Научная статья на тему 'Некоторые проблемы и региональные особенности развития сферы услуг'

Некоторые проблемы и региональные особенности развития сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климович Лариса Константиновна, Ткаченко Ирина Анатольевна

В статье определяются проблемы и региональные особенности развития сферы ус-луг. Отражаются основные тенденции развития сферы услуг в Республике Беларусь на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы и региональные особенности развития сферы услуг»

УДК 338.46:332.1

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Л.К. КЛИМОВИЧ, И.А. ТКАЧЕНКО

Учреждение образования «Белорусский торговоэкономический университет потребительской кооперации», г. Гомель

В современных условиях интерес ко всем аспектам управления в сфере услуг значительно увеличился, причины в следующем: начавшееся с 80-х годов движение за качество привело большинство покупателей, средства массовой информации и научные круги к пониманию того, что качество услуг во всех странах неидеально и часто неконкурентоспособно на международных рынках; стало очевидным, что услуги не следует относить к наименее важному сектору экономики, т. к. они стали играть существенную роль в экономике промышленно развитых стран и оказывают влияние на развитие регионов.

На развитие организаций сферы услуг оказывают влияние различные факторы: социально-экономические (уровень развития производительных сил, цены на услуги, доходы населения и др.), демографические (количество, динамика, структура населения и др.), транспортные (обеспеченность территории дорожной сетью и транспортными средствами, близость крупных центров обслуживания и др.), природные (их влияние проявляется в основном опосредованно через характер расселения), политические (открытость или закрытость страны для внешнего мира) и др. Каждый из этих факторов в отдельности или в совокупности в большей или меньшей степени может влиять на развитие той или иной отрасли обслуживания.

Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость в расширении платных услуг в системе образования, охраны здоровья, культуры, спорта и т. д. Причем процесс платных услуг происходит более высокими темпами и они становятся доминирующими. Только за период с 1995 по 2002 гг. реализация платных услуг населению Республики Беларусь увеличилась более чем на 70 %. Среди государств Содружества Беларусь по общему объему оказанных населению платных услуг занимает третье место после России и Украины, а среди областей республики - Гомельская область.

Таблица 1

Удельный вес областей в основных общереспубликанских социально-экономических показателях в 2002 году (в процентах к итогу)

Социально- экономические показатели Республи ка Беларусь В том числе области

Брестск ая Витебс кая Г омель-ская Грод- ненская Минска я Могилевс кая

Численность постоянного населения (на начало года) 100 14,8 13,6 15,4 11,7 15,3 12,0

Среднегодовая численность занятых в экономике 100 14,1 12,8 14,9 11,4 14,6 11,8

Окончание табл. 1

Социально- экономические показатели Республи ка Беларусь В том числе области

Брестск ая Витебс кая Г омель-ская Грод- ненская Минска я Могилевс кая

Продукция промышленности 100 10,2 13,8 18,1 9,5 15,1 10,1

Производство потребительских товаров 100 18,4 11,7 11,5 11,7 15,3 9,6

Продукция сельского хозяйства 100 17,8 13,6 13,4 18,5 24,4 12,3

Инвестиции в основной капитал 100 11,6 10,2 19,2 9,9 15,7 6,8

Ввод в действие общей площади жилых домов 100 15,1 11,1 12,5 12,5 18,6 10,8

Розничный товарооборот 100 12,4 12,0 14,6 10,7 12,2 9,4

Платные услуги населению 100 11,5 10,2 11,6 8,3 10,2 8,0

Примечание. Данные приведены по итогам 2001 года.

Ведущее место в структуре платных услуг населению принадлежит услугам транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания (их доля превышает 2/3 всей реализации). За 1995-2002 гг. наиболее высокими темпами развивались услуги физической культуры и спорта, медицинские, культуры, по содержанию детей в дошкольных учреждениях. Важно подчеркнуть, что в реализации платных услуг с каждым годом возрастает доля предприятий негосударственной формы собственности (в 2002 г. она достигала почти 1/3, а в бытовых услугах - даже более 1/3).

За 2002 год объем платных услуг, оказанных населению, на 93 % формировался официально учтенными предприятиями. Доля платных услуг, оказанных населению индивидуальными предпринимателями, составила 7 %.

Объем бытовых услуг через все каналы реализации в 2002 году составил 373 млрд р., что в сопоставимых ценах на 21,2 % больше, чем в 2001 году. Доля бытовых услуг, оказанных населению индивидуальными предпринимателями, составила 39,3 %. Сеть предприятий бытового обслуживания в Республике Беларусь, адаптируясь к рыночным условиям, сократилась с 12, 441 тыс. в 1990 году до 8,45 тыс. в 2002 году. Однако, несмотря на это, она по-прежнему остается наиболее широко территориально распространенной среди всех отраслей, оказывающих платные услуги (исключение составляют предприятия жилищно-коммунального хозяйства и транспорт, имеющие свою специфику). Более того, в последние годы в сфере бытового обслуживания растет число предприятий, организаций, физических лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, участвующих в оказании бытовых услуг населению (гостиницы, магазины и т. д.).

Ни один вид платных услуг не обладает такой разветвленной сетью предприятий, как бытовые. Наибольшая плотность этих предприятий в Витебской, Могилевской и Минской областях, где на 1000 км2 территории приходится соответственно 37, 31 и 28 ателье, мастерских бытового обслуживания; наименьшая - в Гродненской и Брестской областях, где этот показатель равен 24 и 21 предприятий бытового обслуживания, соответственно. Однако если проанализировать наличие предприятий бытового обслуживания начиная с 1990 года, то можно отметить, что их количество ежегодно сокращается.

Относительно широким географическим охватом характеризуются предприятия, оказывающие услуги пассажирского транспорта, связи, по содержанию детей в дошкольных учреждениях и др. Их сеть представлена не только в городской, но и в сельской местности республики. По своему размещению, в основном на горожан, ориентированы предприятия туристско-экскурсионного обслуживания, услуги правового характера, а также медицинские услуги (в основном стоматологические и косметологические) и др. Реализация платных услуг, прежде всего в крупных городах, является главной особенностью их территориальной организации.

Достаточно отметить, что во всех областях Беларуси от 65 % в Могилевской до 80 % в Гомельской всей реализации приходится на города областного подчинения. Исключение составляет Минская область, в пределах которой Минск «берет» на себя основную нагрузку в обслуживании всего региона, а доля городов областного подчинения не превышает 35 %.

В структуре платных услуг на региональном уровне есть также свои особенности (табл. 2). Они весьма заметны по туристско-экскурсионным, где максимальное значение превышает минимальное в 7 раз, по услугам физической культуры и спорта - в 5,5 раза. Менее существенны эти различия по услугам жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, санаторно-оздоровительным, бытовым услугам (не превышают 2 раза). При этом важно заметить, что столичная область и Минск, являясь лидерами в оказании одних услуг, в то же время по другим услугам занимают последние места.

Таблица 2

Структура платных услуг по областям Республики Беларусь в 2001 г., в %

Платные УСЛУГИ

Область быто вые пасса жирс кого тран- спорт а связ и жи- лищн о-ком- мунал ьного хозяй- ства по содержанию детей в дошкольных учреждениях куль туры турис тско- экс- курси онные физку льтур ы и спорт а меди цинск ие санат орно- оздор о-ви- тельн ые пра- вово го ха- рак- тера и учре ж- дени й банк а

Брестская 13,8 25,2 11,8 24,7 1,7 1,5 1,3 0,3 1,8 7,9 0,4

Витебская 13,3 21,6 11,3 25,9 1,9 1,8 0,9 0,6 2,4 10,0 0,5

Г омельска я 12,6 23,4 11,2 25,8 1,4 1,5 1,0 0,4 1,7 10,8 0,6

Окончание табл. 2

Область

Платные УСЛУГИ

быто вые пасса жирс кого тран- спорт а связ и жи- лищн о-ком- мунал ьного хозяй- ства по содержанию детей в дошкольных учреждениях куль туры турис тско- экс- курси онные физку льтур ы и спорт а меди цинск ие санат орно- оздор о-ви- тельн ые пра- вово го ха- рак- тера и учре ж- дени й банк а

Гродненск ая 14,8 17,6 11,5 25,4 2,1 1,5 0,8 0,3 1,7 13,6 1,2

Минск 10,4 23,8 19,5 16,5 0,8 2,8 1,4 1,1 3,4 33,0 0,1

Минская 10,0 33,3 7,5 19,5 1,4 1,0 0,7 0,2 1,2 13,2 0,5

Могилевск ая 14,7 24,0 11,8 25,6 2,0 1,8 0,2 0,2 1,8 7,2 0,7

Важнейшим направлением развития сферы платных услуг является увеличение объемов реализации их новых видов, образующих так называемую инфраструктуру рыночного хозяйства (правовые, банковские, страховые, депозитарные, информационные, маркетинговые, консалтинговые и др.). Наряду с услугами транспорта и связи они не только удовлетворяют потребности населения, но и обеспечивают функционирование товарных рынков.

Платные услуги являются определенным социальным индикатором развития рыночных преобразований в социальной сфере. Наряду с показателями доходов, уровня цен, расходы населения на платные услуги отражают удовлетворение насущных потребностей людей, в частности, организации быта, в передвижении, жилище, высвечивают и «болевые» точки уровня жизни - наличие значительного количества населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, растущую дифференциацию населения по доходам, снижение покупательного спроса и ухудшение его качественных характеристик. В платных услугах находит отражение воздействие рыночных преобразований, в частности, усиление платности важнейших социальных услуг и его влияние на материальное положение людей.

Структура платных услуг существенным образом зависит от места проживания населения. Относительно высокий уровень развития рынка услуг в городской местности обеспечивает сравнительно большую долю расходов на услуги в бюджете городских жителей - 15 % против 10 % - в бюджете сельских жителей. Особенно заметна разница в пользовании такими видами услуг, как бытовыми, пассажирского транспорта, санаторнооздоровительными, физкультуры и спорта, страхования между жителями города и села, и эта дифференциация усиливается.

Анализ платежеспособного спроса населения Республики Беларусь на платные услуги свидетельствует о резкой дифференциации в их потреблении в зависимости от величины доходов, которая возрастает в потреблении платных услуг между низко- и высокооплачиваемыми группами населения. При этом наибольшая разница отмечается в оплате традиционно распространенных на отечественном рынке видов услуг (жилищнокоммунальных, бытовых услуг, пассажирского транспорта, а также услуг образования, получивших развитие в последние годы).

В структуре расходов на конечное потребление доля расходов на оплату услуг в Республике Беларусь за год выросла с 9,6 % в 2001 г. до 11,7 % в 2002 г., т. е. на 2,1 процентных пункта. В большинстве областях Республики Беларусь эта доля в 2002

году была ниже среднереспубликанской. В Брестском районе доля была на уровне среднего по республике и в Минской области - выше ее среднереспубликанского уровня (рис. 1).

14

12

10

8

6

4

2

11,7

11,1

10,6 10,5

13,4

9,1

10,7

<<?

¿У

Рис. 1. Доля расходов на оплату услуг в структуре денежных расходов населения в 2002 г., в % к итогу

Ценовой фактор по-прежнему остается одним из наиболее весомых, оказывающих сдерживающее влияние на формирование объемов услуг населению, и в будущем сохранится наблюдающаяся уже длительное время тенденция опережения роста цен на услуги по сравнению с товарами.

Увеличение доли расходов населения в покрытии издержек на услуги в связи с переносом границы между бесплатным и платным их предоставлением связано, в первую очередь, с такими социально значимыми видами услуг, как жилищно-коммунальные, медицинские и услуги образования. С 1993 по 2002 гг. доля услуг образовательной системы увеличилась почти вдвое, а доля медицинских услуг более чем вдвое. При этом услугами системы образования пользуются лишь определенные возрастные группы населения, принадлежащие к определенным социальным слоям, а в медицинском обслуживании нуждаются все без исключения, но платежеспособный спрос на этот вид услуг предъявляют в основном представители высших доходных групп, поэтому его доля не превышает 4 %. Совокупное влияние сокращения дотаций и роста тарифов привело к увеличению доли расходов на жилищно-коммунальные услуга с 1,8 % в 1993 г. до 3,2 % в 2002 г., т. е. в 1,8 раза.

Влияние доходов как ресурсных ограничений на потребление услуг в сочетании с уровнем и динамикой тарифов в наиболее чистом виде проявляется в изменении доли таких видов услуг, как бытовые и транспортные, которые всегда были платными. Можно отметить, что удельный вес этих статей, самых больших по доле в общем объеме платных услуг, сократился, а вот доля расходов на обучение значительно возросла.

Само название платных услуг автоматически предполагает высокую эластичность их от доходов. Уровень доходов ограничивает реальное потребление услуг в большей степени, чем развитие потребностей или же отставание предложения от спроса.

Состояние рынка платных услуг во многом характеризуется распределением объема услуг, оказанных городскому и сельскому населению. Основная масса платных услуг оказывается в городе, в сельской местности наибольшее значение имеют бытовые услуги. На долю сельского населения приходится всего 22,3 % бытовых услуг от общего их количества по республике, что свидетельствует о низком уровне развития бытового

0

обслуживания на селе. Наиболее низкие показатели имеют сельское население Минской и Могилевской областей, где они составляют 7,3 и 11,3 %, соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Реализация бытовых услуг населению по областям (в процентах к итогу)

Сокращение разрыва между городской и сельской местностью в объемах потребления услуг бытового характера, их наборе и качестве должно быть достигнуто за счет наращивания объемов услуг сельским жителям более высокими темпами, чем городским. С этой целью, наряду с совершенствованием организации выездного обслуживания, требуется дальнейшее совершенствование внутрисистемных кооперированных связей, расширение в сельской местности сети комплексных приемных пунктов. На комплексных приемных пунктах следует предусмотреть оказание бытовых услуг по двум-трем отраслевым группам. Такая организация обслуживания предполагает освоение работниками сельской службы быта смежных профессий, повышение их квалификации, развитие практики предоставления бытовых услуг сельским жителям на дому.

Низкая адаптированность сельского населения к платным формам социальнокультурного обслуживания определяет необходимость более постепенного, по сравнению с городом, включения сферы бытового обслуживания села в рыночные отношения. Наряду с этим требуется ее приоритетная государственная поддержка, включая расширение и модернизацию материально-технической базы государственного сектора, а также стимулирование развития негосударственного - для обеспечения возможности выбора типа и форм обслуживания с учетом интересов рынка по уровню доходов групп сельского населения.

С целью улучшения сферы бытового обслуживания, 18 марта 2003 г. под № 362 вышло Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О дополнительных мерах по развитию бытового обслуживания населения сельской местности до 2006 г.». В нем изложены мероприятия по освобождению от уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость с направлением высвободившихся средств на развитие материально-технической базы и пополнение оборотных средств, по выделению на поддержку отрасли средств в сумме 4 млрд рублей для приобретения автотранспортных средств и 3 млрд рублей на техническое перевооружение прачечных и химчисток.

Реформирование экономики вызывает необходимость активизации новых функций управления региональных органов власти: демонополизации, поддержки малого бизнеса.

Необходимо создавать мощную и эффективно действующую сферу услуг, включающую повышение образовательного уровня, духовное развитие человека, укрепление его здоровья, предоставление возможности лучшего отдыха, расширение услуг торговли, улучшение всей системы обслуживания населения. Решить такую задачу без привлечения в указанные отрасли дополнительного персонала невозможно. Это также позволит трудоустроить часть людей, высвобождаемых с предприятий производственной сферы.

В развитых капиталистических странах в настоящее время на одного работающего в производственных отраслях приходится два-три работника в сфере услуг. У нас же ситуация совершенно иная - на каждого работающего в материальном производстве приходится всего 0,7 работника в сфере услуг. Это свидетельствует об огромных возможностях в перераспределении высвобождаемых работников с предприятий и организаций производственной сферы для различного рода услуг.

Список литературы

1. Платные услуги населению Республики Беларусь: Статистический сборник /Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь. - Мн., 2003.

Получено 27.04.2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.