юридическая конструкция, основанная на презумпции (предположении, основанном на вероятности), на самом деле не всегда способствует
охране и защите имущественных прав супругов как участников общей совместной собственности.
В целях повышения социальной роли семьи и совершенствования семейного законодательства считаем возможным внести следующие предложения:
1. Представляется полезным и необходимым выработать определение понятия семьи, общего для всех областей знания, которое может быть закреплено в следующей дефиниции: «Семья - это малая социальная группа (объединение, союз лиц), основанная на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанная общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями».
Необходимо также закрепить в Семейном кодексе РФ понятие брака как союза мужчины и женщины с целью создания семьи, что позволит избежать правовых коллизий в случаях однополых браков и изменения пола одним из супругов.
2. Федеральное законодательство о приемной семье требует дополнений и изменений. Необходимо оказание услуг по воспитанию приемных детей засчитывать в общий трудовой стаж. Приемные родители должны пользоваться правом на предоставление трудового отпуска, отпуска по уходу за ребенком в случае принятия на воспитание ребенка в возрасте до трех лет, пособия в связи с временной нетрудоспособностью. Следует установить в законе, что для приемных родителей воспитание ребенка является их основной деятельностью, за которую они получают вознаграждение. Законодательство должно содержать прямой запрет на совмещение воспитания приемного ребенка с другой профессиональной деятельностью.
3. Действующая редакция п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ может расцениваться как не отвечающая предъявляемым к закону требованиям четкости и предсказуемости. С нашей стороны полагаем, что необходимо п. 2 ст. 34 Семейного кодекса РФ изложить в четкой и определенной редакции о том, что юридически зарегистрированный брак порождает все права и обязанности на общее имущество независимо от его получения или приобретения, за исключением случаев, прямо указанных в законе, а также случаев заключения брачного договора.
Присутствие в семейном законодательстве нормы, устанавливающей презумпцию согласия другого супруга на распоряжение общим имуществом, нарушает его законные права и интересы (п. 2 ст. 35 Семейного кодекса РФ). Представляется, что вполне возможно и необходимо изменить данное положение, исключив п. 2 ст. 35 из текста Семейного кодекса РФ. Достаточно того, что распоряжение общим имуществом супругов будет осуществляться по обоюдному согласию супругов. Это означает следующее: если согласия нет, а сделка все же совершилась, другой супруг - либо одобряет ее, либо имеет возможность оспорить. Права третьих лиц также защищены, при условии, что они (третьи лица) действительно добросовестные приобретатели. Постоянная необходимость в распоряжении общим имуществом будет достигнута тем же обоюдным согласием супругов.
В данной статье затронуты лишь некоторые вопросы совершенствования семейного законодательства в России. В настоящее время существует целый блок проблем современной российской семьи, разрешение которых возможно только на федеральном уровне.
Список литературы:
1. Жуков В.И. Семья в контексте социальной политики // Семья и семейное воспитание: кросс-культурный анализ на материале России и США / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - 420 с. - С. 11.
2. Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. - № 45. - Ст. 955.
3. О социальных и правовых принципах, касающихся защи-
ты благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях: Декларация ООН от
03.12.1986//Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990.
4. О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи: Закон Краснодарского края от 27.03.2007 N 1212-КЗ //Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. -12.04.2007. - N 52.
5. Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемным семьям в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 05.11.1998 г. № 153-КЗ
6. Об утверждении порядка предоставления субсидий на приобретение жилых помещений в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством): Постановление главы администрации края от 19.10.2007 N 989 //Кубанские новости. - 03.11.2007. - N 181.
7. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1997. - 1082 с. - С. 59.
8. http://www.rost. ги.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья «Некоторые проблемы повышения социальной роли семьи и совершенствования российского семейного законодательства» содержит обзор некоторых проблем применения законодательства о семье в Краснодарском крае и в целом в Российской Федерации: о приемной семье, о совместной собственности супругов и др. Сформулировано правовое понятие семьи, сделаны выводы о направлениях совершенствования правового регулирования семейных отношений. Практическая значимость статьи состоит в возможности использования выводов в законотворчестве. Статья М.Н. Курочкиной «Некоторые проблемы повышения социальной роли семьи и совершенствования российского семейного законодательства» рекомендуется для публикации в открытой печати.
Филиала РГСУ в г. Анапе, кафедра гражданского
права , доцент,
к. юн. С. П. Ставило