Научная статья на тему 'Некоторые проблемы квалификации транспортных преступлений'

Некоторые проблемы квалификации транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПУТИ РЕШЕНИЯ / CRIMINAL PUNISHMENT / VIOLATION OF TRAFFIC RULES / WAYS OF SOLUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудряшов А.В.

В статье анализируются виды уголовных наказаний, предусмотренных за нарушение правил дорожного движения. Рассматриваются проблемы эффективности назначаемых наказаний и предлагаются некоторые пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF QUALIFICATION OF TRANSPORT CRIMES

The article analyzes the types of criminal punishments provided for violation of traffic rules. The problems of the effectiveness of appointed penalties are considered and some ways of their solution are suggested.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы квалификации транспортных преступлений»

LAW

УДК 343.7

ББК 67

Кудряшов А.В.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье анализируются виды уголовных наказаний, предусмотренных за нарушение правил дорожного движения. Рассматриваются проблемы эффективности назначаемых наказаний и предлагаются некоторые пути их решения.

Ключевые слова: уголовное наказание, нарушение правил дорожного движения, пути решения.

* * *

Kudryashov A. V.

SOME PROBLEMS OF QUALIFICATION OF TRANSPORT CRIMES

The article analyzes the types of criminal punishments provided for violation of traffic rules. The problems of the effectiveness of appointed penalties are considered and some ways of their solution are suggested.

Keywords: criminal punishment, violation of traffic rules, ways of solution.

*

В современной России проблемы обеспечения безопасности на дорогах относятся к числу общенациональных. Анализ статистических данных в области дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации показывает, что за 9 месяцев 2017 года было зарегистрировано 133203 автодорожных происшествия, в которых 16638 человек погибли, и 168146 получили вред различной тяжести. За январь -сентябрь 2017 года зарегистрировано 19265 преступлений по ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», из них раскрыто 16888. По статье 2641 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию» зарегистрировано 75226 преступлений, из них раскрыто 74260 [1].

Одной из задач юридической науки в области предупреждения преступлений является изучение эффективности уголовного законодательства, в частности достижения

* *

целей наказания за совершенное преступление. Анализ применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений в области нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств не всегда позволяют положительно оценить эффективность их применения.

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в российском уголовном законодательстве устанавливается следующим образом.

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением зани-

мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

2. Вышеуказанное деяние, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

3. Вышеуказанное деяние, предусмотренное п. 1, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

4. Вышеуказанное деяние, предусмотренное п. 1, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

5. Вышеуказанное деяние, предусмотренное п.1, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок

до 7 лет с лишением права управлять транспортным на срок до 3 лет.

6. Вышеуказанное деяние, предусмотренное п.1, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Статья 2641 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию» была введена в уголовное законодательство 31.12.2014 г. [2]. Ответственность в данной статье предусмотрена за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ либо 2641 УК РФ, -

наказывается штрафом в размере от 200000 до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Основными видами наказания за рассматриваемые преступления являются лишение свободы, принудительные работы, ограничение свободы и штраф. Дополнительными являются лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Характеристика назначаемых судами наказаний следующая. Так, в 2015 году по статье 264 УК РФ были осуждены 9122 человека, в 2016 году - 10400 человек, подавляющее большинство осужденных составляют лица, осужденные к наказанию в виде лишения свободы (78%). При этом доля осужденных к условному лишению свободы составляет 40-41%.

За последние годы наметилась тенденция к постепенному уменьшению числа осужденных к такому виду наказания, как ограничение свободы: так, если в 2015 году доля осужденных к ограничению свободы составляла 22,5%, то в 2016 году 16%. В основном данный вид наказания назначается лицам, совершившим преступление по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

По ст. 2641 УК РФ в 2016 году были осуждены 18944 человека. Осуждены к наказанию в виде лишения свободы 343 человека, к условному лишению свободы 1003 человека. Наказание в виде обязательных работ назначено 16142 чел. Такие виды наказаний, как штраф и ограничение свободы не назначались. Исправительные работы назначены 1 человеку.

К сожалению, назначаемые судами наказания за рассматриваемые преступления по нашему мнению, не являются достаточно эффективными, не в полной мере способствуют профилактике преступлений в области безопасности движения и эксплуатации транспорта. Назначаемое наказание за данные преступления, в особенности по квалифицированным составам ст. 264 УК РФ, которые совершаются в состоянии опьянения и в результате которого причиняется смерть двум и более лицам, не является в

полной мере справедливым. Так, максимальный срок наказания за дорожно-транспортное происшествие, где виновный в состоянии опьянения причинил смерть потерпевшим - это 9 лет лишения свободы. Однако, исходя из судебной практики суд назначает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет и только в редких случаях максимальный. В связи с тем, что указанные преступления совершаются по неосторожности, то наказание в виде лишения свободы осужденные по ст. 264 УК РФ отбывают в колониях-поселениях, где режим отбывания наказания самый мягкий. Кроме того, преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ даже при отягчающих обстоятельствах согласно ст. 15 УК РФ «Категории преступлений» является преступлением небольшой или средней тяжести. Это означает, что виновный согласно ст. 76 УК РФ, впервые совершивший преступление данной категории может быть освобожден от уголовной ответственности, если он примирился с потерпевшим и загладил причиненный потерпевшему вред. Так, 25 сентября 2006 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края принял постановление о прекращении уголовного дела в отношении главы администрации города Пятигорска Игоря Тарасова, виновного в гибели 5 человек. В ночь на 23 августа 2006 года в шести километрах от хутора Свистуха Ставропольского края автомобиль "Тойота Ленд-крузер" под управлением И.Тарасова выехал на встречную полосу и совершил столкновение с автомобилем ВАЗ-21093. В результате столкновения три пассажира ВАЗ-21093 погибли на месте и еще двое скончались позже в больнице. Официальная мотивировка в прекращении уголовного дела «в связи с примирением сторон». Решение о примирении принято родными погибших в дорожно-транспортном происшествии в связи с тем, что И. Тарасов восстановил материальный ущерб, загладил родственникам, признанными потерпевшими, моральный вред.

Считаю, что по квалифицированным составам преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, которое совершается в состоянии опьянения и в результате которого причиняется смерть двум и более лицам, судам необходимо назначать отбывание наказания не в колониях-поселениях, где режим отбывания наказания самый мягкий, а в исправительных колониях общего режима. Также в целях совершенствования уголовно-правовой нормы в области нарушении правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств и предупреждения безнаказанности виновного за причинение смерти человеку в результате дорожно-транспортного происшествия в статью 76 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим» необходимо внести из-

менения, дополнив данную статью второй частью в следующей редакции: «Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частью первой статьи 264 настоящего Кодекса, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. К лицам, совершившим преступления, предусмотренные частями второй, третьей, четвертой, пятой и шестой статьи 264 настоящего Кодекса, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим не применяется».

Вышеуказанные предложения позволят достичь таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Состояние преступности в России за январь - сентябрь 2017 года: Статистический сборник. М., 2017. 35 с.

2. Федеральный закон от 31.12.2014 г. №528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения« // Собрание законодательства Российской Федерации.2015. №1. ч. 1. Ст. 11.

REFERENCES

1. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar'-sentyabr' 2017 goda: Statisticheskiy sbornik. M., 2017. 35s.

2. Federal'nyy zakon ot 31.12.2014 № 528-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosu usileniya otvetstvennosti za soversheniye pravonarusheniy v sfere bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya«// Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii.2015. №1. ch. 1. St. 11.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

КУДРЯШОВ Андрей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Институт права, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

E-mail: andrej. kudryashov. 1975@mail. ru

Рецензент:

кандидат юридических наук, доцент

Черепашкин А.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.