Научная статья на тему 'Некоторые проблемы подготовки квалифицированных инженеров в области аэрокосмического приборостроения'

Некоторые проблемы подготовки квалифицированных инженеров в области аэрокосмического приборостроения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / МЕТОДЫ / PROBLEMS / EDUCATION / DIRECTION / ENGINEERING STAFF / NAVIGATION INSTRUMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноморский Александр Исаевич, Веремеенко Константин Константинович, Кошелев Борис Валентинович

Рассмотрен спектр проблем подготовки инженерных кадров в области аэрокосмического навигационного приборостроения на примере кафедры 305 Московского авиационного института. Представлены некоторые перспективные направления обеспечения качественного инженерного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черноморский Александр Исаевич, Веремеенко Константин Константинович, Кошелев Борис Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF PREPARATION OF QUALIFIED ENGINEERS IN THE FIELD OF AEROSPACE INSTRUMENTATION

The paper discusses the range of problems of engineering staff training in the field of aerospace navigation instrumentation by the example of the Department 305 of Moscow Aviation Institute. Some promising ways of providing quality of engineering educational process are presented.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы подготовки квалифицированных инженеров в области аэрокосмического приборостроения»

Погорелое Максим Георгиевич, канд. техн. наук, доц., MGPogoreloff@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

TRAINING LANGUAGE SPECIALTIES IN THE HIGH SCHOOL

M.G. Pogorelov

Existing methods andforms of teaching students of technical colleges for the specialty language are considered. Recommendations on the organization and conduct of classroom activities are given.

Key words: language of specialty, activation, lecture.

Pogorelov Maxim Georgievich, candidate of technical science, docent, MGPogore-loff@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378; 531.383; 681.2.089

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРОВ В ОБЛАСТИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

А.И. Черноморский, К.К. Веремеенко, Б. В. Кошелев

Рассмотрен спектр проблем подготовки инженерных кадров в области аэрокосмического навигационного приборостроения на примере кафедры 305 Московского авиационного института. Представлены некоторые перспективные направления обеспечения качественного инженерного образовательного процесса.

Ключевые слова: проблемы, образование, направление, инженерные кадры, методы.

Введение. Аэрокосмическая отрасль и, в частности, ее приборное направление является одной из самых наукоемких, требующих разносторонней и глубокой подготовки кадров. В настоящее время в ряде технических университетов страны в области аэрокосмического навигационного приборостроения осуществляется подготовка бакалавров, магистров и инженеров. В Московском авиационном институте (МАИ) (национальном исследовательском университете) в указанной области выпускники кафедры «Автоматизированные комплексы систем ориентации и навигации» (кафедра 305) после пятилетнего срока обучения по специальности «Системы управления летательными аппаратами» (специализации «Навигационные системы и инерциальные датчики систем управления летательных

263

аппаратов» и «Управляющие пилотажно-навигационные комплексы летательных аппаратов») получают квалификацию «инженер». Опыт подготовки инженеров на кафедре 305 МАИ позволил выявить ряд накопившихся в последние годы проблем, требующих безотлагательного решения.

Эти проблемы можно разделить на три группы:

- системные проблемы;

- отраслевые проблемы, характерные, в частности, для подготовки специалистов в области аэрокосмического навигационного приборостроения;

- внутриуниверситетские проблемы, характерные для выпускающей кафедры, обучающей по указанным специализациям.

Особенностью обучения по направлению навигационного приборостроения является необходимость обеспечения всесторонней комплексной подготовки молодого специалиста в областях: физико-математической, конструкторско-технологической, электроники, радиотехники и информационных технологий. Например, в части изучения гироскопических приборов, требуются знания классической механики, квантовой механики, ядерной физики, гидродинамики, волновой оптики и т.д. Изучение работы навигационных систем требует в частности, помимо хорошего уровня механико-математической подготовки, знаний электроники ирадиотехники применительно, например, к формированию и обработке радиосигналов спутниковых навигационных систем. При рассмотрении пилотажно-навигационных комплексов необходимы глубокие знания как алгоритмов комплексной обработки информации, оптимальной фильтрации, так и аппаратных средств, реализующих эти алгоритмы.

Системные проблемы подготовки. Не претендуя на изложение исчерпывающего перечня системных проблем (о них неоднократно писали специалисты высшей школы, например, в [1]), отметим, по мнению авторов, наиболее важные из них.

1. Общий низкий уровень среднего школьного образования, нацеленного в значительной мере на сдачу ЕГЭ, в результате чего учащиеся ориентированы в основном на поиск уже размещенных в Интернете реферативных материалов, готовых ответов, а не на умение анализировать, делать выводы, проявлять творческий подход при выполнении учебных заданий.

2. Существенные пробелы в знаниях по программе средней школы и как следствие необходимость в рамках начальной университетской физико-математической подготовки и даже при изучении специальных дисциплин восполнять у студентов эти пробелы, а главное, обучить умению применять полученные знания на практике. Эти обстоятельства не позволяют в полной мере выполнять основную задачу высшего образования, предписанную образовательной программой - обеспечивать выпускникам университета приобретение профессиональных компетенций и соответствующих знаний, умений, навыков.

3. Неподготовленность выпускников средней школы к самообразованию, что сразу же проявляется на младших курсах университета и порождает основной отсев студентов. Вчерашние абитуриенты с трудом ориентируются в университетской образовательной среде и плохо адаптируются к новым условиям: кажущейся «свободе» (отсутствию повседневного контроля и управляющих воздействий); большому объему разнородной информации, которую необходимо усваивать в короткие сроки; высокими, по сравнению со школьными, требованиями преподавателей, акцентированными, прежде всего, на глубокое понимание учебных материалов.

4. Отсутствие у значительной части обучающихся четкой мотивации к получению полноценного технического образования и стимулов к напряженному труду по овладению тонкостями инженерного дела, что вполне объяснимо, с одной стороны, относительной сложностью этого процесса, а с другой стороны - существенной разницей в уровне материального вознаграждения по сравнению с его уровнем у ряда специалистов гуманитарного профиля, например, юристов и экономистов (системные программисты и 1Т-специалисты высоко ценятся только в коммерческих структурах). Достаточно много студентов воспринимают учебный процесс, исключительно только как средство получения диплома. Тем самым усугубляется ситуация с кадрами в аэрокосмической отрасли, где требуется особенно высокая подготовка молодых специалистов, способных воспринимать, предлагать и развивать инновационные перспективные технологии.

5. Низкий уровень стипендии вынуждает многих студентов работать в непрофильных организациях и на предприятиях, пропуская лекции, семинары, лабораторные занятия. Это предопределяет отсутствие целостности получаемого образования, поскольку далеко не все студенты могут самостоятельно работать с рекомендуемой литературой, а некоторые даже не способны отыскивать нужные источники информации в привычной для современного поколения «среде обитания» Интернете. При этом у преподавателей появляется психологический дискомфорт, в частности, в процессе чтения лекций, поскольку «нерегулярные» слушатели не воспринимают четко выстроенную логику изложения материала.

6. Наличие жесткой зависимости штатного расписания профессорско-преподавательского состава университета от количества обучаемых студентов при постоянно сокращающемся их контингенте приводит к существенному падению учебной дисциплины, практической неуправляемости значительной части и без того слабомотивированных студентов. Они нередко уже со второго-третьего курсов уверены, что перед ними не возникнет проблема отчисления, и затрачивают минимум усилий на обучение, превращая тем самым очное образование фактически в заочное, отнимая в процессе своего «псевдообразования» массу времени на пересдачу зачетов и экзаменов у преподавателей, которые вынуждены организовывать

для отстающих дополнительные занятия, консультации и прием задолженностей. Руководство университета в этих условиях зачастую не имеет реальных рычагов воздействия на студентов, кроме угрозы отчисления, в результате фактически происходит снижение уровня требований к качеству подготовки.

7. Перманентность реорганизации высшего образования, проводимой в последние двадцать лет министерством, особенно в части внедрения двухступенчатого образования и сокращения как количества, так и сроков подготовки инженеров, а также непрерывная модернизация образовательных стандартов предопределяют необходимость постоянной переработки учебных планов, рабочих программ дисциплин, сопутствующих им учебно-методических комплексов, а также подготовки дополнительно огромного количества документов в электронном и бумажном вариантах. Это приводит к чрезмерной перегруженности преподавателей организационно-методической работой в ущерб учебной и научно-исследовательской.

8. Отсутствие адекватного учета и распределения учебно-методической нагрузки преподавателей (так называемой «правой части» индивидуального плана преподавателя) по подготовке ко всем видам аудиторных занятий, написанию учебно-методических пособий, учебников и по организации прочих видов учебно-организационной деятельности. При этом принцип оплаты преподавательского труда только на основе объема аудиторных занятий обусловил фактически переход ряда преподавателей на выполнение непосредственно только учебной работы со студентами, а вся остальная работа перекладывается на плечи наиболее дисциплинированной части преподавательского состава, которая и без того перегружена. Одновременно, по существу, не учитываются такие виды работ, как написание отзывов на диссертации и учебные пособия, рецензий на статьи, экспертных заключений по конкурсным работам, а также работа со школами, будущими абитуриентами и т.д. При этом директивно требуемый уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава предлагается обеспечивать участием в научно-исследовательских разработках высокого уровня, на которые просто не остается времени. С другой стороны, у ряда преподавателей, особенно молодых, как раз большая часть времени уходит на выполнение научных работ по грантам, а часто и конкретных проектно-конструкторских разработок (это обеспечивает основную часть их заработка) в ущерб учебному процессу, особенно его учебно-методическому обеспечению.

9. Экономия средств на зарплату учебно-вспомогательного персонала, что привело к его практическому исчезновению вот уже более двадцати лет назад. В обязанности преподавателей в этой связи с целью обеспечения необходимого уровня и технической поддержки учебного процесса естественным образом включены изготовление и поддержание работо-

способности материальной части оборудования учебных лабораторий, включая обновление и перепечатку методических и учебно-наглядных пособий.

Отраслевые проблемы. К числу важных отраслевых проблем, характерных для подготовки специалистов в области аэрокосмического навигационного приборостроения, целесообразно отнести следующие.

1. Отсутствие безвозмездной материально-технической поддержки со стороны профильных предприятий отрасли резко ослабило возможности университетов обновлять и совершенствовать, прежде всего, свою лабораторную базу. Все, что необходимо для учебных лабораторий, кафедры должны теперь приобретать на эпизодически выделяемые средства. В условиях интенсивного развития навигационных технологий это приводит к отставанию университетского образовательного процесса и к снижению уровня подготовки инженеров. Наличие в учебных лабораториях устаревающего оборудования отнюдь не способствует повышению интереса обучающихся к будущей специальности.

2. Появление в последние годы затруднений с трудоустройством выпускников кафедры на некоторые профильные предприятия отрасли, ранее традиционно принимавшие молодых специалистов. Хочется надеяться, что эта тенденция носит временный характер, поскольку на производстве в аэрокосмической отрасли контингент руководящих работников среднего уровня достаточно возрастной, что вызывает опасение возможности потери опыта высокоинтеллектуальных разработок, поскольку передавать этот опыт становится некому. А через пять-семь лет носители бесценного опыта уйдут со сцены.

3. Отношение традиционно «по остаточному принципу» как в авиационной отрасли, так и в авиационных университетах к пилотажно-навигационному оборудованию и к авионике в целом - интеллекту воздушных судов - только как к «полезной нагрузке». Это находит свое отражение в недостаточности внимания, которое уделяется развитию авиони-ки, ее материально-техническому обеспечению и, в конечном счете, финансированию ее разработок. Это в корне неправильно, поскольку по оценкам специалистов, удельная стоимость авионики в гражданской и особенно в боевой авиации в последнее время существенно возросла и составляет до 60 % стоимости всего самолета. В части совершенствования летно-технических характеристик достигнут существенный прогресс, а в части бортовой авионики имеет место заметное отставание. К сожалению, принимаемые в настоящее время меры недостаточно эффективны для обеспечения опережающего развития авионики летательных аппаратов. А ведь уже высокими темпами развивается и внедряется беспилотная авиационная техника, где авионика тем более играет исключительно важную роль! Можно эти соображения принять за проявление местнических интересов, но вот что настораживает с точки зрения реализации образовательного

процесса. В результате укрупнения специальностей, в последние годы перманентно происходящего в университетах, возможно возникновение ситуации, при которой набор студентов будет производиться на эти укрупненные специальности (направления) в целом, а последующее распределение студентов по специализациям будет осуществляться без учета приоритетности подготовки инженеров в области авионики.

Внутриуниверситетские проблемы. К числу внутриуниверситет-ских проблем, характерных для кафедры 305 МАИ, можно отнести следующие.

1. Сокращение общего набора студентов на специализации аэрокосмического навигационного приборостроения. Так, в 2014 и 2015 годах набор был уменьшен от трех учебных групп по пятнадцать человек до одной группы численностью в тридцать человек. Это обстоятельство существенным образом нарушило учебный процесс, который кафедра традиционно на протяжении многих лет вела по двум указанным специализациям. Эффективность проведения занятий в учебных лабораториях кафедры, не приспособленных для такой большой группы, а также эффективность проведения практических занятий существенно понизились. Помимо этого, кафедра вынуждена чередовать ежегодно подготовку по указанным специализациям и решать проблемы дисбаланса в нагрузке преподавателей. Несмотря на то, что в 2016 году был осуществлен набор уже двух групп по 15 человек, тенденция к увеличению численности студентов в учебной группе и к сокращению общего набора студентов сохраняется.

2. Ограниченность возможностей всесторонней качественной подготовки инженера в высокоинтеллектуальной области техники - навигационном приборостроении при использовании традиционных средств образовательных технологий. В то же время интенсивный переход на новые образовательные технологии лимитируется ограниченностью финансовых и материальных ресурсов, которыми располагает университет и, в частности, кафедра.

Некоторые перспективные направления обеспечения качественного инженерного образовательного процесса на кафедре 305 МАИ.

В условиях значительного количества проблем системного, отраслевого и внутриуниверситетского (кафедрального) уровня кафедра 305 МАИ наметила и реализует некоторые направления в своей деятельности, которые, по мнению авторов, позволят обеспечить поддержание высокого уровня инженерного образования на кафедре.

1. Одним из таких направлений, имеющих организационный характер, является совершенствование целевого набора студентов по заказам предприятий. Этот набор, по мнению авторов, должен осуществляться на основе трехсторонних договоров между университетом, предприятием и студентом. Целевой набор должен обеспечивать выполнение значительной доли государственного заказа на студентов специальности в рамках кон-

трольных цифр приема студентов, имеющих высокие баллы по ЕГЭ. В договорах должна быть оговорена достаточно большая стипендия, обеспечиваемая предприятием-заказчиком, и возможность ее регулирования вплоть до полного снятия по рекомендации университета. При устойчивых отношениях между предприятием и университетом в таких договорах должна быть оговорена материально-техническая помощь в оснащении учебных лабораторий, а также, с другой стороны, предусмотрена возможность построения университетом индивидуальной траектории обучения студентов для предприятия.

2. Другим направлением, имеющим учебно-методический характер, является развитие на кафедре современных образовательных технологий. К таковым относятся, в частности, использование виртуальных лабораторных работ и мультимедийных учебно-наглядных пособий [2]. При этом студенческий потенциал и тяга молодежи к компьютерной технике помогают в постановке исследовательских работ в режиме компьютерного моделирования. На кафедре поставлены лабораторные работы по визуальному моделированию механических колебаний и динамики гироскопических устройств в средах DELPHI, MATLAB с пакетом SIMULINK, C, C-SHARP, SOLIDWORKS. На протяжении ряда лет студентами были разработаны си-муляторы различных бортовых приборов и систем: различных типов инер-циальных и интегрированных навигационных систем, аэрометрической системы счисления пути, бортовой системы предотвращения столкновений, системы раннего предупреждения близости Земли, демонстраторов свойств гироскопов различных типов и ряда других. Разработаны также наглядные учебные материалы, на основе компьютерной визуализации, поясняющие работу различных гироскопических приборов: авиагоризонта, микромеханических, лазерных, динамически настраиваемых и твердотельных волновых гироскопов. Работы в этом направлении продолжаются.

3. Еще одним направлением, которое носит организационно-методический характер, является использование дистантных технологий обучения, например, для студентов, обучающихся по индивидуальной программе или работающих на предприятиях отрасли. В МАИ готовится проект положения о частичном использовании такого вида обучения в очной форме образовании. К сожалению, при этом возникает ряд организационных вопросов: необходимость учета огромного труда преподавателя по созданию специальных курсов в среде MOODLE; нормативно-правовые вопросы оплаты этого труда преподавателя, проводящего обучение дистантным образом; вопросы сохранения авторских прав на разработанный электронный курс. Следует отметить, что эта система эффективно работает только при высокой мотивации обучающихся.

4. В силу необходимости адаптации вчерашнего школьника к специфике обучения в университете кафедра организовала преподавание дисциплины «Введение в специальность» непосредственно своими силами.

При этом удается целенаправленно подготовить первокурсника к переходу на университетский характер обучения, раскрыть перед ним перспективы специальности и, что очень важно, наладить непосредственный контакт со своими студентами на ранней стадии обучения. Весьма актуальным также является возрождение института кураторства (как это сделано, например, в МГТУ им Н.Э. Баумана на кафедре ИУ-2), однако чрезмерная нагрузка преподавателей и нерегулярное присутствие студентов в университете весьма это затрудняют. Как возможный выход из положения - общение по электронной почте, которое осуществляется на первом курсе естественным образом со студентами при работе над заданиями по дисциплинам «Введение в специальность» и «Информатика». Этот элемент неформального, привычного для молодежи способа общения весьма успешно позволяет установить доверительный характер отношений между преподавателями и студентами. В дальнейшем развитие этих отношений продолжается при выполнении заданий по другим дисциплинам на всем периоде обучения.

5. На кафедре 305 принято решение о сквозном (со второго по пятый курс) обучении по дисциплине «Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС)» на основе выдачи проектных заданий типа «Разработка пилотажно-навигационного оборудования для того или иного подвижного объекта»; возможен самостоятельный выбор студентами вида объекта. Работа проводится поэтапно, с постепенным углублением проработки на протяжении нескольких семестров и последующим выходом для большинства студентов на дипломное проектирование. Значительная часть заданий имеет творческий характер и согласовывается с предприятием для студентов-целевиков.

6. Кафедра намерена возродить опыт государственно-коммерческого партнерства с фирмами, ведущими высокотехнологический бизнес [3]. В качестве успешного примера можно привести организацию такого партнерства между ЦНИИ «Электроприбор» и базовой кафедрой информационно-навигационных систем ИТМО, которой руководит академик РАН В.Г. Пешехонов. Потенциал предприятия успешно используется для целевой подготовки кадров в рамках учебных программ студентов и аспирантов. Кафедра 305 МАИ также использовала эту возможность дополнительной подготовки, организовав стажировку своих аспирантов в ЦНИИ «Электроприбор» на базовой кафедре ИТМО.

Другой формой партнерства является взаимодействие кафедр университета с малыми и средними инновационными компаниями, которая и была с успехом использована кафедрой 305 МАИ. Еще в 1990 г. одна из научных групп кафедры организовала АО «ПРИН», основным направлением деятельности которого стала спутниковая навигация, в то время только начинавшая входить в повседневную практику. Еще не были сформированы окончательно созвездия систем ГЛОНАСС и GPS, еще не были созданы условия для практического использования этих систем в авиации

и космонавтике, еще только зарождались многочисленные направления применения этих новых технологий, Компания быстро набирала обороты, росла численно, оснащалась оборудованием, которого так не хватало в университете. По инициативе компании в МАИ был создан Центр спутниковых информационных технологий (ЦСИТ), основными направлениями деятельности которого стали: информационное - сбор и систематизация информации по спутниковым системам; учебное - оказание дополнительных образовательных услуг, в частности, авиационным специалистам -пилотам, штурманам, бортовым инженерам; научно-исследовательское -проведение поисковых исследований в области спутниковых и интегрированных навигационных систем. В ЦСИТ компанией были переданы образцы современной спутниковой аппаратуры, которые использованы как для обучения авиаспециалистов, так и для организации лабораторных занятий со студентами. При этом на кафедре 305 МАИ были впервые поставлены учебные курсы по спутниковой навигации и интегрированным инерциаль-но-спутниковым системам, что было бы невозможно без материальной поддержки коммерческой структуры. ЦСИТ при материальной поддержке компании «ПРИН» провел в Москве в 1997 и 2004 гг. международные циклы лекций по спутниковой навигации. Эти мероприятия явились школой для многих десятков специалистов в области навигационного приборостроения.

Благодаря партнерству кафедры и АО «ПРИН» преподаватели кафедры и ее молодые специалисты получили отличную практику в области спутниковых навигационных систем и весомую материально-техническую поддержку. С другой стороны, в результате такого партнерства компания «ПРИН» приобрела квалифицированный научно-технический персонал. В процессе совместной работы были обучены 5 молодых преподавателей и один научный сотрудник, которые успешно работают на кафедре. Они вместе с молодыми исследователями, аспирантами и студентами составляют молодежное ядро кафедрального коллектива. Накопленный этим коллективом уникальный опыт лег, в частности, в основу перспективной учебно-исследовательской лабораторной базы.

7. Кафедра взяла курс на переоснащение новым учебно-научным приборным оборудованием. На основе использования средств, выделенных МАИ как национальному исследовательскому университету, создана лаборатория «Испытания интегрированных навигационных систем и их элементов», которая является ядром, объединяющим новое приобретаемое оборудование в единый комплекс, решающий как научные, так и учебные задачи [4]. Лаборатория оснащена современным испытательным оборудованием - большим двухосным поворотным столом с термокамерой и центрифугой компании АеНёуп, малым поворотным столом для испытаний микромеханических систем и датчиков, имитатором спутниковых навигационных сигналов, а также современными инерциальными навигационны-

ми системами - бесплатформенной инерциальной навигационной системой БИМС-СП на лазерных гироскопах отечественного производства (ПАО МИЭА) и инерциальным модулем LCI производства фирмы IMAR (Германия), которые используются в качестве эталонов при испытаниях систем и блоков собственной разработки.

8. Кафедра проводит широкий комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, способствующих повышению квалификации преподавателей, привлечению студентов к творческой деятельности, обеспечению научной базой аспирантов кафедры. Среди основных направлений этих работ исследования и разработки в области навигационного оборудования для пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, автоматических подводных аппаратов и наземной колесной робототехники.

Большой и малый поворотные столы, имитатор спутниковых навигационных сигналов лаборатории испытаний

Заключение. Сформулирован основной спектр проблем системного, отраслевого и внутриуниверситетского уровня, сопутствующих подготовке квалифицированных инженеров в области аэрокосмического навигационного приборостроения. На опыте кафедры 305 МАИ представлены некоторые эффективные пути преодоления этих проблем, к которым, в частности, относятся укрепление различных форм партнерства кафедры с предприятиями отрасли; внедрение современных информационных технологий в методологию образовательного процесса; педагогическая работа, нацеленная на раннюю адаптацию студентов к особенностям университет-

ского образования и на обеспечение сквозной творческой траектории студента на весь период обучения; интенсивное развитие инновационных исследований и разработок на кафедре.

Список литературы

1. Развитие аэрокосмического образования: проблемы и тенденции / под. ред. А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова. М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009.

2. Панкратов В.М., Джашитов В.Э., Голиков А. В. Мультимедийный информационно-компьютерный комплекс обучения точным наукам, связанным с навигационным приборостроением // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2012. Вып. 7. С. 1726.

3. Профессиональная подготовка по направлению «Управление движением и навигация» на базе центров перспективных навигационных технологий в Московском авиационном институте / Б.С. Алешин [и др.] // Referate des 31. Internationalen Symposiums "Ingenieur des 21. Jahrhunderts". Sankt-Petersburg. 2002. Band 2. P. 372-377.

4. Веремеенко К.К., Галай И.А. Лаборатория испытаний инерциаль-ных навигационных систем // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2012. Вып. 7. С. 57-66.

Черноморский Александр Исаевич, канд. техн. наук, проф., chernomorsky@yandex.ru, Россия, Москва, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет),

Веремеенко Константин Константинович, канд. техн. наук, доц., konstvera,rambler.ru, Россия, Москва, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет),

Кошелев Борис Валентинович, канд. техн. наук, доц., borisko47a,yandex. ru, Россия, Москва, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)

SOME PROBLEMS OF PREPARATION OF QUALIFIED ENGINEERS IN THE FIELD OF AEROSPACE INSTRUMENTATION

A.I. Chernomorsky, K.K. Veremeenko, B. V. Koshelev

The paper discusses the range of problems of engineering staff training in the field of aerospace navigation instrumentation by the example of the Department 305 of Moscow Aviation Institute. Some promising ways of providing quality of engineering educational process are presented.

Key words: problems, education, direction, engineering staff, navigation instrumentation.

Chernomorskii Alexander Isaevich, candidate of technical sciences, professor, chernomorscky@yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Veremeenko Konstantin Konstantinovich, candidate of technical sciences, docent, konstvera,rambler. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),

Koshelev Boris Valentinovich, candidate of technical sciences, docent, borisko4 7'a yandex. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University)

УДК 531.383

ЗАВОД И КАФЕДРА

В.Ф. Горлов, В. А. Дмитриев, В.Я. Распопов

Показано сотрудничество ОАО «Мичуринский завод «Прогресс» и кафедры «Приборы управления» Тульского государственного университета по подготовке кадров и научно-техническим разработкам

Ключевые слова: кафедра, производство, кадры, инновация.

Введение. Мичуринский завод «Прогресс» основан Министерством авиационной промышленности в 1957 г. как Государственный союзный завод п/я 10 для производства приборов и элементов авиационной техники.

В 1992 г. завод преобразуется в акционерное общество «Мичуринский завод «Прогресс» (МПЗ).

Предприятие располагает литейным и заготовительным производствами, включая штамповку и изготовление деталей из пластмассы, парком механообработки, цехом гальванопокрытий и покраски, намоточными и сборочными производствами, службами метрологии и контроля, цехом контрольных испытаний, инструментальным производством, техническими службами.

Сегодня завод располагает парком новейших станков ведущих мировых производителей: обрабатывающими центрами и прецизионными токарными станками М1ТБи1БЕ1К1, БСНЛиВЬШ., электроэрозионными станками с ЧПУ 8001СК, зубофрезерным станком КОЕРГЕЯ, а также оборудованием других фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.